План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе


План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Инна Мордик

План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Сентябрь

Занятие №1: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.)

.
Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку»

, гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 55

Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Материал: Надувные резиновые игрушки, тазик с водой,картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3: «Может ли растение дышать?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?

Литература: Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»

с. 28

Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?»

Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.

Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.

Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?

Литература: Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»

с. 33-34

ОКТЯБРЬ

Занятие№1: «Вода в природе и в быту»

.

Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая)

на ощупь. Продолжать развивать
познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

Опыт: «Вода – помощница»

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с. 41-42.

Занятие №2: «Вода и температура»

Цель: Учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём.

Закрепить полученные знания о температуре.

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Материал: Учебный модуль «температура»

, холодная, горячая вода, кубики льда. 3-х литровая банка с водой,

Литнратура: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 22 урок 2

Занятие №3: «Вода – растворитель»

Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие, сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Литература: Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 41-42.

Занятие №4: «Путешествие капельки»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.

Материал: эл. чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»

,схема
«Круговорот воды в природе»
, глобус.

Опыт: «Откуда берется вода?»

Литература: Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность»

стр. 70-73

НОЯБРЬ

Занятие №1: «Магнит – фокусник»

Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материал: Магнит, датчик, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы»

,
«Мы – фокусники»
,
«Притягиваются – не притягиваются»
Литература: Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 48-49.,

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 1

Занятие №2: «Сила тяготения»

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материал: датчик, глобус, небьющиеся,разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи.

Опыт: «Почему все падает на землю»

Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом»
,стр. 51

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 2

Занятие №3 «Что мы знаем о звуке»

Цель: Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; знакомить детей с органом слуха; познакомить с понятиями «звук»

,
«звуковая волна»
,
«высокие и низкие, громкие и тихие звуки»
.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 57 урок 1

Занятие №4: «Что мы знаем о времени»

Цель: Дать понятие «время»

, объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов
(от древности до наших дней)
. Закрепить понятие
«беречь время»
.

Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»
(Тугушева, стр. 80)
.

Литература: электронная презентация «Детям о времени»

.

Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

. Тема
«Мы исследователи»
стр. 244

ДЕКАБРЬ

Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый)

. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка.

Литература: О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.»

с. 47.

Занятие №2: «Живые камни»

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

Опыт: «Что есть в почве?»

Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 38

Занятие№3: «Как появляются горы?»
«Извержение вулкана»
.

Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомитьдетей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.

Литература: О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.»

с. 50.

Занятие №4: «В пустыне»

Цель: Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природы пустыни. Познакомить детей со свойствами песка. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал: Большие пробирки, вода в мерном стаканчике, Иллюстрация пустыни и ее обитателей, фен и сухой песок.

Литература: О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.»

с. 56, 60.

ЯНВАРЬ

Занятие №1: «Если зимушка пришла, много снега принесла»

Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар)

. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.

Опыты: «Какие свойства»

,
«Твердые — жидкие»
Литература: Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»

стр. 42, 54.

Занятие№2: «Огонь – друг или враг»

Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.

Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь?

2. Человек подчинил себе огонь.

3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.

Литература: Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр. 70.

Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 145.

Занятие №3: «Кто как видит»

Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.

Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза.

2. Как видят заяц и птица.

3.Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?

4. Как видит крот?

Литература: А. И. Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ»

Занятие №42, стр. 169.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №1: «Как увидеть и услышать электричество»

Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток»

. Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.Опыты: «Чудо прическа»

,
«Волшебные шары»
,
«Вертушка»
Литература: Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 98 — 100.

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие №2: «Почему горит фонарик?»

Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Материал: Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке, 6-8 лимонов.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие№3: «Электроприборы»

Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода)

и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество
(дерево, стекло и др.)
.
Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа)
. Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Батарейка, батарейный блок с тремя батарейками, динамо-машина.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 34 урок 2

Занятие №4: «Свет вокруг нас

Цель: Познакомить детей со свойствами света. Формировать элементарные представления о том, что такое «свет»

,
«фотоны»
. Учить сравнивать освещённость различных объектов.

Развивать любознательность и внимание.

Материал: Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 26 урок 1

МАРТ

Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?»

Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Опыт: «Что внутри?»

;
«Вверх к листочкам»
Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям.

Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.

Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 34.

Занятие №2: «Где растения любят жить?»

Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Опыт: «Где растения быстрее получат воду»

,
«Хватает ли света?»
Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 38.

Занятие №3: «О чем поют весной птицы?»

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл. презентация.

Опыт: «Как утроены перья у птиц?»

,
«Как с гуся вода»
Литература: Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 40

Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?»

Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.

Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.

Опыт: «У кого какие клювы»

,
«Без рук, без топора, построена изба»
Литература: Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 32, 40

АПРЕЛЬ

Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты»

Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.

Литература: Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

стр. 208

Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с. 136.

Занятие№2: «Этот загадочный космос»

Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта.Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.

Опыт: «Темный космос»

,
«На орбите»
Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.

Литература: Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с. 112.

Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 55-56

Занятие №3: «Рукотворный мир»

Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Материал: предметы из различных материалов, эл. презентация.

Опыт: «Родственники стекла»

,
«Мир вещей»
.

Литература: Гризик Т. И. Познаю мир. – с.

Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 59.

Занятие №4: «Кто такие насекомые»

Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных других классов; развивать знания детей в процессе наблюдений з животными.

Материал: лупа «Любопытный глаз»

, мини лаборатория.

Литература: О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.»

с. 71.

МАЙ

Занятие №1: «Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?»

.

Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Литература: Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.

Занятие №2: «Сила»

Цель: Познакомить детей с понятием силы. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал: Датчик давления, резиновая груша, пластиковая пластина,поршень, воздушные шарики.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 52 урок 1

Занятие №3: «Звук»

Цель: Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Объяснить детям вред громких звуков. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал: Датчик звука, ксилофон, свистки, флейта, карточка со схемой строения органов слуха.

Литература: Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 57 урок 1

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе ДОУ

Познавательно-исследовательский проект «Волшебница-соль» с детьми подготовительной группы.
Цель:
формирование представления о соли как необходимом для человека продукте, путем наблюдений и экспериментирования.
Задачи:
Выяснить,можно ли обойтись без соли? Для чего она нужна? Исследовать свойства соли опытным путем. Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
Защита проекта:
После чтения детям сказки «Золото и соль» у ребят возник вопрос: «Откуда берется соль?» Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, и она бывает разная: крупная, мелкая, морская, цветная, каменная , поваренная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль, узнать о ней все. Немного из истории: Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени. Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль — важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту). Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно. А еще с солью связано много поговорок. Мы выучили некоторые из них: Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сыто, а без соли не сладко. В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши». Поговорив с мамой, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью. Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью. Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли. Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет — лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде — скорее всего свежее. Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше. Мы разработали и обсудили подробный план изучения соли. Поставили перед собой цели и задачи: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить соленую и пресную воду. Все свои наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений. Вот сколько интересного мы узнали о соли. А ведь она и правда волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
Дневник наблюдений и опытов в проекте «Соль — волшебница». С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая. 1. Соль растворяется в воде. Мы взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла. Вывод: соль растворяется в воде.


2.Соль в воде разной температуры. Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.


3.Водоплавающее яйцо. А давайте проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды! Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.


4. Получение кристаллов. Мы взяли небольшое блюдце, налили туда воды, добавили соль, размешали и оставили на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли. Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы. 5.Соль — чистящее средство Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел. Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.


Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали у родителей, а что они знают о полезных для жизни людей свойствах соли. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А мы рассказывали о том, что узнали сами, когда проводили наблюдения и опыты, читали энциклопедию. А так же убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Закончив проект, мы узнали: Соль — белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве. Соль — помощница в хозяйстве. Соль — пища и приправа, консервант. Соль необходима для жизни и здоровья человека. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Поисково — исследовательская деятельность в детском саду. Старшая — подготовительная группа

Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера «Странное письмо»
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности. Задачи: 1.Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности. 2.Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка. 3.Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. 4.Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность. Материалы: Проектор,фрагмент мультфильма «Маша и Медведь», сумка «Тысяча мелочей», книги «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедия», инструкция по изготовлению йодного раствора, клеенки для столов, чаша под раствор, рабочие листы на каждого ребенка, кисти на каждого ребенка, акварельные краски, фен, яблоко, лимон, молоко, йод, миски, фартуки, бандероль, ручки-невидимки на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка. Ход Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Скажите, вы любите мультфильмы? А у вас есть самые любимые? Ответы детей. У меня любимый это «Маша и Медведь». Я тоже очень люблю эту непоседу Машу, которая все время ищет приключения. А вы знаете, что такое электронная почта? Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Маши и видеоролик ее приключения. Я вам сейчас его покажу. Воспитатель показывает фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» под названием «Фокус» (
фрагмент, где у Маши вырастает длинный нос
), потом электронное письмо с просьбой о помощи (скриншот страницы с электронной почты:
«Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите вернуть на место мой нос. Высылаю записку, которую написал мне Мишка. Я не могу ее прочитать». и инструкцию от Мишки (инструкция – чистый белый лист бумаги, на котором невидимыми чернилами написаны волшебные слова). Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать? Дети пытаются понять, что же там написано. Воспитатель: Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей. Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей. Сейчас мы посмотрим в моей сумке «Тысяча мелочей», может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ. Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (на листе бумаги нарисован стакан, наполненный наполовину водой, шприц и йод)Воспитатель: В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться я напомню вам правила поведения в лаборатории. Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться. Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах. Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться. Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.
А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Скажем дружно: Удачи!»
Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора. Дети: Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора. Воспитатель: Что такое раствор? Ответы детей. Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей. Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции. Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст. Воспитатель проявляет записку.Текст записки: «Фокус – покус – тру-ля-ля Нос, вернись на место!» Воспитатель: Ребята, мы смогли прочитать записку, но секрет чернил нам не известен. Давайте попробуем узнать секрет Мишкиных чернил. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Ответы детей. Давайте подумаем, что же Мишка мог использовать? Давайте порассуждаем: живет он в лесу. У него есть фруктовый сад. Что получают из фруктов? (Сок). Еще Мишка часто варит для Маши кашу. Что нужно для каши? (Молоко). Давайте еще возьмем белую краску, как вы предлагали и посмотрим, что получится. Я сейчас поищу всё это в своей большой сумке. Воспитатель достает бутылочки с яблочным и лимонным соком, молоко и акварель.Воспитатель: Ребята, я нашла яблочный и лимонный сок, молоко и акварель. Сейчас проведем исследования и узнаем, какой жидкостью Медведь написал секретное письмо. Приглашаю вас за столы. Послушайте внимательно, что вы сейчас будете делать. У вас на столах стоят стаканчики с картинками (рассмотреть и разлить жидкости), синяя мисочка для йодного раствора, салфетки для промокания кисточки, тряпочка, чтобы протереть стол, если вдруг что-нибудь прольется и рабочий лист. Давайте его внимательно рассмотрим. Лист разделен на 4 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом вы должны сделать запись. А напишете вы первую букву своего имени. Там, где нарисованы краски, чем вы будете писать букву? Где нарисовано яблоко, чем будете писать? Что вы будете писать? Каждый раз, после написания буквы кисточку нужно промыть в чистой воде и промокнуть сухой салфеткой. Это очень важно, чтобы наш эксперимент получился! Когда напишите во всех 4-х частях, вы подойдете ко мне, и я феном высушу ваши буквы. После этого вы снова вернетесь за столы и кисточкой нанесете наш волшебный проявляющий йодный раствор на все буквы по очереди. Посмотрим, что получится, может, узнаем Мишкин секрет. Вам понятно задание? Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание
.
Воспитатель: Итак, чем Миша написал свою записку? Дети: Лимонным соком. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и узнали секрет Мишкиных чернил. Вы знаете, что такое СМС? Давайте отправим Маше СМС с разгадкой, чтобы в следующий раз она смогла сама прочитать или написать такую записку. Воспитатель отправляет СМС от детей и получает ответ от Маши.
Электронное письмо от Маши: видеоролик, где у Маши снова прежний облик + электронное письмо (скриншот страницы с электронной почты:
«Спасибо, ребята, за помощь! Без вас я не смогла бы расфокусироваться!Отправляю вам бандероль с подарками.» Воспитатель: Кто знает, что такое «бандероль»? Ответы детей. Воспитатель: Мне на телефон пришла СМС, что бандероль нам уже доставили. Пойду, посмотрю. Воспитатель из-за двери выносит бандероль, в которой находятся ручки-шпионы.Воспитатель: Но прежде чем мы узнаем, что же прислала Маша хочу у вас спросить. Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Спасибо ребята за помощь, без вас Маша бы не расфокусировалась и не вернула бы на место свой нос. Вы не бросили Машу в беде и помогли ей. Воспитатель раздает ручки-невидимки и блокнотики. Дети пробуют ими что-нибудь написать или нарисовать, и приходят к выводу, что ничего не видно.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игрового занятия – экспериментирования в старшей группе Семинар практикум для педагогов детского сада Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект НОД в средней группе с элементами экспериментирования

Похожие статьи:

Опыты по теме «Воздух» в старшей группе

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]