Проект «Социально-коммуникативное развитие в игре» для детей старшего возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка»
Педагогический проект
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры».
Автор проекта:
Воспитатель: Левашова С.Г.
2018
Введение
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:
— на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». [15].
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.
Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека — коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Психологи (Л. С. Выготский, [3], Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.
Игра — самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.
Режиссёрская игра дошкольника — это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами — заместителями.
Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.
Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра появляется примерно к 3 годам жизни. В это время дети ещё не играют вместе. У них, как правило, наблюдается игра рядом. А режиссёрская игра помогает детям подготовиться к взаимодействию с другими детьми. С 4-5 лет содержание режиссёрской игры намного разнообразнее, оно отражает содержание любимых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. В 6-7 лет дети также обыгрывают в своих играх знакомые сказки, фильмы, мультфильмы, но при этом вносят свою фантазию в развитие сюжета игры, больше придумывают.
Режиссерская игра — это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.
Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Именно в режиссёрской игре:
- у детей проявляется инициатива и самостоятельность;
- активизируется речь, воображение, мышление;
- развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры — Е. М. Гаспарова, [4], Е. Е. Кравцова, [11], Г. Г. Кравцов и др.
По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.
Практическая часть
Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры. В основе данной работы лежит современный методологический подход: взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграции объединяющей все основные направления, дающий высокую результативность в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, необходимую организацию, качественно новую подготовку детей к жизни.
Цель:
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры
Задачи:
• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;
- формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;
- способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
- формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.
Таким образом, основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
- Принцип воспитывающего обучения. Л.Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно».
- Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой».
- Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».
• Принцип доступности материала.
- Принцип наглядности. К.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету».
- Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип деятельности — новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Условия формирования опыта:
• использование принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности;
• обогащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ;
- общение с детьми на основе субъект-субъектных отношений: педагог — ребёнок -ребёнок;
- усовершенствована система взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.
Интегрированный подход к воспитанию и формированию социально-коммуникативных навыков у детей является методологической основой практической деятельности.
Работа выстраивается в три этапа:
Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
Основной этап — осуществление деятельности по решению проблемы
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Организационный этап
- отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;
- организация деятельности детей, организация деятельности родителей;
- анализ научной и методической литературы;
- разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».
Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».
Работа с родителями
Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
- помощь в оснащении группы игровым материалом;
- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
- ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».
Основной этап — осуществление деятельности по решению проблемы
- реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
- работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
- обогащение предметно — развивающей среды.
Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
- Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.
В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие
виды театров, как
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток) — одевают на руку или пальцы. Фигурки пальчикового театра дети используют в импровизациях на заданные темы.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.
1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, привлекается внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем — выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
- Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Результатом работы над проектом являются постановки:
«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок»);
«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка»);
«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)
«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка»).
Оценка результатов:
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
- Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Прогнозируемый результат
Представленный проект только планируется к реализации, поэтому в случае его реализации можно спрогнозировать следующие результаты:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
- предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
- разработанная тема будет способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формированию диалогической и монологической речи дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры;
- предполагаем, в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, повысится дисциплина, организованность детей, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
- удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
- посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
- целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение, дети в процессе воспитания приобретут практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни.
Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
Заключение
1. Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — социально-коммуникативный.
2. Сущность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Специфика формирования к социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности заключается в том, что в процессе режиссерской игры ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.
4. Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности происходит при следующих организационно-педагогических условиях:
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию социально-коммуникативных навыков;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности;
- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в игровую деятельность.
В данной работе мы рассмотрели социально-коммуникативное развитие детей, отметили, что достаточно высокий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы. В своем исследовании еще раз обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника, но мы в своем исследовании подробнее остановились на режиссерских играх, которые являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В педагогической литературе необоснованно мало уделено внимания этим играм, а они в свою очередь, на наш взгляд, имеют решающее значение в формировании личностных качеств ребенка. В работе мы выделили режиссерскую игру, как наивысший этап развития детской игровой деятельности. Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Режиссерские игры способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость; дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Данное исследование показало, что процесс развития социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию этих способностей. Педагогическое руководство процессом развития социально-коммуникативных способностей детей мы предлагаем осуществлять с помощью творческих упражнений и заданий.
В ходе реализации проекта применяются такие педагогические технологии:
- Игровая технология
- Технология музейной педагогики
- Технология проектной деятельности (автор Е.С. Евдокимова.)
- Технология сотрудничества
- Информационно-коммуникационные технологии
Использование педагогических технологий способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формировании социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
Большую роль в реализации проекта играет участие родителей. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию, поэтому роль родителей в создании условий для развития режиссерской игры неоценима.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Правильно созданная предметно-развивающая среда несомненно способствует обогащению игрового опыта детей
Общие принципы построения развивающейся среды в детском саду направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания игровой зоны в группах детского сада. Пространство, разделенное на игровые зоны, позволяет детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Своевременно обновление и пополнение игровой среды также стимулирует игровую деятельность детей.
Перспектива:
• Постоянно повышать уровень профессионального мастерства через внедрение инновационных приёмов создания игровых ситуаций.
- Получать продуктивные результаты от инновационной деятельности.
- Видеть стабильные результаты в воспитании и образовании воспитанников.
- Использовать современные формы педагогического партнёрства (педагог-дети-родители).
- Получать высокие качественные результаты в своей педагогической деятельности.
Литература и интернет-ресурсы
- Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.
- Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.1966. — №6.
- Гаспарова Е.М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://d-knigi.ru/gasparova_01
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004.
- Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nachalka.com/igromir
- Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Академия, 1989.
- Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
- Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.
- Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. — М., 1990.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М., 1982.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.
- Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2004.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников /Под ред. Е. В. Прима, Л. В. Филипповой, И. Н. Кольцовой, Н. Ю. Молостовой. — М. : ВЛАДОС, 2002.
- Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. — М. : Просвещение, 2008.
- Репина Т.А. Общение детей в детском саду. М.1990
- Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. — М. : ВЛАДОС, 2007.
- Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
- Смирнова Е.Н. Особенности игры и психического развития.//Дошкольное воспитание.2004. — №3. — с.69-71.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. М. Сфера, 2010
- Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Просвещение, 1990.
- Стеркина, Р. «Я, ты, мы»: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. 1999. — № 7. – с. 21-35.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Эльконинова Л.И. О единице сюжетно — ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004 − №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема
В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.
Постановка проблемы: Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике.
Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [2, с. 224].
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя:
моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально-коммуникативного развития являются:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Для реализации задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки.
Социально-коммуникативное развитие направленно на решение следующих задач:
формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе»;
овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:
Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.
Принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение.
Принцип воспитания вдеятельности: организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.
Принцип опоры ввоспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонности к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.
Принцип воспитания детей вколлективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни [3, с. 65–66].
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
Обучение умению слушать и слышать другого;
Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
Формирование чувства симпатии между участниками общения;
Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
Обучение умению детей владеть собой;
Развитие умения анализировать ситуацию;
Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Таким образом следует отметить, что социально-коммуникативное развитие является, одним из базовых элементов в развитии дошкольника [1, с. 106].
Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность. Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др. М. И. Лисиной были представлены параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника:
степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитость самостоятельности и саморегуляции;
уровень развития социального и эмоционального интеллекта;
уровень развития эмпатии.
Ряд ученных в процессе научно-исследовательской деятельности проанализировали различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобрали те, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития дошкольника по предложенным параметрам.
Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально -коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.
Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.
В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам.
Таким образом, следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка.
Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания чувства ответственности. Значение этой проблемы определяется как в плане становления и развития личности, так и в плане подготовки его к школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом [5, с. 79–80].
Воспитание ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им. Исследователь А. В. Запорожец в своих исследованиях выделял две формы социальной ориентации у дошкольников:
непосредственное восприятие
представление актуальной ситуации.
Исследование Л. В. Пименовой, указывает на то, что ответственность — это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого для ребенка содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Такие ученные как Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Т. А. Маркова и др. обращаю свое внимание на то, что культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения. Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности; сведения о правах человека и границах ответственности.
Так же важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества. Это раскрывается исследователями через следующие характеристики:
способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть;
способность к идентификации, эмпатии, признание за другим права на отличие, справедливость;
расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства;
выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат. Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [4, с. 145].
Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов. Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения.
Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок — взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок — ребенок (сверстник); ребенок — общественная норма, ценность. Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического условия осознанного формирования социально-коммуникативных компетенций осуществляется благодаря системе педагогических средств, применение которых может привести к достижению запланированных целей и задач.
Социально-педагогическими средствами могут выступать: игровая ситуация — игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных отношений.
Проблемная ситуация как педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения способствует приобретению детьми позитивного опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ситуации морального выбора стимулировали способность к анализу и обобщению нравственных представлений, чувств и стимулировали выработку определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и нравственные знания ребенок решая определенную проблему, в ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления. С помощью возможности апробирования различных способов поведения ребенок, ориентируясь на социальную норму как ценность, выбирает для себя наиболее оптимальную модель поведения, которая в дальнейшем, опираясь на устойчивость нравственных знаний, представлений и ценностных ориентиров, переходит в стратегию поведения.
Материальные и духовные объекты культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская литература) — русские народные сказки оказывают педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком, поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь. Чтение произведений для детей помогает детям понять и оценить поступки людей. В литературных произведениях ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений.
Использование в воспитательной деятельности предметов искусства обусловлена тем, что чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается воспитательная информация. Влияние предметов искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование поведения ребенка
Реализация этапов коммуникативно-личностного развития направлена на отвлечение детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; сформированности нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения; развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей.
Таким образом, каждый этап должен выводить ребенка на соответствующий уровень социально-личностного развития: эмоциональное отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и сорадование) [7, с. 127–129].
Главная задача государства, общества и образовательного учреждения по отношению к детям — это обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации, в том числе к школе, и успешного обучения.
Таким образом, подводя итоги можно выделить что, проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [6, с. 59].
Литература:
- Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. — М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 106 с
- Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание.,-2002.-№ 4.- 224 с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 2004.-65–66 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребен- ка. /М.И Лисина М.; Воронеж, 1997.- 145 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н. И. Непомнящая,– М., 1992. — 79–80 с.
- Сластенин В. А. Педагогика — М., 2002.-59 с.
- Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии № 2., 1988- 127–129с.