«Девочка, которая наступила на хлеб»
Ребенку стоит прочесть сказку Г.Х. Андерсена о бедной, но горделивой девочке, которая любила мучить насекомых. Когда она стала служить в помещичьем доме, хозяева напомнили ей, что надо навестить родителей. Она пошла. Но когда увидела мать с вязанкой хвороста, ей стало стыдно, что она такая оборванная. И Инге ушла, так и не повидавшись с матерью.
Через полгода ей снова напомнили о матери. Она взяла белый хлеб, который ей дали, и пошла. Она была одета в красивое платье, на ней были новые башмаки. Когда ей встретилась грязная лужа, она бросила под ноги хлеб и потом ступила на него. И вдруг ее начало затягивать в землю. Так она попала к болотнице.
Там, где жила болотница, было очень грязное место. К ней в гости пришли черт и ядовитая старушка, которой очень понравилась Инге. Она хотела сделать из нее истукана. Девушка, попав в ад, увидела мучения грешников. А ее мучения только начинались. Она была голодна и хотела отломить хлеба, но не могла двигаться. Она окаменела, превратилась в истукана. Потом она почувствовала, что на нее капают горячие слезы. Это плакала ее мать. На земле все уже знали о ее грехе. Люди даже сочинили песню о спесивой девочке, которая ступала на хлеб.
Только плохое слышала о себе Инге. Но все-таки одна маленькая девочка, услышав историю о ней, пожалела ее. Малютке очень хотелось, чтобы Инге попросила прощения. Девочка называла ее бедной и очень жалела.
Все уже умерли: мать, хозяйка, у которой работала Инге. Стала старенькой и девочка, которая думала об Инге. И задумалась Инге о том, что чужой человек любил ее и плакал о ней. Заплакала она, и растаяла ее каменная оболочка. Девочка превратилась в птичку.
С тех пор она летает и собирает крошки. Сама съедает только одну, а потом зовет других птиц. Она раздала столько крошек, сколько было в хлебе, на который она наступила.
Щелкунчик и Мышиный Король
Находится в разделе: Авторские сказки, Гофман Э. Т. А., Зарубежные писатели, Сказки с картинками
ЁЛКА
Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник.
Фриц таинственным шёпотом сообщил сестрёнке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. А недавно через прихожую прошмыгнул маленький тёмный человечек с большим ящиком под мышкой; но Фриц наверное знает, что это их крёстный, Дроссельмейер.
Тогда Мари захлопала от радости в ладоши и воскликнула: — Ах, что-то смастерил нам на этот раз крёстный?
Что было дальше »
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (иллюстрации Носкович)
Находится в разделе: Русские писатели, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Идут двое сироток по далекому пути, по широкому полю. Померли у них отец с матерью, оставили сиротами дочку Аленушку да сынка Иванушку. Вот и пошли они странствовать по белу свету.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Захотелось Иванушке пить.
Что было дальше »
Красная Шапочка (иллюстрации Булатова и Васильева). Сказка Шарля Перро
Находится в разделе: Авторские сказки, Зарубежные писатели, Сказки с картинками, Сказки Шарля Перро
ила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке.
Соседи так про нее и говорили: – Вот Красная Шапочка идет!
Что было дальше »
Спящая красавица (иллюстрации Дехтярёва). Сказа Шарля Перро
Находится в разделе: Авторские сказки, Зарубежные писатели, Сказки Шарля Перро, Стихи с картинками
Жили на свете король с королевой. У них не было детей, и это их так огорчало, что и сказать нельзя.
Уж каких только обетов они не давали, ездили и на богомолье, и на целебные воды — все было напрасно.
И вот наконец, когда король с королевой потеряли всякую надежду, у них вдруг родилась дочка.
Что было дальше »
Кот в сапогах (иллюстрации Дехтярёва). Сказка Шарля Перрро
Находится в разделе: Авторские сказки, Зарубежные писатели, Сказки с картинками, Сказки Шарля Перро
Один мельник оставил своим трем сыновьям небольшое наследство – мельницу, осла и кота.
Братья сразу же поделили отцовское наследство: старший взял себе мельницу, средний – осла, а младшему дали кота.
Младший брат очень горевал, что ему досталось такое плохое наследство. – Братья могут честно зарабатывать себе кусок хлеба, если будут жить вместе, – говорил он. – А мне, когда я съем своего кота и сошью из его шкурки рукавицы, придётся умирать с голоду.
Что было дальше »
Золушка (иллюстрации Дехтярёва). Сказка Шарля Перро
Находится в разделе: Авторские сказки, Зарубежные писатели, Сказки с картинками, Сказки Шарля Перро
Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не сыщешь. У неё было две дочери, во всём похожие на мамашу, — такие же заносчивые злюки. А у мужа была дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире.
Мачеха сразу же показала свой злой нрав. Её раздражала доброта падчерицы — рядом с этой милой девушкой собственные её дочери казались ещё противнее.
Что было дальше »
Золушка (иллюстрации Кошашевича). Сказка Шарля Перро
Находится в разделе: Авторские сказки, Зарубежные писатели, Сказки с картинками, Сказки Шарля Перро
Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не сыщешь. У неё было две дочери, во всём похожие на мамашу, — такие же заносчивые злюки. А у мужа была дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире.
Мачеха сразу же показала свой злой нрав. Её раздражала доброта падчерицы — рядом с этой милой девушкой собственные её дочери казались ещё противнее.
Что было дальше »
Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке
Находится в разделе: Русские народные сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Всем, всем, всем! Слушайте, внимайте, да на ус мотайте. Вот богатырский сказ, правдивый рассказ. Тема открывается — Сказка начинается…
ыло у царя три сына. Три сына было у царя. Двое старших, один младший, младший — Иван-царевич.
И у царя был сад: по всей земле иди, по всем царствам ищи, такого не найдёшь! Диво-дивное, чудо-чудное. А в том саду краше всех росла яблоня. А на яблоне росли яблоки, не простые — золотые.
Что было дальше »
Железная птица
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
В одном стойбище жили когда-то муж и жена.
Прожили они долго, а детей так и не было. Очень хотелось им заиметь сына или дочь, и стали они молить духов послать им в утешение ребенка.
Вот прошло какое-то время, и почувствовала жена, что скоро будет матерью. Отправилась она в родильный шалаш — цо́ро. Вскоре у нее родился сын, и тут же мальчик стал быстро расти.
Что было дальше »
Гарпамди — меткий стрелок
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
одном давно заброшенном доме жил некогда мальчик.
С самого рождения всё спал он на глиняном кане (Кан – тёплые нары, на которых спали нанайцы) крепким беспробудным сном. Сколько зим, сколько лет этот мальчик проспал, никто не знает. Не ведали люди, что он ел, не видели, что он пил. Рос, однако, мальчик здоровым и крепким.
Что было дальше »
Айога
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Жил в роду Самаров один нанаец – Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто–то, что красивее дочки Ла никого нету – ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо. Понравилась сама себе, смотрит – и не может оторваться, глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.
Что было дальше »
Бедный и богатый старик
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Бедный старик жил со своей женой, и богатый старик жил со своей женой.
Однажды бедный старик, уходя на охоту, взял пешню, огниво, топор, сеть и отправился к месту, где ягоды собирают. Там было много черемухи. Бедный старик вдоволь наелся. Затем засунул ягоды в уши, нос, глаза, рот и лег. Из тайги прибежал заяц.
Что было дальше »
Берёзовый сынок
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Беда, когда человек ленив да завистлив…
Жил в одной деревне старик. Был у него сын по имени Уленда. Всем Уленда был хорош: и речистый, и плечистый, и сильный, и красивый — не парень, а загляденье! Вот только работать Уленда не любил! Ничего Уленда делать не хотел.
Что было дальше »
Близнецы
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Это не так давно было. Есть ещё старики, которые помнят это. Правда, мало таких стариков уже осталось.
Были в роду у Бельды близнецы: Удога и Чубак. Известно, что когда близнецы родятся — это очень хорошо. Тому роду большое счастье близнецы приносят.
Что было дальше »
Верная примета
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка. Чурка был парень тихий — больше молчал, чем говорил. А жена его Пигунайка больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, а потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь! Проснется от ее крика Чурка, толкает жену под бок:
— Эй, жена, ты это с кем разговариваешь?
Вскочит Пигунайка, глаза кулаком протрет:
— С умными людьми разговариваю.
— Да ведь это во сне, жена!
— А с умными людьми и во сне разговаривать приятно. Не с тобой же мне говорить! Ты в один год два слова скажешь, и то в тайге.
Что было дальше »
Волшебная шапка
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил некогда одиноко бедный юноша. Он на охоту ходил и разных зверей убивал.
Однажды в полдень, когда он отдыхал, к его дому подъехали пять мэргэнов верхом на конях. Юноше очень хотелось поскорее узнать, зачем эти мэргэны к нему приехали.
Что было дальше »
Волшебный кисет
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жили-были старик со старухой.
Старик рыбу промышлял, а старуха дома хозяйством занималась. Не было у них ни детей, ни друзей. Были только собака да кошка.
Старик поймает рыбку, а старуха разделает ее и приготовит пищу. Рыбьими костями кормили собаку и кошку, из рыбьей кожи шили себе одежду и прочие вещи.
Что было дальше »
Ворон, карась, медведь и лиса
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
а одном заливном лугу издавна жили Ворон и Карась. Однажды Ворон и говорит Карасю:
— Сосед, пойдём косить траву?
Подумал Карась и согласился. Вот взяли они косы, пузырь с жиром, несколько черёмуховых лепёшек и пошли.
Ворон важно шагает. Шаг сделает — два раза каркнет. И Карась не отстаёт. Хвост подогнёт, как пружина выпрямится — и с Вороном рядом.
Что было дальше »
Глупый богач
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Богатство ума не приносит. А жадность последнего ума лишает…
Жили на Амуре два человека. Никанский купец Ли Фу да нанайский охотник Актанка. Разные они люди были.
Актанка рыбу ловил, зверя бил, всю жизнь работал, а всё бедно жил. Ли Фу стрелу на лук наложить не умел, сойку от рябчика отличить не умел, в своей жизни ни одной рыбы не поймал, что такое невод – не знал, только деньги считал, да, в лавке сидя, торговал, а жил богато. Актанка всю свою добычу отдавал ему за крупу да муку.
Что было дальше »
Два брата
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жили двое детей с отцом. Отец думал — грамоте ли своих сыновей учить или охотиться учить. Потом решил — охоте буду их обучать. Стал отец учить своих сыновей, как след разных, зверей распознать, как по голосам птиц узнавать, как солнце и звезды путь в тайге указать могут.
Однажды отец купил два мячика, два кинжала и сказал:
— Когда я умру, мячики эти надо мной повесьте, а потом каждый себе по одному возьмите; когда на охоту уходить будете далеко, в тайге мячик всегда у себя за пазухой держите.
Что было дальше »
Два слабых и один сильный
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Один слабый против сильного, что мышь против медведя: накроет лапой – и нет ее! А два слабых против сильного – еще посмотреть надо, чья возьмет!
Один медведь совсем закон забыл: стал озорничать, стал мелких зверьков обижать. Не стало от него житья ни мышам, ни еврашкам, ни хорькам. И тарбаганам, и тушканчикам, и колонкам от него житья не стало. Кто бы его винил, если бы медведь с голоду на них польстился? А то медведь – сытый, жирный! Не столько ест, сколько давит. Понравилось ему малышей гонять. И нигде от него не скроешься: в дупле – достанет, в норе – достанет, на ветке достанет и в воде – достанет!
Что было дальше »
Заяц и сорока
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки о животных, Сказки с картинками
Жил один заяц. Только, кто его знает почему, любил он перед другими похвастать тем, чего у него и не было: и сильный он, и храбрый он, и охотник он…
Вот однажды заяц на поле убитую косулю нашел.
Только подсел зайчишка к косуле — сорока летит.
Что было дальше »
Золотое кольцо
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Глупый человек – это плохо, а глупый и жадный – вдвое хуже!
Глупый да жадный ни людям, ни себе добра не сделает.
Жил в одном стойбище шаман Чумбока.
В том стойбище много ребят было. Любили они драться, наперегонки бегать, на поясках тянуться.
Хорошие ребята были, ловкие! Все отцы своих ребят любили.
Что было дальше »
Ивушка
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Когда-то где-то жил один Мэргэн с женой, далеко-далеко от людей. Кругом непроходимый лес был. Очень хотели иметь детей эти муж и жена. Уже стали стареть, беспокоятся:
«После нашей смерти неужели и следа от нас не останется?»
Что было дальше »
Как Бельды воевать перестали
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Среди всех нанайцев Бельды самые храбрые были. Про Бельды говорили, что людей драчливее их нет. Для Бельды подраться — первое дело было. Сколько раз на соседей войной ходили! Так из драки и не вылезали…
Беда, если где-нибудь одного Бельды убьют. Кровная месть! Нельзя не отплатить за убийство! Только у других за убитого брат, отец мстит, а Бельды — всем народом идут. А было их много. Глядишь, вместо одного врага несколько убьют. Начинают обиженные мстить. Так и идёт: то Бельды в походе, то Бельды в осаде. На зверя не стало времени ходить, рыбу некогда ловить… Всё война да война!
Что было дальше »
Как медведь и бурундук дружить перестали
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки о животных, Сказки с картинками
Когда Хинганские горы ещё маленькие были, когда нужно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадёт — вот тогда медведь и бурундук дружили.
Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили. Делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест; что бурундук добудет, то медведь ест. Так дружили они очень долго. Да известно — завистникам чужая дружба всегда глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся…
Что было дальше »
Киле Бамба и Лоче-богатырь
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Наверное, не так давно это было. Жил на Амуре Киле Бамба — нанайского народа человек, силы богатырской человек Киле Бамба.
От простой женщины родился Киле. Только, видно, добрые черти ему помогали, что быстро он вырос. Ещё соску Киле сосал, а уже со зверем схватился.
Ушла как-то мать из дому. Дверь бревёшком припёрла, чтобы не открылась. Сколько времени по соседкам ходила — не знаю, а только через раскрытое окно вскочил в дом Бамбы тигр.
Что было дальше »
Колотушка
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Близко ли, далеко ли, не знаю где, жил один старик. У старика всего богатства-то было сито лубяное плетеное, ковшик серебряный да колотушка деревянная. Больше ничего не было. Так он и жил.
И вот услышал он один раз, что в соседнем стойбище богатый шаман поминки справляет. Пошел старик на поминки и захватил с собой сито. А сито было не простое. Хоть песку в него наложи, хоть снегу, только потрясешь — из него всякая еда посыплется.
Что было дальше »
Кукушкино богатство
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Не бойся к делу руки приложить. Коли рукой не пошевелишь — и счастье мимо пройдёт. Только и видел его!..
В одной деревне три брата жили — Халба, Адунга и Покчо.
Что было дальше »
Лэтэркэн
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил некогда Мэргэн с младшим братишкой Лэтэркэном.
Однажды старший брат ушел на охоту. Лэтэркэн вышел на улицу играть, он увидел, что с низовья Амура летят семь лебедей. Тогда Лэтэркэн закричал:
— Семь лебедей, остановитесь, идите ко мне в гости! Семь лебедей сели на вешала около дома Лэтэркэна и превратились в семь пудин (Пуди́н
— красавица).
Свои лебединые одежды они повесили на вешала и вошли в дом Лэтэркэна.
Что было дальше »
Мальчик Чокчо
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
За себя как не постоять! Как за родича не постоять! Разве обидчику простить можно?
Жил в одной деревне нанаец Бельды. Был у него сынок, по имени Чокчо. Совсем маленький сынок — едва ходить умел. Всю зиму Бельды охотился. Много пушнины — мехов накопил. И соболь у него был, и лисица, и нерпа, и медведь, и колнок, и волк. Смотрит на меха Бельды и радуется:
— Вот поеду в Никанское царство — в город Сан-Син, — меха продам, еды, припасов на целую зиму накуплю! Сетку новую куплю, ружье, порох, патроны, игрушки.
Что было дальше »
Мышь и крыса
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
В одной местности жили крыса и полевой мышонок по имени Пимэкэн. У каждого своя нора, а входы в норы — один напротив другого. Жили вместе, голодая и бедствуя. Крыса большая, сильная, а полевой мышонок малюсенький, величиной с чашечку китайской трубки. Так и жили, бедствуя, скитаясь и грызя что попало.
Что было дальше »
Мэргэ-богатырь
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил молодой гольд один в лесу; ходил на охоту, бил всякого . зверя, но людей никогда не видал. Приходит однажды к нему седой старик и говорит:
— Мэргэ! Что ты живешь один в глухом лесу? Иди к людям, посмотри, как они живут, возьми себе жену и живи так, как следует гольду.
Что было дальше »
Найсо
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил одиноко мужчина по имени Найсо. Однажды он стал забивать колья для рыболовной сетки. Забивает колья у себя на берегу, а в это время кто-то кричит:
«Ятачипоа, ятачипоа!» Тогда Найсо видит — лягушка вывела своих лягушат. Найсо снял свою сетку. Потом стал забивать колья выше по реке. Опять стали кричать:
«Ятачипоа, ятачипоа, ятачипоа!» Снова лягушка вывела лягушат. Снял Найсо сетку и поехал забивать колья на противоположный берег. Теперь он сел у своей сетки.
Что было дальше »
Отважный сын
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Давно это было. Очень давно. С тех пор много времени прошло. Там, где реки текли, теперь высокие горы стоят. Там, где горы стояли, теперь широкие реки текут.
Жила тогда в одном стойбище женщина Вайда с маленьким сыном, Анга его звали. Отца у мальчика не было — тигр убил.
Что было дальше »
Пудин и лягушка
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Жили в одном стойбище муж и жена. Было у них двое сыновей. Когда сыновья выросли и настало время их женить, нигде поблизости не нашлось для них невест.
Тогда отец говорит сыновьям:
— Находите сами для себя жён. Идите вместе, и первые девушки, которых вы встретите на своём пути, пусть будут вашими жёнами, и вы приведёте их в наш дом.
Что было дальше »
Пустая голова
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Жил в роду Заксоров один парень, по имени Чунгу. Парень как парень, все как у людей: два уха, два глаза, один нос, две ноги, две руки, одна голова. Только говорили про Чунгу, что в голове у него совсем пусто. Мало работал, много ел Чунгу. Мало думал, всему верил парень Чунгу. Так и жил. Ел, спал, на берегу сидел, в голове чесал, никуда не ходил.
Пробовал отец приучить сына к охоте. Собирался с собой в тайгу взять.
Что было дальше »
Сабля Мэргэ
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил храбрый и удалой гольд (Гольды — старинное наименование нанайцев) Мэргэ. Никогда он не ходил на охоту с кем-нибудь в компании, а всегда один. Бил множество разного зверя и никогда не знал неудачи. Все соседи боялись Мэргэ и уважали его.
Приходит однажды храбрый Мэргэ к своей юрте и замечает, что там кто-то лежит.
Что было дальше »
Самый сильный
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Побежали зимою нанайские ребята на лёд кататься. Сначала играли, катались. Потом подрались.
Один мальчик – Намека – побил другого – Курбу. Побил он Курбу и стал хвастаться:
– Я самый сильный тут! Все вы должны мне поклониться!
Что было дальше »
Семь страхов
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки с картинками
Это ещё тогда было, когда удэ, на камень глядя, каменного человека видел; на медведя глядя, думал — таёжного человека видит; на рыбу глядя, думай — водяного человека видит; на дерево глядя, думал — древесного человека видит. Тогда с людьми всякие вещи случались. Такие вещи случались, каких теперь не бывает.
Жили два брата — Соломдига и Индига — в верховьях реки Коппи жили.
Что было дальше »
Синичка
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жила одна мамачан (Мамачан (нанайск.) — уважаемая пожилая женщина). Однажды мамачан вышла на улицу покормить собак. В это время пришла лисица. Ходит вокруг мамачан, хочет с ней поговорить.
Старуха говорит:
— Я замерзла, хочу погреться у огня!
Лисица говорит:
— Бедная мамачан, хочешь, я покараулю твоих собак? Пока я караулю, дай мне твой халат, шапку, унты.
Старуха обрадовалась, сняла свой халат, шапку и унты и дала их лисице.
Что было дальше »
Смерть Алху-Мухана
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил Мэргэ один далеко от людей. Была у него большая хорошая юрта, и амбаров со всяким добром было больше ста. Все время он охотился и бил множество всякого зверя.
«Не пойду сегодня в лес» — подумал Мэргэ и остался в юрте. Долго спал он, и когда проснулся, то увидел, что к его юрте кто-то подходит. Пришедший поздоровался и стал жаловаться, что у него кто-то украл жену.
— Пойдем вместе, я тебе помогу найти, — сказал Мэргэ пришедшему. Переночевали они и утром на следующий день пошли.
Что было дальше »
Спасение тигра
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Был один человек. Он всю жизнь ходил по тайге. Однажды вечером он пришел в свой балаган и лег спать. Ночью снится ему, что один человек говорит ему:
«Спаси нас, пожалуйста, мы никак не можем убить кабана. Этот кабан убил многих наших людей, он нас все время беспокоит».
Вот какой сон ему приснился. Потом он утром рано встал, оделся, вышел из балагана и пошел в сторону. Там увидел следы тигра. Остановился там и думает:
«Видно, сегодня мне об этом снилось».
Что было дальше »
Сэнуэ-богатырь
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
В заброшенном стойбище, в пустом доме жил совсем один-одинешенек парнишка. Однажды он спал и видел сон: подходит к нему неуклюжей походкой маленького роста старичок и говорит:
«Ты что так спишь? Как хорошо пойти и посмотреть места, в которых родился!»
Паренек моментально проснулся и говорит:
— Какой замечательный сон я видел!
Что было дальше »
Тигр
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Это было очень давно. С тех пор так много времени прошло, что где реки текли — там высокие горы стоят, где камни лежали — там теперь леса выросли.
В селение Бактор стал приходить каждую ночь тигр. За несколько ночей пропало много собак. Как только наступила ночь, собаки начинали громко выть. Люди боялись выйти из дому. Тогда жители Бактора стали совещаться, как поступить с тигром. Некоторые говорили:
— Так жить дальше нельзя! Если будем бояться, тигр всех наших собак себе на еду перетаскает, а потом и за людей примется. Нам надо его поймать и убить. Но как убить?
Что было дальше »
Трехногая косуля
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил мэргэн-молодец, один-одинешенек. Жил он поживал и вот однажды пошел за водой. Когда он зачерпнул воды, к нему вплотную подошла трехногая косуля. Зачерпнул воды и только хочет встать, как косуля вдаль уходит. Снова черпает воду, и косуля вплотную подходит. Хочет встать, вдаль уходит. Мэргэн думает:
«Что это за косуля пришла на трех ногах?» А косуля и говорит:
— Брат, тебя старшая сестра моя зовет. Приходи завтра.
Что было дальше »
Три брата
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира
Жил Баксу-батур с женой. Имя его жены Симфуни, что живет в солнечных лучах красавица.
Так Баксу живет да живет. Птиц стреляет, на зверя охотится. Жена его совсем устала от работы. Птицы стаями, звери табунами ходят. Но жена перья птиц в птиц превращает, шерсть зверей в зверей превращает.
Так продолжалось долго. Набил Баксу однажды птиц и возвратился домой, назавтра отдыхать задумал.
Что было дальше »
Хвастун
Находится в разделе: Нанайские сказки, Сказки народов мира, Сказки о животных, Сказки с картинками
Хвастуну верить — беды себе нажить.
Жил однажды в тайге заяц. По виду он был, как и все зайцы: уши длинные, две ноги короткие, чтобы ими еду держать, две ноги длинные, чтобы от врагов бежать. Только был тот заяц хвастун. Таких хвастунов заячий народ ещё никогда не видал. Вот один раз зайчишка маленький корешок сараны съел, а своим родичам рассказывает:
— Бежал я по лесу, еды искал. Вдруг как ударюсь обо что-то. Чуть голову не разбил. Вот, глядите — губу себе разорвал!
Что было дальше »
Асаткан
Находится в разделе: Сказки народов мира, Эвенкийские сказки
Жила в горах красивая девушка, Асаткан. Было у нее много оленей. Вот стал ее в жены звать черт – авахи.
Девушка отвечает:
– Пригони, не сходя с места, всех моих оленей. Тогда я к тебе приду.
Стал авахи кричать, свистать. Поднялся ветер. Олени испугались бури.
Что было дальше »
Волк Мироза
Находится в разделе: Сказки народов мира, Эвенкийские сказки
Давным-давно жил одинокий человек в своем маленьком домике. И было у него скота всего три лошади. Одна лошадь была рыжая, другая – каряя и третья – белая. Но зато таких лошадей ни у кого не было: рыжая лошадь могла догнать лося, каряя – птиц, а третья, белая, – волков и лис.
Что было дальше »
Страница 1 из 441……Последняя страница »
Ранее опубликованные сказки »
«Кусок хлеба»
Многое понять о значимости хлеба ребенку поможет рассказ А. Нуйкина «Кусок хлеба». В нем описан случай, как на тротуаре лежал кусок хлеба. Мимо шли люди: молодые, старые, дети. Один мальчишка взял и отфутболил кусок на середину дороги. Вдруг он услышал, что кто-то сказал про грех. Оглянулся и увидел старика. Тот посмотрел направо и налево и тихонько пошел к кусочку. Затем понес его к газону с надеждой накормить птичек.
Стоял старичок и думал о своем голодном детстве, когда даже к празднику мать подмешивала в муку траву или семена. Она работала одна, а голодных – восемь.
Этот старик знал голодное время, знает, как доставался хлеб. Подбирая кусочек хлеба, он мысленно поклонился нелегкому труду людей, которые выращивают его, и мозолистым рукам хлебороба. Для старика хлеб – святыня, к которой он всегда будет относиться бережно. И ему хочется, чтобы все, в том числе и юное поколение, так же ценили хлеб.
2.2. Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?
Детям о тракторе
Особенно интересен этот материал для мальчиков!
Расскажите ребенку, что раньше машин не было и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор.
Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.
Но трактор не простой тягач, а вездеход.
Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы»
. Найдите гусеницы на картинке.
Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.
Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья!
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.
Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг.
Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону
. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор.
У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы. Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!
Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей
Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный
. Он зерно убирает и поэтому называется
«зерноуборочный».
Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор,
где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
Кто всегда в заботе? Тракторист
в заботе. Поле он лелеет, пашет он и сеет. Кто всегда в заботе? Кто всегда в заботе?
Грузовик
в заботе. Возит удобренья, Чтоб росли растения. Кто всегда в заботе?
Дождичек
в заботе. В поле он прольется, Колосок напьется. Кто всегда в заботе?
Комбайнер
в заботе. Рожь он убирает, Отдыха не знает. Кто всегда в заботе?
Хлебопек
в заботе. Мастер он искусный, Хлеб печет он вкусный. Кто забот не знает? Рейн и Майн не знает? Хлебушка поели И повеселели: «Спасибо!» Хельо Мянд.
«Цветок хлеба»
О великой ценности хлеба во времена голода пишет Ю. Яковлев в рассказе «Цветок хлеба». Мальчик Коля все время чувствовал себя голодным. Он ел все, что было съедобно. Это было голодное послевоенное время.
Когда бабушка испекла два душистых пшеничных каравая, Коля не мог насмотреться на них. В его воображении они были похожи на солнышки, которые улыбались ему. Он с наслаждением вдыхал запах коржей, по кусочку отламывал и мечтал, что настанут хорошие времена. Он каждый день будет есть такие коржи на завтрак, на обед и на ужин. Это было самым великим счастьем в его будущей жизни.
Потом он понес каравай деду на пасеку. Сам он уже поел, но когда пришел к деду, ему показалось, что дед должен поделиться с ним караваем. Но дед этого не сделал. Коля подумал, что дед жадничает. Оказывается, дед положил каравай обратно мальчику в сумку и отправил его домой. Придя домой, Коля увидел каравай и обомлел от радости. Он понял, что дед не жадный, а заботливый. Он думал о бабушке и о внуке, а сам питался пчелиной водичкой. Она заглушала голод. Коля любил дедушку и уважал его и тоже хотел, чтобы дед все-таки попробовал вкусный каравай. Мальчик завернул его в тряпочку и положил в дедовский сундук в надежде на то, что дед вернется с пасеки, угостится хлебом и почувствует большую радость от хлебной сытости. Вот такое «путешествие» совершил каравай послевоенного времени. В те годы хлеб был самой великой ценностью.
Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях
Спросите ребенка: откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.
2.1. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.
Видео для детей «Как растет пшеница?»
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.
Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит: — Дай мне хлеба! Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку: — Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня! — Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю… — А когда вспашешь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо рожь посеять. — А когда посеешь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. — А когда вырастет, можно уж есть? — Ещё нет. Надо её убрать. — А когда уберёшь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо её смолотить. — А когда смолотишь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо испечь хлеб. — А когда испечёшь, можно есть? — Можно. Подумал волк, подумал и говорит: — Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.
Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение
Попросите ребенка (в возрасте 5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.
Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»
Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?). — Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь). — Хлеб – батюшка, вода – матушка. — Хлеб – дар божий, отец, кормилец. — Хлеб да соль, и обед пошел. — Будет хлеб — будет и песня. — Рожь поспела — берись за дело. — Много снега — много хлеба.+
Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:
1. Интереснейшую статью в картинках «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:
Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!
2. Осенние традиции на Руси — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только. Осень — златопряха.
А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях после статьи. Буду рада всем предложениям!
До новых встреч на «Родной тропинке»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Источник
автор: Галина Польняк https://www.proza.ru/avtor/gpola опубликовано с согласия автора
Машенька не раз бывала в селе у бабушки и дедушки. Ей здесь очень нравилось. Утром её будил громкоголосый петух. В окно заглядывали пёстрые и душистые цветы, а утром так приятно умываться водой из колодца. На завтрак бабушка наливала тёплого парного молока и давала внучке горбушку душистого хлеба. Внучка Машенька любила молоко и хлеб, вот только корочки от хлеба не любила и старалась всегда бросить или спрятать их куда-нибудь. Бабушка потом находила эти корочки в самых неподходящих местах и говорила внучке:
Лето было в полном разгаре. В лесу душистым соком налилась земляника. Ромашковые поляны манили к себе полюбоваться цветами и бабочками. Звонкий ручей предлагал утолить жажду. Было приятно и радостно пробежать босыми ногами по утренней росе. Родители детей получили долгожданный отпуск и приехали в село. Прошло несколько дней и все отправились в лес за земляникой. Саша взял блюдечко, Маша взяла чашечку, мама с папой по кружечке, бабушка с дедушкой по маленькой баночке. День выдался жаркий и солнечный. Земляники в лесу было полным-полно. Все набрали много ягод, и присели отдохнуть на полянке в тени кудрявой березки. Мама расстелила вышитую салфетку, достала молоко, бутерброды и все принялись завтракать. Молоко с земляникой было очень вкусное. Машенька как всегда съела мякишек хлеба, а горбушку бросила за пенёк. Тут она услышала, как кто-то фыркает. Она повернула голову и увидела ёжика.
Машенька и ёжик пустились в путь. Они прошли небольшой лесок, и вышли в поле. На горизонте разлилось золотое сияние.
Машенька смело пошла через луг туда, где сияло солнце. Совсем скоро она подошла к городским воротам. Возле ворот стояли плюшевые мишки. Машенька совсем не удивилась, когда они с ней поздоровались. Мишки открыли ворота, и девочка вошла в город. Это был прекрасный город. Просто замечательный. Домики в городе были сделаны из вафель, печенья и пряников. Возле многих домиков стояли столики. Они были выполнены из разноцветных леденцов. Даже качели были сделаны из леденцов. На столиках лежало всевозможное сладкое угощение. Куклы в нарядных платьях предлагали Машеньке печенье, конфеты, вафли, сладкую вату. В любом домике можно было получить стаканчик лимонада или фанты. Машенька играла с куклами в прятки и догонялки. С мишками и собачками в фанты. Она качалась на качелях и складывала домик из печенья. Ела сахарные розы. Город ей очень понравился. К вечеру она так устала, что решила поиски фонтанчика с родниковой водой отложить до утра. Куклы уложили её спать в одном из домиков на мягкую сладкую вату. Ночью Машеньке снились странные сны. Вот она сидит за столом, и бабушка отрезает ей горбушку хлеба. Машенька протягивает руку, а в руке у неё сладкая вата. Машенька открывает хлебницу, чтобы достать кусочек хлеба, а вместо хлеба сладкий шоколадный торт. Всю ночь Машенька пыталась взять в руки кусочек хлеба, и у неё ничего не получалось. Утром девочку разбудили куклы. Они были нарядны и красивы. У Машеньки же всё платье было запачкано сиропом. К платью прилипла сладкая вата и крошки от печенья. Пальцы липли друг к другу.
Машенька подошла к королеве и та протянула ей небольшой мешочек с зёрнами.
— Завтра утром до восхода солнца ты покинешь город. Найдешь в лесу недалеко от родника волшебную поляну и посадишь эти зёрна. Только на волшебной поляне зёрна могут вырасти за один день.
— Машенька, ёжик сказал мне, что ты будешь печь хлеб. Я принесла тебе молочка.
Источник
Игры для детей и детского сада, развитие ребёнка дошкольного возраста, поделки и раскраски
Поучительные сказки
Я очень люблю короткие мудрые сказки, когда в нескольких предложениях сказано только самое важное. Недавно я прочла пару замечательных поучительных сказок, которыми хочу поделиться с Вами:
Латышская сказка про хлеб
Однажды обессилевший от голода волк попросил еды у пастуха. Пастух дал волку большой кусок хлеба.
«Какая вкусная у вас, людей, еда, – сказал волк. – Если бы мы ели такую еду, то не нападали бы на ваших овец. Как ее делают?»
«Это история долгая, – сказал пастух. – Вначале надо землю вспахать».
«Нет. Погоди. Потом нужно землю засеять».
«Да погоди ты. Я же сказал – это история долгая».
И пастух продолжил рассказывать волку длинную цепочку сельскохозяйственных операций о том, как нужно ждать урожая, потом жать, скирдовать, молотить, сушить, молоть, печь… Волк то и дело ввязывался с вопросом: «И можно есть?» А в конце сказал: «Вкусная у вас, людей, еда, но трудная. Видно, будем мы на овец ваших нападать».
Вся жизнь человеческая – это смесь трудного и вкусного, трудного и красивого. Огромный труд стоит за светом обычной электрической лампочки или за струей воды из крана. Этот чужой труд нужно ценить, а лучший способ – трудиться самому. Легко пачкается только то, что выстирано мамой. То, что выстирал и выгладил сам, бережется тщательнее и пачкается неохотно.
Сербская сказка о нищем короле
Жил-был король, который отправился в путь по морю со своей женой и дочкой, и попали они в кораблекрушение. Их выбросило на берег в неизвестной стране. Там, не зная ремесел, они стали пасти чужих овец, проводя жизнь нищенскую. Случилось, однако, королю той страны искать невесту своему сыну. Обошли королевство, увидали всех девиц — и выбрали ослепительно красивую беднячку – дочку этого пастуха. Царевич предложил ей руку и сердце, но отец девушки поставил ультиматум: «Дочь не отдам, пока ты, царевич, не выучишь одно из ремесел». Царевич возмутился, но подчинился воле будущего тестя и научился плести циновки. Сплел две штуки и опять пришел свататься.
«Сколько стоит одна циновка?» — спросил пастух. «Два гроша», — ответил царевич. «За сколько времени ты их сплел?» «За день». «Четыре гроша в день… — подумал старик. — Ладно. Бери мою дочь». «Спасибо, отец. Но теперь объясни, зачем тебе все это? Ведь я — царевич. Мне нужно будет управлять страной, а не плести циновки». «Эх, сынок, — отвечал пастух. – И я был королем. Но если бы умел хотя бы плести циновки, то после потери царства моя семья жила бы чуточку лучше».
Из книги “Первое чудо” (протоиерей Андрей Ткачев)
Источник