Обрядовые русские народные игры и забавы на Святки

Большие Велесовы Святки начинались после дня зимнего Солнцеворота и продолжались вплоть до Водокреса. Наши предки считали, что в это время грань между мирами становится очень непрочной, и, исполняя определенные обряды, можно попросить у Дедов и Богов помощи.

Именно поэтому русские народные игры и забавы в зимнюю пору дополнялись специальными обрядовыми играми. Они были призваны задобрить могучих помощников и защитить человека от злых сил.

Народные игры и забавы ряженых несли глубокий смысл

Современные маскарадные костюмы, в которые наряжаются дети и взрослые на Новый год – это дань памяти старинным славянским обычаям. Только тогда ряженные относились к своему облачению намного серьезнее и вкладывали него глубокий смысл.

Пугающие маски, вымазанное сажей лицо, вывернутая наизнанку одежда, странное поведение ряженных были призваны поскорее отправить в прошлое старый год, освободить место для рождения нового Солнца.

В обряде принимали участие все от мала до велика. Дети в масках носились по деревням днём, молодёжь веселилась вечерами, самая трудная ноша ложилась по ночам на взрослых ряженых.

Ритуальные русские народные игры и забавы сопровождались пением колядок и танцами. Не возбранялось в это время разыгрывать полноценные спектакли и просто озорничать.

Во что играли славяне от Коляды до Водокреса

Колядки в стародавние времена не были простыми веселыми песенками, помогающими собрать праздничные угощения у односельчан. Гуляния ряженых сопровождались настоящими представлениями.

Магия, которую несли в себе русские народные игры и забавы, обещала урожайный год, достаток в доме и прибавление в семействе.

Символами смены времен года, обновления природы часто становились коза и медведь. В них молодежь перевоплощалась, нацепив поверх маски рога для первого персонажа и вывернув наизнанку полушубок для второго. Жизнерадостная пляска этой парочки неожиданно прерывалась тем, что «коза» неожиданно «умирала», упав на пол. Ее «воскрешение» через несколько минут означало возвращение к жизни солнца, которое начинало прибывать с каждым днём.

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Подробнее

Этот же смысл придавался переодеванию парня «умруном». Главного героя облачали в белые одежды, посыпали его лицо мукой, а затем «хоронили» с соблюдением всех ритуалов и песнопений. Его неожиданное воскрешение сначала всех пугало, а затем становилось поводом для безудержной радости.

Музыкально-обрядовые игры

Игры – универсальная забава: их нельзя отнести к какому-то определенному периоду и тем самым ограничить срок их жизни. В подтверждение тому приводится данная глава, в которую вошли особенные музыкальные игры. В них с удовольствием играли на Руси в то время, когда еще на свете не было ни магнитол, ни плейеров, ни дискотек. Обряды на Руси всегда были интересны и важны. Обряды невест, жениха, посвящения и многие другие могут стать основой для игр этого блока. Это было много лет назад и, возможно, читатели имеют некоторые представления об описываемых играх со слов своих бабушек и дедушек. Можно не сомневаться, например, что ни у кого не возникнет вопроса о том, что такое хоровод. Все знают, как его водили, как и то, что в хороводах обязательно пели песни. Но ведь это далеко не единственная игра наших предков. Они с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями, плясками и прочими проявлениями веселого и радостного настроя. Мы же предлагаем читателям поучаствовать в музыкально-обрядовых играх в современных условиях, вспомнить исконно русские традиции, подбодрить себя заводными песнями. Это игры для детей старшего возраста, поскольку они сложнее и развивают не только музыкальные, но и творческие способности, а также очень хорошо подходят к проведению детских праздников, устраиваемых во время народных гуляний. Наверняка все это придется по вкусу не только юным, но и взрослым участникам игр. Возможно, представленные игры станут ассоциироваться с настоящим праздником в лучших традициях прошлого.

«ГОРЕЛКИ»

Все разделяются на пары. Водящего в этой игре называют «горящим». Затем все пары встают друг за другом, образуя вереницу, а «горящий» стоит впереди всех на два шага. Он не должен оглядываться назад. Далее участники игры поют следующую песню:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле — Гляди в поле. Едут там трубачи Да едят калачи. Птички летят, Колокольчики звенят! Погляди на небо — Звезды горят, Журавли кричат — Гу, гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь.

После окончания этой песни «горящий» сразу же должен взглянуть на небо. В это время задняя пара разъединяется и бежит, причем один участник бежит по одну сторону от вереницы игроков, другой – по другую. Партнеры одной пары должны соединиться снова впереди «горящего». Если паре игроков это удается, то «горящий» продолжает водить. Если же «горящий» ловит кого-нибудь, то на его место встает оставшийся без пары игрок. Он – новый «горящий», а вновь образованная пара занимает место впереди вереницы. Игра продолжается дальше по уже описанному принципу.

«ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ»

Все встают парами друг за другом и берутся за руки. Водящий стоит впереди строя и держит высоко над головой платочек.

Играющие хором поют: Гори, гори, масло, Гори, гори, масло. Глянь на небо, Птички летят!

С этими словами игроки, стоящие последними в строю, должны быстро бежать вперед и постараться взять платочек первыми. Тому, кому это удастся, разрешается встать вместе с водящим в строю первой парой, а оставшийся игрок «горит».

«САЛКИ-КОЛДУНЫ»

В начале этой игры выбирается «колдун». Он должен дотронуться до какого-то игрока, и если ему это удается, то игрок обязан остановиться и расставить руки в стороны. Игрок будет считаться заколдованным. Другие игроки могут расколдовать его. Для этого ему достаточно просто дотронуться. Сложность заключается в том, что «колдун» не дает другим игрокам приблизиться к заколдованному. «Колдун» может поставить заколдованного туда, куда сам захочет, и тот не имеет права уходить с этого места. Остальные игроки пытаются спасти заколдованного – и при этом поют: – «Колдун», «колдун», перестань колдовать, отпусти его, отпусти погулять. А ты проснись, скорей очнись, прибегай к нам сам, обмани «колдуна».

«СЕРЫЙ ВОЛК»

Выбираются «волк» и ведущий. «Волк» сразу удаляется и где-нибудь недалеко прячется. Игроки проводят черту, за которой находится «безопасная зона». Далее ведущий и игроки переговариваются песенными фразами. Ведущий: – Вы, друзья, куда спешите? Что вы делать-то хотите? Игроки: – В лес дремучий мы идем, там малины наберем. – Вам зачем малина, дети? – Чтоб варенья наварить. – Может волк в лесу вас встретить. – От него мы убежим. Игроки подходят к тому месту, где прячется «волк», и поют хором: – Соберу я ягоды и сварю варенье, Милой моей мамочке будет угощенье. Как малины много, всю мне не собрать, И волков здесь вовсе, вовсе не видать. После этих слов «волк» выбегает из своего убежища и гонится за игроками. Все стремительно бегут в зону, отделенную как безопасную. Если же «волку» удается догнать кого-то из игроков, то они меняются ролями, и после этого игра может продолжаться.

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» И «ВОЛК»

Перед началом выбирают «волка» и «хозяина». Остальные игроки будут изображать «гусей-лебедей». «Волк» удаляется в какое-то определенное ему место. Оно называется «горой». «Хозяин» тоже отходит на некоторое расстояние и очерчивает около себя окружность большого диаметра, ограничивая свой «дом». «Гуси-лебеди» сначала находятся в «доме» у «хозяина», а потом уходят гулять. Через некоторое время «хозяин» поет: – Гуси-гуси, гуси-лебеди, скорей домой летите! «Гуси» отвечают ему: – Волк злой под горой! «Хозяин»: – Что волк делает? «Гуси»: – Травку щиплет. «Хозяин»: – Так скорей бегите же домой! После этих слов «гуси» бегут по направлению к «дому», а «волк» их ловит и поодиночке уводит на свою «гору». Когда он переловит всех «гусей», «хозяин» топит специально для него «баню» и просит его помыться. «Волк» идет мыться, а при выходе из «бани» «хозяин» берет палку и, показывая ее «волку», поет: – Волк-волчишко-волкушко! Дам я тебе коровушку! Брошу тебе ее, волчишко! «Хозяин» бросает палку, «волк» бежит за ней, а «гуси-лебеди» тем временем бегут «домой» к «хозяину».

«ШЛИ КОНИ»

Все желающие встают в круг. Затем они начинают хором петь следующую песню: А шли кони по улице, Чем они попутаны? Золотым путом Под копытом. Зайка идет, Траву рвет — Что вырвет, То в пучок. Как только игроки заканчивают петь эту песню, они сразу же должны присесть. Кто не успел – тот выходит из игры.

«СЕЛЕЗЕНЬ» И «УТКА»

Из числа играющих выбирают «селезня» и «утку». Затем игроки образуют круг, в середину которого ставят «утку». «Селезень» же остается за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки при этом поют:

Селезень ловил утку, Молодой ловил серую. – Поди, утица, домой, Поди, серая, домой, У тебя семеро детей, Восьмой – селезень.

Если «селезню» удается ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.

«МЕДВЕДЬ В БОРУ»

Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют:

У медведя на бору Грибы-ягоды беру! А медведь сидит, На меня рычит! У медведя на бору Грибы-ягоды беру! Медведь поостыл — На печи застыл!

При этих словах «медведь», до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и, словно нехотя, идет на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стремительнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем», а предыдущий «медведь» становится обыкновенным игроком.

«КАРАВАЙ»

Выбирается ведущий, который встает в центр круга. Игроки в круге берутся за руки, ведут хоровод и поют:

Как на Машины именины Испекли мы каравай. Вот такой вышины! Вот такой нижины! Вот такой ширины! Вот такой ужины! Каравай, каравай, Кого любишь – выбирай!

Пение сопровождается определенными действиями. Каждый раз, когда игроки показывают размеры испеченного ими каравая, они должны останавливаться и поднимать руки вверх или приседать на корточки и опускать руки, расширять круг или сужать его. Когда будет спета последняя фраза песни, круг расширяется до прежних размеров, а тот игрок, который стоял в его центре, должен выбрать кого-нибудь из круга и спеть следующие слова: – Я люблю вас всех, а вот его (указать) больше всех! Хоровод повторяет эти слова несколько раз. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут названы.

«ДРЕМА»

Ребята образуют круг, в середину которого ставят стул. Выбирается «Дрема», он садится на стул в середине круга. Остальные водят хоровод и поют:

Сиди, Дрема, Сиди, Дрема, Выбирай-ка, Дрема, Выбирай-ка, Дрема, Бери, Дрема, Бери, Дрема!

«Дрема» встает со скамейки и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дремой», а тот, кто им был, встает в круг. Игра продолжается.

«КУРИЛКА»

Ребята садятся на длинную скамейку в ряд. Игрок, сидящий первым, зажигает тонкую лучинку, а потом ее тушат. Пока она курится, ее передают из рук в руки. Тот игрок, у которого она перестанет тлеть, должен исполнить какое-то задание. Пока передают лучинку, поют следующую песню:

Жил-был Курилка, Жил-был душилка. Уж у Курилки, Уж у душилки Ножки маленькие, Душа коротенькая. Не умри, Курилка, Не умри, душилка! Уж у Курилки, Уж у душилки Ножки маленькие, Душа коротенькая. Жив, жив, Курилка, Жив, жив, душилка. «БОЯРСКАЯ ИГРА»

В эту игру лучше всего играть зимой, однако это не принципиально. Итак, для начала все разделяются на две команды – «бояр-хозяев» и «бояр-гостей». Следует заранее обговорить размеры игровой площадки. Участники обеих команд встают по разные ее стороны в ряд и берутся за руки. Далее «бояре-гости» поют:

Бояре, а мы к вам пришли, Молодые, а мы к вам пришли.

Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ:

Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?

Им отвечают:

Бояре, мы невесту выбирать, Молодые, мы невесту выбирать. * * *

Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила? * * *

Бояре, нам вот эта мила, Молодые, нам вот эта мила. * * *

При этих словах они указывают на кого-то.

Бояре, она дурочка у нас, Молодые, она дурочка у нас.

– Ничего, – отвечают «бояре», – подойдет нам и такая. – С этими словами один из «гостей-бояр» с разбегу пытается разбить цепь «бояр-хозяев». Если ему это удается, то он имеет право забрать с собой одного игрока из тех, чьи руки разбил. После этого гости и хозяева меняются ролями, и игра продолжается вновь. Играть таким образом можно до тех пор, пока в каждой цепи останется по двое ребят.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Участвовать в этой игре может большая компания, более 15 человек. Они делятся на две команды, а в командах образуются пары. Пары встают лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота». Остальные игроки образуют цепочку. Они берутся за руки и пытаются все вместе как можно быстрее пройти между «воротами». «Ворота» между тем поют:

Тра-та-та, тра-та-та, Отворяем ворота, Золоты ворота, Поспешайте все сюда, Пропускаем раз, пропускаем два, А на третий раз — Не пропустим вас.

Пропев эту фразу, игроки, изображающие ворота, опускают руки. Те, кто не успел пройти, должны их сменить. Если «воротам» удается поймать всех игроков, они считаются победителями.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОШКИ-МЫШКИ»

Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разорвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг, «мышка» имеет полное право выбежать из него. Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют:

Уж ты, серенький коток, Не ходи ты в погребок По сметану, по творог. У нас скоро придет зять, А сметаны негде взять. Котишко-мурлышко, Серенький лбишко, Не лезь в сметану, Оставь Степану.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых «кошку» и «мышку».

«МЫШКИ-НОРУШКИ»

Участникам следует разделиться на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это – «мышеловка». Оставшиеся игроки выполняют роль «мышей». Они не попадают в круг, а бегают и прыгают вне его. Затем «мышеловка» начинает работать. Игроки водят хоровод, а «мыши» ходят вокруг круга. «Мышеловка» поет:

Ох, уж мыши надоели, Развелось их, аж не счесть. Все погрызли, все поели, Норовят везде успеть.

Как только они пропоют эти слова три раза, тут же должны поднять сцепленные руки наверх. Затем продолжают двигаться в ту сторону, что и раньше (с поднятыми руками), и при этом поют:

Берегитесь вы, плутовки, Доберемся мы до вас. Как поставим мышеловку, Переловим всех тотчас!

Игроки должны пропеть это три раза. После этого «мыши» должны вбежать и быстро выбежать из «мышеловки». Как только произносятся последние слова, игроки, образующие «мышеловку», захлопывают ее, опуская руки вниз и приседая. В результате несколько «мышей» оказываются пойманными, и они должны встать в круг. Таким образом, «мышеловка» растет, и ее сила увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все «мыши» не будут пойманы. Когда это произойдет, игроки должны поменяться ролями. В игре есть и дополнительные правила. Так, например, если игроки, образующие «мышеловку», захлопнут ее раньше, чем три раза пропоют указанные слова, то «мыши» не считаются пойманными. Пока «мышеловка» открыта, «мыши» непременно должны в нее вбегать. Если они будут спокойно стоять в сторонке, то они считаются пойманными.

«СОВУШКА, СОВА»

Сначала выбирают «сову». Игрок встает на середину игровой площадки, а остальные поют:

Уж ты, совушка-сова, Большая голова. День наступает, сова засыпает, И все сразу оживает!

Как только будут произнесены последние слова, игроки должны разбежаться по игровой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать. «Сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поет:

Ночь наступает, Все замирает, Сова вылетает. Сейчас кого-то поймает!

Все игроки должны остановиться и застыть в тех позах, в которых находились в тот момент, когда «сова» закончила петь. Они должны стоять неподвижно, шевелиться или смеяться запрещено. Если же какой-то игрок не выдерживает и смеется или шевелится, то «сова» забирает его в плен. Когда она отведет его в свое жилище, то возвращается на место и ловит следующего. Игра продолжается до тех пор, пока «сова» не переловит всех игроков.

«БАРАШЕК СЕРЕНЬКИЙ»

Игроки выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:

Ты, барашек серенький, С хвостиком беленьким! Мы тебя поили, Мы тебя кормили, Ты нас не бодай, Лучше с нами поиграй, Ну, давай же, догоняй!

Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек» бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удается, он меняется ролями с пойманным игроком.

«РУЧЕЕК»

Число желающих принять участие этой игре должно быть нечетным. Игроки должны разделиться на пары, встают друг против друга, берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тоннель. Один игрок, которому нет пары, встает в начале этого тоннеля и проходит через него. Остальные игроки в этот момент поют:

Ручеек, ручеек! Лейся, лейся, ручеек! Из реки бери водицу, Чтобы мы могли напиться. Лейся плавно, ручеек.

Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тоннеля. Тогда тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Таким образом и продолжается игра. Победителей и побежденных нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]