Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника
Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра. Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как условие эстетического воспитания ребенка, его художественных способностей, творчества. Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия театрализованного действия детьми дошкольного возраста, открытый контакт и обмен чувствами с героями, потребность индивидуального самовыражения, стремление ребенка воспроизводить полюбившегося героя. Основная проблематика связана с разработкой сценариев для детских театров в дошкольном учреждении и развития навыков создания образа.Гуманистическая идея образования обращает внимание педагогов и практиков на развитие ценностей личности, на самовыражение ребенком своего образа и типа поведения в пространстве сверстников и взрослых. Театрализованная деятельность является оптимальным условием для решения задач, связанных с развитием у ребенка ценностей сострадания, милосердия, человеколюбия и способов их проявления, тем самым, формируя опыт жизнедеятельности, создавая целостную картину мира.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся целостной картины мира, включающей в себя формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания, социализации личности.
Виды и содержание театральных занятий включают в себя: 1) общеразвивающие игры, вырабатывающие внимание, наблюдательность, смелость, находчивость, готовность к творчеству; 2) ритмопластические упражнения, предполагающие развитие двигательной способности, пластической импровизации; 3) психогимнастические этюды, направленные на формирование познавательной и социально-личностной сферы; 4) специальные театральные игры, готовящие детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом, развивают воображение и фантазию; 5) задания по культуре и технике речи, совершенствующие дыхание, дикцию, интонацию и другие средства выразительности речи; 6) беседы и викторины о театральном искусстве; 6) этюды и игры по управлению театральными куклами, развивающие мышцы рук, выдержку, терпение.
Средствами искусства театра, способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формирование навыков взаимного общения, коллективной работы. В соответствии с этим подходом программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Вместе с тем, следует выделить ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольного образовательного учреждения в связи с формированием целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста:
– между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу разработанного содержания целостной картины мира и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер;
– между использованием педагогами традиционных видов театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у воспитанников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, их стремление к самостоятельности и инициативности, детская активность, её удовлетворение в театрализованных играх, а также развивающий потенциал и возможности самой театрализованной деятельности;
– между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, театрализованной деятельности, и несистемном её использовании в педагогическом процессе, неподготовленностью педагогов и родителей к её осуществлению.
Обозначенные противоречия и необходимость их разрешения обусловливают актуальность научной проблемы, поиска новых педагогических решений в аспекте формирования целостной картины мира старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают театрализованную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, имеющей большое значение для разностороннего развития дошкольников (Л. В. Артёмова, Л. С. Выготский, Н. С. Карпинская, Д. Б. Менджерицкая, Б. М. Теплов, Л. Г. Стрелкова). Л. С. Выготский определял театрализованную деятельность как самый распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений органично присуща детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на органическом единстве игры, речи, рисования (М. А. Васильева, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. А. Леонтьев, С. И. Мерзлякова, Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина, Е. Л. Трусова).
Специфика театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания (М. И. Никитина) через формирование «образа мира» (А. Н. Леонтьев), развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы — цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности. В то же время, в процессе театрализованной деятельности формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, С. Н. Николаева и др.).
В процессе театрализованной деятельности моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь, являющаяся необходимым условием адаптации ребенка в обществе (М. А. Васильева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С. А. Козлова и др.). У детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой (A. B. Запорожец, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова, Д. Б. Эльконин и др.). Кроме того, в исследованиях подчеркивается универсальный характер театрализованной деятельности, поскольку они способствуют формированию различных знаковых систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей (С. И. Мерзлякова, Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина и др.).
В дошкольной педагогике проблеме театрализованной деятельности были посвящены работы ученых О. В. Акуловой, Л. В. Артемовой, Т. Н. Караманенко, С. Г. Машевской, Т. Г. Пеня, А. А. Петровой, Е. Р. Рагул, Б. П. Юсова и др. Анализ работ данных авторов позволил определить направления, сложившиеся в исследовании этого вопроса. Л. В. Артемова, предлагает использовать театрализованные игры, как сильное педагогическое средство, которое оказывает большое влияние на личность ребенка. С. Г. Машевская рассматривает структуру театрализованной деятельности, которая включает три звена — сочинительство, исполнительство и восприятие. Это позволяет шире использовать творческие возможности детей, определяя их «актерский», «режиссерский» и «зрительский» потенциал. А. А. Петрова выделяет два аспекта близости драматической формы для ребенка, во-первых, драматическая форма «изживания впечатлений жизни», лежит глубоко в природе ребенка и находит свое выражение стихийно. Детские фантазии и образы не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Во-вторых, наблюдается связь всякой драматизации с игрой. Б. П. Юсов видит развитие ребенка средствами театра, т. е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79.
- Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004. — 127 с.
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 160 с.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. — М.: Зимородок, 2006. — 416 с.
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Елена Беляева
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям, являясь конкретным, зримым результатом; развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов (1896—1965, создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»[3, 2].
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности содержится в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому она наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности[4, 4].
Таким образом, театрализованная деятельность — это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, которые организуются совместно со взрослыми, или самостоятельно детьми, содержащих элементы самых различных видов творчества.
В данной деятельности действия не даются в готовом виде, так как литературное произведение лишь подсказывает их, но воссоздание происходит с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимая их от старших.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие этих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Поэтому, при грамотной организации и использовании ряда условий данная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую личность, развить его творческие способности:
— умение замечать в окружающем мире интересные идеи;
— умение воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа;
— развитие творческого воображения, ассоциативного мышления;
— умение видеть необычные моменты в обыденном[4, 4].
Следовательно, такая деятельность в детском саду предполагает не только знакомство с разными видами театров, посещение театральных представлений, но и непосредственное участие детей в этой деятельности, дающей возможность раскрытия и дальнейшего развития своего творческого потенциала.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ, являющейся одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, она не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Таким образом, при создании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельностьнеобходимо учитывать:
1) индивидуальные социально-психологические особенности ребенка: оборудована театральная зона или уголок сказки, «тихий уголок», где ребенок может побыть один, а также место для хранения своего личного имущества;
2) особенности его эмоционально-личностного развития;
3) интересы, склонности, предпочтения и потребности, то есть должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный}, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком;
4) любознательность, исследовательский интерес и творческие способности предполагает наличие разнообразного природного и бросового материала, тканей, костюмов для ряжения;
5) возрастные и полоролевые особенности, то есть размещение оборудования и материалов, отвечающих интересам как мальчиков, так и девочек[1, 6].
Поэтому, театрально-игроваясреда в группе содержит:
1. Различные виды театров: «бибабо»
, настольный, теневой, пальчиковый,
театр на фланелеграфе, марионеточный.
2.Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит.
3.Наличие атрибутов для различных игровых позиций:
а) «актер»
: костюмы, маски, куклы,
театральный реквизит, грим, элементы костюмов;
б) «режиссер»
: декорации, различные материалы для изготовления
театральных атрибутов, стул режиссера, сценарии, алгоритмы их составления, книги, образцы музыкальных произведений (кассеты с записью музыки)
;
в) «зритель»
: места для зрителей, афиши, программки,
театральная касса, билеты в театр, бинокль, «деньги»
, номерки в гардероб, реквизит для буфета
г) «оформитель»
: различные виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки, сподручный материал, природный материал[4, 109-110].
Анализ литературы позволил нам выделить следующие формы организации театрализованной деятельности:
— театрализованное занятие;
— театрализованные игры-спектакли;
— театрализованные игры в повседневной жизни;
— театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
— мини-игры на музыкальных занятиях;
— мини-игры на других занятиях;
— совместная деятельность взрослых и детей;
— самостоятельно театрально-художественная деятельность;
— музей кукол;
— посещение театра детей совместно с родителями[4].
И. Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой)
и выражается различными символическими средствами
(мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.)
[4, 52].
В отличии от театрализованной, театральная игра коллективная, так как создается усилиями всех участников и творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей[5].
На классификацию игр, входящих в театрализованную деятельность, имеется много точек зрения. В классификации Л. С. Фурминой выделены предметные и непредметные игры. Е. Л. Трусова дифференцирует театрализованные игры по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам.
В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова)
.
Театрализованную игру Л. В.Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но при этом, ребенок может импровизировать текст или действие. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д., или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако, режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова)
[ 4, 54-56].
Театральную игру (особенно игру-драматизацию)
характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, который интересен не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной
деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Виды драматизации:
— игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Импровизация — это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
— с пальчиками, когда атрибуты ребенок надевает на пальцы и «играет»
за персонажа, изображение которого находится на руке, действуя по ходу разворачивания сюжета одним или несколькими пальцами, проговаривая текст;
— с куклами бибабо, где в играх на пальцы руки надевают куклы бибабо, действуя на ширме, за которой стоит водящий.
Таким образом, игры-драматизации можно разделить по атрибутам, которые ребенок использует и на основе методов и приемов их организации.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, так как действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским»
текстом.
В таких играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей»
, которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной
особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом, накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Настольный театр игрушек, где они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок, изображающих персонажи и декорации Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка представляет последовательность событий, изображенных при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
Фланелеграф, где картинки или персонажи выставляются на экран, затянутый фланелью.
Теневой театр, для которого необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О. Солнцева)
.
У детей — «сочинителей»
творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-«исполнители»
проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-«режиссеры»
максимально проявляют себя в игровом
организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя»
замыслами игроков,
способствуя их согласованию.
Таким образом, раскроем особенности организации театрализованной деятельности в детском саду в старших возрастных группах.
Творчество детей в театрально-игровой деятельностипроявляется в трех направлениях:
1) Продуктивное творчество (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2)Исполнительское творчество: речевое, двигательное.
3) Оформительское творчество (декорации, костюмы и т. д., которые могут объединяться[4, 69].
Для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх необходимы следующие условия (О. Солнцева)
:
— содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
— педагогическое сопровождение необходимо строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
— театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети[4, 69].
Таким образом, организация театрализованной деятельностив детском саду должна учитывать следующие принципы: постепенность, динамичность среды, учет интересов и возможностей детей.
Старший дошкольный возраст — период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, поэтому, при организации театральной деятельности педагог:
— конструирует среду на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства, что помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения[4, 69-70].
Для детей этого возраста характерен переход от игры по одному литературному тексту к игре-контаминации, включающей свободное построение сюжета, где литературная основа интерпретируется, или соединяется из нескольких произведений; переход к играм, передающим особенности персонажа средствами выразительности; переход к играм, представляющим комплекс позиций «артист», «режиссер», «костюмер», «оформитель».
У старших дошкольников:
— совершенствуется позиция зрителя как умного советчика;
— углубляется позиция «артист» (способность выражать свое отношение к идее спектакля, к герою, использовать средства невербальной, интонационной и языковой выразительности для самовыражения);
— происходит становление позиции «режиссер» (умение организовать других, воплотить свои замыслы, овладение умениями оформителя-костюмера (обозначить место «сцены», «зрительного зала», творчески использовать предметы-заместители, проявлять самостоятельность в изготовлении атрибутов, элементов костюма, планировать игру на основе позитивного взаимодействия.
Новым для этого возраста становиться приобщение детей к театральному искусству; углубляется театрально-игровой опыт через освоение разных видов игр-драматизаций, режиссерских игр, способствующих развитию самостоятельности и творчества; усложняются тексты для постановок. Основой театральной деятельности становится игра-фантазирование, где реальный литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте:
— конструируем среду на основе игрового материала, что помогает ребенку представить воображаемую ситуацию, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры;
— характерен переход от игры по одному литературному тексту к игре-контаминации, включающей свободное построение сюжета;
— дети способны использовать средства невербальной, интонационной и языковой выразительности для самовыражения;
— умеют организовать других, воплотить свои замыслы;
— могут творчески использовать предметы-заместители, проявлять самостоятельность в изготовлении атрибутов, элементов костюма, планировать игру на основе позитивного взаимодействия;
— у детей углубляется театрально-игровой опыт через освоение разных видов игр-драматизаций, режиссерских игр, способствующих развитию самостоятельности и творчества; усложняются тексты для постановок. Основой театральной деятельности становится игра-фантазирование, где реальный литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.
В подготовительной группе, учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать упражнения для активации воображения и творчества детей, направленные на формирование умения играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий.Выделяют три типа таких упражнений:
1) На развитие внимания и воображения.
2) На понимание и выражение эмоциональных состояний с помощью интонации, выражения настроения с помощью мимики, понимание внешних эмоциональных состояний по позам, с помощью жестов и пантомимики.
3) На формирование умений психологически настраиваться на выполнение действия, переключаться, способность изменять выражение лица, движений в соответствии с эмоциональным состоянием.
Совместная деятельность тесно связана со специально организованной учебной деятельностью, формы организации которой могут быть различными. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова предлагают следующие виды деятельности: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основная форма — занятие [4, 45].
По типу занятия подразделяют на:
— типовые, включающие театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве)
;
— доминантные — доминирует один из указанных видов деятельности;
— тематические, на которых все названные виды деятельности объеди-нены одной темой,например: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
,
«О собаках и кошках»
и т. п. ;
— комплексные, где используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись, о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы, объединяются все виды художественной деятельности, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ;
— интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность;
— репетиционные, на которых осуществляется «прогон»
подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов[10, 46].
Во время занятий педагогу необходимо быть внимательным к ответам детей, сразу переходить к действиям с персонажем, если дети не отвечают, предоставлять детям время для самостоятельных действий и разговоров с персонажем, использовать приемы, вызывающие у детей радость, обращать внимание на то, почему получилось похоже.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И. Зимина)
:
1. Содержание и разнообразие тематики.
2. Постоянность и систематичность использования театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
М. В. Ермолаева предлагает психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности,которые заключаются в следующем:
1. Необходимость развивать творческие способности в театрализованной деятельности,так как это:
— способствует формированию всех сторон личности ребенка;
— с развитием воображения обогащаются интересы и личный опыт ребенка;
— через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм.
2. На развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов активно влияет воображение.
3. Систематичность занятий театрализованной деятельностью способствует:
— развитию способности активно использовать различные виды знаково-символической функции;
— умению создавать образы и эффективные механизмы воображения, влияющие на развитие творческого воображения.
4. Использовать театрализованные игры разной функциональной направленности, включающей образовательные и воспитательные задачи, выступающие как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Организовывать театрализованную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитания смелости и уверенности у нерешительных, а у импульсивных – умения считаться с мнением коллектива.
6. Различное содержание театрализованных игр, которое несет информацию об окружающей действительности, со специальным отбором художественных произведений, берущих за основу для сюжетов.
Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать принципы, предложенные Э. Г. Чуриловой.
1. Содержательность занятий, включающее разнообразие тематики и методов работы.
2. Систематическое проведение театрализованных игр и введение их во все формы организации педагогического процесса, то есть необходимость их, как дидактических и сюжетно-ролевых.
3. На всех этапах подготовки и проведения игр способствовать максимальной активности детей.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях[3; 2, 44].
Для организации театрализованной деятельности в подготовительной группе важным является предоставление детям возможности для большей свободы в действиях. фантазии при имитации движений.С этой целью эффективны:
1) упражнения с использованием пиктограмм;
2) ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, кукольным спектаклям, мультфильмам.
Таким образом, организация театрализованной деятельности в детском саду имеет следующие особенности:
1) предполагает подготовленность и заинтересованность воспитателей;
2) направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
3) проводится с учетом системного и постепенного подхода, включенного во все формы организации;
4) отвечает использованию разнообразной тематике, определенных методов работы для детей старшего возраста, с учетом индивидуальных особенностей и их возрастных возможностей, уважения к личности ребёнка, дающее возможность каждому попробовать себя в той, или иной роли;
5) располагает содержанием, которое направлено на решение воспитательных и образовательных задач, на развитие определенных групп умений и действий, использование способов и направлений поддержки детской инициативы;
6) обусловливает максимальную активность детей на всех этапах полготовки;
7) предполагает создание предметно-развивающей театральной среды, которая должна быть содержательно-насыщенной (с учетом возраста детей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жатсель, А. Воображение / А. Жатсель. – М.: Фаир – Пресс, 2006. – 140
2. Евгений Павлович Ильин. Психология творчества, креативности, одаренности. Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб. ; 2009
3. Маханева М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — с. 9-16, 76-121
4. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
5. Чурилова Э. Г. Методика организации театрализованной деятельности дошкольникови младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 160 с.
Развитие детей в театральной деятельности.
Консультация для родителей
«Развитие детей в театрализованной деятельности»
Цели:
1)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;
2)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
3)развитие творческих способностей родителей;
4) вовлечение родительского коллектива в жизнедеятельность группы.
Задачи:
-способствовать формированию эстетического вкуса;
-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;
-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и взрослых;
-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителей;
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
С первых дней жизни ребенка главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают эпизоды из понравившихся им сказок
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, интонации, жестам, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.
Очень важно чтобы ребенок раскрылся, не стеснялся и смог показать своей еще маленькой эмоциональной сферой, на что он способен. Он и «медведь большой и грозный», он же и маленький «цветок колокольчик», который может только звонить, предупреждая об опасности. Вхождение в роль это большая работа. Важно чтобы ребенок прочувствовал своего изображаемого героя душой и в этом конечно должны ему помочь педагог, и безусловно родители. Ведь в первую очередь малыш раскрывается для любимой мамочки. Поэтому тесное сотрудничество с родителями поможет воспитать доброго, открытого человечка, умеющего понять где добро, а где зло.
Театр и родители.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Домашний театр
— это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.
Пальчиковый театр.
Игра с пальчиками
– первый шаг, ознакомления с игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.
К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Перчаточные куклы.
Можно их сшить самим, а можно – взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Здесь главное – аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.
Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток.
Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка, сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра — настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).
Итог данной консультации.
Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. — №4.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.
Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.
Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. — М., 1994.
Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
-формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремления детей к театрально-игровой деятельности;
-взаимодействие детей с взрослыми.
В уголке театрализованной деятельности в нашей группе мы постарались собрать разные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на руке, на фланелеграфе, наборы кукол , элементы костюмов, маски , карандаши, краски, клей, бумага, атрибуты . Материалы уголка постоянно меняются.
Формы организации театрализованной деятельности
Театрализованные игры используются в разных видах деятельности:
• В режимных моментах
• Во время организованной образовательной деятельности
(как сюрпризный момент)
• В свободной совместной деятельности детей и взрослого
(Обыгрывание потешек, сказок, игры)
Во время режимных моментах, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков персонаж – кукла Катя показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит девочка Маша из сказки и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; котик-Мурлыка перед сном поёт колыбельные песни.
Во время организованной образовательной деятельности используем куклы – персонажи в сюрпризных моментах, для создания мотивации, поддержания интереса в процессе образовательной деятельности; для организации сюжетно-отобразительных, подвижных игр.
Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.
В нашем театральном уголке собраны разнообразные виды театров и кукол, театральных масок, которые наиболее эффективны, понятны и доступны для наших малышей. Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. Итак, остановимся поподробнее на каждом виде театров.
Настольный: театр резиновых игрушек, кубиковый театр, деревянный. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками — персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы. Настольный театр используем для знакомства с литературными произведениями, сказками («Маша и медведь» обр. М. Булатова, «Теремок»» обр. М. Булатова, «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского, народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба»); параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика, с движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать). С персонажами из сказок мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами.