Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)


Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)

Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)».

Содержание и виды планирования работы воспитателя с семьей.

Создание плана работы педагога с семьей означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором четко определены задачи и средства их реализации, достижения.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть

61

ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

ü направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

ü прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

ü координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

ü контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

ü репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной

работы» При грамотной организации планирования план станет не формальной

бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

В практике работы педагогов детского сада выделяют следующие виды
планов
: годовой – план работы детского сада, включающий основные мероприятия учебного года, перспективный, который конкретизирует поставленные задачи в определенный момент времени с учетом запросов

62

родителей и уровня их педагогической грамотности. При необходимости составляются планы воспитательных мероприятий.

Планирование взаимодействия с родителями – одно из наиболее важных направлений работы по воспитанию дошкольников. Педагогам необходимо осознавать, что родители – это заказчики образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы в ходе воспитательного и обучающего процессов, осуществляемых в детском саду, уделялось достаточно внимания повышению педагогического уровня мам и пап. В планирование включены самые разнообразные формы и методы, используя которые, педагоги смогут быть уверенными в высокой эффективности работы с родителями. Годовой план учреждения содержит в себе основные направления, по которым осуществляется взаимодействие с родителями, педагогами и детьми, то есть со всеми субъектами и объектами педагогического процесса.

Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными родителями. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности, определяться методы и приемы организации и руководства.

В планировании содержания работы с родителями играет роль и, как правило, приоритетное направление ДОУ. Например, если это художественно-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности), проводить открытые просмотры детского творчества.

Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение поставленных целей и задач.

Требования к планированию работы с родителями.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

63

1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов родителей.

3. План – это результат совместного творчества педагогов, детей, родителей.

4. План работы предусматривает связь образовательного процесса с практикой.

5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы; б) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

в) включение родителей в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение.

6. План предусматривает создание условий для выбора родителями различных видов, форм деятельности.

7. При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

Контроль знаний

по теме «Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)».

Вопросы:

1. Перечислите основные требования по планированию работы с родителями.

2. Что входит в содержание планирования работы воспитателя с семьей.

3. Виды планирования взаимодействия воспитателя с семьей.

Рекомендуемые темы к практическим занятиям:

1. Анализ годового плана работы детского сада с семьей.

2. Составление перспективного плана работы с родительской общественностью в ДОУ.

Тема необъятна,

Виды планирования

В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:

  1. Стратегическое (долгосрочное) планирование. Оно определяет основные цели детского сада на 5–10 лет, а также пути достижения этих целей и используемые ресурсы. Планирование включает концепцию и программу развития ДОУ, образовательную программу и модель выпускника. Стратегическим планированием занимается руководитель ДОУ с участием коллектива учреждения и родителей.
  2. Перспективное (краткосрочное) планирование. Оно охватывает развитие детского учреждения на ближайший год. Ответственность за разработку годовых планов лежит на руководителях среднего звена: старшем воспитателе или методисте. К этой работе привлекаются и воспитатели — они участвуют в составлении общих планов для ДОУ, а также разрабатывают перспективные планы для своей группы. В годовой план включаются не только воспитательные, образовательные и оздоровительные мероприятия в группах, но и повышение квалификации сотрудников, методическая работа с педагогами ДОУ, работа с родителями.
  3. Календарное планирование. Календарный план описывает работу воспитателя ДОУ на месяц, неделю и день.

Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.

Планирование образовательного процесса

Планирование

– это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

года;

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

— При планировании необходимо учитывать три основных принципа, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей:

1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

4. Учет местных и региональных особенностей климата.

— Комплексная программа составлена с учетом климатических условий, соответствующих нашему региону и в коррекции не нуждается.

5. Учет времени года и погодных условий.

-Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

6. Учет индивидуальных особенностей.

— Необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс.

7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.

— Непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД), игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости.

— Планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью.

9. Учет уровня развития детей.

— Проведение (НОД), индивидуальной работы, игр по подгруппам.

10. Взаимосвязь процессов обучения и развития.

— Обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий.

— Одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.

Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на

культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день — воспитывать доброжелательное отношение к детям.

12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке

— Психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка.

13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

-Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Буратино, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?.. ).

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать, как живут птицы в лесу?…).

15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному

раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран. возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; , «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план –

составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

а) игровая деятельность;

б) коммуникативная;

в) продуктивная (рисование, лепка, аппликация, ручные виды работы с различными материалами);

г) познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

эксперименты);

д) музыкально — художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

изобразительная);

е) элементы трудовой деятельности;

ж) чтение.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование –

структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

1. Установить объем плана в условно-учебных часах.

2. Определить тематику, содержание, количество НОД для прохождения каждой темы.

Например, Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

3. Выбрать оптимальные формы проведения НОД и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

4. Планируется образовательная деятельность в режимных моментах.

Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план

предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день
.
Календарный план является обязательным документом (с 1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

2. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.

3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

4. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Например, воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель:

создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Например, сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

подготовку.

3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается

использование колющих и режущих предметов труда.

4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

5. Планируется утренняя гимнастика. Комплекс, разученный на физкультурном занятии,

меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель:

обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными

изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся

чаще.

2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в

старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к

занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

материал ( 3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель.

Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр — настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,

подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и

потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

в неделю (в четверг или пятницу).

Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (ручной труд, хозяйственно-бытовой (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.

Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной

деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы

воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с

робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на

занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Тема.

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Например, не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех НОД.

Например, воспитывать – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговая деятельность в виде викторин, КВНов, развлечений.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая

– самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Например, записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течение всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование

– вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Например, Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

Получить текст

Структура, этапы планирования, требования к уроку

Методические рекомендации по подготовке

и проведению урока

(структура, этапы планирования, требования к уроку)

УРОК — форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой. Урок — это взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает текст или конспект, который надлежит реализовать. Чтобы контролировать успешность обучения на уроке, учителю необходимо замечать психическое состояние ребят, держать весь класс в поле зрения, управлять своим поведением, обращать внимание на особенности учебной деятельности отдельных учащихся, поддерживать порядок и дисциплину.

Основные признаки урока:

— постоянный состав учащихся;

— каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

— систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

— сочетание на уроке фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся;

— многообразие методов обучения;

— наличие систематического текущего индивидуального контроля.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент, характеризующий внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к уроку.
  2. Проверка знаний и умений, обучающихся для подготовки к новой теме.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Постановка цели занятия перед обучающимися.
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  8. Творческое применение ранее усвоенных знаний и умений путем решения проблемных задач.
  9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
  10. Домашнее задание к следующему уроку.
  11. Подведение итогов урока.

Структура урока развивающего типа обучения

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в общей системе уроков по теме программы. Помимо указанных факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работа преподавателя и конкретные условия работы в данном классе.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Задача этого этапа – установить оптимальные методы, приемы и средства обучения для каждого этапа урока, характер познавательной деятельности обучающихся (репродуктивная или поисковая), отобрать и подготовить дидактический материал, наглядные, технические и другие средства обучения.

Структура Урока изучения нового материала:

— первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности обучающихся;

— указание на то, что обучающиеся должны запомнить;

— мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

— сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

— первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

— контроль результатов первичного запоминания;

— регулярное систематизирующее повторение материала через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

— внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура Урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

— сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

— воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

— выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений;

— проверка выполненных работ;

— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

— задание на дом (если это необходимо).

Структура Урока формирования умений и навыков:

— постановка цели урока;

— повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

— проведение проверочных упражнений;

— ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

— упражнения на их освоение;

— упражнение на их закрепление;

— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

— упражнения на перенос в сходную ситуацию;

— упражнения творческого характера;

— итог урока;

— задание на дом.

Структура Урока повторения:

— организация начала урока;

— постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

— проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

— подведение итого повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

— задание на дом.

Структура Урока проверки знаний:

— организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Обучающиеся не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

— постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы обучающиеся обязательно сами проверили работы;

— изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

— подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы обучающихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура Урока применения знаний, умений и навыков:

— организация начала урока (психологический настрой учащихся);

— сообщение темы урока и его задач;

— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

— творческое применение знаний и умений;

— упражнения по обработке навыков;

— домашнее задание;

— итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

— организационный момент;

— вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

— выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщённо-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

— проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

— формулирование выводов по изученному материалу;

— оценка результатов урока;

— подведение итогов;

— задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

— организация начала урока;

— проверка домашнего задания, постановка цели урока;

— подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

— изучение нового материала, в том числе и объяснение;

— закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;

— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

— подведение итогов и результатов урока;

— задание на дом;

— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимися для изучения новой темы (не всегда).

Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

— чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

— прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

— выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

— реализация на уроке всех дидактических принципов;

— создание условий для успешного обучения учащихся.

Гигиенические требования к уроку:

— температурный режим;

— физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

— освещение;

— предупреждение утомления и переутомления;

— чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

— своевременное и качественное проведение физкультминуток;

— соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;

— соответствие классной мебели росту обучающегося.

Требования к технике проведения урока:

— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;

— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

— должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

— по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

— учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая, в свою очередь, зависит от их подготовки к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

Учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. Не устанавливается единая и обязательная для всех форма тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы каждого учителя.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. План урока(рабочий план урока) необходим для каждого учителя, независимо от его эрудиции и опыта работы, поскольку в процессе составления плана учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, готовит как бы его сценарий.

Не регламентируется объем плана урока, равно как и его содержание и структура. Начинающие учителя обычно составляют планы-конспекты уроков, опытные – ограничиваются подготовкой кратких и сжатых планов. И все же наличие подробного плана урока свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.

Итак, этапы планирования урока:

— разработка системы уроков по теме или разделу;

— определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

— отбор оптимального содержания материала, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка;

— выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке;

— разработка структуры, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём;

— нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся;

— планирование всех действий учителя и обучающихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

— подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

— проверка оборудования и технических средств обучения;

— планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

— предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы обучающихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности;

— определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний;

— составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими методами с учётом уровней их сформированности, планирование проверки умений обучающихся;

— определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом;

— продумывание форм подведения итогов урока;

— планирование внеклассной работы по данной теме;

— запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Основная задача преподавателя – приблизить все уроки к уровню открытых, отличающихся стройным структурным построением, умелым сочетанием и подбором методов, приемов, средств и форм обучения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]