«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»статья на тему


«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»статья на тему

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

•принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

•принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

•принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

•принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

•принципа развивающего образования (системности и последовательности);

• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда в ДОУ

• Самообслуживание

• Хозяйственно-бытовой труд

• Труд в природе

• Ручной труд

Организация труда детей

В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений.

Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия). Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах — на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой.

Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливая очередность (один день в неделю).

Во второй младшей группе малыши начинают дежурить по столовой со второй половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе данную работу специально не планируют, а привлекают к ней ребят по желанию: после выходных дней малыши нередко приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому от воспитателей в этот день требуется особое внимание к каждому ребенку.

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой всей подгруппой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой (объем работы увеличивается—каждый ребенок накрывает два стола) и трое —по занятиям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д.

В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Детям предлагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очередность.

Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Так, во второй младшей группе она проводится часто — 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По мере приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группах до 2 раз в месяц с каждой подгруппой.

Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр.) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях.

Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще.

В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный (фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы по интересам, желанию.

Для того чтобы было удобно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми, желательно распределить шкафы в раздевальных и умывальных комнатах, кровати в спальнях таким образом, чтобы ребята каждой подгруппы были рядом. Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми ребятами, входящими в нее, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят в подгруппе научились быстро раздеваться и соблюдать порядок в шкафах с одеждой.

Значит, далее педагог будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к самообслуживанию.

Когда педагог намечает работу с определенной подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая воспитательно-образовательные задачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивидуальное поручение: одному—помыть растения, другому—заняться их опрыскиванием, третьему—натереть морковь на терке и смешать ее с молотым сухарем для корма птички и т. д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На усмотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени («Завтра нужно сделать.»).

В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания протер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз — более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.

Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения.

В процессе детской деятельности всегда бывают ситуации, когда помимо запланированной работы возникает необходимость в индивидуальном подходе к детям (сделать замечание, предложение, направить внимание на положительный пример и т. д.).

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

• повысится интерес дошкольников к труду;

• сформируются навыки совместной деятельности;

• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

• расширятся представления детей об окружающем;

• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

• Сформируется чувство общественного долга;

• Труд станет для детей потребностью.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста — одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогиче­ском процессе детского сада, разработано его содержание. В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка» [1,54]. А.С. Макаренко говорил, что основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирова­ния у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонно­сти к труду как основной жизненной потребности, а также формирова­ние привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников — формирова­ние у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, форми­рование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как каче­ства личности [4,158]. Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников,направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу [3, 37]. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения. Анализ возможностей трудовой деятельности дошкольников для их эстетического развития: ознакомление с трудом взрослых, содержание и характер выполнения трудовых заданий. В процессе эстетического воспитания важно знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства. Методика ознакомления детей с людьми названных профессий. Соблюдение принципа кварты: создатель, интерпретатор, слушатель, ребенок-исполнитель. Связь между частями кварты: композитор сочинил музыку, интерпретатор ее исполнил, взрослые и дети слушали, ребенок пытается сам сочинять музыку. То же — на примере других видов творческой деятельности. Особое внимание уделяется четвертой части — собственной деятельности дошкольников. Здесь формируется эстетическое отношение к выполнению задания: не просто изобразить что-то, но сделать это красиво; найти наиболее привлекательный вариант поделки из природного материала, бумаги. Воспитатель прививает детям умение, желание включать элементы эстетики в хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд на природе, приучает их оценивать результаты не только по тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок. Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие [3, 39]. Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте. Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали не спеша, тщательно и аккуратно и т.д.). Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д. Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве [3, 36]. К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ.Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.). Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей — ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей — коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста [2, 34]. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Cтавятся задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться; воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

Список литературы: 1. detimami.ru/trudovoe-vospitanie-detej — Трудовое воспитание детей. Как привить трудолюбие. 2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с. 3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.

Следующая >

«Смотры — конкурсы в детском саду»

«Смотры — конкурсы в детском саду».

Подготовила , старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 91 «Журавушка» г. Набережные Челны РТ

Каждый год, согласно годовому плану работы, в детском саду проводятся смотры-конкурсы в трех направлениях:

· для педагогов

· для воспитанников

· для родителей.

. Их цель — повысить мотивацию и заставить педагогов, детей и их родителей мобилизоваться за счет азарта, вызванного соревнованием.

Ко́нкурс (лат. concursus)

— соревнование, соискательство нескольких лиц, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Конкурсом

считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса.

Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» или «количественного исследования» (голосования).

В качественном

исследовании, конкурсные работы оцениваются назначенной группой специально уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсных работ, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования баллов, которые были даны конкурсным работам от каждого члена жюри, и выявление конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.

В количественном

исследовании, победители выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсным работам, пользуясь субъективными мотивами, а принять участие в голосовании может любой рядовой человек. Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсным работам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсных работ, где победителем считается конкурсант, получивший наибольшее количество голосов.

В основном конкурсы направлены на создание условий развития творческого потенциала педагогов, детей и их родителей.

Есть несколько конкурсов, которые мы проводим ежегодно, так как они направлены на создание условий для благоприятного пребывания детей в детском саду, пополнения развивающей среды в группе( «Лучшая развивающая среда»- проводится при подготовке к учебному году).

Тематика проводимых конкурсов разносторонняя, но есть и такие, которые являются одним из пунктов тематической проверки («Центр сюжетно-ролевых игр»- тематическая проверка «Создание условий для проведения сюжетно-ролевых игр»).

План проведения конкурсов 2009-2010 учебный год.

п/п

Содержание Дата Участники
1. «Лучшая развивающая среда» сентябрь Педагоги, родители
2. «Лучший спортивный уголок» октябрь Педагоги, родители
3. «Дидактические игры для всех» ноябрь Педагоги
4. «Лучшее оформление групповых комнат» декабрь Педагоги, родители, воспитанники
5. Смотр-конкурс зимних участков « Безопасная прогулка» январь Педагоги, родители
6. Конкурс валентинок февраль Родители, воспитанники
6. «Лучший скворечник» март Родители
7. Конкурс чтецов ко 65-летию Победы апрель Воспитанники
8. Конкурс « Группа года» май Педагоги, родители

План проведения конкурсов 2010-2011 учебный год.

п/п

Содержание Дата Участники
1. «Лучшая развивающая среда» сентябрь Педагоги, родители
2. «Лучшее поздравления нашим воспитателям»» октябрь Родители, воспитанники
3. «Авторские дидактические игры по художественно – эстетическому развитию дошкольников» ноябрь Педагоги
4. «Лучшее оформление групповых комнат» декабрь Педагоги, родители, воспитанники
«Парад снеговиков» декабрь Родители, воспитанники
5. « Безопасная прогулка» январь Педагоги, родители
6. «Куклы народов Поволжья» февраль Педагоги
6. «Цветочный вальс » март Воспитанники
7. Конкурс рисунков, чтецов к 125 — летию рождения Г. Тукая апрель Воспитанники
8. Конкурс « Группа года» май Педагоги, родители

План проведения конкурсов 2011-2012 учебный год.

п/п

Содержание Дата Участники
1. «Лучшая подготовка группы к учебному году» сентябрь Педагоги, родители
2. «Дети – цветы жизни» сентябрь Родители
3. «Осенние дары» октябрь Родители, воспитанники
4. «Портрет любимой мамы» ноябрь Воспитанники старших возрастных групп
5. «Папка – передвижка для родителей» ноябрь Педагоги
6. «Лучшее оформление групповых комнат» декабрь Педагоги, родители, воспитанники
7. «Ёлочка красавица…» декабрь Родители, воспитанники
8. « Безопасная прогулка» январь Педагоги, родители
9. «Подарок моему папе» февраль Воспитанники
10. «Центр сюжетно-ролевых игр» февраль Педагоги, родители
11. «Мамина копия » март Воспитанники
12. «Солнечный парад» апрель Воспитанники
13. «Водичка, водичка, умой мое личико» апрель Педагоги
14. «Вырасти цветок в группе» май Педагоги, родители, воспитанники
15. «Группа года» май Педагоги, родители

Получить текст

I.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.

Стр 1 из 6Следующая ⇒

И методические основы организации

Трудовой деятельности

Дошкольников

Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование»

Составители:

Барсукова Л. С., Смирнова Т.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие раскрывает содержание МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».

По освоении программы МДК 02.02 обучающий должен:

иметь практический опыт:

· планирования трудовой деятельности детей;

· организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

· наблюдения и анализа трудовой деятельности детей;

· наблюдения за формированием трудовых умений дошкольников;

· разработки предложений по коррекции организации трудовой деятельности детей;

уметь:

· определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельностью детей;

· организовывать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

· ухаживать за растениями и животными;

· анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

знать:

· анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

· теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

· сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

· содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

· способы ухода за растениями и животными;

· теоретические основы руководства различными видами деятельности детей;

· способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………… 5

1.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника. 5

1.2. Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста.. 6

1.3. Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста…………… 10

1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ… 14

1.5. Формы организации труда детей дошкольного возраста……….. 23

1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам трудового воспитания дошкольников………………………………………37

Раздел 2. Методические основы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………. 42

2.1. Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников …………………………………………………………………42

2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников 51

2.3. Планирование работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста………. 64

2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста 76

2.5. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста…………. 80

Литература…………………………………………………………………… 99

Приложения……………………………………………………………….. 102

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

I.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам, коллективизм; проявление инициативы, активного творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и своей основной жизненной потребности человека.

Роль труда в формировании личности дошкольников:

· Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок).

· В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

· В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

· В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

· Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

· Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]