Цветоведение для детей
Всем взрослым хорошо известно, что мир наполнен множеством цветов и их оттенков, но маленькие дети детсадовского возраста даже не подозревают об этом разнообразии цветов до тех пор, пока им об этом не расскажут и не покажут.
Наука и техника изучения цветовых вариаций с ребенком, или же с начинающим художником называется цветоведением. Чтобы объяснить ребенку количество и названия цветов необходимо как следует подготовиться, для чего понадобиться запастись следующими подручными материалами:
- Цветной бумагой и карандашами;
- Красками;
- Цветными кубиками, или частями конструктора;
- Для того чтобы объяснить названия и количество цветов девочке можно попробовать купить разноцветные бантики, или заколки, мальчик вероятнее всего лучше усвоит цвета на примере машинок. При помощи игрушек занятия по изучению цветов с детьми получаться веселыми и интересными.
Цветоведение для детей. С чего начать
Изучать цветоведение с детьми следует начать с рассказа о том, что людей на протяжении всей их жизни окружают цвета, в качестве примера можно попросить ребенка назвать цвет одежды, которая на данный момент на них надета. Если ребенок справиться с этим заданием, необходимо продолжить рассказ и пояснить, что чистых цветов всего три, ими считаются желтый, красный и синий, остальные же цвета всего лишь производные от перечисленных.
Также можно воспользоваться бумагой и красками, смешать синий цвет с желтым, в результате чего получиться зеленый, который и необходимо наглядно продемонстрировать детям.
Продолжив урок необходимо назвать наиболее распространенные цвета, также рассказав детям о том, что больше всего цветов вмещает в себя радуга – целых 7, после чего следует попросить детей нарисовать радугу, воспользовавшись кисточками или же карандашами. Также радугу можно предложить составить из листиков цветной бумаги.
Обучение основам цветоведения самых маленьких детей можно начать с игры с машинками, кубиками, куклами, в процессе которой, каждый участник, получивший игрушку должен назвать как можно большее количество цветов, в которые она окрашена. Проводя подобные игры важно помнить, что все подсобные материалы, в том числе и игрушки должны быть предусмотрены для детей конкретного возраста, а также быть безопасными.
Задания по цветоведению для детей
Повторив с детьми названия цветов несколько раз, а также по возможности просмотрев дополнительно обучающие мультики, которые легко найти в интернете, воспитатель, или же родитель должен предложить малышам поработать с цветами самостоятельно, используя несколько приведенных ниже заданий по цветоведению для детей:
- Малыши, впервые столкнувшиеся с понятием цвета, могут раскрасить раскраску, в которой имеется наглядный пример того, как должен выглядеть рисунок;
- Дети от 5 и до 8 лет могут раскрасить эту же раскраску, но уже без примера, при условии того, что с ними было заранее обговорено то, почему тому, или иному предмету принадлежит определенный цвет.
- Также детям следует в обязательном порядке предложить попробовать себя в составлении собственных цветов при помощи кисточек и красок. Мама, или воспитатель может дать задание на получение оранжевого, сиреневого, розового и других цветов.
Небольшая схема смешивания цветов
Важно пояснить детям, что цвет красок зависит от того, как много воды они в них добавят, чем больше, тем светлее получится оттенок.
В дальнейшем предложите ребенку составить цветовой круг начиная с основных цветов постепенно добавляя новые цвета для более плавного перехода.
Закончить игру, или урок по изучению цветов можно с похвалы в адрес наиболее удачно выполненных заданий и рисунков.
Очень важно, чтобы изучение цветоведения проходило в непринужденной атмосфере, вполне возможно организовать преподавание основ цветоведения для детей на улице, где большое количество цветовых оттенков позволит более полно и доступно пояснить их значение и наименование детям.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила Анциферова Ия Юрьевна Педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад «Малышок» с. Александровское, Александровский р-он Томской обл. 2022 г.
Основная задача цвета — служить выразительности. Анри Матисс
Ежедневно ребенок открывает для себя что-то новое в окружающем его мире. Все, что увидел ребёнок, что взволновало его, он пытается отразить в своём творчестве. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
Начиная работу по этой теме, я задавалась вопросом: нужна ли детям дошкольного возраста теория цвета? Некоторые исследователи утверждают, что детей нельзя пичкать теориями, будь то закономерности построения композиции, пространственного построения или теория цвета. Мол, всему своё время. … Да, маленькие дети (до трёх лет) не задумываются над тем, когда рисуют, какой цвет использовать. Они просто «знают». Дети уверены, это должно быть только так и не иначе. Они интуитивно находят нужные цветовые сочетания. А может быть им нравится какой-нибудь цвет, потому что он яркий или по каким-нибудь другим причинам. А вот у детей постарше вырабатывается своего рода клише — они точно знают, что трава — зелёного цвета, солнце — жёлтое, небо — синее. Но ведь это далеко не так! И, чтобы ребёнок мог дальше развиваться, выйти из этого замкнутого круга, нужно ему показать, что существуют ещё цветосочетания — научить пользоваться краской, цветом. Вот с этим я и стараюсь знакомить детей на своих занятиях и вызвать у них желание рисовать многоцветные, интересные по цветовому решению картины. Детям доставляет огромное удовольствие смешивать краски между собой и смотреть, что из этого получается, они готовы бесконечно возиться с краской и палитрой. В рамках объединения по интересам «Акварелька» у детей есть такая возможность — экспериментировать с цветом. Но иногда, спонтанно смешивая цвета, они с огорчением видят у себя на палитре серо-коричневую грязь. В чём дело? Я вижу на их лицах разочарование, недоумение. Как так, брали красивые и чистые цвета, а получилась – грязь?!
Здесь самое время рассказать им о некоторых закономерностях, которые существует в цветовом мире.
Закономерность радуги.
Радуга это чудо природы. Радуга возникает из-за того, что каждая дождевая капля раскалывает попадающий солнечный свет, как призма в спектральные цвета, из которых состоит белый свет.
Мы все видели радугу но, чтобы запомнить последовательность расположения цветов, популярно такое выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», иными словами это длинное слово и есть описание радуги: — красный-оранжевый-жёлтый-зелёный-голубой-синий-фиолетовый.
В радуге чередуются три основных цвета: красный, жёлтый, синий. Между ними, при смешении, возникают промежуточные цвета: оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Цвета первого ряда, второго, третьего ряда…
Красный, жёлтый и синий в науке о цветоведении и среди художников называются основными, а также цветами первого ряда за то, что их невозможно получить при помощи смешения любых других цветов – их нам дала природа.
В цветовом круге красный и жёлтый образуют оранжевый, жёлтый и синий — зелёный, а синий и красный — фиолетовый. Это цвета второго ряда, условно называют ещё составными, то есть цвета, которые можно получить от смешения основных красок.
Цветами третьего ряда будут: красно-оранжевый цвет, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, зелёно-синий, сине-фиолетовый и фиолетово-красный.
Смешивая их между собой таким же образом дальше, можно получить бесконечное количество цветовых оттенков — хроматические цвета.
Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный – ахроматические.
Цветовой круг Иттена
Основные характеристики цвета:
- Название цвета — так называемый цветовой тон.
- Светлота – тон, который изменяется при добавлении белого или чёрного цветов.
- Насыщенность — чистота цвета, которая меняется при добавлении других цветов.
- Температура цвета – «тёплая» и «холодная» цветовая гамма.
Цветоведение — это наука об изучении цвета. Каждый ребёнок должен знать о разнообразии цветов и в этом им помогут их родители! Если музыкант не будет знать нот, он не сможет играть, так и художник — не сможет творить без цветовой грамоты.
Поиграйте с детьми:
— Сколько цветов ты видишь в этом помещении?
— Назови цвета своей одежды.
— Какие цвета ты видишь из окна?
— Какого цвета небо, а тени на снегу?
— Какого цвета машина проехала, а какого цвета крыша у дома?
— Игра «Тёплое/холодное»: сначала называете предметы (солнце/льдинка, огонь/мороженое и др.), а потом цвет (жёлтый, красный / синий, голубой, фиолетовый…)
Свет в окне
Научите своих детей замечать и различать цвета, самим смешивать их, создавать новые. Экспериментируйте с цветом вместе с вашими детьми, фантазируйте и у вас всё получится!
Следующая > |
Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками
Транскрипт
1 Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками Игры подобранные педагогами в рамках проектной деятельности по художественному-эстетическому развитию детей
2 «Чувство цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще.» К.Маркс
3 Все игры разделены на три серии: Игры для ознакомление дошкольников с основами цветовой грамоты; Игры по ознакомление дошкольников с живописью; Игры по ознакомлению дошкольников с декоративноприкладным творчеством русского народа.
4 Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с основами цветовой грамоты
5 «Варежки» Цель: знакомить детей с цветовым спектром.
6
7 «Уточним цвет предмета» Цель: упражнять в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета. (красный-оранжевый, красныйрозовый, розовый-сиреневый)
8
9 «Веселый паровозик» Цель: развивать логическое мышление, внимание, речи, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме. Разработала муз. рук. Смирнова Татьяна Александровна
10
11
12 «Собери гусеницу» Цель: Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
13
14 «Классики» Цель: воспитывать умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия «светлые»(цвета), «темные»(цвета).
15
16 «Цветное лото» Цель: умение различать холодные и теплые цвета.
17
18 «Составь букет» Цель: научить различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия.
19
20 «Цветик-семицветик» Цель: знакомство с классификацией цветов и оттенков
21
22 «Радужные цвета» Цель: развивать логическое мышление, внимание, речи, воображение, различать и называть разные оттенки одного цвета. Автор муз. рук. Смирнова Татьяна Александровна
23
24
25 «Кто где живет» Цель: познакомить детей с цветом, геометрическими формами и их названиями, развивать речь Автор воспитатель Мензулина Светлана Юрьевна
26 «Волшебные капельки» Цель: закрепление знаний о смешивании цветов, цветовом спектре, цветовом круге.
27 Дидактические игры «Художник допустил ошибку», «Подбери по цвету», «Путешествия цыпленка», «Найди лишнее по цвету»
28
29
30 Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью
31 «Составь натюрморт» Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах.
32 «Перспектива» Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, переднем и заднем плане.
33 «Назови цвет осени, лето..» Цель: закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому и ли иному времени года.
34 «Что рисовал художник?» Цель: Детям предлагается определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи они видят и выделить характерные черты росписи.
35
36 «Из чего состоит пейзаж» Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и цветовых особенностях и частях.
37 «Определи или найди жанр(портрет, пейзаж, натюрморт)» Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
38
39 «Волшебные линии» Цель: развитие воображение, творческих способностей.
40 Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством русского народа
41 «Из какой росписи птица» Цель: закрепить знания о декаротивноприкладном творчестве русского народа
42 «Составь узор» Цель: закрепление знаний о гжельской росписи ее колорите, составными элементами, учить располагать узор.
43 «Составь хохломской узор» Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации.
44 «Узнай элементы узора» Цель: уточнять и закреплять представление об основных элементах какой-либо росписи.
45
46 В результате нашей работы: Дети стали лучше различать холодные и теплые цвета; Узнают и различают близкие цвета; Различают оттенки одного цвета; Имеют представление о разных жанрах живописи, пейзаж, натюрморт, портрет; Имеют представления о русском народном творчестве; Значительно обогатился словарный запас слов.
47 Литература: Программа воспитания и обучения в детском саду «от рождения до школы». Под редакцией Веракса Комарова Т.С., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве» М.,Педагогическое общество России, 2002г. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., Просвещение, 1988г. Журнал «Цветной мир» г. Ресурсы интернет.
«Красный, жёлтый, голубой»: развиваем цветовосприятие у детей
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульварИ купили синий-синий,Презелёный, красный шар!
Сергей Михалков
Цвета – это волны, определяемые нашим глазом и мозгом и преобразованные в ощущения. Это носители информации, символы своеобразной знаковой системы. Способность определять и называть цвета и их оттенки, отделять цвет от предмета, окрашенного в него, дана только высокоорганизованному человеческому мозгу.
Детство — это яркие цвета: радуга, жёлтое солнце, зелёная трава, голубое небо, красный мяч. Детство — это половая идентификация в обществе и самоидентификация ребёнка: розовые и голубые коляски, шарики, комбинезончики. «Я не надену эти сапожки, они девчачьего цвета». «Хочу розовое платье, как у принцессы». А ещё «Какая красивая игрушка!» — потому что красочная, яркая.
Шар в цитате перед статьей «презелёный» — значит, насыщенного цвета. В одном предмете — шаре — ребёнок видит все базовые цвета спектра: синий, зелёный и красный (RGB: red, green, blue). Получается, что малыши понимают окружающий мир и его краски несколько иначе, чем взрослые.
Каждому возрасту и полу — свой цвет?
Восприятие цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка, его мозговой деятельности. Это не так просто – признать расцветку как свойство предмета, назвать её и узнать в другом предмете. Известно, что новорождённый примерно до полутора месяцев не различает цвета и формы окружающей среды. Он видит всё в чёрно-белой гамме и расплывчато.
Когда малышу исполняется сорок пять дней, мир для него меняется. Вблизи (около 30 см) он начинает видеть красное и жёлтое, тянется к погремушкам этих оттенков. Он видит только цветовое пятно — яркое, но нечёткое. При этом бывает, что не представляющая эстетической ценности игрушка странного цвета становится у него любимой. Полугодовалый малыш видит красивыми также синий и зелёный. К году интересным становится, например, фиолетовый или розовый. Все эти самые яркие из существующих цветов и их появление в жизни – огромное впечатление, поэтому дети чаще всего называют синий или красный, жёлтый или зелёный любимыми.
Двухлетний малыш способен различать основные цвета, в три-четыре года – с оттенками. В пять-семь лет нужно избавляться от шаблонов восприятия «трава зелёная, солнце жёлтое», развивая и углубляя знания об оттенках и, вместе с тем, о мироустройстве. Необходимо помочь ребёнку понять различия, например, между красным, оранжевым и жёлтым, а также объяснить и показать, какие цвета образуются при смешивании с другими.
Есть тона одних и тех же цветов. Доказано, что мальчики предпочитают более тёмные тона, девочки – более светлые. Кроме того, исследования показывают, что девочкам нравится розовый, нежно-голубой и фиолетовый, мальчикам – синий, зелёный, чёрный. Врождённая эта любовь или культурно обусловленная и навязанная – сложно сказать. Скорее всего, здесь играют роль оба фактора, ведь в живой природе петухи, павлины, селезни ярче окрашены, чтобы привлечь самку, которой эта яркость, очевидно, нравится. Так что дизайнеры и маркетологи по-своему правы, разграничивая цветовые предпочтения мальчиков и девочек и предлагая рынку разные варианты цвета одежды, игрушек, аксессуаров.
Цветовое развитие детей
Жанна Кириллова, детский психолог, о.
Цвет — одна из первоначальных характеристик, которую начинает различать ребёнок после рождения. В жизни маленького человека цвета — одно из самых богатых и уникальных украшений его жизни. Развитие цветовосприятия, знакомство с оттенками помогает малышу более полно и тонко воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь».
«Важно: помогая формированию цветовосприятия ребёнка, учитывайте ЕГО особенности восприятия цветовых оттенков, а не только стандартные рекомендации специалистов»
Более тёмные и более светлые оттенки одного цвета становятся ясны ребёнку после четырёх лет — так считает большинство исследователей. Другие говорят, что дети способны и раньше улавливать детали, если не перегружать их картину мира исключительно пестротой и называть оттенки цветов в игровой форме примерно с двух лет, проговаривать цвета окружающего мира. Эстеты могут попробовать даже обсуждать картины мастеров изобразительного искусства. Интересно, что самым сложным по восприятию для дошкольников оказывается голубой цвет, а простыми и любимыми – красный, зелёный, жёлтый и даже чёрный.
Различные цвета не только вызывают эмоции, но и способствуют развитию творческого начала. Наблюдение и выделение цвета – первый шаг к рисованию, даже у профессиональных художников, не то, что у малышей.
Считается, что определённо окрашенные предметы помогают или мешают сосредотачиваться. Красные игрушки облегчают запоминание, синие — развивают творчество. Поэтому психологи советуют обогащать опыт мальчиков и девочек в плане палитры, не ограничивать их, развивать полноценно.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!
Психолог Макс Люшер считал красный усиливающим волю, жёлтый – надежду, весёлость, оранжевый – активность, синий — придающим уверенность, спокойствие, зелёный – работоспособность. Получается, что зелёный хорош в рабочем пространстве и закрытых помещениях, чтобы не давать «давления», в отличие от красного. Сферу психики раскрывают фиолетовый, серый, коричневый, чёрный. Цвета и их оттенки способны даже корректировать поведение, если подобраны верно.
Любовь Тапкова, детский психолог, корректолог:
«Оттенки синего в интерьере, такие как глубокий фиолетовый и голубой, помогают детям сосредотачиваться, они нужны для сна, помогают гиперактивным малышам прийти в равновесие. Розовый должен быть мягкий, холодный, чтобы успокаивать, а не ярко-розовый, красноватый. Сложно подобрать правильный зелёный – лучше его оставить для игровых и рабочих зон. Коричневый, такой деревянный цвет, стабилен, но несколько угнетает. Вообще не надо увлекаться белым, чёрным и серым, я считаю, он может использоваться только в деталях. Эти цвета угнетают, наводят скуку, тоску, даже одиночество».
Как играть и как учиться
Отличный вариант сенсорного знакомства с цветами – пальчиковые краски. Ребёнок может рисовать ладонями, пальцами, стопами. Это так здорово для него – прощупать границы своего воображения, быть смелым и самостоятельным. Разложите старые обои или ватман прямо на полу или клеёнку и дайте свободу творчества. Страх ребёнка сделать это – вот сигнал для чутких родителей.
Жанна Кириллова, детский психолог:
«Способы обучения цвету: для младенца — это игрушки, для ребёнка постарше — комментарии близких о названии цветов и демонстрация примеров. Затем соотношение цвет-предмет (травка зелёная, снежок белый), подбор такого же цвета (найди два одинаковых шарика), различие цветов (какой предмет отличается от других по цвету), затем выбор по образцу и собственно названия цветов. Обучение важно в любом возрасте, сначала оно минимальное, но оно тоже важно. Развитие цветовосприятия, знакомство с цветами помогает малышу более полно и детально воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь»
.
Мария Монтессори много пишет о развитии цветовых ощущений. Существуют карточки с цветом на одной стороне, с надписью, что за цвет – на другой. Их много, около 100 штук. Интересно придумывать свои расцветки, это очень развивает – из разряда «презелёный красный шар».
В какие ещё игры поиграть? Нарезать цветных кружочков нескольких цветов. Постепенно добавляя новые цвета, попросить ребёнка разложить по группам. Можно также изменять размеры кружочков.
Любимой игрой может стать сортировка бусин по цветам, из них же делаем украшения для себя, мамы или куклы.
Сортируем также машинки, кукол по цветам. Или, расставляя на столе базовый набор игрушек, раздаём им соответствующие цветные палочки.
Если что-то не так
Дальтонизм – это цветовая слепота, невозможность отличать, чаще всего, зелёный и красный цвета. В большинстве случаев это наследственная особенность, практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну. Но при этом люди, которые с трудом отличают красный и зелёный или не отличают вовсе, могут видеть множество других тонкостей, например, оттенки цвета хаки, одинаковые для людей с обычным зрением. Бывает, что дальтонизм с возрастом прогрессирует, и человеку становится сложно различать синий и жёлтый. Самая тяжёлая и редкая форма болезни – полное отсутствие цветного зрения.
Дальтонизм в обычном виде не так страшен, дальтоники легко получают права практически в любой стране мира. Только несколько профессий закрыты для них, например, водитель поезда, в остальном же они живут полноценной жизнью и работают без ограничений почти в любой сфере.
Разноцветное детство
Вот ведь интересно, такая заурядная мелочь – цвета и краски, но именно они создают лучшие впечатления детства и жизни: яркий осенний листопад, светящийся от белизны снег и зелёная елка с красочными огоньками, свежая весенняя зелень, глубокое синее море, разноцветные оттенки заката и фантастическая радуга. Красивая кукла или машинка запомнятся на всю жизнь, потому что самые яркие. Прекрасное белое платье снежинки, почти как у невесты, строгий чёрный костюм первоклашки – всё это демонстрирует ребёнку мир, особенности культуры. Цвет – это важно. Пусть детство будет разноцветным и насыщенным, а значит, счастливым.
Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!
Проект «Формирование знаний основ цветоведения у дошкольников»
- 31 марта 2014
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Предлагаю вашему вниманию проект: «Разработка и реализация системы формирования знаний основ цветоведения у дошкольников средствами изобразительной деятельности».Цвет в изобразительной деятельности является важным выразительным средством. Изучение основ цветоведения расширяет возможности ребенка воспринимать различные явления, повышает выразительные возможности детского рисунка, влияет на развитие его творческого потенциала.
Актуальность. Формирование знаний основ цветоведения — одна из педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Задача педагога помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии окружающего мира, развить способность восприятия цветовых оттенков, познакомить с выразительными возможностями цвета. Недостаточное внимание педагогов к формированию знаний основ цветоведения, развитию восприятия цвета является одним из факторов возникновения проблем существенно влияющих на возможность ребенка воплотить свои творческие замыслы и угасанию интереса ребенка к изобразительному творчеству.
Предмет исследования: система организации и проведения работы по формированию знаний основ цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников.
Гипотеза: разработка и реализация системы организации и проведения работы по формированию знаний основ цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников, будет способствовать развитию у детей цветового восприятия, знания основ цветовой грамоты, умения работать с цветом.
Цель проекта: разработка и реализация программы формирования знаний основ цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования знаний основ цветоведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование необходимости разработки и реализации системы формирования основ цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников.
2. Определить направления деятельности педагога по разработке и реализации системы формирования знаний основ цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников, и ее применение в образовательном процессе.
3. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации работы по формированию основ цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников.
Этапы проекта:
1. Изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме.
2. Изучение опыта работы педагогов по данной проблеме.
3. Разработка и реализация программы формирования знаний основ цветоведения средствами изобразительной деятельности.
4. Разработка диагностических материалов, проведение диагностических исследований.
5. Определение эффективности использования, системы формирования знаний основ цветоведения у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Приложение 1.
Приложение 2.
Автор: Богачева Марина Вадимовна, педагог дополнительного образования, I квалификационная категория. Стаж работы: 25 лет. МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №56 г.Томска.
Дидактические игры и упражнения по цветоведению
Автор
: Безрук Екатерина Леонидовна
Должность
: воспитатель
Учебное заведение
: МАОУ «СОШ» с. Серегово
Населенный пункт:
п.Ляли
Дидактические игры и упражнения по цветоведению.
Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»
Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку — сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот — снизу вверх — фиолетовая, оранжевая… Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?
Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»
Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол — две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.
Дидактическая игра «Что нам стоит дом достроить!»
Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.
Дидактическая игра «Пестрый клоун»
Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.