Конспект и презентация познавательного занятия на тему «Космос»(1 класс).


Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.

Дедушкин рассказ о космосе.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Л. Емельянова Расскажите детям о космонавтике

К.Э. Циолковский

Константина Эдуардовича Циолковского называют отцом космонавтики. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство.

Страсть к изобретательству перешла к Константину от отца, человека образованного и предприимчивого. Как-то он придумал и соорудил молотилку, вместе с детьми строил модели домов и дворцов.

Константин много читал, самостоятельно изучил арифметику, с любопытством и пониманием освоил отцовские книги.

Прожив три года в Москве, Константин Эдуардович вернулся домой, где стал давать частные уроки по физике и математике неуспевающим ученикам. Вскоре Циолковского назначили на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

Первые мысли о завоевании космических высот возникли у Циолковского под влиянием произведений Жюля Верна. «Долго на ракету я смотрел, как и все: с точки зрения увеселений и маленьких применений. Не помню хорошо, как мне пришло в голову сделать вычисления, относящиеся к ракете».

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» появилась первая работа Константина Эдуардовича по теории полета ракет «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Год за годом Циолковский продолжал вести разработки ракетной техники. В 1914 году ученый представил очередной проект ракеты. В качестве топлива Циолковский предлагает использовать бензин и керосин.

Мечты о дальних полетах не покидали Циолковского. В 1920 году в Калуге вышла его книга «Вне Земли». В ней Константин Эдуардович описывает события далекого будущего – 2022 года. По его предположениям, в это время уже будут использоваться «составные пассажирские ракеты».

В своих работах Циолковский убеждал в преимуществах жизни человека в искусственных пространствах с устанавливаемой по желанию температурой в условиях невесомости. Он предлагал создавать кольца искусственных поселений на громадных орбитальных станциях, расположенных вокруг Солнца. Свои юношеские мечты и детские фантазии ученый старался подводить к научной основе.

Циолковский представлял такую ракету, которая будет «удаляться от Земли, блуждать между планетами, между звездами, посещать планеты, их спутники, кольца и другие небесные тела, возвращаться на Землю».

Многие расчеты Циолковского уже воплощены в жизнь. Возможно, в будущем найдут применение и другие его идеи.

С.П. Королев и первые ракеты

В 1921 году в Петрограде была основана опытно-конструкторская организация для разработки ракетных снарядов на бездымном порохе. Поворотным моментом в истории советской космонавтики стал 1929 год, когда будущий Генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв встретился с Циолковским. Его книги увлекли Королёва, который понял, что идеи калужского учителя намного опережают время. В 1931 году Королёв познакомился с изобретателем Фридрихом Цандером, который занимался созданием двигателей на жидком топливе. Ученые решили объединить свои усилия и в том же году основали в Москве Группу изучения реактивного движения (ГИРД). В июле 1932 года Королёв стал руководителем ГИРД. Через год в организацию пришел талантливый инженер Михаил Тихонравов.

17 августа 1933 года в подмосковном Нахабине была запущена первая советская ракета ГИРД-09 конструкции Тихонравова. За 10 секунд полета она достигла высоты 400 метров.

С. П. Королёв увлекался планерным спортом и в 1937 году разработал ракетный планер СК-9 на жидком топливе, который в беспилотном варианте участвовал во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле.

В августе 1946 года С.П. Королёв был назначен главным конструктором по созданию комплексов автоматически управляемых баллистических ракет. Изучив опыт немецких ракетостроителей, наши инженеры приступили к собственным разработкам. В 1948 году в СССР была испытана первая отечественная баллистическая ракета Р-1. Через год геофизическая ракета В-1 А подняла на высоту 100 километров исследовательские приборы. В последующие годы удалось довести груз, который была способна поднимать ракета, почти до двух тонн.

Одновременно в СССР и США началась подготовка программы по выводу на орбиту Земли первого искусственного спутника. Это был старт большой гонки за первенство в космическом пространстве. 7 января 1957 года С.П. Королёв отправил министру обороны Д.Ф. Устинову записку, в которой сообщал, что «…в Соединенных Штатах Америки ведется интенсивная подготовка к запуску искусственного спутника Земли. Наиболее известен проект под названием «Авангард» на базе трехступенчатой ракеты… Спутники представляют собой шаровидный контейнер диаметром 50 см и весом около 10 кг. В сентябре 1956 года США сделали попытку запустить на базе Патрик, штат Флорида, трехступенчатую ракету и на ней спутник, сохраняя это в секрете… По отдельным сведениям, имеющимся в печати, США готовятся в ближайшие месяцы к новым попыткам запуска искусственного спутника Земли, желая, очевидно, любой ценой добиться приоритета».

Первый спутник

В конструкторском бюро Королёва вовсю шла работа по созданию отечественного спутника. Инженеры торопились – хотелось обогнать американцев. По всем параметрам выходило, что советский спутник станет больше американского, значит, внутрь можно заложить больше научной аппаратуры. К тому времени СССР обладал более совершенными ракетами-носителями, чем США. А когда в августе 1957 года ТАСС передал сообщение, что создана межконтинентальная баллистическая ракета с возможностью «пуска в любой район земного шара», всему миру стало ясно, что намерения русских невероятно серьезны.

Ракета-носитель для вывода спутника на орбиту была готова. Инженеры именовали свое детище сокращенно «ПС», что можно было расшифровать и как «первый спутник», и как «простейший спутник». Внешне он выглядел как шарик с четырьмя усиками-антеннами.

Ракета с первым спутником стартовала 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени с космодрома Байконур. Сигналы искусственного спутника Земли «бип-бип-бип» услышали многие радиолюбители мира. Спутник совершил 1440 оборотов и прекратил существование 4 января 1958 года.

Полет советского спутника оказался шоком для американских разработчиков. Они не ожидали от СССР такой прыти. Их спутник «Авангард» пытались запустить еще в сентябре 1956 года. Но старт с авиабазы Патрик в штате Флорида закончился неудачно. В проектировании «Авангарда» не участвовали немецкие специалисты. Группа фон Брауна работала над созданием спутника «Эксплорер», который 1 февраля 1958 года вышел на земную орбиту. Но Советский Союз до этого срока успел запустить свой второй спутник – с собакой на борту.

Я смелая, отважная ракета, Готова я отправиться в полет. Последние мгновенья перед стартом. Вниманье! Приготовились! И взлет!

– Что там за родственник Луны, Племянник или внучек Мелькает между тучек? – Да это спутник! – Вот те раз! – Он спутник каждого из нас И в целом – всей Земли. Руками спутник сотворен, А после на ракете Доставлен в дали эти.

Ю. Яковлев

ЗАГАДКА

Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Животные в космосе

Прежде чем послать в космос человека, ученым необходимо было узнать о воздействии неблагоприятной среды на живой организм. В качестве подопытных были выбраны домашние животные, которые верой и правдой служили человечеству с давних времен.

Биологические эксперименты начались в Советском Союзе в 1949 году. Предстояло выяснить, как живые существа реагируют на непривычно большие перегрузки, сильный шум и другие факторы, которые возникают при полетах на ракете. Немаловажно было научиться контролировать эмоции животных. В СССР проводились запуски высотных геофизических ракет с животными на борту: кроликами, крысами и мышами. Руководителем экспериментов по полету животных на высотных ракетах стал В.И. Яздовский.

Кинокамеры, установленные в ракетах, фиксировали поведение мышей и крыс в состоянии невесомости. Животные перебирали лапами, из-за чего начинали вращаться и кувыркаться в воздухе. В ходе следующих полетов крысы приспособились к невесомости и даже научились перемещаться в пространстве.

После запуска первого искусственного спутника Земли С.П. Королёв поставил перед медиками задачу подготовить собаку для орбитального полета на втором спутнике.

3 ноября 1957 года с Байконура стартовала ракета, которая вывела на орбиту второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Система возвращения с орбиты еще не была до конца разработана, поэтому планировалось, что Лайка проведет в спутнике семь дней (на корабле был необходимый запас пищи), после чего собаку усыпят, открыв баллон с газом. Однако через пять часов после старта на спутнике отказала система охлаждения, и капсула с Лайкой нагрелась до критической температуры.

Первыми животными, благополучно вернувшимися из космического полета, стали собаки Белка и Стрелка. В августе 1960 года спутник с собаками на борту совершил 17 оборотов вокруг Земли и благополучно приземлился.

Белка и Стрелка сразу же стали знамениты. Их привезли в Москву, где они предстали перед высшим руководством страны. Щенка от Стрелки подарили жене президента США Жаклин Кеннеди.

США в своих исследованиях использовали обезьян шимпанзе. Самая известная из них, по имени Хэм, в 1961 году на ракете поднялась на высоту 253 километра, более 6 минут пробыв в невесомости.

И американские, и советские ученые перед полетом человека запускали в космос корабли с манекенами, которых усаживали в кресла космонавтов. Может быть, поэтому возникла легенда, что первый пилотируемый полет состоялся не 12 апреля 1961 года, а гораздо раньше.

Первый космонавт планеты

Он сказал: «Поехали!», Он взмахнул рукой, Словно вдоль по Питерской, Питерской Пронесся над Землей.

Н. Добронравов

В мае 1959 года среди летчиков-истребителей был объявлен набор в первую группу космонавтов.

Военные летчики по роду службы постоянно сталкивались со стрессовыми ситуациями, умели находить выход из трудных положений. Отсев был очень строгим. Кандидат в космонавты должен был обладать железным здоровьем. Кабины первых ракет были небольшими, поэтому рост космонавтов ограничивался 175 сантиметрами, а вес – 75 килограммами.

Первый отряд космонавтов состоял из 20 человек. После медицинских тестов, испытаний на тренажерах определилась шестерка кандидатов, из которых один должен был отправиться в космос первым.

К старту готовился новый корабль – «Восток», на котором «пассажиром» был манекен, Иван Иваныч, как звали его инженеры. Для проверки радиосвязи решили записать на магнитофон голос, который затем бы приняли с Земли. А чтобы американские станции не восприняли сигналы как знак того, что СССР вывел в космос человека, на пленку записали песню в исполнении хора Пятницкого. Никому же не придет в голову, что советский корабль стартовал с целым хором на борту!

С манекеном на корабле полетела собака Чернушка. Через полтора часа спускаемый аппарат приземлился. Вслед за этим полетом последовал последний проверочный, с собачкой Удачей-Звездочкой.

12 апреля с космодрома Байконур взлетел «Восток-1», который пилотировал старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин. Его дублером был Герман Титов.

Гагарин как нельзя лучше подходил на должность первого космонавта Земли – ему только исполнилось 27 лет, происходил из крестьянской семьи. Юрий окончил Чкаловское военное авиационное училище, служил в частях истребительной авиации Краснознаменного Северного флота.

Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли, пробыв в космосе 108 минут. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов.

В 10 часов 55 минут спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом, ведь он поистине стал небожителем.

Г.С. Титов

Первоначально планировалось, что второй космонавт планеты – Герман Степанович Титов – на корабле «Восток-2» совершит вокруг нашей планеты три витка. Но затем С.П. Королёв решил, что нужно рискнуть – Титов проведет в космосе целые сутки.

6 августа 1961 года «Восток-2» стартовал с космодрома Байконур. Полет продолжался более 25 часов. За это время корабль сделал 17 витков вокруг Земли, преодолев 700 тысяч километров.

Второй старт во многом отличался от полета Юрия Гагарина. На «Востоке» впервые была установлена научная аппаратура. Г.С. Титов был первым, кто провел испытания системы ручного управления космическим кораблем, осуществлял маневрирование, выполнил ряд других экспериментов.

В космосе не все складывалось благополучно. На протяжении первых двух-трех витков Титов общался по радио с Землей, рассказывая о том, что он видит в иллюминаторе. Он не был пристегнут к креслу и свободно парил в корабле. Как оказалось впоследствии, это сыграло с космонавтом злую шутку – его начало укачивать.

Чтобы успокоить Германа, на связь с ним вышел его друг – будущий космонавт Павел Попович. Посоветовавшись с врачами, он порекомендовал Титову привязаться к креслу, не смотреть в иллюминатор и попытаться немного подремать.

Это помогло – к Титову снова вернулись бодрость и присутствие духа. Благодаря этому опыту врачи смогли внести в подготовку будущих космонавтов специальные тренировки по укреплению вестибулярного аппарата.

После полета Герман Титов сказал: «Я видел ее, нашу Землю, видел всю. Она прекрасна, но она действительно мала. Если глядеть на нее из космоса. И, вспоминая Землю такой, какой я видел ее оттуда… я вдруг всем своим существом понял, как должны мы ее беречь».

Во время полета Титов фотографировал прекрасные виды Земли из космоса. А еще Герман Степанович стал самым молодым космонавтом Земли – на момент полета ему не исполнилось и 26 лет.

Не попросив подмог ни кого, Сама, восстав из пепла войн и праха, Моя страна, не знающая страха. Шлет ныне в космос сына своего.

Мы помним все. Ничто не позабыто. Но мы за мир: всерьез! Для всех! Навек! И, выведен на мирную орбиту, С природой в бой идет наш человек.

К. Симонов

Первая женщина-космонавт

Первой женщиной, совершившей космический полет, стала Валентина Владимировна Терешкова. Уже через год после первого полета человека в космос С.П. Королёв решил запустить корабль с женщиной на борту. В марте 1962 года начался отбор кандидатов. К девушкам предъявлялись следующие требования: они должны были быть не старше 30 лет, выше 170 сантиметров и весить не более 70 килограммов.

Сотни девушек желали полететь в космос. Но отобрали только пятерых. В Центре подготовки космонавтов к полету готовились Валентина Терешкова, Жанна Ёркина, Ирина Соловьёва, Валентина Пономарёва и Татьяна Кузнецова.

Программа подготовки к полету женщин по сложности ни в чем не уступала мужской. Выдерживать нагрузки хрупким девушкам было непросто. Одним из самых ужасных испытаний оказалась сурдокамера. В специальной комнате в полной темноте и тишине каждой девушке предстояло провести по 10 суток.

Еще один этап отбора – термокамера. Девушек одевали в летные комбинезоны, меховые шапки и сапоги и сажали в эту камеру, температуру поднимали все выше и выше, до 80 градусов при влажности 30 %. Кроме того, регулярные тренировки в кабине космического корабля на тренажерах, полеты на самолетах, прыжки с парашютом в скафандре… Параллельно с тренировками шли медицинские эксперименты, подгонка скафандров и т. д.

После длительных и изнурительных тренировок из всех кандидатов выбрали Валентину Терешкову. Конечно, она испытала большую радость, но одновременно понимала, какая это огромная ответственность и риск.

Родные Терешковой узнали о ее полете по радио. Валентина сказала, что уезжает на соревнования парашютистов – вот такая тогда была секретность!

Старт прошел успешно. «Эй! Небо, сними шляпу!» – произнесла Терешкова перед полетом. 16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут по московскому времени космический корабль «Восток-6», пилотируемый первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой, был выведен на земную орбиту. Ее напарником на орбите был Валерий Быковский, управлявший «Востоком-5».

«Я – «Чайка». Полет проходит нормально», – докладывала на Землю Терешкова.

Валентина стойко перенесла все неудобства космического полета, пробыв на орбите почти трое суток. «Чайка» облетела вокруг Земли 48 раз и благополучно приземлилась в Алтайском крае. Терешкова на своем опыте доказала, что на космических кораблях могут летать и женщины.

Первый космонавт в открытом космосе

На смену «Востокам» пришел новый корабль «Восход», вмещавший трех космонавтов. 18 марта 1965 года в космос отправился «Восход-2» с экипажем в составе командира Павла Ивановича Беляева и космонавта-исследователя Алексея Архиповича Леонова. Во время этого полета человек впервые должен был выйти в открытый космос.

На втором витке «Восхода» Леонов покинул кабину через шлюзовую камеру. Он отплыл от корабля на пять метров, удерживаемый тросом. Леонов включил кинокамеру и несколько минут снимал корабль и плывущую под ним Землю. Всего Леонов пробыл в открытом космосе больше 12 минут.

По возвращении на «Восход» произошло непредвиденное: Леонов застрял в люке. По инструкции он заходил в шлюзовую камеру ногами вперед. Но в космическом вакууме скафандр раздулся. Кое-как Леонову все же удалось высвободиться и войти в шлюзовую камеру. А на корабле между тем неожиданно упало давление и одновременно возросло содержание кислорода. Достаточно было одной искры, и все бы мгновенно вспыхнуло.

С Земли поступила команда садиться. Однако не сработали тормозные двигатели. Пришлось сходить с орбиты вручную. Корабль стало закручивать, нарушилась ориентация в пространстве. Вместо расчетной точки приземления в казахстанских степях спускаемый аппарат упал на Урале в заснеженную тайгу. Космонавты ждали двое суток, пока на лыжах к ним не прибыла спасательная команда. Чтобы вблизи спускаемого аппарата смог сесть вертолет, спасателям пришлось рубить лес.

В 1975 году Алексей Леонов принял участие в проекте «Союз-Аполлон». Это был первый международный пилотируемый космический полет.

Космический корабль «Аполлон» был почти идентичен тому, который доставил американцев на Луну. «Союз-19» представлял собой серийный корабль, используемый для полетов с 1967 года.

В экипаж «Аполлона» вошли астронавты Томас Стаффорд, Вене Бранд и Дональд Слейтон. На «Союзе-19» летели Алексей Леонов и Валерий Кубасов.

15 июля «Аполлон» стартовал с мыса Канаверал. На орбите его ожидал корабль «Союз». Приблизительно через 45 часов после взлета «Аполлон» пристыковался к «Союзу».

Экипажи кораблей провели разнообразные эксперименты – занимались плавкой металлов и выращиванием грибков. «Аполлон» отошел от «Союза» и закрыл корпусом Солнце. Советские космонавты сфотографировали солнечную корону. После этого корабли вновь состыковались.

После разделения «Аполлон» оставался на орбите еще шесть дней, в то время как «Союз» возвратился на Землю.

Луноход

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат – советский зонд «Луна-1». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.

«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты – луноходы, которые управлялись с Земли по радио.

Первые испытания лунного вездехода начались в октябре 1967 года. Первоначально конструкторы разработали системы на гусеницах и на колесах – восьми и четырех. В итоге инженеры остановились на колесном варианте. В каждом колесе имелся свой двигатель, и, если бы даже несколько вышли из строя, луноход все равно продолжал бы двигаться дальше.

Полевые испытания вездехода на Земле проходили в условиях, которые были приближены к лунным. Часть экспериментов проводилась в салоне летящего самолета. Его траекторию разработали так, чтобы во время полета сила тяжести на его борту была как на Луне. В самолете оборудовали участок «лунной» поверхности, насыпали грунт – инженеры испытывали, как будут «вести» себя колеса аппарата.

Специалисты должны были предусмотреть любые мелочи, ведь луноходы управлялись по радио с Земли. Рядом с ними не было механика, который смог бы починить неисправность.

Температура на поверхности Луны достигала – 150 °C ночью и +120 °C днем. На крышке приборного отсека располагалась солнечная батарея, которая «добывала» для «Лунохода» энергию. Крышка могла поворачиваться под разными углами для точного ориентирования на Солнце. В передней части «Лунохода» были установлены телекамеры для управления и фотографирования лунной поверхности.

17 ноября 1970 года «Луноход-1» проложил в районе Моря Дождей первую в истории человечества «космическую колею» на другом небесном теле.

«Экипаж» лунного вездехода находился в Центре дальней космической связи в Крыму. Водитель наблюдал за показаниями телекамер, штурман прокладывал курс, два инженера следили за работой антенн.

«Луноход-1 проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев.

Заправлены в планшеты космические карты, И штурман уточняет в последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, споемте перед стартом, У нас еще в запасе четырнадцать минут.

Я верю, друзья, караваны ракет Помчат нас вперед от звезды до звезды. На пыльных тропинках далеких планет Останутся наши следы.

В. Войнович

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента ООО «ЛитРес».
Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1» Название работы: Фантастическая сказка «Космические спасатели» Описание: Вашему вниманию предлагается авторская сказка о космических просторах Вселенной.Создавая произведения, я стараюсь писать в разных тематических направлениях. Фантастическая сказка расскажет о том, как герои попадают в будущее 3691 года и помогают землянам вернуться на свою планету. Сказочная история может быть полезной учителям литературы, педагогам — организаторам, классным руководителям школьного сообщества при подготовке и проведении театрализованных представлений ко Дню Космонавтики для детей школьного возраста. Цель: Развитие творческих способностей учащихся. Задачи: 1) учить детей воспринимать реальный и нереальный мир через призму воображения и фантазии; 2) прививать интерес к книге, желание сочинять добрые фантастические сказки; 3) развивать устную речь детей и актёрское мастерство.
Фантастическая сказка «Космические спасатели»

Это было обычное утро, которое предвещало совсем необычный день…На дворе стояло 21 августа 3691 года. Мне было 13 лет. Я училась в 7н классе и предполагала, что именно этот год будет самым несчастливым в моей жизни. И, к сожалению, я оказалась права. После водных процедур, как обычно, начала настраивать свой наручный телепорт, чтобы попасть в школу. Он был черный с оранжевыми полосками и с широким ремешком, разрисованным граффити такой же расцветки. Помимо телепорта в нем были часы, телевизор, сотовая голограмма, и еще много всякой новейшей техники. И вот я выбрала место назначения, нажала кнопку «пуск», и всё было бы хорошо, если бы не одно непредвиденное обстоятельство. Моя школа находилась на Гидронской улице, но вчера вечером эту улицу решили переименовать в Дремерскую, так как предыдущее название продержалось более 600 лет. Поэтому я телепортировалась на несуществующий объект, и меня просто выкинуло в МКЦ – межгалактическую космическую цивилизацию (за последние 1000 лет мы успели подружиться с некоторыми пришельцами). Я хотела вернуться обратно домой, но, как назло, мой телепорт разрядился из-за большого магнетизма. Оставалось только найти ронитов, зыдоков или людей, чтобы попросить у них помощи. Я пошла прямо по коридору и попала на развилку двух точно таких же. Долго блуждая в этом «космическом» лабиринте, я вдруг услышала осторожные шаги. Обнаружив это, я ускорилась. Шаги тоже стали чаще. За поворотом я увидела Серёжу. Он учился в 5м и, как выяснилось, тоже «попал не по тому адресу». — Привет! Что будем делать? – спросила я. — Сам не знаю, — ответил Серый. — Теперь нас хотя бы двое! Не так страшно будет. Нужно найти кого-нибудь. — Ясно, понятно! Но все до сих пор спят. Для них утро настанет только через 3 часа. — Это проблема. Тогда давай поищем что-нибудь съестное, я с утра ничего не ела. Мы пошли искать еду, и через полчаса бесполезного блуждания вернулись на то же самое место. — Надо было направо идти, – сказала я. — Ну, раз так, пошли, попытка не пытка, – ответил Серый. Направо виднелся голубой коридор с красными огоньками по краям. В его конце была какая-то дверь. Мы с лёгкостью открыли её, опустив красный рычаг. Там находилась кабина с двумя иллюминаторами и креслами, сенсорной панелью и суточным запасом еды. Позавтракав, мы хотели уже идти, но двери не открывались. Я стала нажимать на все кнопки, и тут кабина, в которой мы находились, отсоединилась от МКЦ и вышла в открытый космос. Стало понятно, что это аварийная «шлюпка». Как управлять ей, мы не знали, поэтому в панике начали искать всевозможные средства связи, чтобы сообщить кому-нибудь о нашей проблеме. Но, к сожалению, ничего, кроме разряженных наручных телепортов, у нас не было. Снаружи синим блеском отливали холодные звезды. Красная, желтая, оранжевая пыль носилась по всей Вселенной. Мы отчаялись и думали, что теперь будем летать в космосе вечно! И вдруг… — Что случилось!? В чём дело!? – громко закричал Серёжа. — Не знаю. Возможно, мы с чем — то столкнулись! Я успела заметить некую черную воронку в иллюминаторе, которая так быстро вращалась, что у меня даже голова закружилась. — Дыра! Чёрная! – прокричала я. Мы очнулись, лёжа на желтой земле. Над нами стояло красное солнце в зелёном небе. Дышать было необычайно легко, и чтобы набрать полные лёгкие воздуха, надо было сделать небольшой вдох. — Ну и где мы? – спросила я. — Как думаешь, здесь есть жизнь?- пробормотал Серый. — Это нужно проверить. — Пойдем вон к тому озеру, посмотрим, какая в нём вода? Если она пресная — это будет отлично! Тем более, воды мы в кабине нашли совсем немного. Вода была зеленовато-розового оттенка. На вкус она ничем не отличалась от обычной питьевой, кроме того, что была немного горьковата. Вскоре мы услышали какие — то звуки. Подошли ближе и увидели существ, очень похожих на людей. Кожа была практически такого же цвета, но с серо-голубым оттенком. -О, народ! – воскликнул Серёга. -Тише! Вдруг они злые!? Съедят ещё ненароком… Мы не сразу вышли из своего убежища, пересилив страх, прошли немного и сразу почувствовали на себе чьи-то пристальные цепкие взгляды. Нам стало неловко, тогда мы подняли руки и сказали: — Мы пришли с миром! Казалось, что нас не понимают, но попробовать стоило. Все «НЛО» (так я в шутку называла обитателей этой планеты) сразу окружили нас и отвели в какое — то здание. Оно было белое, с синими полосками и красной крышей. — Йад ми тсеоп, – сказал один из них. Сначала мы ничего не понимали, но потом до нас дошло, что это тот же русский язык, только «вверх тормашками». В сосуде, похожем на флягу, нам дали какую — то жидкость. Она была зелёной и очень похожей на манную кашу с большими комочками. — Фу, какая гадость!– сморщился Серый. На вкус она была похожа на огурец с киви и горохом, но нам пришлось съесть эту «адскую смесь», так как другой еды не было! — Мы по-е-ли. Ым ил-е-оп!!!-сказала я осторожно. Никто не отозвался. Мы вышли на улицу, там стояла такая же гробовая тишина. Вдруг из окна какого — то здания раздались крики: «Етидоху, сетьчярп еертсыб!!!» — Зачем нам прятаться!? – спросила я. И тут в небе появился странный космический корабль в виде огромного карандаша или ракеты. У нас заложило уши, страх прижал ступни ног к жёлтой земле! — О боже, что это!? — Бежим скорее, пока нас эта бандура не раздавила! Мы стремглав понеслись к тому зданию, из которого раздавались крики. Космолёт медленно приземлился, и из него один за другим начали выходить астракты. Потом мы долго смотрели, как они выводят землян в цепях и светящихся ручных телепортах. — Они же добрые! Как они могли?!! Нам стало понятно, что отпускать пленников никто не собирается. Астракты оказались хитрыми, злыми и беспощадными! Надо было действовать решительно и быстро! Командование я взяла на себя, Сергей хоть и был мальчишкой, но явно из робкого десятка. Заметив голограмму и телепорт, я тихонько добралась до них и незаметно спрятала под одеждой. Когда астракты отвлеклись на дозаправку своих организмов, мы с Серым потихоньку создали голограммы пленников, а настоящих землян переправили на корабль. Хорошо, что в школе нам преподавали гологистику и управление космическими кораблями разных модификаций. У меня была пятёрка, поэтому я легко справилась с управлением космолёта. Голограмма показала, что в 2016 году эти пришельцы уже прилетали на нашу планету и забрали две трети населения Земли. Почти 5 миллиардов человек! Нужно было положить этому конец! Мы резко подняли корабль ввысь и заблокировали доступы наших координат, перепрограммировав систему космолёта. После тяжёлых испытаний так приятно оказаться дома на нашей зелёной планете! Освобождённые земляне прошли обработку в барокамерах и горячо благодарили нас, своих космических спасателей! А мы радовались, что теперь никто из пришельцев не сможет забирать людей с Земли! Нас с Серым взяли в экспедицию на Марс-2, потому что на Марсе-1 уже вовсю кипела бурная марсианская жизнь. Но это уже совсем другая космическая история…

История освоения космоса: первые шаги, великие космонавты, запуск первого искусственного спутника. Космонавтика сегодня и завтра.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.

Солнце

Что рассказать:

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце. Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна “старая”, убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.

Земля

Что рассказать:

Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие Земли от других – наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел – “карликовые планеты”.

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездами.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты Назовет любой из нас: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс. Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмым идет по счету. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Выскажите предположения.

а) Как вы понимаете слова «естественный спутник Земли», «искусственный спутник»?

Естественный — значит природный, возникший сам по себе, от обычных причин. Это Луна, к созданию которой человечество не имеет никакого отношения.

Искусственный — созданный человеком, космический аппарат, запущенный в околоземное пространство, и двигающийся вокруг планеты по орбите.

б) На рисунке космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за «крылья»? Для чего они нужны?

Это её солнечные батареи.

Они улавливают солнечный свет и преобразуют его в электрический ток, который обогревает станцию и заставляет работать все её приборы.

Книги для детей на тему космоса

  1. “Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками”, С. Андреев;
  2. “Открываем космос”, Мортон Дженкинс;
  3. “Профессор Астрокот и его путешествие в космос”, Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
  4. “Космос”, Д. Костюков, З.Сурова;
  5. “Увлекательная астрономия”, Е.Качур;
  6. Серия “Твоя первая энциклопедия”, книга “Чудесная планета”, издательство “Махаон”;
  7. Серия “Самая первая энциклопедия”, книга “Планета Земля”, издательство “Росмэн”;
  8. “Моя первая книга о космосе”, К. Порцевский, М. Лукъянов;
  9. “Звезды и планеты. Энциклопедия для детей”, Э. Прати;
  10. “Необыкновенные приключения Пети в космосе”, А. Иванов, В. Мерзленко.

КОСМИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП

Астрономы всегда мечтали о хороших условиях для наблюдения за звездами. Они забирались высоко в горы, где чище атмосфера, строили большие телескопы, чтобы различить слабые звезды. Но лучшее место для изучения звездного неба — космос, в котором нет атмосферы. И в 1990 году на земную орбиту был выведен Космический телескоп Хаббла. Телескоп весил 12 тонн, диаметр его зеркала составил 2,5 метра. С помощью космического телескопа астрономы получили фотоснимки чрезвычайно высокого разрешения, недоступного земным телескопам. «Острота зрения» телескопа Хаббла такова, что он может увидеть небольшую муху с расстояния 10 километров. Космический телескоп помог открыть тысячи новых звезд, галактик и туманностей. Впервые была сфотографирована поверхность огромной звезды Бетельгейзе в созвездии Ориона. Результаты наблюдений телескопа действительно превзошли все возможные прогнозы. Он заглянул в глубины Вселенной, показал астрономам звезды, расположенные от нас на расстоянии многих миллиардов световых лет. Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно —

«Изучайте глубины Вселенной!»

(Тим Собакин)

Сегодня на земной орбите находятся десятки различных специализированных телескопов, каждый из которых исследует небесные объекты в особом диапазоне волн: «Коперник», «Астрон», «Ухуру», «Эйнштейн» и многие другие.

В июле 1999 года корабль «Колумбия» вывел на орбиту рентгеновский телескоп «Чандра», предназначенный для исследования космического излучения и загадочных «черных дыр».

Мультфильмы по теме

  1. Цикл мультфильмов “Дети и космос”;
  2. Развивающий мультфильм “Планета Земля”;
  3. Занимательные уроки Саакаянца “Астрономия для самых маленьких”;
  4. “Тайна третьей планеты”;
  5. “Незнайка на Луне”;
  6. “Мартышки в космосе”;
  7. “Свинка Пепа”, серия “Путешествие на Луну”;
  8. “Звездные собаки: Белка и стрелка”;
  9. “Белка и Стрелка: лунные приключения”;
  10. “Эгон и Дончи”;
  11. “Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса”;
  12. “Том и Джерри: Полет на Марс”;
  13. “Тайна красной планеты”;
  14. “Планета 51”;
  15. “Большое космическое приключение”;
  16. “Планета ветра”;
  17. “Мухнем на Луну”;
  18. “Валли”;
  19. “Планета сокровищ”;
  20. “Смешарики: пин-код сборник”.

Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Для детей от 5 до 8 лет

Книга известного педагога и популяризатора астрономии Ефрема Левитана знакомит детей с занимательной наукой — астрономией. Изложение материала в основном построено в форме увлекательных бесед героев: маленьких детишек и их папы, который рассказывает им истории о Гноме Кнопкине, который очень любит астрономию и хочет поделиться своими знаниями о Солнечной системе, фазах Луны и многом другом. Каждый раздел книжки сопровождается яркими иллюстрациями.

Отрывок из книги:

Однажды Папа сказал:

— Гном Кнопкин сообщил мне очень интересную новость!

— Какую? — закричали дети.

— Скоро вы увидите на небе три планеты: Венеру, Марс и Юпитер.

В один из вечеров Папа показал детям на звездном небе три светила. Они не мерцали, как звезды, а светили ровным светом: Марс красноватым, а Венера и Юпитер — ярко-белым. Они были даже ярче звезд.

— Папа, планеты ведь не звезды, значит, можно на них жить?

— Конечно, — сказал Папа. — Ведь ты живешь на планете Земля.

— И на других планетах живут люди? — спросила Света.

— Нет, – ответил Папа. — В семье Солнца люди живут только на Земле.

Где посмотреть на звезды в Москве

Обсерватории

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

м. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1 Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13 Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

м. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1 Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

м. Парк Горького, Октябрьская. Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

м. Сокольники, территория парка Цена: 150 руб. С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

ЛЮДИ НА ЛУНЕ

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат — советский зонд «Луна-I». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник. «Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты — луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Конечно, самоходные аппараты на Луне — значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего — самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.

В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая

вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Когда в русском языке появилось слово «космос»?

«Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных сообщает, что слово «космос» входит в употребление в русском языке (как и на Западе) со второй четверти XIX века. В словарях русского языка «космос» – с 1861 года, тогда как «космография» – с 1780 года, а «космогония», «космология» и прилагательное «космический» – с 1804 года.

Первоисточник – греческое слово kosmos, первоначально означавшее «порядок», «упорядоченное единство», затем – «мировой порядок», «устройство мира». Для античной философии космос – высший образец мироздания. Пифагор впервые обозначил мир, существующий вокруг человека, как космос, обратив внимание на царившие в нем порядок и гармонию. Греческое слово kosmos, конечно, было известно уже в древнерусскую эпоху и переводилось словами «красота», «мир», «свет».

До того как слово «космос» вошло в русский язык в значении «Вселенная; мир; пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы», соответствующее значение выражалось словами «система мира», «система света» и др.

Юрий Усачев «Один день в космосе»

Для детей от 7 до 14 лет

Эта книга предлагает читателям совершить увлекательное путешествие — провести один день в космосе. Автор книги — летчик-космонавт и Герой России Юрий Усачев, совершивший четыре космических полета и несколько раз выходивший в открытый космос. Здесь он предстает как опытный гид-командир корабля, в котором дети — его экипаж. Читатели словно совершают путешествие на космическую станцию (МКС), пробуют двигаться в невесомости, проводят эксперименты и многое другое.

Отрывок из книги:

«Вы, как и большинство людей, думаете, что космонавты до сих пор питаются, выдавливая пищу из туб, как из тюбиков с зубной пастой, верно? Увы, должен вас разочаровать. Космическое питание очень изменилось за последние 40 лет (…). С появлением пластиковой упаковки появилась возможность иметь в рационе питания космонавтов не только пюреобразные продукты, но и то же самое печенье, рыбу, мясо».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]