Эффективные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)


Эффективные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)

  • 23 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»

Одним из условий успешного творческого развития ребенка является совместная деятельность родителей, детей и педагогов. Семья и детский сад, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя, помощника воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Когда я стала работать по программе «Радуга», меня стали волновать вопросы: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации? Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций, я стала использовать новые формы, основной целью которых стало педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательный процесс.

Таким образом, участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В перечень новых форм, используемых мной, входят:

  • Встреча за круглым столом.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Диспуты.
  • Информационные листки и др.

В своей работе по взаимодействию с родителями я применяю следующие принципы:

  • Целенаправленность.
  • Системность.
  • Учет специфики каждой семьи.
  • Учет опыта родителей.
  • Доброжелательность.
  • Открытость.

Для того чтобы лучше знать семью в начале года составляю «социальный паспорт» группы:

  • возраст родителей.
  • состав семьи (полная, неполная),
  • количество детей в семье,
  • образовательный уровень родителей,
  • социально-экономическая ситуация в семье.

Беседую с родителями, детьми о летних каникулах, о том, что нового произошло у ребенка.

Конечно, не сразу складывались доверительные отношения с родителями. У некоторых родителей отсутствовала мотивация для общения, не было желания выносить семейные проблемы на обсуждение. Я стремилась избегать критики, строить общение на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно родители стали понимать, что я искренне заинтересована в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам, более критично относиться к себе и своему ребенку.

В начале года было проведено анкетирование на тему «Выявление состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада». Эти анкеты помогли мне в дальнейшей работе, а именно я составила перспективный план мероприятий с родителями, учитывая пожелания и их советы.

В индивидуальной работе использую папки передвижки. Например «Конвенция о правах ребенка». Почему именно эта тема, да потому что не секрет, что родители не знают прав своего ребенка и как неприятно об этом говорить встречается жестокое обращение с ребенком. «Подготовка руки к письму» – где были вывешены рекомендации и различные росчерки.

В родительском уголке особенный интерес вызывает у родителей рубрика «Герой дня». В ней, например, помещаю такую информацию:

– Толик сегодня внимательно слушал рассказ Насти. – Гена был вежлив. – Настя идеально выполняла обязанности дежурной в уголке природы.

Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями дало определенный результат. Родители стали активными участниками всех дел. Стали относиться к своему ребенку как к равному, поняли, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Стали проявлять интерес к делам ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке.

Список литературы:

  • Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Е.В.Соловьева «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 6 – 7 лет в д/с. М. Просвещение, 1997 г;
  • Т.Н.Доронова «На пороге школы»: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет по программе «Радуга». 3 изд. М. Просвещение, 2004 г.

Описание своей работы за учебный 2010 – 2011 год я бы хотела представить в форме современного, всеми знакомого жанра – увлекательного частного детектива «Исчезновение Ежа Кузи».

Форма, конечно, сказочная, но основана на реальных событиях.

Приложение 1: Работа с родителями.

Приложение 2: Частный детектив «Исчезновение Ежа Кузи».

Автор: Синаева Валентина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок», п. Преображенский, Назаровский район Красноярского края. Стаж 27 лет. Диплом лауреата регионального конкурса «Профсоюзной премии имени Героя социалистического труда К.А. Миксон». Почетная грамота Министерство образования и науки Российской Федерации. Финалист Всероссийского конкурса «Мой лучший урок 2012-2013 г».

Работа с родителями в дополнительном образовании. Мой опыт работы

Растим личность вместе: опыт работы с родителями

в студии «Сударушка» МАУДО «ДДТ»

Родители и их дети, когда приходят в учреждение дополнительного образования, включаются в деятельность на основе добровольного выбора в соответствии с их интересами, склонностями, ценностями. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и в роли партнера. Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.

Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы. Согласитесь, что при объединении усилий педагогов дополнительного образования и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный и психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом объединении и дома.

Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала и достижения высоких творческих результатов предоставляются в студии «Сударушка» художественной направленности, где девочки, кроме различных видов декоративно-прикладного творчества, изучают правила этикета.

Здесь создаются благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию. При организации работы с родителями я в первую очередь определяю содержание и способы сотрудничества и отражаю это в плане воспитательной работы. Изучаю образовательные потребности и ожидания родителей от занятий. Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Не все родители проявляют заинтересованность. Но я стараюсь найти такие формы взаимодействия, которые помогут мотивировать родителей и грамотно организовать сотрудничество.

1

Из опыта своей работы могу сказать что, для установления партнерских, открытых, доверительных отношений с родителями необходимо соблюдать следующие условия: 1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть, без желания переделать, не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее. Уважение педагога к семье как системе позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими двумя авторитетами и не только поддерживает авторитет родителей, но и укрепляет авторитет педагога.

2. Соблюдение по отношению к родителям, позиция «Мы: «Мы вместе помогаем детям». К сожалению, довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию давления «сверху», приказывая, навязывая свою точку зрения. У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением.

3. Очень важно обеспечить эмоциональную безопасность. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для их детей комфортна и не способна причинить вред. Постоянно ведется работа над поддержанием доброжелательного психологического климата на занятиях.

Формы взаимодействия с семьей весьма многообразны. В практике своей работы я для себя определила следующие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы:

· Открытые занятия

· Родительское собрание

· Выставки для мам и бабушек

· Совместные праздники «Посвящение в Сударушки», «Рождественские посиделки», «Улыбка мамы», «Веселый художник» и другие

2. Индивидуальные формы:

· Анкетирование, диагностика

· Индивидуальная консультация (беседа)

· Просветительская работа

Остановлюсь на перечисленном более подробнее.

Открытые занятия

– занятия с приглашением родителей учащихся. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения занятий. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей. Родители гордятся детьми, видя их

2

успехи, а у детей повышается самооценка. Открытые занятия провожу в декабре и в апреле, то есть ближе к концу учебного года, чтобы был виден рост обучающихся. После таких занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями с родителями на родительском собрании «Подводим итоги учебного года».

Родительские собрания

. На них мы решаем вопросы по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса. Львиная доля вопросов, решаемых на собраниях, – это приобретение необходимы материалов и инструментов для различных видов декоративно-прикладного творчества. На собрании составляются подробные списки необходимых материалов и инструментов в течение полугодия и раздаются родителям. Обговариваются торговые точки, магазины, где они стоят дешевле. Также на собраниях осуждается помощь в оформлении выставочных работ для конкурсов различного уровня, помощь в подготовке к выставкам, конкурсам и т. д. Всегда приятно, когда родители подходят и предлагают свою помощь.

Также на родительских собраниях часто обсуждаются взаимоотношения детей в каждой из двух групп, так как в них обучаются девочки разного возраста, от 6 до 13 лет. И здесь очень важного добиться того, чтобы старшие не насмехались, а помогали младшим; младшие же, глядя на более сложные работы старших девочек, не завидовали и не говорили, почему я не делаю такую работу, а понимали, что, приобретая опыт, мастерство, прикладывая старание, тоже смогут сделать такую же красивую вещь возможно даже в следующем году.

Интересен обмен мнениями во время тематических родительских собраний, которые затрагивают важные проблемы: «Помоги ребенку укрепить здоровье», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Как помочь своему ребенку учиться», «Детская ложь и взрослые проблемы».

Выставки для мам и бабушек

обязательно проводятся ко Дню Матери и к 8 Марта. Если дети готовят тематические изделия к Новому году, Рождеству, Пасхе, то проводится так же выставка сувениров к этим, всеми любимым праздникам. Дети делают пригласительные для мам и бабушек и вручают им, а потом по желанию сами демонстрируют свои работы и работы подруг по студии. Им очень приятно играть роль экскурсовода.

Анкетирование, диагностика

проводятся для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам всегда помогают заместитель директора по воспитательной работе, методисты нашего «Дома детского творчества», педагогическая и

3

методическая литература.

Индивидуальные консультации (беседы).

Они дают возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Считаю, что эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации провожу по собственной инициативе, используя устое приглашение по телефону, или передаю письменное приглашения через ребёнка. Порой и сами родители проявляют инициативу. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, чтобы родитель не переживал, а всё обдумал, проанализировал. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Просветительская работа.

Разработка и ведение странички в популярных социальных сетях: «Одноклассники», «В контакте», «Истаграм» для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, странички и содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогу и родителям по развитию гармонично развитой личности ребенка. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. Анализ работы показывает, что если коллектив работает много лет, (а студии «Сударушка» уже 14 лет) он востребован и показывает хорошие результаты, то это лучшее доказательство того, что проводимая работа с родителями эффективна и ведётся в верном направлении.

Педагог студии «Сударушка» МАУДО «Дом детского творчества»

станицы Староминской Краснодарского края: Е.А. Букурова

4

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]