Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.
Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.
Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.
Развитие словарного запаса дошкольника
Нормой в возрасте до полутора лет считается запас в полсотни слов, к пяти годам малыш должен оперировать двумя тысячами и более. На первых порах речь ребенка обогащается теми понятиями, которые он слышит от взрослых. Развитие словарного запаса дошкольника происходит за счет общения в семье, среди сверстников. Но отдавать формирование речи на откуп среде не стоит – лексикон развивается чтением, развивающими играми, постоянными открытиями, которые совершает малыш с помощью взрослого. Развивать запас можно с помощью игр, упражнений. Уже с первого года жизни ребенка нужно заниматься обогащением его речи, это спасет от возможных задержек и неудач в школьном обучении и в общении со сверстниками.
Беседы
С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:
- ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
- малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
- ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).
Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.
Чтение художественной литературы
Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.
Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.
Активный и пассивный словарный запас
Выделяют активный и пассивный словарный запас. Первый – это тот набор слов, которым изо дня в день пользуется ребенок, употреблять который ему удобнее, привычнее всего. Его применяют в письменной и устной речи. Пассивный запас – это те слова и понятия, которые ребенок встречал в книгах и слышал, но употребляет крайне редко. К ним относятся, в том числе, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствованные иностранные слова.
Пополнение этих запасов происходит в течение всей жизни человека, в каждом возрасте проявляются свои особенности формирования словарного запаса. До шести лет активный и пассивный запасы еще довольно размытое понятие – речь обогащается новыми словами, многие из новинок становятся привычными. С возрастом же пассивный запас становится значительно больше активного. Только умение пользоваться своими знаниями делает ребенка, а позже и взрослого, обладателем настоящего языкового богатства. Что помогает ребенку активизировать словарный запас:
- Наблюдательность
- Общение с ровесниками, со взрослыми
- Заимствования
- Чтение, анализ прочитанного
Зачастую ребенок знает много слов, но стесняется употреблять их, или не находит нужного момента, и слова лежат мертвым грузом. Чтобы этого не случилось, нужно переводить слова из пассивного лексикона в активный, объясняя их значения, придумывая ситуацию для их употребления, то есть, произношением дать им самостоятельную жизнь в речи малыша. Можно подобрать примеры из литературы.
Приемы словарной работы
Методика развития словаря детей дошкольного возраста, предусматривает использование разнообразных приемов, каждый из которых направлен на оказание детям помощи в выделении нужного слова в речи, понимании его значение и места употребления в собственной разговорной речи. В рамках одного метода может быть использовано одновременно несколько приемов.
Основные приемы развития словаря детей дошкольного возраста:
- Называние слова воспитателем – используется в качестве образца произношения нового или трудного слова. Задача воспитателя заключается в том, чтобы произнести слово четко и понятно для всех воспитанников.
- Показ объекта – используется в том случае, когда новое слово сложно для понимания лишь одним объяснением. Например, объясняя слово «духовка» воспитатель может использовать игрушечную плиту или картинку.
- Толкование – используется при ознакомлении детей с иностранным словом или мало знакомым. Например, аквариум – это стеклянный ящик, в котором живут рыбки.
- Включение слов в предложение – применяется в том случае, если понимание нового слова будет лучше в рамках конкретного контекста.
- Повторение – используется для лучшего запоминания слова. Повторение должно быть неоднократным как во время учебного занятия, так и в течение дня.
- Объяснение этимологии слова – применяется в старших группах, используется для усиления объяснения, развития любознательности и чуткости к языку.
- Вопрос – прием, используемый для активизации словаря, подразумевает обращение воспитателя к детям, при этом задаваемый вопрос может быть как прямым, так и подсказывающим.
Замечание 2
Все приемы, могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности в рамках определенного метода. Кроме того, приемы могут применяться при проведении дидактических игры и занятий по ознакомлению с окружающим миром. Необходимо только учитывать их доступность детям.
Пополнения словаря ребенка различными видами частей речи
В период от года до трех ребенок запоминает следующее:
- как зовут близких;
- как называются игрушки;
- как обозначаются бытовые предметы (еда, посуда, гигиенические принадлежности и др.)
- природные явления;
- времена года;
- легкие названия растений и животных
Лексикон ребенка в этом возрасте еще не пополнен словами, позволяющими внятно выразить оценку или эмоции.
К четырем-пяти годам речь малыша уже наполнена бОльшим объемом слов, он совершенно иначе оперирует понятиями, уже усвоенными. Что запоминает дошкольник в это время:
- Обозначение чувств (печальный, счастливый, сердитый и пр.)
- Качественные характеристики предметов (низкий, холодный, легкий и др.)
- Как верно создать уменьшительно-ласкательную форму слова (сыночек, папочка)
- Однокоренные слова: (грач-грачонок; кот-котенок-котейка)
К пяти-шестилетнему возрасту дошкольник уже, как правило, усвоил около трех тысяч и более слов, он знает следующее:
- Обозначение времени – дни, недели, часы, минуты и пр.
- Обозначение пространства – право, лево, вбок и пр.
- Простые и сложные числительные
- Название народов, стран, обозначение общественных явлений – труд, государство и пр.
Быстрее всего ребенок увеличивает запас глаголов и существительных, медленнее – прилагательных. Поскольку именно эта часть речи придает разговору образность и насыщает его, взрослые должны уделять внимание описательным и качественным характеристикам предметов и явлений.
Наблюдение с комментариями
С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:
- Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
- Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
- Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
- Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
- С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Расширение словарного запаса с помощью игр и заданий
Как работает механизм обогащения лексикона ребенка? Малыш сначала слышит слово, затем понимает, что оно означает, запоминает и только потом начинает применять его на практике. На этой схеме построены почти все игры и задания для пополнения словарного запаса малыша.
«Проводник». Игра строится на доверии взрослого к ребенку. Спутник просит малыша побыть его сопровождающим. Он закрывает глаза и позволяет малышу рассказать обо всем увиденном на прогулке или дома. Ребенку при этом напоминают, что нужно максимально подробно и точно описать все, что он видит вокруг. Дополнительным условием может стать просьба не употреблять одни и те же слова.
«Игра в мяч». Такие упражнения развивают словарный запас и логику, обобщают знания в области лексических групп. Например, ведущий кидает мяч, при этом каждый поймавший должен назвать новое животное. Тот, кто не смог этого сделать – выбывает из игры. Такую же игру можно устроить с названиями фруктов, растений, овощей и пр.
Вариант этого же задания «кто где живет?». Ведущий бросает мяч, спрашивая: «Кто живет в океане?», «Кто живет на дереве?», «Кто живет в лесу?». Дети отвечают по очереди, придумывая все новых обитателей вышеназванных мест. Такое упражнение помогает расширению словарного запаса и развитию знаний об окружающей среде.
«Большой – маленький». В данном упражнении дошкольник формирует слова с уменьшительно-ласкательным значением. Ведущий произносит «мама», ребенок отвечает «мамочка»; ведущий бросает мяч, произнося «стол», ребенок бросает обратно, говоря «столик» и так далее. Это не самое простое задание, поэтому малышам дается время подумать над ответами.
Вариант игры с мячом «Съедобное-несъедобное». Ведущий называет то, что можно есть, дети – то, что нельзя, и наоборот.
«Посылка». Каждый игрок получает устную «посылку» (по секрету ведущий сообщает ему одному, что в ней лежит). Участники описывают свою посылку так, чтобы другие догадались, что в ней
«Аналогии». Дети учатся выводить «словарные формулы». На бумаге пишется: «кошка – животное, воробей-?» Задача ребенка – отнести слово к определенной тематической группе.
«Закончи предложение». Взрослый говорит фразу, но не заканчивает ее, а ребенок придумывает финал. Например: «Кот запрыгнул на стол, и….»; «Катя проснулась, подошла к окну и увидела…». Чем старше ребенок, тем разнообразнее будут истории. Из таких предложение можно сочинить вместе с малышом целую сказку.
Инновационные логопедические технологии: синквейн
«Найди предмет». Взрослый загадывает букву, малыш находит предметы, которые с нее начинаются.
«Подбери слово». Взрослый называет прилагательное, а ребенок ищет к нему существительное. Например, твердым может быть стол и хлеб. Мягким – одеяло и кот. Затем правила меняются. Ведущий говорит существительное, участник подбирает прилагательное. Сахар – сладкий, рассыпчатый; снег – мокрый, холодный.
При выборе игр и заданий следует учитывать темперамент ребенка. Подвижным дошкольникам понравится игра в мяч, спокойным детям подойдет упражнение описательного характера, когда нужно анализировать явления, называть предметы и рассказывать об увиденном.
Эти и другие игры, которые можно придумать самостоятельно, не только пополнят речевой багаж малыша, но и повысят его самооценку, повеселят его. Большинство из таких заданий отнимают не более пятнадцати минут и могут быть проведены по дороге в сад, на прогулке, дома. Специалисты рекомендуют заканчивать игру прежде, чем сам ребенок попросит об этом. Тогда ему захочется продолжить ее и завтра, и через день.
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Галина Хлабыстина
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.
Ключевые слова: пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.
Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.
На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы:
— Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).
— Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.
— В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые словаделятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.
— В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения)
. Это особенно необходимо в
условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова,обозначающие:
• бытовой словарь — названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;
• природоведческий словарь — названия явлений неживой природы, растений, животных;
• обществоведческих словарь — родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;
• эмоционально-оценочная лексика — слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;
• слова, обозначающие время, пространство, количество.
В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов)
.
По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности,а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].
Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение словапутем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:
а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)
б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)
в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь)
.
Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И.Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].
Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова«.Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу.Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова«.Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова«. Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений.Вопросы педагога могут быть такими:
— Что делает котенок? (Запрещенные слова: играет, мяукает)
.Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.
Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.
К указанным форм работы можно добавить еще такие,как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.
Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду — воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.
С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.
Работа над изучением многозначности слов предусматривает: а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.
С этой целью можно рекомендовать следующую работу:
— Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.
— Подбор близких по смыслу слов (синонимов)
к каждому значению многозначного
слова: острый перец — горький, жгучий;
— Подбор слов противоположных по значению (антонимов)
: радостное событие — печальное событие.
Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словамиметодисты называют эффективными следующие:
— построение предложения с многозначными словами;
— рисование по теме многозначного слова;
— нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях — сказках, рассказах;
— сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].
С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера,как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.
Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника — признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.
Литература
1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К.: Рад. школа, 1990. — 212 c.
2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. — М.: Просвещение, 1995. — 144 c.
3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. — М., 1995.