Традиционные и нетрадиционные Формы работы ДОУ с родителями
1.Теоретические и методологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи.
Взаимодействие педагога ДОУ с родителями
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками детского сада, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Инициирование педагогами взаимодействия с семьей только по финансово-хозяйственным вопросам тормозит развитие разносторонних, конструктивных отношений, полезных всем участникам образовательного процесса. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.
Стремление педагогов дошкольного учреждения к изменению формы общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
При организации совместной работы педагога с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов
дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: • развитие интересов и потребностей ребенка; • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Данная цель реализуется через следующие
задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству; • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей; • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми; • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое, человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Слайд3.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слайд4.
В работе с родителями я активно использую разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Слайд5
Работая, в этом направление мною была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка, через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями.
Сегодня я хотела бы остановиться на некоторых из нетрадиционных форм работы с родителями.
Слайд 6
Чтобы выработать единство подходов между воспитателями и родителями в воспитании наших детей, установить взаимопонимание, и гармоничные отношения с детьми, я применяю такую форму работы с родителями, как «круглый стол».
Слайд 7.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание «круглого стола» мы приглашаем родителей, выразивших желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. При организации и проведении «круглого стола», мы обращаем внимание на следующее:
– время проведения «круглого стола» не должно быть более полутора часов;
– количество участников не должно быть очень большим;
– следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
Слайд8.
В нашей группе мы проводили заседание круглого стола посвящённое теме:
«О детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками».
План:
1. Проводилась беседа воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»
Слайд 9.
2. Выступление психолога «Как помочь детям наладить контакт со сверстниками»
Слайд10-11.
3. Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений). На которых родители выступали в роли детей.
4. Провели обсуждения с родителями, на котором родители поделились своим опытом (2 ребёнок в семье- имеют опыт разрешения конфликтных ситуаций).
Общаясь друг с другом и специалистами на заседаниях круглого стола, родители смогли получить ответы на многие возникшие у них вопросы: как наладить контакт ребёнка со сверстниками? Как реагировать на капризы и непослушание ребёнка? Чем занять дошкольника в свободное время, и в какие игры с ним играть? Научились взаимодействовать друг с другом и детьми, решать проблемные ситуации, применять полученные навыки в творческих играх и практических упражнениях.
Данная форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Темы для обсуждения за «круглым столом» могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.
Слайд12.
Так же я широко использую открытые занятия с детьми в ДОО для родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Данная форма использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении. Поэтому данные формы можно рассматривать и как инновационные. В нашей группе мы стараемся два раза в год проводить открытые занятия с родителями.
Одно из которых было посвящено зимним олимпийским играм.
Слайд13.
Цель: Расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта.
Слайд14.
В процессе занятия, я постаралась включать в него элементы беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в каких-то вопросах, или наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостям. Так же вовлекала родителей принять участие в дидактических играх и разминках.
Возможность увидеть своего ребенка в других условиях, его знания, в сравнении с другими детьми, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Они видят, что в д/саду не только, как выражаются родители, гуляют с детьми, но и дают им определенные знания, готовят их к школе.
Слайд15.
Информационно-просветительская форма взаимодействия с родителями
«Педагогическая библиотека»
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Данная форма общения педагогов и родителей—близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Слайд16.
В нашей, группе создана подборка книг и рекомендаций для родителей.
мини-библиотека,
При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Наша «Игротека» (карточки с играми) помогает родителям разучить простые, интересные, и познавательные игры и игровые упражнения.
Слайд17.
Ежемесячно в нашем садике выходит номер газеты с интересной подборкой для родителей.
Слайд18.
Ведем летопись мероприятий нашей группы.
Слайд19.
А для формирования у родителей практических навыков создана страница в сети «В контакте» Где я выкладываю разнообразные упражнения на логику и развития, схемы описательных рассказов и т.д.
Слайд20.
Сайт ДОУ.
На сайте нашего сада родители получают всю актуальную информацию, могут посмотреть какие мероприятия и праздники проходят в доу.
Данная форма в наше время очень актуальна и востребована. Так как родители в связи с большим ростом заболевания не могут посещать группы и мероприятия.
В использовании такой формы работы необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности.
Вывод: Хотелось бы сказать, что каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» — писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае. Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Следующая > |
Цель взаимодействия ДОУ и семьи
Определение 1
Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Определение 2
Сотрудничество – это общение, основанное «на равных», при котором никому из участников не принадлежит привилегия контролировать, оценивать или указывать.
В настоящее время вся система деятельности ДОУ направлена на принятие семьи воспитанника как основного и самого главного лица, принимающего непосредственное участие в процессе воспитания и обучения ребенка. Именно поэтому участие семьи воспитанника в педагогическом процессе ДОУ способствует повышению качества образования детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что каждый родитель намного лучше знает своего ребенка, его интересы и соответственно способен выработать необходимую стратегию его дальнейшего развития.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.
Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.
Определение 3
Формы взаимодействия – это способы организации совместного общения и деятельности.
Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ, Нетрадиционные формы появились относительно недавно, их применение в практике не столько распространено как традиционных форм.
Определение 4
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 490 ₽ Реферат Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 240 ₽ Контрольная работа Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость