Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Экологический проект «Эколята — дошколята» в средней группе Экологический проект «Эколята — дошколята»
Средняя группа Обоснование проблемы. Наличие глобальных
экологических проблем окружающей среды – это серьезнейшая угроза для всего человечества современного мира. На сегодняшний день основной задачей для людей должно быть сохранение…
Природоохранный социально-образовательный проект в средней группе (с 4 до 5 лет) «Эколята-дошколята» Актуальность Проекта Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего…
Проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»
Паспорт проекта
Тип проекта:По содержанию — познавательный , исследовательский, творческий, игровой. По числу участников – групповой По характеру контактов – в рамках ГБДОУ По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов
Сроки реализации: краткосрочный ( 2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)
Участники проекта:• Воспитатели группы: Завьялова Н.А., воспитатель I категории Бесчастнова О.О., воспитатель • Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В. • Дети средней группы №6 • Родители
Актуальность проекта:Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Цель проекта:Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи проекта:• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. • Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения. • Воспитывать бережное отношение к живому. • Развивать эмоциональную отзывчивость • Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат проекта:• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым. • Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика. • Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям. • Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым. • Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи. • Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»
Сотрудничество с семьёй:• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». • Придумывание рисунков-загадок о насекомых
Продукты проекта:• Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.) • Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.) • Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.) • Бабочка (аппликация; дети) • Божья коровка ( лепка; дети) • Пчелка (конструирование из бумаги; дети) • Бабочка (рисование; дети) • портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)
Ожидаемый результат по проекту:• Для детей:— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым. — Развитие познавательной активности, любознательности. • Для педагогов:— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде. — Создание условий для проявления у детей креативности, воображения. — Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов — Развитие музыкально-творческих способностей. • Для родителей:— Посещение с детьми Зоологического музея. — Совместное чтение художественной литературы о насекомых — Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
Проект состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный:
• Разработка проекта • Диагностика экологических знаний о насекомых детей • Подбор литературных произведений о насекомых • Изготовление презентации «Наши соседи насекомые» • Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. • Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности • Подбор музыкальных произведений по теме • Составление плана основного этапа. • Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап – основной (реализация проекта):
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации. • Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу. • Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей» • Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме. • Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», • Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают» • Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»; • Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка» • Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»; • Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом». • Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок». • Развивающие игры: речь с движением « Жук» • С/Р игры, свободная деятельность детей( обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей») • Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь» • Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды
Взаимодействие с семьей• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»
III этап – Заключительный
• Оформление выставки детских работ. • Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы. • Оформление портфолио проекта • Создание презентации проекта.
Приложение• Фотомонтаж • Считалка, потешки, загадки о насекомых • Дидактические игры • Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы • Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой • Сценарий музыкального досуга
Познавательные беседы:
Цель:— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые. — знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.
СЛОВАРЬ (лексический минимум)
Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.
Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.
Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.
Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.
Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро Взлетает над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята — Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка)
С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу, гужу, И мед вожу (Пчела)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Потешки:
— Жук, жук, где твой дом? — Под березовым листом Ехал Филя-коновал, Мой домик растоптал
— Пчелка-пчелка, Золотая холка, Полети на лужок Принеси нам медок.
Считалка:
Жил за печкою сверчок, Каблучками чек да чек, Но сломался каблучок – И за печкою молчок
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается. 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов. 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Дидактические игры
• «Угости насекомое» Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа. Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»
• «На лугу»Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры
Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например: Бабочки в небе …. (летают), Крыльями… (машут), Нас забавляют. Я по небу не … (летаю), На скакалке я … (скачу) В классики… (играю) Если только захочу, Как кузнечик… (поскачу) В траве сидит… (кузнечик) Зеленый огуречикТолько ветер зашумелНаш кузнечик … (улетел) Прыгает и … (скачет) Никогда не … (плачет)
• «Как сказать правильно»Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов. Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
Например: — Бабочка летит, а бабочки… (летят) — Жук ползет, а жуки… (ползут) — Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар. — Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)
• «Собери цветок»
Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»
Ход игры
Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.
Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)
Речь с движением «ЖУК»
Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)На большой ромашке. Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)Пусть сидит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук (нагибаются) Нос испачкал пылью. (показывают нос)Улетел мой майский жук (машут руками) Зажужжали крылья.
Используемая литература: 1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина
Авторы: Завьялова Наталья Александровна, воспитатель I категории, Стратиенко Наталия Викторовна,музыкальный руководитель I категории, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Перспектива на будущее
Разработать проект «Неизведанное рядом» для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно-творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.
Перспективный план клуба «Неизведанное рядом»
Октябрь
Родительское собрание по теме: Экспериментируем, познаем, творим!
Содержание: Информирование родителей о том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Январь
Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно-экспериментальных игр в домашних условиях». Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.
Апрель
Открытое игра-занятие «Путешествие к Песочной фее».
План работы с детьми
Сентябрь
Разработка проекта. Подбор метода, литературы.
Октябрь
Тема «Какая вода?»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.
Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.
Тема: Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.
Ноябрь
Тема: Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Предполагаемый результат: Научатся определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Тема: Мы – фокусники.
Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.
Декабрь
Тема: Как согреть руки?
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.
Январь
Тема: Стекло, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Февраль
Тема: Металл, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Тема: Волшебная рукавичка.
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.
Март
Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема Из чего птицы строят гнезда?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Апрель
Тема: Пластмасса, его качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема: Прозрачность воды.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная». Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.
Май
Тема: «Бумажные комочки».
Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию. Предполагаемый результат: Познакомятся сновым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Формы работы с детьми
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.