ПРОЕКТ «Игровое образовательное пространство в ДОУ»
Во-вторых, это игровая деятельность детей по интересам, желанию и выбору пространства, которая будет обеспечивать развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков, развивать творческие способности ребенка, так как она будет происходить по собственному «сценарию» ребенка. В процессе игры ребенок реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности, проложит собственный образовательный маршрут.
Это позиция повышения качества образовательного процесса за счет создания игрового пространства с учетом образовательных задач, предоставляющего ребенку возможность выбора вида деятельности, игр, игрушек и творческого партнера-взрослого. Осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в форме игры. Ребенку нужно не услышать информацию, а прожить, т.е. поиграть во что-то в сюжетно-ролевой игре, театрализованной игре, где ребенок образно участвует, перевоплощается в кого-то. Ребенку нужно решать какие-то задачи, поставленные перед ним в дидактической, развивающей игре, в игре с правилами.
Новизна проекта
— это построение новой педагогической формы образовательного процесса, вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми игр, материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей. Это определение компонентов и принципов проектирования игрового образовательного пространства, педагогической поддержки индивидуальной траектории образования, обеспечение личностной и социальной успешности каждого ребенка.
Компоненты игрового образовательного пространства МДОБУ «Медведевский детский сад № 4 «Ромашка»
— Освоение пространства, среды.
Проектирование моделей образовательных пространств внутри учреждения ориентированы на принципы сохранения жизни и здоровья ребенка и активной позиции ребенка. Содержательная насыщенность, трансформируемость, динамичность среды образовательного пространства будет приспособлена к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Среда обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Это игровое пространство, в котором будет осуществляться освоение ребенком предметного мира и мира отношений между людьми через игры и разнонаправленной деятельностью.
«Модель игровой образовательной среды в средней группе» (методическая разработка)
наталья зиновьева
«Модель игровой образовательной среды в средней группе» (методическая разработка)
Введение
1. Основная часть
1.1. Теоретическое обоснование выбора темы
1.2Практическая часть. Модель игровой образовательной среды в
средней группе
2. Заключение
3. Приложение
4. Список литературы
Введение
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не мо-жет быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предмет-ная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь от-рицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требова-ниям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организо-вывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыс-лить. За последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные из-менения. Наиболее явное: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, — недостаток времени.
Дошкольный возраст — оптимальный период для формирования лично-сти. Поэтому направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Все, что окружа-ет ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и соци-ального опыта.
Целью данной работы является разработка модели игровой образователь-ной среды в средней группе дошкольного учреждения.
Задачи : изучить новые подходы в организации предметно-развивающей сре-ды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников; организовать раз-вивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов; создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, само-стоятельной, творческой, художественной, театрализованной); содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.
Методы и последовательность нововведений, планируемые в ходе реализации проекта:
1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группе.
3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной програм-мы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Планируемые результаты реализации проекта :
-реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды,
-совершенствование игровой среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития,
-повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования игровой образовательной среды;-преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенно-стями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;
1.Основная часть
Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей и игровой среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отече-ственных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов.
1.1Теоретические основы проекта
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, раз-вивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у него более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Для выполнения этих задач РППС должна быть:содержательно-насыщенной ; трансформируемой ; полифункциональной ; доступной ; безопасной.
Предметно-пространственная развивающая среда организуется с учётом тре-бований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
При моделировании предметно-пространственной развивающей среды учиты-ваются следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. Принцип стабильности, динамичности;
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоцио-нального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. Принцип открытости – закрытости;
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться. К четырем годам у большинства детей ролевая игра становится основным видом деятельности. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как включается воображение и предметы становятся – заместителями, это позволяет полноценно использовать их в игровых действиях. Организуя предметную среду в групповом помещении для детей средней группы нужно помнить, что пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий. Организация жизни и воспитания детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Организация развивающей среды в средней группе должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
1.2Практическая часть
. Модель игровой образовательной среды в средней группе.
Учитывая выше сказанное предлагаю следующую модель игровой образова-тельной среды в средней группе, которая включает в себя следующие центры
Групповое пространство
(конструктивный)»
«Уголок информационно-образовательных технологий»
«Центр творческой активности»
«Музыкальный уголок»
Наполнение уголков представлено в приложении №1
Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном до-школьном образовательном учреждении.
Считаю, что представленную модель можно усовершенствовать за счет вклю-чения в образовательное пространство группы интерактивного оборудования. Например, интерактивный стол, интерактивная доска, набор игровых планше-тов или интерактивная песочница значительно расширили бы возможности включения детей в различные виды деятельности.
2. Заключение
Игровая образовательная среда играет большую роль в процессе развития по-знавательной активности и воспитания дошкольников. Оснащение воспита-тельно-образовательного процесса дошкольного учреждения формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня раз-вития детей и их деятельности. При решении задач воспитания и развития до-школьников, педагог должен опираться на взаимосвязь данных понятий: вос-питание, развитие, предметно — развивающая среда. Если предметно — про-странственная среда в которой действует ребёнок будет информативна, вариа-тивна, многофункциональна, соответствовать уровню психического развития ребёнка тогда будет наблюдаться и гармоничное, всестороннее развитие и воспитание детей дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятель-ности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем познавательную активность у детей.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активно-сти,является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний, социального опыта и познавательной активности.
Модель игровой образовательной среды группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, познавательной активности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Предложенная игровая образовательная среда обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулирует детей к развитию познавательных и художествен-но-эстетических способностей.
В групповом помещении создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Предметно-игровая среда в средней группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов. При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на мой взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выби-рает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения мате-риалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Предоставлено больше возможностей для самостоятельной деятельности, уе-динения, проявления двигательной активности и
3. Приложения.
Приложение №1 Наполнение уголков
Направление образовательной области
«Социально-коммуникативное»
Групповое пространство
Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими что в них посудка куклы. В центре закреплена полка с тема-тическими куклами (повар, стю-ардесса, врач, строитель, оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой дан-ной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке рас-положен макет кукольной комна-ты. По краю полки ажурная зана-веска в сочетании со скатертью на маленьком столике. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрос-лым и сверстниками
Задачи:
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, макет с разметкой улиц и до-рог. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, дидактические игры.
Задачи:
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
«Уголок ряженья и уединения»
Шкаф с тематическими костюма-ми, коробка с тряпочками. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребе-нок может прилечь на коврик отдохнуть).
«Уголок на-строения»
На стене «Автобус» с фотографиями детей, картинки солны-шек, выражающие разные эмоции. Макет пешеходного перех-да «Детям знать положено» с героями из мультфильмов.
Направление образовательной области
«Речевое развитие»
Полка, на ней книги с художественны-ми произведениями детских писате-лей, сказками, столик и два стульчика для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и ил-люстраций для установления после-довательности событий и т. д.
Задачи:
Овладение речью как средством общения и культуры
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Обогащение активного словаря
Развитие речевого творчества
«Центр театрализованных игр»
Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.
Направление образовательной области
«Познавательное развитие»
Данный центр содержит в себе раз-личные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими расте-ниями: палочки для рыхления, метал-лические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холод-ный период года мы с детьми разме-щаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картин-ками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма).
Задачи:
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках
Формирование первичных пред-ставлений о планете Земля как общем доме людей, о многообра-зии стран и народов
«Уголок опытно-экспериментальной деятельности»
В пластиковых контейнерах коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.
«Нравственно-патриотический уголок»
На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла, информация о тряпичных куклах,.
«Строительный» (конструктивный) центр»
Конструкторы различного вида круп-ные и мелкие (пластмассовые и дере-вянные). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающи-ми, что в них. Коробка с игрушками заместителями.
«Уголок информационно-образовательных технологий»
Мини-бук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.
Направление образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
«Центр творческой активности»
Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бума-га, картон, трафареты, тематические альбомы «Народные промыслы», краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.
Задачи:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понима-ния произведений искусства (музыкального, изобразительного)
Восприятие музыки, художествен-ной литературы, фольклора
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)
Становление эстетического отношения к окружающему миру
«Музыкальный уголок»
Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки, металлофон и т. д.). Подобрана картотека музыкаль-но-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, веселой музыки для зарядки.
Направление образовательной области
«Физическое развитие»
Спортивное оборудование: гимнасти-ческая лестница и кольца, маты, ска-калки, обручи, флажки, мячи, кегли, боулинг, разноцветные мешочки с кру-пой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с инфор-мацией, какие бывают виды спорта.
Задачи:
Развитие различных физических качеств
Правильное выполнение основ-ных движений
Овладение элементарными нор-мами и правилами здорового об-раза жизни
4. Список литературы.
1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском са-ду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с.
2. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекоменда-ции по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей пред-метной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Пав-лова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
3. https://ped-kopilka.ru/Блоги›…-sredy-v-doshkolnom…
4.https://dohcolonoc.ru/stati/8213-organizatsiya-razvivayushchej-predmetno-prostranstvennoj-sredy.html
5.https://vospitateljam.ru/proekt-igrovoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-v-dou-min-yllykchaannarym-kak-uslovie-samorealizacii-rebenka/