Читаем художественную литературу во второй младшей группе

Использование художественной литературы на занятиях в детском саду — мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному — это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

  • 2 Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
    2.1 Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
  • 2.2 Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
  • 2.3 Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
  • 3 Видео: чтение стихов Агнии Барто на занятиях во второй младшей группе
  • Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

    У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

    Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

    Чтение художественной литературы развивает образное мышление

    Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.

    В.А. Сухомлинский

    Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

    • вырабатывание полного представления о мире;
    • развитие навыков разговорной речи;
    • продолжение знакомства с художественным словом;
    • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
    • развитие восприятия художественных образов;
    • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
    • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

    Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

    Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

    • ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
    • пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
    • формирование навыка выразительного чтения, интонации;
    • расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).

    Ход занятия:

    Дети сидят на стульях.

    Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами поедем путешествовать по сказкам. Давайте сядем в паровозик и поедем.

    Под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда воспитатель зачитывает детям стихотворение Т.Волжиной:

    Первая остановка.

    Поезд останавливается на сказке «Колобок»

    .

    С помощью воспитателя дети вспоминают героев сказки. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, дети отвечают.

    Воспитатель: Кто испек колобка? От кого ушёл колобок? Кто съел колобка?

    Спеть с детьми песенку колобка.

    Воспитатель: Молодцы, ребятки.

    Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Лиса и зайцы»

    .

    Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют соответствующие движения.

    Сели зайчики в кружок,

    Роют лапкой корешок.

    Вдруг бежит лисица,

    Воспитатель- лисица догоняет ребят-зайцев.

    Воспитатель: А теперь, ребята, сядем на поезд и поедем дальше в другую сказку.Поехали:

    Ту-Ту-Ту. Далеко я укачу!

    Дети повторяют за воспитателем.

    Вторая остановка: «Сказка «Теремок»

    .

    Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

    Воспитатель: Правильно, ребятки. А давайте вспомним кто в теремочке живёт?

    Воспитатель: А кто сломал теремок?

    Воспитатель: Правильно, ребята, сломал медведь.А сейчас давайте сыграем в игру: «У медведя во бору»

    Р-р-р-ы-ы Медведь- воспитатель догоняет детей

    Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

    Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

    • художественное слово — чтение текста;
    • рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
    • заучивание наизусть;
    • индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
    • соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
    • инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
    • дидактические игры.

    Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

    Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

    Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

    1. Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
    2. Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
    3. Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
    4. Подбор иллюстраций к книге.

    Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

    • смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
    • чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
    • включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) — это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
    • использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например — «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» — и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

    Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»

    Задачи занятия — познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.

    Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

    Занятие можно составить следующим образом:

    1. Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
    2. Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
    3. Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
    4. Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
    5. Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол — столик, чашка — чашечка»).
    6. Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.

    Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

    Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

    При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

    Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)

    МесяцТемаНа что направлены занятия
    СентябрьСтихотворение «Приставалка» Саши Чёрного
    • Познакомить с творчеством Саши Чёрного;
    • вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
    Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой;
    • учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
    • развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.
    Русская народная сказка «Три медведя»
    • Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой;
    • воспитывать послушание и чувство сопереживания девочке, заблудившейся в лесу.
    ОктябрьЧтение русской народной сказки «Колобок»
    • Познакомить со сказкой «Колобок»;
    • учить слушать художественное произведение;
    • отвечать на вопросы по его содержанию;
    • рассматривать иллюстрации;
    • развивать слуховое восприятие.
    Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
    • Познакомить детей со стихотворениями А. Барто;
    • воспитывать добрые чувства, положительные эмоции;
    • учить слушать;
    • учить воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.
    Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень»
    • Приобщать к поэзии;
    • развивать поэтический слух;
    • вызвать сочувствие к герою стихотворения;
    • научить запоминать стихи.
    НоябрьРусские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»
    • Познакомить детей с русскими народными потешками;
    • вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.
    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    • Довести до сознания детей замысел сказки;
    • помочь в оценке персонажей;
    • воспитывать у детей добрые чувства к близким.
    Чтение стихов о маме
    • Приобщать детей к поэзии;
    • развивать поэтический вкус;
    • формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать ей приятное.
    Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр»
    • Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание;
    • вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
    ДекабрьРусская народная сказка «Маша и медведь»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»;
    • помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).
    С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
    • Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»;
    • вызвать желание послушать ещё раз;
    • показать образы героев;
    • воспитывать интерес к художественным произведениям.
    Русская народная сказка «Лиса и волк»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк»;
    • познакомить с образами лисы и волка, с характерами героев сказки;
    • воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
    ЯнварьЛ.Воронкова рассказ «Снег идёт»Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
    Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»
    • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
    • познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок;
    • учить слушать произведения, отвечать на вопросы.
    Е. Чарушин рассказ «Волчишко»
    • Дать детям представление об образе жизни животных;
    • воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.
    ФевральРусская народная сказка «Волк и семеро козлят»
    • Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы;
    • воспитывать любовь к животным;
    • сочувствие к детёнышам, попавшим в беду.
    З. Александрова стихотворение «Мой мишка»
    • Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;
    • воспитывать добрые чувства;
    • принести положительные эмоции.
    Русская народная сказка «Рукавичка»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»;
    • способствовать общему эмоциональному развитию;
    • учить высказываться о характере героев сказки.
    Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
    • Продолжать знакомство с русской народной сказкой;
    • учить осмысливать характеры персонажей.
    МартЕ. Благинина, стихотворение «Вот какая мама»
    • Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»;
    • воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
    Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
    • Познакомить со стихотворением;
    • учить называть признаки весны;
    • развивать поэтический слух;
    • воспитывать интерес к искусству.
    Русская народная сказка «У страха глаза велики»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки;
    • учить пересказывать сказку;
    • тренировать речь.
    Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»
    • Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);
    • помочь запомнить рассказ;
    • развивать память, мышление.
    АпрельЧтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;
    • способствовать воспитанию послушания;
    • учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
    К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»
    • Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»;
    • расширить знание детей о жизни животных;
    • учить осмыслению иллюстраций.
    Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»
    • Познакомить с русской народной сказкой;
    • воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
    МайЧтение рассказа «Праздник» Я. Тайца
    • Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;
    • поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.
    В. В. Маяковский «Что такое хорошо — что такое плохо?»
    • Познакомить со стихотворением Маяковского;
    • учить различать хорошие и плохие поступки.
    С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»
    • Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворении Маршака;
    • развивать поэтический слух, память, внимание.

    В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.

    Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе

    Автор и название конспектаОписание материала
    Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям).
    Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят»Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого — вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им.
    Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок»Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы.
    Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок»Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»).

    Рассказы для маленьких Я. Тайц

    Рассказ Я. Тайц «Гуси»

    У бабушки в колхозе были гуси. Они шипели. Они щипались. Они переговаривались: «Га-га!» «Га-га!» «Ага!» «Га-га!» «Ага!» Надя их боялась. Она кричала: —Бабушка, гуси! Бабушка сказала: —А ты возьми палку. Надя взяла палку, да как замахнётся на гусей. — Уходите отсюда! Гуси повернулись и пошли прочь. Надя спросила: -Что, испугались? И гуси ответили: «Ага!»

    Рассказ Я. Тайц «Поезд»

    Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки,прицепил к Толиным, Толины — к Мишиным, Мишины — к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: — Ту-ту! Он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за верёвочку и приговаривает: — Чух-чух… Чух-чух… Значит, он паровоз.

    В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно начать приучать ребенка слушать рассказы без наглядной опоры – то есть без показа картинок по содержанию рассказа, без инсценировки или показа игрушки. Я сделала подборку таких рассказов для малышей, понятных им из самого содержания. В подборке рассказы сгруппированы по возрастам: от 1 года 9 месяцев до 2 лет, от 2 лет до 2 лет 6 месяцев, от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 11 месяцев.

    Изготовление лэпбука по сказкам

    Дополнительное пособие называют лэпбуком. Это наглядное пособие, в котором содержатся все сведения о произведении, интересные факты и иллюстрации.

    Лэпбук придумали для восполнения знаний о произведении. Данный материал позволяет дать волю воображению. С его помощью можно делать театральные постановки, загадывать загадки и задавать друг другу вопросы по тексту.

    • По конкретной сказке;
    • Для нескольких произведений;
    • Для раздела сказок со смешиванием сюжетов.

    Пример лэпбука «По страницам сказок»

    В него добавляют:

    • Изображения персонажей;
    • Картинки-подсказки для пересказа;
    • Раскраски;
    • Игры;
    • Загадки;
    • Пословицы;
    • Приспособления для театра (картинки на палочках, на ткани, настольные).

    Важно! Дополнительно могут быть задания по изученному разделу, например: угадать название сказки и писателя по иллюстрации, назвать героев по названию произведения. В старших группах предлагается разгадать кроссворд по изученной сказке.

    В младшей группе проводятся различные интересные викторины. Они помогают развивать малышу речь и бороться с комплексами. Замкнутые ребята начинают вести себя в обществе более раскрепощено.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]