Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует:
- мыслительную деятельность детей;
- развивает пространственное воображение;
- тренирует внимание и память;
- развивает логику;
- развивает коммуникативные навыки;
- прививает усидчивость.
Когда можно начинать учиться играть в шашки?
Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.
В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на классических русских шашках.
Игра в шашки: правила
- Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.
- Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
- Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
- Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
- Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
- Ходы между соперниками чередуются.
- Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
- Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
- За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
- Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
- Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
- Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
- Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.
Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.
Автор: Константинова Дарья Сергеевна
воспитатель МДОУ «Колобок»
Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.
Непосредственная образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель:
Научить детей играть в шашки.
Задачи:
Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал:
Шашки.
Ход деятельности:
— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?
Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I.
— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
— Кто может играть в шашки? (Любой человек)
— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
II.
— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)
— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.
— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
Игра «Найди поле»
Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка.
— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
фиолетовая – дети замирают,
жёлтая – шепчутся,
красная – кричат.
III.
— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)
Дети садятся за круглый стол.
— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
IV.
— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры
- Тронул – ходи.
- При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
- Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
- Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
- Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
- Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
- Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
- Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
- Не смеяться над проигрышем другого.
- Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
— Ребята, а когда партия считается законченной?
- если у соперника не осталось ни одной фишки;
- если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
- если соперник сам себя признаёт побеждённым;
- в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
V.
— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.
— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!
Как научить ребенка играть в шашки?
- Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
- Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
- Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
- Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
- Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
- Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.
Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.
Правила игры в «Уголки»
- Игрок должен выставить домик из шашек.
- Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
- Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
- При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки.
- В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
- Партия будет считаться оконченной, если один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.
Объясните ребёнку стратегию игры в уголки:
- Нужно стремиться за один ход сделать несколько скачков — так шашка быстрее перестроится в противоположный угол и создавать условия для «многопрыжковых» ходов, выставляя одну или больше шашек так, чтобы через них можно было «прыгать».
- Как можно скорее нужно выводить шашки из своего уголка, выстраивая поближе к центру. Так создаётся барьер, блокирующий ходы противника. Чем дальше от своего дома сможете поставить эту преграду, тем лучше.
- Стараться выстраивать шашки так, чтобы противник был вынужден обходить ваш барьер, чтобы выиграть время.
Правила игры в «Чапаева»
- Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
- Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
- Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
- Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
- Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.
Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.
Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!
«Учите детей играть в шашки». Рекомендации для воспитателей детских садов
Девчонки и мальчишки: Никитки и Наташки, Грызут гранит науки, Зовут который «шашки».
Не легкая задача, Не куклы – неваляшки! Познать хотят игрушку С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы Забегают мурашки, В восторге скажут детки: « Ох уж эти шашки!»
Корчагина Ирина
В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала « Ох уж эти шашки !», и моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, о котором я хочу рассказать в данной статье и поделиться своим опытом.
Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду ( творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее ), я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей .Поэтому начну именно с того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям .Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе детского сада ( с 5 лет ). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы ( могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте,заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться ( самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед ).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу : от простого к сложному.Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки ( это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой! 2) Шашки медленно, но метко Шагают лишь по черным клеткам! 3) Наверно, шашкам не везет, Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД! 4) Знают все : и стар, и млад, Шашкой бьем вперед – назад! 5) Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя ее перепрыгнет! 6) Поля вдруг конец настанет, Сразу шашка «дамкой» станет! 7) Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей диагонали! Цель игры – побить «врагов» И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого я рекомендую не затягивать занятия ( продолжительность не должна превышать 25 минут ), чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились , потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая ( знакомство с новым материалом), практическая ( демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера ).
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него ( победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить ( за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная .Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Автор: Корчагина Ирина Владимировна воспитатель, МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 85» г. Астрахань, Россия
Статья размещена в авторской редакции