Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенкастатья (подготовительная группа)
Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка
Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.
Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем значительнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?
Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.
Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.
К сожалению, пришлось признать, что книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.
Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг в 2015 году был заключен договор о взаимодействии МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка – Детский сад № 70» с детской городской библиотекой, расположенной на улице Коммунистической, д.46.
Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества, посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и работниками детской библиотеки.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;
• формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
• развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;
• формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Воспитанники нашей группы познакомились с библиотекой в среднем дошкольном возрасте, когда представители библиотеки выходили к нам с интересными, познавательными презентациями и приносили с собой книги, но тесно сотрудничать с библиотекой начали с 2022 года, когда перешли в старший дошкольный возраст
Неравнодушные, знающие свое дело работники библиотеки Ирина Алексеевна, Юлия Сергеевна и Елизавета Михайловна так заинтересовали ребят, что мы с ними стали встречаться каждый месяц.
В сентябре 2022года мы организовали экскурсии в детскую городскую
библиотеку, где дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомились с книгами и их героями, но и читали любимые стихотворения, смотрели мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвовали в викторинах: «К 300-летию города Полевского», «Наш писатель П.П.Бажов».
Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание создать настоящую библиотеку в группе. Многие родители поддержали наше начинание и пополнили нашу библиотеку в группе интересными и увлекательными книгами, которые принесли из дома. Так появилась групповая библиотека. Дети стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их. Возникла сюжетно — ролевая игра «Библиотека». Задачи, которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.
Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети — читатели и даже настоящие библиотечные формуляры.
Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке». Ведем читательский дневник, где дети рисуют рисунки по прочитанным произведениям. Книги из нашей библиотеки дети с родителями могут взять домой почитать на определенное время, которое прописано в библиотечном формуляре
Наша группа участвовала в конкурсе «Лучший уголок художественной литературы» и заняла 1 место, среди всех групп нашего ДОУ. Получили в подарок книгу «Большую энциклопедию знаний».
Также в детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.
В октябре в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Стихи о маме» Есения заняла 3 место, а Ваня С. 2 место.
В ноябре месяце на неделе ДОУ «Творчество детских писателей», в группы была организована выставка книг А. Барто силами воспитателей и родителей. А также воспитанники группы совместно с сотрудниками библиотеки создали мультфильм по стихотворению А. Барто «Жонглёр».
В декабре 2022г. в наше дошкольное учреждение приходили ученики 5 «Б» класса из политехнического лицея №21 «Эрудит», чтобы показать сказку и подарить нам книги. Мы в свою очередь сделали закладки своими руками и подарили их ученикам.
Трое воспитанников нашей группы участвовали в интеллектуальной игре среди дошкольных учреждений нашего города и заняли 2 командное место. Получили за победу энциклопедию о нашей планете Земля.
Для дошкольников чрезвычайно интересна драматизация — разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование становится важнейшим приемом в работе с художественным текстом.
Наши дети активно участвуют в театрализованной деятельности, любят превращаться в актеров, активно обсуждают декорации и костюмы. В группе для этого созданы все условия. К Дню матери ребята показали для мам и бабушек инсценировку сказки «Как котёнок маму искал».
Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе.
Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса. Для их просвещения в информационных родительских уголках мы размещаем консультации и памятки на темы «Что почитать ребенку?», «Читаем сказку», «Чистоговорки и скороговорки в жизни дошкольника» и другие.
Родители и дети – постоянные участники разных конкурсов: Семья Даши Т. участвовала в фотоконкурсе «Мой портрет с любимой книгой» и заняла 1 место. Семья Тимофея Б. участвовал во всероссийской викторине, посвященной творчеству К.И.Чуковского. Семья Оли Л. участвовала в международной викторине, посвященной творчеству А.Л.Барто.
В октябре воспитанники совместно с родителями участвовали в выставке рисунков по произведениям В.Г.Сутеева, которая была размещена в нашем ДОУ.
В сентябре и декабре 2022 г. наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акции по сбору макулатуры «Спасем дерево», организованной сотрудниками нашего ДОУ. К этой акции присоединились дети, родители других групп и сотрудники детского сада. Мы спасли очень много деревьев и заняли 3 место среди всех групп, наша библиотека пополнилась новой энциклопедией о Динозавров за занятое место. Дети стали беречь родную природу. Бумагу после рисования, аппликации уже не выбрасывают в мусорное ведро, а складывают в специально приготовленные коробки, чтобы спасти еще деревья.
Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:
— повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность. Большим спросом пользуются у детей настольные игры «Слоги и слова», «Веселый алфавит», «Буквы» и другие. Из 25 детей в группе 7 человек бегло читают, 9 — хорошо читают по слогам, отражают прочитанное в своих рисунках;
Так же хочется отметить, что речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной. Укрепилась практика «семейного чтения», повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее пользоваться её услугами.
Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.
Приобщая детей и взрослых к чтению, мы не только открываем им путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает их ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость.
Проект социального партнерства ДОУ и библиотеки «Книга — друг человека»
Проект социального партнерства ДОУ и библиотеки
«Книга – друг человека»
Актуальность проекта.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
В настоящее время социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. И осуществить эту адаптацию можно через социальное партнерство.
Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование интересов работников, работодателей (предпринимателей, органов местной власти, местного самоуправления путем стремления к договоренности, выработки и осуществления единой позиции по социально-экономическим и политическим направлениям.
Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки.
Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности.
Педагогами и работниками библиотеки разработан совместный план работы и тематические циклы мероприятий. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.
Цель проекта — объединить усилия ДОУ с детской библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
— создать условия для расширения творческого взаимодействие ДОУ с детской библиотекой для создания единой социокультурной системы;
— создать условия для создания образовательной системы ДОУ с детской библиотекой для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса;
— создать условия для совершенствования формы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для расширения социально–образовательной системы ДОУ;
— создать условия для развития духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Этапы реализации: взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
1 этап – подготовительный. Его цель — определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
• анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
• установление контактов с организациями;
• определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
2 этап – практический. Его цель — реализация сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
• составление договора о творческом сотрудничестве между ДОУ детской библиотекой.
• составление плана совместных мероприятий на учебный год;
• проведение экскурсий для воспитанников ДОУ в детскую библиотеку;
• посещение воспитанниками ДОУ мероприятий, «дней открытых дверей», проводимых в детской библиотеке.
3 этап – заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
• проведение анализа проделанной работы;
• определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Срок реализации – 1 календарный год.
План мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Календарные даты |
Нас книжка в гости позовет | ||
«В гостях у домовёнка Кузи» (экскурсия в библиотеку) | январь | |
«В стране Читали» (к дню рождения Читайки) | февраля | |
«День рождения «Мурзилки» | март | |
Сказочный календарь | ||
«День Лягушки-путешественницы» | 14 февраля | |
«Много сказок интересных накопилось за века… » (познавательно-игровая программа ко Всемирному дню сказок) | 7 июня | |
«Из муки он был печён, на окошке был стужен» (День Колобка в библиотеке) | 16 августа | |
Игры, игрушки, развлечения | ||
«День скакалки» (Познавательно-игровая программа) | 4 августа | |
«День книжки и игрушки» | 24 октября | |
«Ой ты, барышня-матрешка!» | ноябрь | |
Семья и дом | ||
Праздник «Семья – это семеро таких же, как я» (к международному дню семьи) | 15 мая | |
«Лучшая подружка – мамочка моя» | март | |
«Папа может всё, что угодно» (познавательно-игровая программа) | июнь | |
Из былин и сказок | ||
«Домовой, домовой, поиграй, да отдай» | 1 апреля | |
«Баба-яга именинница» (познавательно-игровая программа) | 26 июня | |
«От былины до считалки» | ||
Сладкоежкам посвящается | ||
«Лекарство от скуки» (праздник шоколада и мороженого) | июль |
Список литературы:
1. Копилка секретов: Календарь библиотекаря. – Челябинск: Изд-во марины Волковой, 2012. – 256 с.
2. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. — 2009. — № 5. — С. 16-19.
3. Социальное партнерство: слов. — справ. — М. : Экономика, 1999. — 236 с.
4. оциальное партнерство: детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 7. — С. 30-31.
5. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. — N 3. — С. 21-24.
6. кем дружит ДОУ? // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 4. — С. 3-8.
7. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. — 2009. — N 3. — С. 3-6.
8. Социальное партнерство: учебник. – М. : Дашков и К: Академцентр, 2010. — 223 с.
9. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи // Дошкольная педагогика. — 2008. – N 8.-С. 47-49.
10. Развитие организационно-правовых форм социального и частно-государственного партнерства в дошкольном образовании // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2011. — N 4. — С. 17-20.
11. ы — социальные партнеры // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 11. — С. 117-120.
12. Социальное партнерство: учебное пособие. — Екатеринбург: б. и., 2006. — 110 с.
13. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. — 2008. — С. 108-115.
14. Примерный договор социального партнерства // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 5. — C. 3-4.
15. Социальное партнерство ДОУ: краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени // Обруч : образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 4. — С. 48.
16. Социальное партнерство: шаг за шагом // Новая библиотека. — 2008. — N 5. — С. 22-25.
Получить текст
Кузнецова Е. В. библиотекарь отдела обслуживания читателей «Дошкольник» Белгородской государственной детской библиотеки А.А. Лиханова
Сегодня остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Нас беспокоит вытеснение книги источниками информации: телевидением, компьютерными играми, видеопродукцией, поэтому главная цель нашего взаимодействия – вернуть уважение к книге, приобщить к чтению детей и родителей. Не секрет, что отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, поэтому прежде всего взрослые должны стать примером проявления интереса к книге, понимания ее роли в жизни человека.
Не случайно цитатой к своему выступлению я взяла именно эти слова «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.
В январе 2010 года в библиотеке открылся отдел «Дошкольник», где маленьких читателей встречает добрая гусеничка Ася. До этого момента малыши обслуживались в отделе «Детство». Работа отдела ведется по проекту «Подрастаю с книжкой Я», целью которого является приобщение дошкольников к книжной культуре, лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы через чтение вслух, обсуждение прочитанного, проведение литературных игр и праздников, нравственные беседы. Разрабатывая проект, мы попытались объединить усилия всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка.
Сотрудничество с детскими садами города строится на основании заключенного соглашения. Дошкольники вместе с воспитателями раз в месяц посещают занятия, проходящие в библиотеке.
Проект состоит из четырех циклов: «Такие разные книжки», «Самоцветное слово», «Семицветик» и «С книжным теплом под маминым крылом», которые направлены на «выращивание» литературных «крылышек» у читателей с самого раннего возраста.
Познакомить малышей с разными видами необычных книг и привить любовь к ней через игру помогают занятия по циклу «Такие разные книжки» (для детей 4-5 лет), дошкольниками средних групп, приходящих в библиотеку один раз в месяц. Также работа по этому циклу проходит в дошкольном учреждении, где воспитанниками являются дети с ограничениями жизнедеятельности. Каждый приход библиотекаря – это праздник для малышей.
Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями на занятия приглашаются ребята такого же возраста из логопедических групп. Вместе ребята импровизируют, фантазируют. Любят дошколята серию книг: «Трансформеры», «Книга на магните», «Прыг».
Библиотекарь старается привить любовь ребенка к чтению через игру. Известно, что ведущая деятельность дошкольника – игра, поэтому все занятия состоят из сказок, игр и творческих заданий. Мы играем и читаем. Малыши постепенно привыкают к приходу библиотекаря и ждут новых, интересных книг.
Ребенок растет, и различные книги все больше и больше входят в его жизнь, но книжка-игрушка остается при нем и в младшем школьном возрасте. Меняется содержание книги, меняется характер рисунков, а сам тип книги сохраняется. Ребята взрослеют, переходят в старшую группу и уже вместе с воспитателем посещают занятия и различные мероприятия библиотеки.
Занятия по циклу «Самоцветное слово» (для детей 6-7 лет) проходят в форме доверительного и дружеского разговора, не навязывая детям ту или иную нравственную ценность, а помогая дошкольникам понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни. Такие встречи состоят из игр, бесед, чтения вслух сказок и обсуждения прочитанного. Дошкольники на каждом занятии знакомятся с новыми нравственными понятиями: доброта, дружелюбие, заботливость, любовь, милосердие.
В результате проведения таких занятий дошкольники становятся общительны и активно принимают участие в беседах, играх, интерпретациях. С удовольствием выполняют творческие задания. Серьезно подходят к обсуждению нравственных вопросов о добре и зле, о любви, милосердии, заботе, дружбе, приводят жизненные примеры по теме занятия. В процессе занятия большое внимание уделяется чтению вслух, что особенно помогает понять и оценить нравственные поступки людей.
Через литературу и книги ввести малыша в мир отношений с окружающим миром природы и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках цикла «Семицветик» (для детей 6-7 лет). Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, они содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром. Ребенок получает возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире.
Развивающие занятия по циклу «С книжным теплом под маминым крылом» посещают дошкольники 3-4 лет. В этом возрасте ребенок осваивается в библиотечном пространстве, привыкает к тому, что книга становится его верным помощником и другом: с ней можно отправиться на прогулку, взять в путешествие, с ней очень приятно спать и даже купаться.
Библиотекарь в ходе занятия знакомит малышей с книжками-игрушками с мягкими вставками, имитирующими шерстку зверушек или перышки попугаев, с книжками с сюрпризами, с голограммами, выполненными в форме автомобилей и установленными на пластиковые колесики… Они не просто развлекают ребенка, но и помогают развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Малыши на занятии дают волю воображению, угадывая, что скрывается за книжными сюрпризами, а взрослые им в этом активно помогают.
В литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители. Такие игры дают радость семейного общения, наглядно прививают любовь к чтению у ребенка-дошкольника через демонстрацию читательского опыта его родных. В конце занятия родители отмечают, что дети заинтересовались такими выполненными в ярких и приятных тонах необычными книгами, на страницах которых улыбаются дружелюбные животные и просят по