Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
автор: Филиппова Анна Александровна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
Учитель-логопед: Филиппова А.А
Актуальность:
обусловлена тем, что в настоящее время проблемы
,
связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи
.
Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Эта актуальность возрастает с детьми с двуязычием ( в данном случае русский и коми языки).
Проблема:
Трудности формирования у детей с двуязычием связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине, и серии картинок, составление описательных рассказов. Низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей
Цель:
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Гипотеза:
наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
-совершенствовать и развивать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;
-составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;
-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Ожидаемые результаты работы по проекту.
Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.
Сохранение здоровья детей.
Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.
Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатель, родители, педагог-психолог, учитель-логопед, изо руководитель, музыкальный руководитель.
Вид проекта:
Информационно — практический, долгосрочный, коллективный.
Срок реализации:
Учебный год (сентябрь-май)
Содержание проекта.
1 этап.
Поисково-подготовительный. (сентябрь)
Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.
Мероприятия:
1.Диагностика детей.
2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».
3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).
5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.
2 этап.
Основной, формирующий. (сентябрь-апрель).
Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.
Мероприятия
:
1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.
2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».
5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».
6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.
- Информационные листы для родителей:
- «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
- «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
- «Учимся рассказывать»
- «Памятка для грамотных родителей»
- «Нас сказка учит говорить»
- «Общаясь, развиваем речь»
- 8. Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».
- Конкурс рисунков «Мой папа»
- .Видеозапись рассказов детей по лексической теме:
- «Наши мамы».
- Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.
- Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений.
3 этап.
Заключительный, аналитический. (май)
Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.
Мероприятия
:
1.Диагностика и анализ результатов работы.
2.Отчёт о результативности проекта:
3.Подготовка и проведение выпускного бала.
СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя, родителей, учителя-логопеда
подготовительной группы по проекту на 2018-2019 уч. год
Период | Тема недели | Содержание работы воспитателя | Содержание работы логопеда | Взаимодействие с педагогами Содержание работы | Взаимодействие с родителями Содержание работы |
1 неделя сентября | День знаний | Анкетирование (Приложение 1 ) | Диагностика развития речи (Приложение 2) | Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений. Муз. руководители | Информационные листы для родителей. (Приложение 3 ) Еженедельные рекомендации по лексической теме |
2-4 неделя сентября | Осень | Словесные игры: «Опиши осень» «С какого дерева лист» «Угадай овощи и фрукты по описанию» «Придумай красивые слова об осени» | 2 неделя – составление описательного рассказа об овощах и фруктах с опорой на схему. 3 неделя «Осень пришла» Арбекова Н.Е 4 неделя – Описание пейзажной картины И.С. Остроухова (1886-1887) «Золотая осень» Арбекова Н.Е | ||
1-2 неделя октября | Я в мире человек | Составление рассказа в свободной форме «Расскажи о себе, о своих интересах, о своей любимой игрушке, игре». | 1 неделя -Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. Гомзяк О.С 2 неделя – Составление творческого рассказа «Кем хочу я быть» | ||
3-4 неделя октября | Мое село, моя страна, моя планета | Оформление альбома «Мое село». Составление рассказа о селе. | 3 неделя — Составление рассказа о своем селе, республике, стране 4 неделя – Составление рассказа «Дом в котором я живу» Из личного опыта | Составление рассказа «Любимые места в родном селе» | |
1 неделя ноября | День народного единства | Изготовление панно «Все люди – братья», «Все народы – едины». | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Гомзяк О.С | ||
2 неделя ноября | Основы безопасности жизнедеятельности | Рассматривание иллюстраций, изготовление альбома «Моя безопасность». | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа. Гомзяк О.С | ||
3 неделя ноября | День защиты прав детей | Беседа о правах детей. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. Гомзяк О.С | ||
4 неделя ноября | День матери | Разучивание стихотворений о маме, составление рассказа о маме. | «Моя мама – лучше всех» | ||
1-4 неделя декабря | Зима. Новый год | Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы». | |||
1 неделя- Перессказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Гомзяк О.С 2 неделя – Составление рассказа «Кормушка « по серии сюжетных картин Гомзяк О.С занятие 12 (подг. гр) 3 неделя -составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. 4 неделя- Составление рассказов о праздновании Нового года и Рождества. Арбекова Н.Е | |||||
3 неделя января | Неделя вежливости | Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы Гомзяк О.С. | ||
4 неделя января | Неделя доброты | Чтение рассказов о доброте. | «Что такое зима?» Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам. | ||
1 неделя февраля | Международный день родного языка | Чтение коми стихотворений, рассказов, коми игры. | Соствление рассказов на коми языке | ||
2-3 неделя февраля | День защитников Отечества | «Мой папа» составление рассказов. Конкурс рисунков. | 2 неделя – Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака- санитар» Гомзяк О.С 3 неделя- Составление рассказа и из серии сюжетных картин «Граница родины – на замке» Гомзяк О.С | Составление рассказов с мамами о папах, дедушках | |
4 неделя февраля 1 неделя марта | Международный женский день | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Наши мамы». Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | Рисование «Мама любимая» Изо руководитель | ||
2-4 неделя марта | Народная культура и традиции | Инсценировка коми сказок С. Пылаевой | 2 неделя – «Масленичная неделя» Арбекова Н.Е 3 неделя – Пересказ К.Д Ушинского «Четыре желания» Гомзяк О.С 4 неделя- Составление описательного рассказа о деревьях с использованием схемы | ||
1-3 неделя апреля | Весна | Заучивание стихотворений о весне. Знакомство с приметами, составление рассказов. | 1 неделя- Составление рассказа «все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. 2 неделя – «Путешествие к далеким планетам» составление творческих рассказов с опорой на картинный план. Арбекова Н.Е 3 неделя- Лексико-грамматическое занятие по теме: «Весна» | ||
4 неделя апреля | Праздник весны и труда. Труд людей | Беседа о труде взрослых весной. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. | ||
1-2 неделя мая | День победы | Чтение рассказов на военную тематику. | 1 неделя- «Такая страшная война» 2 неделя «О героях войны» | ||
3 неделя мая | День семьи. Я и моя семья | Изготовление альбома с рисунками детей о семье. | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества) | ||
4 неделя мая | До свидания детский сад. | Заучивание стихотворений. | Составление рассказа «Как я проведу лето» | ||
В течении года | Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно». Проведение занятий по постановке и автоматизации звуков. Проведение игр и упражнений для развития связной речи. (Приложение 4 ) Проведение системы занятий педагогом психологом с помощью игры Сторителлинг (Приложение 5) |
- Этап — заключительный — май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта — май
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Информационная карта проекта:
Полное название — проекта «Правильная речь – залог успеха»
Вид, тип проекта- долгосрочный, творчески –обучающий.
Место проведения— МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 2) г. Учалы, Республика Башкортостан
Сроки проведения- сентябрь 2022г. –март 2022 г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 9 (кор. 2), воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей 6-7 лет
Пояснительная записка:
Данный проект рассчитан на детей 6-7 лет. Именно в этом возрасте возникает мотивация, интерес детей к расширению словарного запаса, к обучению грамоте, наблюдается резкий скачок в умении четко и правильно произносить слова. Дети с удовольствием участвуют в театральных постановках, эмоционально с большим интересом впитывают в себя произведения художественной литературы, поэзии. Это необходимо использовать для привития навыков и знаний в области всестороннего развития речи. Проект будет реализовываться в нескольких направлениях: работа с детьми, достижение основной цели и решения основных задач; работа с родителями. Только с помощью родителей, можно добиться максимального эффекта. Проект подразумевает использование инновационных форм и методов преподнесения детям материала, это — рассказы и практические занятия, видео и фото материалы, словарные игры во время занятий, использование демонстрационного материала, дидактические игры, утренники, развлечения, индивидуальная работа, развивающие игры Воскобовича «Ларчик», сторителленг, «Сказки для язычка».
Обоснование.
В настоящее время, в связи с повсеместным заселением электронными носителями информации, ребенка самого раннего возраста усаживают с телефоном, планшетом, ноутбуком и т.д. Отсюда проблема развития речи у детей стоят по-прежнему актуально. Проблемы с четким произношением слов, звуков. Неумение пересказывать текст, описывать предметы, вести диалоги, монологическая речь, не желание сосредоточиться на книге.
И именно в старшем дошкольном возрасте следует восполнять данные пробелы, прививая нужные навыки и знания. Часто можно встретить равнодушие и непонимание родителями важности данного вопроса. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке, постепенное падение познавательных навыков. Всё это скажется с приходом ребёнка в школу, на психическом и физическом уровне. Поэтому и был разработан данный проект «Правильная речь-залог успеха»
Данный проект, включает в себя ни с чем несравнимый разносторонний, познавательный эффект. Именно это в сочетании разных видов деятельности обеспечивают формирование полноценного развития детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на ведение интересного познавательного образа жизни.
Подходы к реализации проекта:
- системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников раннего возраста и их родителей знаний и умений природопользования;
- культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Цель: опираясь на новые технологии, создавать условия для сохранения и укрепления интереса детей развитию своей речи. Расширять и закреплять умения детей рассказывать, придумывать сюжет, фантазировать. Развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Совершенствовать и обогащать познавательный опыт детей в развитии речи
Обучать детей знаниям и навыкам, используя новые приемы и методы
Добиваться чёткой и правильной речи детей.
Воспитывать и развивать в детях внимание, самостоятельность, мышление, память
Принципы
- принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей знания по развитию речи
- принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов.
Ожидаемые результаты: в развития речи
- Умение сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
- Самостоятельно составлять связанный рассказ не менее, чем 6-7 предложений.
- Составлять рассказы из личного опыта
- Изменять слова, образуя новые
- Пересказывать небольшие рассказы
- Правильно употреблять трудные формы знакомых слов
- Использовать в речи анонимы
В обучении грамоте
- Определять количество слогов в словах
- Определять количество звуков в словах
- Определять место заданного звука в слове
- Анализировать звуковой состав слова
- Определять ударные слоги, ударные гласные
- Различать согласные и гласные звуки
- Различать твердые и мягкие звуки
- Составлять предложения из 2-3 слов
Звуковая культура речи
- Закреплять правильное произношение звуков
- Отчетливо и точно произносить звуки с разной силой голоса
- Дифференциация звуков в скороговорках, в чистоговорках
Театрализованная деятельность
- Эмоциональное и эстетическое восприятие произведений
- Приобщение к художественной литературе
- Знакомство с фольклором
Используемая литература:
- В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Мозаика –Сити Москва, 2014г. -112 с.
- А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» Воронеж ТЦ «учитель», 2006 -333с.
- Н.С. Голицина «Конспекты комплексно- тематических занятий» -М. «Скрипторий», 2013г. -568 с.
- Л.В. Управлеева «Подготовка к школе в детском саду. Счёт, чтение, речь, мышление» Ярославль. Академия развития, 2007-224
- Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» -Волгоград 2014г. -445 с.
- Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой «Комплексные занятия» -Волгоград-2014г. -415с.
- Детская хрестоматия для детей 6-7 лет.
- Интернет ресурсы «Пособия Воскобовича», «Сторителлинг»
Следующая > |
Роль проектной деятельности в развитии речи детей
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции ребенка. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии детей. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Разрешение проблем речевого развития детей дошкольного возраста требует поиска наиболее эффективных путей. Одним из эффективных методов в работе с детьми в направлении речевого развития является технология проектной деятельности. Она основывается на интересах детей, определяет творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. [2]
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. [3]
В практике современных дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира: 1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок; 2) творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения; 3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников; 4) информационно-практикоориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].
В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье.».. — «Спасибо. Мне очень приятно!») [4].
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары. Совместно с родителями проводятся акции «Подари книжку в группу», создали «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей), осуществили выпуск газеты «Ладушки», родители принимали активное участие в изготовлении стенгазеты «Наши дети рассказывают», Для родителей так же размещается материал на сайте детского сада и наглядная информации в родительских уголках по теме проекта. Участие родителей в проектах по развитию речи помогает им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повышает их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением технологии проектной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста, а также с организованной развивающей предметно — пространственной средой речевое развитие детей становиться наиболее полноценным и эффективным.
Литература:
- Вербенец А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 1.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2006
- Левшина Н. И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников. // Дошкольная педагогика. — 2014 — № 10
- Иванова В. П. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10