«Развитие связной речи детей посредством театрально – игровой деятельности ».


«Развитие связной речи детей посредством театрально – игровой деятельности ».

2.1. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно

Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. [33 В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наблюдая за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т.п.) большое значение уделяется развитию связной речи детей. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной — все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления, воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. [2]

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же в образовательной деятельности. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. [7; 8; 15] Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине развиваются умения придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. В рассказывании об игрушках (или набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изображение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причём это могут быть высказывания разных типов – описательные, повествовательные, контаминированные

Развитие речи через театрализованную деятельность

Дошкольники всё чаще пользуются в повседневной жизни гаджетами, уверенно входящими в современную жизнь. Говорящие и поющие игрушки, двигающиеся на мониторах картинки не только тормозят речевое развитие, но также снижают необходимую в раннем возрасте физическую активность, удерживая внимание малыша, находящегося в неподвижном положении.

Утренник

Обратите внимание! Физический контакт с миром особенно важен в дошкольный период для ребенка, которому нужно видеть результат своего действия в реальности.

Для формирования у малыша эмоций и самосознания, умения общаться с окружающими людьми и воспитания интереса к происходящим вокруг него процессам и различным явлениям важно создать ситуационный проект, живую игру.

Сюжетно-ролевая игра

Производители предлагают огромный выбор дидактических игрушек, сюжетных игр. В продаже имеются игрушечные продукты питания, кукольная мебель и бытовая техника, наборы профессиональных аксессуаров и многое другое. Всё это делает игровую ситуацию приближенной к реальности, помогает разобраться в новых понятиях, воспитывает необходимый в данном возрасте жизненный опыт, вырабатывает связную, осознанную манеру говорения.

Игра «Магазин»

Чтобы начать игру, ребёнок должен представить себе воображаемую ситуацию, наделить характером и чувствами игрушку, придумать сценарий, по которому будут развиваться события. Но не всегда ребятам известны правила игры, её основная суть, поэтому им должен помогать взрослый.

Важно! Взрослые должны на начальном этапе создать игровую атмосферу, показать приёмы и важные для игры действия, предоставить свою помощь, предложить ход развития сюжета.

Воспитателю имеет смысл оформлять свои наработки в конспекты занятий, помогающие ребятам знакомиться с самыми разными темами и понятиями:

  • климатическими и природными особенностями родного края;
  • традиционными профессиями;
  • характерами разных сказочных героев;
  • правилами безопасности;
  • нормами вежливого поведения.

Мастер-класс по развитию речи через театрализованную деятельность

Развитие речи посредством театральной деятельности часто используется по стандартам ФГОС в формате ритмической части или физкультминутки между другими занятиями.

Например, малыши любят стихи про зверят:

Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки),

Он ушами шевелит, вот так, вот так (поднимают руки над головой и шевелят ими).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть, хлоп, хлоп (встают, обнимают себя руками, хлопают),

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, прыг-скок (прыгают на одной ноге, на другой, на двух вместе).

Ах ты совушка-сова, ты большая голова (показывают руками, какая большая голова),

Ты на дереве сидела, головою ты вертела (вертят головой).

Во траву свалилась, в яму покатилась (садятся на корточки, потом падают на спину и машут руками и ногами в воздухе).

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольника

Занимаясь разыгрыванием сюжета, дети воссоздают придуманную ситуацию. Исполняя импровизированные роли, они формируют качества, необходимые для развития полноценного внутреннего мира:

  • интеллект;
  • воображение;
  • способность выражать задуманное словами;
  • умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
  • желание контактировать со сверстниками.

Развитие речи через театрализованную деятельность

Одна из возможных форм ролевой игры — это участие в театре. Разыгрывая знакомые истории и участвуя в постановках, юные артисты не только обогащают словарный запас и улучшают воображение, благодаря роли у исполнителя появляется возможность прочувствовать несвойственные ему черты характера.

Театр

Обратите внимание! Трусишка может сыграть храбреца, а малыш с плохим аппетитом изобразить Робина Бобина Барабека. Одному актёру следует перестать шептать и вырабатывать умение говорить открыто и уверенно. Некоторые страдают излишней громогласностью и с помощью роли учатся не кричать, владея силой голоса.

Программа в детском саду по развитию внимания

Исполнение пьесы, разбитой на реплики, заставляет всех артистов следить за происходящим, чтобы не пропустить свои слова. Это учит быть внимательным к разговору собеседника, не перебивать, следить за общим ходом беседы.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи? Занятия театром во многом влияют на развитие артикуляционного аппарата ребёнка. Посредством репетиций исправляется нечёткость произносимых звуков, невнятность употребляемых слов, неумение говорить достаточно громко.

Важно! Заучивание ролей помогает связному изложению мысли, делает детскую речь более яркой, эмоционально окрашенной.

Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:

  • стоячих;
  • пальчиковых;
  • марионеток;
  • перчаточных.

Движения пальцев и кистей рук сами по себе способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания. Слова должны соответствовать действиям кукол.

Сцена кукольного театра всегда намного меньше, чем пространство, предназначенное для театра живых людей. Поэтому юные артисты находятся очень близко друг к другу. Любое необдуманное движение способно разрушить декорацию или помешать спектаклю. В таких условиях вырабатывается умение координировать свои действия, быть терпеливым и внимательным.

Кукольный спектакль

Игра как самый эффективный способ воздействия на детей

Начиная с младшей группы детского сада, ребята учатся играть в дидактические игры. Для раннего развития отлично подходят хороводы, когда каждый имеет возможность видеть воспитателя и других участников. Повторение слов помогает развивать память и речь, обогащать словарный запас новыми выражениями, воспитывает ситуационное поведение.

Игра с родителями

Для хороводной игры легко подобрать сюжет из народных сказок, отличающихся простотой текстов, многократными повторениями и возможностью сопровождать каждое слово действием.

Например:

Стоит в поле теремок, теремок (дети поднимают руки над головой в виде треугольной крыши),

тема недели перелетные птицы старшая группа

Он не низок, не высок (приседают на корточки, вытягивают ручки и показывают расстояние от пола 20-30 см).

Или использовать детские стихи, в которых встречается много слов, поддающихся театрализации:

Мишка, косолапый

По лесу идёт (дети идут вразвалочку, изображая походку косолапого медведя),

Шишки собирает,

Песенку поёт (нагибаются, собирают невидимые шишки, укладывают их в воображаемую корзину).

К сведению! В группу могут прийти няня с воспитателем в образе знакомых сказочных героев, персонажей книг и мультфильмов. Вместе с ними ребята узнают новые понятия, дадут им наставления и советы.

Театральное представление

Начиная со средней группы ДОУ, для ребят проводятся тематические утренники, частью которых становится представление с участием юных артистов. Воспитатель проводит дидактические занятия, содержащие в себе навыки для будущих самостоятельных детских игр. «Кукла заболела», «Построим дом для Чебурашки», «Игрушки едут в отпуск» и многие другие темы помогают развивать навыки общения со сверстниками, умение проговаривать свои действия, желание взаимодействовать в социуме.

Например, воспитатель в роли путешествующего странника стучится в воображаемые двери. Дети в роли гостеприимных хозяев встречают путника, приглашают войти, угощают, предлагают отдохнуть. В игре могут возникать новые повороты и отрабатываться уже полученные ранее знания.

Постепенно развиваясь, игры усложняются, и к моменту окончания детьми садика они должны представлять собой полномасштабные развёрнутые сюжеты. Роль воспитателя в них сводится к позиции наблюдателя, следящего за безопасностью происходящего.

К сведению! По статистике, только 5-7 % воспитанников подготовительных групп умеют самостоятельно играть в развёрнутую игру.

Помочь в поисках нового образа для игр детям могут разные источники вдохновения:

  • значимые события (дни рождения, праздники, каникулы, поездки и т. п.);
  • сезонные изменения (уличные игры напрямую зависят от погоды);
  • литература (персонажи книг, желание продолжить любимую сказку, обыгрывание ситуации, описанной в книге, с другими героями);
  • слайды, фото и видео материалы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]