Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».
Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.
Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов ~ интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. Основным методом развития дошкольника является проблемно — поисковый, а основная форма его организации — игра. Форма работы для детей важнее, чем её содержание. Развитие познавательных способностей детей»
Ребенок по своей природе – исследователь, он постоянно вовлечен в исследовательский поиск. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение, рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий невозможно развитие любознательности, превращающейся позднее в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение — и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает! А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации — обучает прекрасно! Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов.
Подбирая развивающие игры для ребенка, помните, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?
Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать родители. То же самое эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др.
Память — это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Развитие познавательных способностей дошкольников противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с наглядно – образной памятью в дошкольный период возникает и развивается память словесно — логическая. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку.
Следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно. Читая и разучивая с ребёнком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Ребёнок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима. Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворения Майкова). Также можно заучивать отрывки стихотворений К.Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», С.Михалкова «А что у вас?», С.Маршака
«Пожар», «Багаж», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др. Обязательно читайте и постарайтесь запомнить отрывки из произведений К.Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Для пересказа можно использовать рассказы Е.Чарушина. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.
Организационная структура игрового познавательного занятия.
Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.
В основной части происходит решение поставленной задачи.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.
Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».
Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».
Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения. Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.
Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях можно активно использывать моделирование.
Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.
Нужно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес.
В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей — рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).
Каждый ребенок уникален и не повторим. Задача воспитателя — помочь ребёнку раскрыть
таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех -самый
лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в своих силах и в
самом себе. Ребенок рождается для успеха!
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Приложение
Игры для развития восприятия.
Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной
величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.
Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри.
Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить следующие задания:
Игра «СДЕЛАЙ ТАК»
По образцу построить такое же строение.
Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ».
Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».
На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.
Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.
Игры на развитие внимания.
Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»
Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить
ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
А также для развития слуховой памяти можно проводить игру: «10 СЛОВ» Ребенку зачитываются 10слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.
Становление мышления в дошкольном возрасте
Дети любознательны. Изучая окружающий мир, они отмечают его отличительные особенности, задаются вопросами, связанные с ним. Наблюдая причинно-следственные связи, они начинают со временем понимать, почему происходят те или иные события.
Основными видами мышления, функционирующие в периоде дошкольного детства, являются наглядно-действенное, словесно-логическое и образное.
Тест на внимательность и уровень мышления
Наглядно-действенное мышление используется для решения задач, которые выполняются с использованием предметов или орудий. Достигается четко определенный практический результат, причем чаще всего методом проб и ошибок. Тем не менее, по мере того, как задача усложняется, решить ее так становится невозможно.
Именно тогда у ребенка начинает развиваться образное мышление. Оно бывает необходимо в тех случаях, когда ситуация выходит несколько за пределы личного опыта ребенка. Тем не менее, выводы строятся еще на видимых глазу свойствах, и зачастую не подчиняются не только логике, но даже общим основаниям. И все же, именно на основе образного мышления строятся попытки квалификации, обобщения; ребенок учится проводить простейшие операции. образное мышление также во многом служит основой интуиции и опыта. Затем ребенок учится пользоваться схемами, усваивает соотношение размеров, форм и цветов. У него формируются зачатки логического мышления, позволяющие ему не только осуществлять решения задач, но и объяснять то, как это происходит.
Но перед тем, как это произойдет, ребенку нужно будет приобрести навык работы, как с реальными доступными предметами, так и их замещениями, либо символами, рисунками, просто названиями. У ребенка формируется понятийный аппарат, позволяющий решать возникающие задачи без использования предметов и замещающих их образов.
Упражнения на усвоение понятий
Усвоение понятий происходит в процессе целенаправленного обучения. На начальных этапах происходит работа с большим количеством наглядных пособий. К примеру, рассказывая о жизни зверей и птиц, необходимо обязательно иметь при себе картинки, иллюстрирующие разные стороны их жизни. А разучивая элементарные арифметические действия, лучше всего производить их с фишками или карточками. Затем необходимость в их использовании отпадет, и ребенок будет производить все действия самостоятельно в уме.
Хорошим показателем уровня сформированности у ребенка логического мышления является его умение находить и объяснять ошибки или нелепицы, а также его реакции на шутки.
Игры с песком и мелкими предметами очень помогают развитию мышления
Эти особенности также выдают интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению. Немаловажную роль играют также попытки ребенка осуществлять собственную познавательную активность, соединяя, разъединяя предметы, наблюдая за поведением людей или животных, смешивая вещества.
Способности дошкольников и их развитие
С раннего возраста у ребенка можно заметить самое первое проявление способностей. Он начинает показывать склонность к определенному виду деятельности. Выполняя ее, дошкольник испытывает радость и удовольствие. Чем больше он будет заниматься данным видом деятельности, тем больше ему будет хотеться это делать. В этой ситуации интересным становится не результат, а сам процесс.
Ребенку нравится не готовая картинка, а процесс рисования, не построенный домик, а сам ход построения. Максимально интенсивно и ярко развитие способностей начинает происходить с 3-4 лет. В период раннего детства закладываются общие предпосылки для их становления. Так, первые 3 года жизни человек занимается освоением основных движений и предметных действий, у него развивается активная речь.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Все достижения, характерные для раннего детства, продолжают свое развитие в дошкольном возрасте. Общие способности включены в две группы: познавательные и практические.
Формирование познавательных способностей состоит в становлении образных форм познания действительности. Они включают:
- Восприятие,
- Образная память,
- Наглядно-образное мышление,
- Воображение.
Центральную роль в структуре познавательных способностей играет способность создавать образы, которые отражают свойства предметов, их общее строение и соотношение базовых признаков (частей, ситуаций).