Актуальность построения предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ГОС
Актуальность построения предметно — развивающей
среды в ДОУ в соответствии с ГОС
Андреева Т.В.,
старший воспитатель МДОУ №166
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В связи с введением Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015-2017 гг. были разработаны требования к условиям реализации Типовой программы, в том числе требования к предметно – развивающей среде (р.ІІІ п.3.3).Почему же именно к развивающей среде ДОУ предъявляются такие высокие требования? Ответ на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка-дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены Типовой программой «От рождения до школы». Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, способностью к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенностью в своих силах и открытостью внешнему миру. Поэтому развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в соответствии с возрастной спецификой его развития.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с
учетом ГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей,
интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы
каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная
среда становится основой для организации увлекательной, содержательной
жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности
ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что исследования предметной среды ведутся уже давно. Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, философов, экологов, психологов, и других специалистов. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Известный французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Само понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания, исследования в этой области были начаты значительно раньше. С выходом типового проекта построения детских садов (1932г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей («уголки», «зоны»). Научная разработка предметно-игрового оборудования началась с открытием НИИ дошкольного воспитания (1960 г.). Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий С. Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков (1968 г.). К Середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е В. Зворыгина и др.). Во второй половине 80-х годов была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой. В 90-х годах ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды в работах В.А. Петровского,
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда –это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. Однако среда в группах часто не соответствует интересам детей, не инициирует их на самостоятельный свободный выбор. Психологические основы построения развивающей предметной среды детства основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько) говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
С.Л. Новоселова утверждает, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом своего опыта. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к ограничению возможностей, а в дальнейшем — к депривации личности. Предметный мир детства — среда развития всех специфических видов деятельности.
Предметная развивающая среда — это:
-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
— это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно-пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются
несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического,
эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации
могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При
этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать
ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами
его внимания, а средством общения с взрослыми.
Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования.статья по теме
Доклад к педсовету
Актуальность создания благоприятной развивающей среды
дошкольного образования.
Подготовила: ст. воспитатель Криушенкова Е.В.
Одним из важных условий эффективной воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время. Это связанно с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который предъявляет определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна:
— обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и территории ДОУ, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
— обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;
— обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных и климатических условий, учет возрастных особенностей детей;
— быть насыщенной (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии со спецификой программы), трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей), полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды), вариативной (наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей, периодическая сменяемость материала), безопасной.
Само понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.
Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Поэтому крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания соответствующей развивающей среды и акцентировать их внимание на основных проблемах:
— диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
-создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
-подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
— обеспечение вариативности развивающей среды;
-обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
-организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде ДОУ.
На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей как детей, так и педагога. Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно-ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обоих сторон. Игровые потребности – это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов. Средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий, создающих максимальный комфорт для личности. Важно помнить о том, что данная диагностика должна носить целенаправленный, системный и комплексный характер. Полученные результаты позволят в соответствии с требованиями ФГОС ДО регулярно обновлять и изменять образовательную среду, обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений. Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что так же является одним из требований ФГОС ДО.
Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем идивидуализированная, поэтому моделируя образовательную среду, важно понимать с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет. Она должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой принадлежности и этнокультурной включенности, группы по интересам и т.д.
Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта, принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности, что предполагает предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь, социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны, общества, создания этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории ДОУ, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры. Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды – ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, с другой.
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
— уважение себя и других;
— уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
— естественность поведения и искренность;
— готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
— самостоятельность намерений и решений;
— эмпатийная позиция;
— ориентация на индивидуальные и социальные интересы.
Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОУ обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и исследуя содержание и формы общения людей. Таким образом, в игре ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и усваивает их.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условий» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей. В этих условиях важным становится учет индивидуальных способностей детей. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для апробации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребенка с точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной позиции. В качестве примера можно рассмотреть половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда ДОУ может строится с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении связанной с полом специфики развития. Девочки приобретают сложные вербальные умения на год раньше, чем мальчики, быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию, а для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией. У мальчиков более высокая исследовательская активность, которую надо ориентировать в среде. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения памяти мальчики сильны в долговременном хранении подробностей и мелочей. При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают громкий голос педагога. Тогда, как девочки хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием эмоциональных стрессов т.к не компетентны в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном пространстве. Игры мальчиков связаны с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. В целом у девочек лучше развита мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать пять направлений развития (образовательных областей) и образования детей:
— социально-коммуникативное;
— познавательное;
— речевое;
— художественно-эстетическое;
— физическое.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. В группах должна создаваться насыщенная многофункциональная среда, дающая возможность для организации различных видов игр с детьми, для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. Коробки с атрибутами для разных сюжетно-ролевых игр можно разместить на открытых полках. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, не перегруженным. При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки. Это позволяет создать вариативную, многофункциональную среду. Все игры и игрушки надо размещать так, чтобы воспитанники могли взять необходимое и так же легко убрать все на место после завершения игры. Так же важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.
Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, предпочтениями, возможностями и т.д.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени. Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установления такой связи между пространствами, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения. В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе. При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:
— возрастные этапы каждого этапа дошкольного детства;
— особенности развития игровой деятельности детей;
— скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
— особенности контингента детей группы;
— специфика педагогических задач в тот или иной период;
— особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы.
Насыщенность образовательной среды — характеристика двойственная. С одной, стороны она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть, как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль. Объективная насыщенность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Стандарт предусматривает возможность реализации различных образовательных и парциальных программ, направленных на развитие детей во всех видах деятельности. Таким образом, образовательная и парциальные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, что оказывает влияние на насыщенность образовательной среды.
Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, не испытывает враждебного воздействия. Социальные отношения, как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности. Во взаимодействии со взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
— отсутствие необоснованных запретов;
— последовательная система правил и взаимодействий;
— отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
— субъектное личностное общение с ребенком;
— предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности и выбора деятельности и форы активности;
— возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель.
— открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания;
— поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности;
-удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействии в среде.
Не маловажной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослым и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления, выполняют действия и проявляют эмоции. Педагог должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом. Для ДОУ должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. М.: ТЦ Сфера. 2013
- Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 8, 2014.