Программа и задания для развивающих занятий с детьми 4-5 лет

Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.

С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».

Какие задания подойдут для детей 4-5 лет

В статье: «Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома» уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:

  1. употребление предлогов;
  2. ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
  3. понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
  4. употреблять существительные по числам;
  5. считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
  6. проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.

Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.

Развивающие пособия 4+

Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.

К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.

Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».

Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».

Чтение по азбуке и учебники по математике

Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.

Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.

Тематический материал:

  • Развивающие настольные игры для детей 6 лет
  • Как научить ребенка читать по слогам

Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».

Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.

Задания в картинках

Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.

Изучаем право и лево

Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.

Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.

Математика

Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.

А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.

Развитие речи

По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.

Логика

Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».

Или закончить логический ряд.

Картинки для занятия о космосе

Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.

Упражнения и игры

В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.

Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.

Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.

Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.

Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.

Что я сделала для себя

Применение методики Монтессори начинается не с ребёнка, а с родителей. Чтобы понять, как развивать ребёнка в 4,5 года и создать дома благоприятную среду, нужно в первую очередь работать над собой. Потому что родитель не в ресурсе мало на что способен.

Раньше я каждые свободные 5 минут отвлекалась на чаты, никак не связанные с моим развитием. Сейчас пришло осознание, что это пустое занятие, которое отнимает много времени. А ведь его можно проводить с пользой: загружать посудомойку и стиральную машину, убирать со стола, развешивать бельё, пылесосить, наблюдать за детьми, записывать свои мысли.

Если дети увидят, что я просто сижу и пью чай, они бросят свои дела и прибегут. То же будет, если прилягу. Поэтому разумнее всего посвятить время дому, и заодно вовлечь детей. Это не сложнее, чем переписываться в чатах, зато сколько пользы.

Вот ещё несколько небольших достижений, которые заметно улучшили качество моей жизни:

  • На курсе я познакомилась с графиком эмоций и каждой из них в отдельности. Теперь могу себя лучше контролировать, при общении с детьми это ценный навык.
  • Научилась находить время на себя. Не реже одного раза в неделю выбираемся с мужем по делам или на прогулку, а детей оставляем бабушке — они уже достаточно подросли. Спустя три таких недели научилась концентрироваться на себе и полноценно отдыхать.
  • Общаюсь с Монтессори-мамами в чате выпускников. Мы обсуждаем, что нового узнали, какие книги прочитали — и так совместно развиваемся. Это моя точка интереса и источник вдохновения.

Привычку не убираться, когда дети спят, я освоила сразу после рождения дочки. В такие моменты сплю, смотрю вебинары, фильмы. Начинаю «своё» время с чашечки кофе, чего-нибудь вкусного и томного взгляда в окно.

Хочу, чтобы дети видели маму счастливой и красивой. Сложнее всего было осознать себя главной частью развивающей среды для детей. Я создавала условия, при которых детям стало проще развиваться и познавать мир, но забыла о себе: это относилось и к внутренним, и к внешним ресурсам. Даже муж стал возмущаться, что деньги, которые он даёт мне, трачу на детей. Я начала меняться и позволять себе то, в чём долго отказывала. Будь то пирожные, новый шампунь, поход в салон красоты или кафе, прогулка.

Память не только зрительная

Человеку свойственно запоминать то, что он видит, слышит и делает. Поэтому развитие памяти должно быть направлено на все названные аспекты.

  • Зрительная память хорошо тренируется при рассматривании картинок с их последующим описанием, а также запоминанием расположения предметов в комнате. Можно спрашивать малыша, в чем он был одет вчера. Развивает зрительную память игры на перестановку игрушек: расставляется несколько предметов, а когда ребенок отворачивается, их меняют местами. Задача дошкольника — отгадать, что изменилось.
  • Слуховую память тренирует разучивание потешек и стишков. Желательно в день учить по четыре строчки. Обязательно нужно пересказывать сказки и делиться впечатлениями от увиденного, причем рассказывать все нужно в деталях. Также можно давать малышу игровые задания: купить в «магазине» по устному списку или сервировать стол по определенной инструкции, озвученной также устно.
  • Двигательная память тренируется во время игр, в которых нужно повторять движения за взрослыми. Как только определенная игра будет разучена, взрослый может «случайно» ошибиться, задача ребенка — найти и исправить ошибку.

Как научить ребенка читать и писать?

Педиатры считают, что чем раньше малыш научится читать, тем более высоким будет его интеллект. В престижные школы обычно берут тех детей, которые уже освоили азы грамоты. Поэтому родителям полезно начинать учить ребенка 4-5 лет читать и писать.

Необходимо приобрести красочный букварь. Стоит выбирать издания крупного формата: они лучше привлекают внимание детей.


Изучать буквы следует в таком порядке:

  • твердые гласные (а, э, у, ы, о);
  • твердые звонкие согласные (м, л);
  • глухие и шипящие согласные (ш, т, к, ж, д);
  • остальные.

Первое, что нужно сделать – выучить алфавит. На одном занятии надо знакомиться с одной буквой. Следующий урок стоит начинать с повторения ранее рассмотренных букв. Затем можно приступать к чтению простых слогов (ма, ла, па).

Чтобы малыш понял, как образуется слог, надо сказать ему, что согласная буква «бежит» к гласной, «догоняет» ее. После такого объяснения большинство детей начинает произносить две буквы слитно. Далее переходят к чтению сложных слогов.

Письмо дается многим детям тяжело. Умение писать в большинстве случаев зависит от развитости ловкости пальцев, координации движений, терпения, усидчивости. Поэтому важно уделять внимание развитию этих навыков.


Начинать обучать письму рекомендуется с обычных палочек, штрихов, которые следует рисовать на чистой бумаге. Это научит ребенка координировать свои движения.

Рекомендуется использовать специальные насадки на ручки и карандаши. Они помогают правильно держать предмет для письма. Есть насадки для левшей и правшей.

Стоит использовать прописи, в которых ребенку нужно обводить разные контуры, фигуры. С пятилетнего возраста можно учить малыша писать печатными буквами. Начинать стоит с простых букв (о, с, л). Далее надо приступать к написанию сложных букв.

Чтобы закрепить навыки, рекомендуется регулярно просить малыша писать свое имя.

Прочие знания

Дошкольнику нужно развивать, например, и географические знания (понятия о живой и неживой природе, временах года).

Рекомендуется читать чаще энциклопедии, рассматривать глобусы или географические карты. Стоит отметить, что география — одна из важнейших наук для ребенка 4-5 лет. Изучая эту науку, дошкольник найдет ответы на множество интересующих вопросов.

Показывайте малышу картины русских художников, описывайте каждую деталь, ее происхождение и назначение.

Интересные уроки рисования

Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Они уже имеют навыки обращения с кисточкой и красками, фломастерами, карандашами. Рисование развивает речь, мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность.

Чтобы научить малыша изображать различные объекты, можно использовать такие способы:

  • обведение фигур, имеющих точечный контур. Ребенок будет запоминать формы разных объектов;
  • применение раскрасок;
  • рисование под копирку (обведение уже готовых изображений и дальнейшая их раскраска).

При обучении ребенка рисованию нужно использовать простые линии, геометрические фигуры. Существует множество интересных уроков.

Мастер-класс по изображению лиственного дерева:

  • начертить внизу листа бугорок;
  • над ним (в верхней части бумаги) изобразить круг;
  • два объекта соединить прямыми линиями (это ствол);
  • пририсовать ветки;
  • придать краю кроны неровность (выделить те места, в которые входят ветки);
  • на бугорке прорисовать траву.

Игры для улучшения памяти и внимания

Многие дети старшего дошкольного возраста неусидчивы (особенно это касается мальчиков). Гиперактивность может негативно отразиться на обучении. Важно проводить занятия, которые повышают сосредоточенность, концентрацию внимания и улучшают память.

Для улучшения памяти и внимания подходят такие игры:

  • «Меньше-больше». Делает малыша более сообразительным. Суть заключается в том, чтобы называть разные слова и предлагать их сделать «большими» или «маленькими». Например, заяц – зайчище – зайчик, дом – домище – домик;
  • «Как называется?». Игра тренирует мышление, речь, сообразительность, память. Нужно описать малышу какое-нибудь животное, растение, объект и предложить угадать, о чем идет речь. Например, часы, которые помогают проснуться (будильник), большая ложка для перемешивания супа (поварешка). Можно меняться с ребенком ролями;
  • «Что кому?». Развивает логику и сообразительность. Суть занятия – называть ребенку какое-нибудь животное или человека определенной профессии и просить сказать предмет, который ему может пригодиться.

План логопедических занятий

Дети к пяти годам должны полностью овладеть системой родного языка: связно разговаривать, понятно излагать свои мысли, строить сложные предложения, пересказывать сказки, правильно произносить все звуки.

Если у ребенка есть нарушения речи, то он будет совершать ошибки лексико-грамматического, фонетико-фонематического строя. У таких детей ограничен лексикон, они не могут составлять сложные и простые предложения. Речь малышей может быть несвязной.


Причин отклонений немало:

  • нарушение памяти, рассеянность;
  • слабость мышц артикуляционных органов;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • несформированное словесно-логическое, наглядно-образное мышление.

Для решения проблем с речью проводятся логопедические занятия. Программу уроков должен разрабатывать специалист. Простые упражнения родители могут выполнять дома.

Условия для коррекции фонетико-фонематической системы:

  • соблюдение членами семьи стилистических, орфоэпических и грамматических форм при пользовании речью;
  • создание полноценной речевой среды. Родители должны много и часто общаться друг с другом в присутствии ребенка;
  • развитие слуховой функции;
  • стимулирование детей подражать предметным и речевым действиям взрослых лиц.

Родители способны помочь детям обогатить лексикон, освоить правильный грамматический строй речи, улучшить звуковую культуру.

Логопедические занятия должны проходить с учетом таких правил:

  • регулярность;
  • упражнения выполнять в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка;
  • хвалить малыша за его достижения. Не ругать его, если он показывает плохие результаты.

Для улучшения речи применяют пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.

План логопедических уроков может выглядеть следующим образом:

  • психологический настрой;
  • анализ букв и звуков слов;
  • постановка звука;
  • автоматизация звука в речи;
  • пальчиковые игры.

Развивающие карточки и другие полезные материалы


Для пополнения лексикона, развития речи, изучения цифр и букв применяются специальные карточки. Они бывают разной тематики («Алфавит», «Птицы», «Животные», «Цифры», «Транспорт», «Природа» и т.п).

К прочим развивающим материалам относятся:

  • раскраски;
  • специальные плакаты;
  • детские книжки (сказки, буквари).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]