Тема недели «Книжкина неделя» в старшей и подготовительной группах


«Книжкина неделя» в старшей группе: планирование

Невозможно переоценить влияние, которое оказывает чтение книг, на грамотность, пополнение словарного запаса, расширение кругозора человека, особенно у детей на подготовительном этапе развития.

«Книжкина неделя» в ДОУ

К сведению! Интерес к новому легче всего зародить в детстве, так как малыши обладают способностью ярко и искренне переживать, сострадать, радоваться, возмущаться, что и проявляется во время прочтения художественного произведения.

Цели, задачи

Главная цель данного проекта — зародить любовь к чтению книг, научить детей бережному отношению к ним, сформировать интерес к книгам посредством творческой и познавательной деятельности.

В процессе реализации этого проекта, предусмотрено решение следующих задач:

  • Зародить и поддержать интерес к книгам и любовь к чтению, воспитать читательский вкус и бережное отношение к книге.
  • Дать представление детям о видах книг и литературных жанрах.
  • Ознакомить детей со всеми стадиями создания книг.
  • Сформировать у малышей понимание роли писателя, иллюстратора, оформителя в создании книги.
  • Объяснить воспитанникам необходимость и значение библиотек.
  • Привлечь детей, родителей, воспитателей к обыгрыванию сюжетов из книг.

Знакомство малышей с природой

Лексические темы

Каждый день календарной недели планируется провести мероприятия (игры, занятия), презентации (озвучивание рефератов и публикация конспектов в классе) или тематические занятия (сообщение важной информации по определенной теме) по следующим лексическим темам:

  • Понедельник. Прогулка по родному краю. Знакомство с природой через произведения писателей Бианки В. В., Пришвин М. М.
  • Вторник. Таня, Юлечка, Петя и другие герои. Знакомство с детской поэзией через произведения Маршака С. Я., Михалкова С. В., Агнии Барто, Токмаковой И. П., Мустая Карима.
  • Среда. Путешествие на остров Буян. Знакомство со сказками и баснями через произведения Пушкина А.С., Крылова И.А., Ушинского К.Д.
  • Четверг. Прогулки по Санкт-Петербургу. Знакомство с архитектурой, географией, жизнью, климатом Санкт-Петербурга через стихотворения поэтов Блока А. А., Саши Чёрного.
  • Пятница. Приключения Бибигона. Знакомство с произведениями писателя Чуковского К. И.
  • Суббота. Незнайкины друзья. Знакомство с произведениями писателя Носова Н. Н.

Дополнительная информация! В рамках каждой темы следует познакомить детей с биографией и известными произведениями детских писателей и поэтов, дать общую характеристику их творчества. Выбрать в произведениях один из сюжетов, наиболее увлёкший детей, и сыграть его по ролям вместе с ними.

Итоговое событие

Итоговое событие — каждый день следует выделить время на изготовление книги собственного сочинения и рисунками. По окончании «Книжкиной недели», пройдёт выставка книг, изготовленных самими детьми.

Важно! Все мероприятия в рамках «Книжкиной недели» должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Ход мероприятия

Основная часть:

Социальный педагог Потехина Юлия Александровна приходит на площадки групп во второй половине дня, когда родители забирают родителей из детского сада и обращается к ним с вопросами.

— Здравствуйте! Меня зовут Юлия Александровна, я работаю социальным педагогом. Уже год мы знакомим ваших детей с правами человека и его обязанностями. С 25 по 28 марта в детском саду проходила Неделя детской книги. А с 3 и 4 апреля в нашем детском саду мы проводим лотерею для родителей ДОУ на тему «Художественные произведения и права человека», цель которой показать важность и значимость правового направления в социальной педагогике ДОУ для родителей подготовительных групп.

— Хотите поучаствовать в лотерее, которая называется «Художественные произведения и права человека»? Вы читали объявление? (Приложение №1) Вы знакомы с правилами?

— Нет.

— Хорошо, сейчас я вам напомню правила.

Лотерея бесплатная. Участники лотереи вытягивают билеты (Приложение №2). Участники отвечают на вопросы, вытягивая лотерейный билет. Начиная только с первого уровня – это вопрос, который находится на билете желтого цвета. Ответив на первый вопрос, участник берет второй и третий билеты. Ответить можно только на один вопрос каждого уровня, не более. Участник, ответивший правильно, получает приз. А именно:

  • первого уровня получает ручку;
  • второго уровня – папку-уголок;
  • третьего уровня – книжку из серии «Читаем сами, читаем маме».

Участник, давший неправильный ответ, обязан назвать и записать в листе неправильных ответов любимую книгу или произведение, которое любит слушать, листать, рассматривать его ребенок (Приложение №3).

— Сегодня вечером обязательно прочитаете эту книгу, которую вы выиграли у нас в лотерею.

— Уважаемые родители! Вытягиваем листочки с вопросами и отвечаем на них. За правильный ответ вы получаете книгу для своего ребенка. Отвечаем на вопросы, не торопитесь, хорошенько обдумывайте ответ.

— Спасибо за участие в лотереи.

Награждение призами.Проведение социологического опроса по теме мероприятия.

Вопросы социального опроса после ответов на вопросы лотереи (Приложение №6) и ответы на вопросы социологического опроса, с процентным соотношением (Приложение 7).

После проведения лотереи:

Лотерея проводится социальным педагогом с родителями детей подготовительных к школе групп. В лотерее приняли участие папы, мамы и бабушки, в количестве 20 человек. Правильно ответили на все вопросы лотереи – 15 человек:

  • на первый вопрос – 15 человек,
  • на второй – 18 человек,
  • на третий – 20 человек.

Неправильных ответов: 7.

Захотели принять участие в аналогичном мероприятии детского сада: 19 человек — 95 % опрошенных.

Делаем книжку-малышку вместе с ребенком

Иногда детям надоедают даже милые фетровые зайчики и погремушки, зато они любят творить и придумывать новые идеи сами. Выбирайте тему для книжки-малышки вместе, рисуйте, собирайте интересные факты, используйте картинки и наклейки!


Фото: connecticum-dou.ru

Тебе понадобится:
Бумага, клей, краски и карандаши, старые журналы и распечатки, стикеры, иголка с ниткой.
Как сделать:

Вместо того, чтобы делать страницы из ткани или распечатывать фоны, нарисуйте их самостоятельно! Например, чтобы сделать книжку про животных, сначала нарисуйте места их обитания. Для этого сложи листы бумаги А4 пополам и вручи их чаду вместе с картинками – пусть ребенок выберет животных, которых хочет там поселить, а ты пока найди про них что-нибудь интересное.

Дети постарше могут сами заполнять текст в книжке-малышке – заодно это будет небольшая тренировка навыков письма. Останется только наклеить всех животных на свои страницы и сшить книгу посередине обычной плотной ниткой.

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!

Книжка-малышка из бумаги А4

Маленькие книжки-малышки отлично подходят для изучения азов чтения. Они веселые и забавные, в них нет ничего лишнего, а ребенок воспринимает такой досуг, как увлекательную игру. Да и такие карманные книжки всегда удобно брать с собой в поездки и путешествия!


Фото: pinterest.ru

Тебе понадобится:
Бумага А4, канцелярский нож, клей, цветные карандаши, фломастеры, ручки и мелки.
Как сделать:

Сложи лист бумаги А4 пополам вдоль, потом еще раз – поперек, и снова – каждую половинку. Разверни его и сделай разрез посередине канцелярским ножом. Промажь одну сторону клеем по всей плоскости и сложи книжку, зафиксировав странички.

Можешь соединить несколько таких бумажных блоков в одну книжку потолще и даже сделать обложку. Останется только нарисовать картинки и написать текст. Их можно использовать для изучения времен года, животных, окружающих предметов, чисел – чего угодно!

Книжка-малышка на кольцах

Тактильные ощущения – важнейший жизненный этап для всех малышей, поэтому и книжки-малышки нужны соответствующие. Используй крупные детали, выразительные фактуры, яркие цвета и разные материалы. Соединяй отдельные страницы на крупные кольца или завязки.


Фото: cdo21.ru

Тебе понадобится:
Цветной картон, ножницы, дырокол и кольца, клей, степлер, цветная ткань, всевозможные наполнители и скотч.
Как сделать:

Сложи лист картона пополам, склей и дыроколом сделай посередине отверстия для сшивки – это будут твои страницы. В дальнейшем ты сможешь собрать их на разъемные кольца. Так книжку-малышку будет удобно хранить, ничего не потеряется, но ребенок сможет изучать каждый лист по-отдельности.

На двухсторонний скотч приклей пупырчатую пленку, кружево, гофрированную бумагу или какой-то другой материал с необычной фактурой. Используй кисточки, бахрому, мелкие вязаные игрушки и украшения, воздушные шарики, ленты, помпоны, перья – все, что найдешь!

Книжка-малышка из старых журналов

Это очень простая и интересная идея книжки-малышки, которую можно воплотить в жизнь вместе с ребенком. Пускай чадо самостоятельно выберет тему, вырезает картинки и размещает их на странице. Такую книгу весело не только читать, но и делать, а потом – меняться с друзьями!


Фото: infourok.ru

Тебе понадобится:
Старые разноцветные книги и журналы, ножницы, бумага, клей, карандаши, нитка и иголка, скотч.
Как сделать:

Определись с размерами будущей книжки-малышки, количеством страниц и темой – например, это могут быть животные и растения. Раздели вырезанные иллюстрации на группы: дикие животные, домашние животные, рыбы, птицы и так далее.

Для обложки возьми плотные листы картона, страницы сделай из бумаги и прошей их толстой крепкой ниткой. Внутри можешь оставить вкладыши из целых журнальных страниц с познавательной информацией. Так дети смогут больше узнать о тех животных, которых до этого вырезали и клеили.

Приложение №2

Первый уровень:

  1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
  2. В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)
  3. Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)
  4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (1990 г.)
  5. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (1948 г.)
  6. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет)
  7. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей)
  8. Назовите имя польского писателя, который в 1929 году выпустил книгу «Право ребенка на уважение»? (Януш Корчак)
  9. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)
  10. Кому принадлежат слова о том, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка»? (Ф.М. Достоевский)
  11. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя)

Второй уровень:

  1. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других.)
  2. Кто нарушил право на неприкосновенность жилища в сказке «Заюшкина избушка», и кто помог зайцу восстановить свои права? (Лиса, Петух)
  3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? (Без ограничений)
  4. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)
  5. Назовите сказки, в которых нарушилось право на труд? («Золушка», «Мороз Иванович», «Дюймовочка»)
  6. Как вы думаете, есть ли у ребенка право на свое мнение? (Да, конечно)
  7. Как называется профессия человека, который выполняет право на медицинскую помощь? (Врач)
  8. Что вы знаете о своем имени? (Обозначение и перевод имени)
  9. В каких сказках нарушается право на неприкосновенность жилища? Назовите их. («Три медведя», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»)
  10. Назовите правильно сказку, в которой говорящий сверчок предлагает Буратино воспользоваться правом на образование? (Золотой Ключик или Приключения Буратино)

Третий уровень:

  1. Определите, какие права были нарушены в следующих случаях: в больнице ребенку перелили зараженную кровь. (Право на жизнь, ст.6)
  2. Сосед по парте прочитал записку, адресованную другому школьнику. (Право на тайну переписки)
  3. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
  4. Какое право нарушили звери в сказке «Колобок», когда пытались съесть главного героя сказки? (Право на жизнь)
  5. Какое право было нарушено Волком в сказке «Красная шапочка» по отношению к бабушке (Право на жизнь и право на неприкосновенность жилища). А Красной шапочке? (Право на жизнь)
  6. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища)
  7. Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь)
  8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого «Золотой Ключик»? (Правом на образование)
  9. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на жизнь)
  10. Почему товарищам нельзя давать клички и прозвища? (Нарушается право на имя)

Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007.
  2. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие права»: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  3. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Приложение №1

«Текст объявления»

У в а ж а е м ы е родители! Внимание! Бесплатная лотерея!

С 25 по 28 марта в детском саду проходила Неделя детской книги. 3 и 4 апреля в нашем детском саду будет организована лотерея для родителей ДОУ на тему «Художественные произведения и права человека»

Правила лотереи.

  1. Участие в лотерее бесплатное.
  2. Все желающие родители становятся участниками.
  3. Участники отвечают на вопросы, вытягивая лотерейный билет. Начиная только с первого уровня – это вопрос, который находится на билете желтого цвета. Ответив на первый вопрос, участник берет второй и третий билеты.
  4. Ответить можно только на один вопрос каждого уровня, не более.
  5. Участник, ответивший правильно, получает призы. А именно: первого уровня получает ручку; второго уровня – папку-уголок; третьего уровня – книжку из серии «Читаем сами, читаем маме».
  6. Участник, ответивший на вопросы лотереи неправильно, обязан назвать и записать в лист «Не ответил на вопрос – пиши название произведения» любимую книгу или произведение, которое любит слушать, листать, рассматривать его ребенок.

Администрация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]