Коллекционирование в детском саду. Из опыта работы
Коллекционирование — форма организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Автор: Валисевич Татьяна Ивановна, воспитатель в детском садуМесто работы: Детский сад № 206 ОАО «РЖД»Назначение: Данная информация будет интересна воспитателям, родителям.Программное содержание Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование. Задачи: Развивать эмоционально – познавательное отношение к окружающему миру. Закреплять умение детей наблюдать, сравнивать. Развивать творческий потенциал воспитанников. Пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования. Описание: Данная информация позволяет понять, насколько значима коллекция для ребёнка. Сейчас много пишут и говорят о предметно-развивающей среде детей, как дома, так и в детском саду. Мы решили немного расширить эту тему у себя в группе, попросив детей и их родителей, поделиться своими коллекциями на время. Сколько нового и интересного можно увидеть, играя с ней в коллективе. Когда ребёнок собирает какую-либо коллекцию у себя дома и играет с ней только он, это один способ познания предметно-развивающей среды. Но если он принесёт свою коллекцию в коллектив, он увидит и услышит много интересного как о ней, так и о своих лучших качествах, так как мало кто из взрослых решится доверить своё «сокровище», не говоря уже о детях. Невозможно передать словами то, как дети увлечены игрой, даже сам хозяин коллекции открывает для себя что-то новое. Моим детям 3-4 года и чтоб занять их на 20 мин чем-то интересным, это ещё надо постараться. А вот с коллекциями, такого не возникает, дети по 20-30 мин играют, не отходя от неё. Естественно, я сама занята вместе с ними. Особенной популярностью ползуются коллекции киндерсюрпризов. Три ребёнка приносили такие коллекции, и у всех находилось что-то новое, необычное. Если б можно было вставить видео, то все могли бы увидеть и услышать, какой диалог при этом ведут дети, как они обыгрывают, придумывают, дают имена игрушкам и ещё много интересного. А так хочу поделиться с вами фотографиями, сделанные мной во время игр с коллекциями.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей напр Коллекционирование в детском саду Оптимизация познавательно-речевого развития дошкольников через коллекционирование
Похожие статьи:
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Как написать характеристику на ребёнка в детском саду
Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Эмоциональная сторона
— Как я понимаю и собиратель, и коллекционер получают какую-то эмоциональную подпитку от вещей, когда ты «охотишься» за ней, во время покупки, или когда ты ей уже обладаешь. В наш век потребления, люди стали очень эмоционально зависимы от вещей, что, вроде как, является пагубной привычкой. И детей мы воспитываем в этом. Родители хотят, чтобы их ребенок коллекционировал, а в итоге «подсаживают» его на «вещизм». Что об этом думаешь?
— Когда игрушек много, ребенок начинает к этому привыкать, и для него нет особой ценности и радости, когда родитель покупает ему очередную игрушку. Это приводит к избалованности и очень плохо влияет на ребенка. В таких случаях, родители рискуют «подсадить» ребенка на постоянные покупки игрушек и прочих вещей, на которые тратится много денег. Важнее родителю обеспечивать эмоциональную подпитку ребенку в виде полноценного внимания к нему, объятий, поцелуев, ласковых слов, совместного времяпрепровождения. А если уж хочется порадовать свое чадо покупкой, следует это делать со словами: «Мы это купили тебе, потому что любим тебя!». Такая позиция наиболее правильная.
— В комнатах периодически нужно убираться. Родители постепенно выкидывают или отдают лишнее, часто втайне от ребенка, иногда нет. Но все дети расстраиваются, когда родители начинают распоряжаться их вещами. Нормально ли это по отношению к ребенку?
— Если родитель покупает какую-либо вещь или игрушку ребенку, она становится его собственностью. У взрослых также есть свои личные вещи – телефон, автомобиль, книги, от которых им нелегко отказаться.
Представьте, что к вам однажды кто-то пришел и отобрал у вас телефон или ключи от автомобиля. Какие чувства у вас будут?
Если встать на место ребенка, то ему отказаться от своих вещей еще тяжелее. Даже если эти вещи лежат без дела и давно не нужны ребенку. И дело совсем не в жадности. А в том, что ребенка не спрашивают в этом случае, как бы он сам хотел распорядиться своим имуществом.
Целесообразнее говорить с ребенком о его игрушках, о том, что ему ПОКА не нужно, а что пригодится в ближайшее время для игр. Ненужное убирать в ящики на балкон, в антресоли или, если ребенок готов – выкинуть или отдать кому-то. Это позволит избежать обид и злости ребенка на то, что родители поступили с ним несправедливо. Выкидывание игрушек, особенно, когда ребенок об этом знает, оставляет в его душе глубокий след. Ощущение того, что он не может обладать чем-то в жизни, не является отдельным человеком, который сам не может принимать решения, распоряжаться своими вещами. В будущем это может привести к сложностям во многих ситуациях.
— Как мягко и без душевных травм избавится от лишних «драгоценностей», а по факту лишнего хлама?
— Я уже писала о том, что с детьми важно разговаривать. Почему ему эта игрушка (фантик, камушек, наклейка) дорога? Почему в данный момент он не готов с ней расстаться? Что она для него значит? Ответы на эти вопросы дадут родителям намного больше, чем просто знание об упрямстве своего ребенка ни за что не расставаться с любимыми (и не очень) вещами. Предполагаю недоумение, а может и возмущение родителей: «И что, по каждому фантику так спрашивать, а если их сотня? А если хлама настолько много, что уже за ним ребенка не видно?!». Понимаю в этой ситуации родителей, которые хотят для своего ребенка самого лучшего – чистой и убранной комнаты, порядка в доме.
Но, повторюсь, что «собирание» для ребенка самых разных вещей и обладание ими – это один из этапов его становления как личности. К счастью, проходящий безболезненно, если ребенок в семье встречает понимание и принятие своего собирательства. Родителям остается только набраться терпения.
Могу дать совет, если уж совсем раскиданные вещи раздражают. В этом случае здесь может быть только один выход – прививать ребенку ответственность за порядок в своих вещах. Причем использовать короткие фразы или слова: «Я вижу на полу фантики», «Я замечаю, что фигурки лежат не на месте». Можно задать вопрос: «Сколько тебе нужно времени для того, чтобы убрать все это?». Для детей помладше можно использовать последовательные шаги: «Сначала убрать это, потом еще что-то», то есть дробить одну большую задачу на несколько маленьких, не таких сложных.
Если на ребенка такие фразы не действуют, можно рассказать ему о последствиях. Опять же с уважением к нему и пониманием: «Если ты не можешь справиться с таким количеством игрушек, часть из них мне придется убрать. Я знаю, что тебе это не очень понравится, но пока ты не придумаешь, как организовать порядок в своей комнате, они будут тебе недоступны». Со временем ребенок научится брать ответственность за порядок, и выбрасывать лишнее, если ему это станет ненужным.
Поделки на 8 марта в школу на конкурс
Учащиеся начальной школы с удовольствием займутся изготовлением милого сувениры для мамы на 8 марта. Если сделать поделку аккуратно, приложив максимум оригинальности и мастерства, то ребенок может поучаствовать со своим шедевром в школьном конкурсе поделок.
Детям 7-8 лет подбирайте идеи проще, а с 9-11 лет можно делать с ребятами сложные композиции в стиле квиллинг, заняться вязанием, вышивкой.
Для детей 1-2 класса
Детям 1-2 класса нужно дать раздолье для творчества и фантазии. Особенно, если они хотят воплотить в жизнь все свои самые оригинальные задумки. Покажите им подборку идей для поделок любимым мамам с помощью презентации, а они сами выберут подходящий вариант.
Из соленого теста
Делать поделки из соленого теста — это длительный, но очень увлекательный процесс. Готовиться к нему нужно заранее, чтобы сувенир был готов в канун праздника, хорошо просох.
- Красочная корзинка.
- Подсвечники.
- Панно.
- Оригинальные магниты на холодильник.
- Сердечки.
- Сувениры в горшочках.
- Украшения для шкатулки.
Соленое тесто — это любимый материал творческих детей. Из него можно слепить, что угодно. Такие сувениры вызывают восторг у учителей, взрослых и малышей.
Из фетра
Из мягкого и податливого фетра делают не только игрушки, но и оригинальные поделки в подарок взрослым. Для их изготовления необязательно использовать нитки, иголку. Фетр легко приклеивается к картону, скрепляется пуговицами, кнопками. Но для урока мастерства потребуются выкройки или чертежи.
- Букеты мягких цветов.
- Прихватка.
- Игольница.
- Коллекция цветов.
- Игрушки.
- Корзинки.
В них можно положить сладости, печенье, цветы из бумаги.
- Сумочки.
- Бабочки.
Для вырезания маленьких деталей выбирайте фетр толщиной 1 мм, тогда игрушки получатся более аккуратными.
Для детей 3-5 класса
Делать поделки к 8 марта лучше всего из подручных материалов. Возьмите цветную бумагу, например, гофрированный материал хорошо подходит для объемных открыток. Или познакомьте детей с техникой квиллинга.
Из гофрированной бумаги
Это тонкий и яркий материал. Гофрированную бумагу легко склеивать в несколько слоев. Из такого податливого материала с детьми 3-5 класса можно сделать пышные цветы, шикарные открытки или картины.
- Гиацинт.
- Тюльпаны.
- Корзина с розами.
- Открытки.
- Гладиолусы.
Чтобы лепестки цветов из гофрированной бумаги были правильными и аккуратными, нарисуйте для каждого растения свой трафарет, только потом приступайте к вырезанию.
Квиллинг
К Международному женскому дню как нельзя лучше подходят подарки из филигранной бумаги. Вариантов поделок много. Это простые цветы или огромные композиции в горшках, корзинах; открытки или картины в рамках.
- Оригинальная восьмерка.
- Открытка с ажурными цветами.
- Жар-Птица.
- Букет ирисов в корзинке.
- Яркие розы.
Для создания красивых композиций пользуйтесь такой подсказкой.
Что можно коллекционировать детям?
— Возвращаясь к детскому коллекционированию, мы понимаем, что игрушки, зачастую, – это предмет собирательства, а не коллекции. Однако есть игрушки с историей, которые разработали именитые художники и дизайнеры. Например: герои комиксов (чем не литературная ценность?); миниатюрные модели реальных машин разных годов выпуска; куклы, по мотивам сказок или разных профессий, в нарядах разных эпох, разных народностей. Среди них есть редкие экземпляры, рассчитанные на серьезных коллекционеров, и цены у них соответствующие. Но для массовой публики создаются тиражные предметы и большой ценности они не несут, соответственно и коллекционными не считаются. Часто именно последние предлагаются детям. С точки зрения психологии, есть ли разница между коллекционированием ценных и тиражных игрушек? Можно ли считать такие коллекции полезными и познавательными для детей?
— Для детей такой разницы особо нет. Ценность вещей приходит с опытом. Поэтому я бы не стала на месте родителей разоряться на дорогие игрушки, если они, конечно, сами не захотят собирать коллекцию чего-либо.
Можно для начала обсудить с ребенком, чего бы ему самому хотелось, и отталкиваться именно от этого. Ведь если родители будут навязывать что-то, неважно, собирать редкую коллекцию или популярную, у ребенка может быстро пройти интерес к этому.
Сколько бы это ни стоило. Я считаю, что коллекции собирать – это полезно, выше я уже писала об этом.
— Не будет ли полезнее для ребенка коллекционировать, скажем, минералы или любые другие ископаемые, собирать гербарий, насекомых, детские книжки по знаменитым произведениям знаменитых иллюстраторов, марки в конце концов. Ведь все они несут гораздо больше информации, как ты думаешь?
— Полезнее – да. Но будет ли у ребенка интерес в этом – это уже другой вопрос. Если родителям важно, чтобы в объекте коллекционирования была именно польза, то им придется применить все свои навыки завлечения ребенка в собирание какой-то конкретной коллекции. В эти действия могут входить – совместный поиск экспонатов, изучение предмета коллекционирования, чтение литературы и статей. Но вместе с тем, мера тоже важна в этом. Если сконцентрироваться только на поиске экспонатов или информации о них, ребенок может быстро потерять к этому интерес.