Лучшие игры и упражнения по развитию мышления у детей дошкольного возраста – советы экспертов

Мышление — это психический процесс, в котором принимают участие оба полушария мозга. Включает в себя способность человека рассуждать, обобщать, сравнивать проявления действительности и делать сознательные выводы из происходящего.

Чтобы ваш ребёнок с лёгкостью учился в школе и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо начинать развивать мышление с самого раннего возраста.

В настоящее время существует множество техник и упражнений, которые помогут вам без особого труда, в процессе игры, развить разные виды мышления у вашего ребёнка.

Эксперты журнала Colady подобрали для вас самые интересные и эффективные методики, которые подойдут для развития мышления у детей дошкольного возраста.

Развитие мышления дошкольников


Фото Pexels

Возможно, вас заинтересует: Почему лгать детям — это плохо, и как это может отразиться на психике ребёнка: мнение психолога

Мышление у ребёнка дошкольного возраста развивают в разных направлениях при помощи игры, наглядных пособий и предметов.

Как развивать у ребёнка образное мышление

Одна из самых популярных и интересных для ребёнка игр на развитие образного мышления называется «Назови одним словом». Для этого можно использовать как реальные предметы (игрушки, предметы быта и т.п.), так и картинки.

Например, предложите ребёнку назвать одним словом предметы, изображённые на картинке. Это могут быть:

  • транспорт;
  • одежда;
  • животные;
  • птицы;
  • посуда;
  • игрушки;
  • растения и многое другое.

Хорошо справляются с развитием образного мышления пазлы. Чтобы понять, как их собирать, ребёнку потребуется сначала внимательно рассмотреть картинку и выделить в ней важные детали. А потом уже искать общее в деталях и изображении.

В первое время потребуется помощь взрослого, но уже совсем скоро ваш ребёнок будет справляться с пазлами самостоятельно, и можно будет покупать наборы с большим количеством деталей.

Как развивать у ребёнка логическое мышление

Логику у дошколёнка можно развивать как при помощи речевых игр, так и используя наглядные пособия.


Фото Pexels

Устные игры:

  • «Ассоциация». Помогает развить не только мышление, но и воображение, память и словарный запас. В ходе игры взрослый предлагает ребёнку создать логическую цепочку из слов, при этом первое слово называет он сам. Главное правило — нельзя повторяться. Например, «зима — снег — мороз — Новый год — подарки — ёлка и т. д.»
  • « Да или нет». Вариантов игры может быть много как с использованием наглядного материала, так и без него. Например, взрослый задаёт различные вопросы или говорит утверждения, на которые ребёнок должен ответить да или нет. «Летом ужасно холодно», «Рыбы летают?», «Кошка у нас зелёная», «На улице идёт дождь?» и т. д.
  • «Сочиняем сказку». В этой игре взрослый начинает сказку, а затем предлагает ребёнку продолжить её. В ходе повествования можно задавать наводящие или уточняющие вопросы.

С применением наглядных материалов:

  • придумывание сказок или историй по различным иллюстрациям;
  • помощь сказочному персонажу в прохождении лабиринта (по картинке или сделанному взрослым заранее из подручных материалов);
  • составление геометрических фигур из счётных палочек;
  • построение фигур из конструктора или кубиков и т.п.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста можно развивать и при помощи головоломок, ребусов, загадок, домино и много другого.

Как развивать у ребёнка творческое мышление

Развитие творческого мышления затрагивает воображение ребёнка и умение управлять образами.


Фото Pexels

Для формирования творческого мышления можно использовать следующие техники и игры:

  • «Нетрадиционное рисование». Помогает в полной мере раскрыть творческий потенциал ребёнка. В этой технике используются пальцы, ладошки, оттиски, штампы, мыльные пузыри, соль, поролон и многое другое. Существуют и разные способы нетрадиционного рисования — точками, монотипия, «набрызг», кляксография и другие.
  • «Угадай-ка». Взрослый описывает любой предмет, а ребёнок должен угадать его и назвать.
  • «Найди одинаковые признаки». Взрослый предлагает ребёнку на разных картинках найти одинаковые признаки.
  • «Собери предмет». Из разных деталей конструктора ребёнок должен собрать предмет, предложенный взрослым.
  • «Клякса». Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть кляксу и сказать, кого она ему напоминает.

Развитие творческого мышления в детском возрасте поможет вашему ребёнку в будущем находить нестандартные решения даже к самым сложным задачам и проектам.

Как развивать у ребёнка пространственное мышление

Развитие этого вида мышления поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве.

Отличным инструментом для этого будут следующие упражнения:

  • начерти линию или нарисуй фигуру на листе с закрытыми глазами;
  • передвинь предметы дальше или ближе, влево или вправо;
  • найди клад по чертежу;
  • построй фигуру из счётных палочек и другие.


Фото Pexels
Для того чтобы в полной мере развить у ребёнка пространственное мышление, достаточно уделять занятиям 5-15 минут в день в зависимости от возраста.

Как развивать у ребёнка критическое мышление

Способность мыслить критично поможет вашему ребёнку легче пережить адаптацию в начальной школе. Этот навык обязательно нужно развить в детстве, так как взрослому человеку гораздо сложнее сформировать его в полной мере.

Один из лучших способов развития умения мыслить критично — это задавать ребёнку развёрнутые вопросы, которые не предполагают только ответа «да» или «нет».

Делать это можно разными способами. Например, посмотреть вместе с ребёнком мультфильм. Через некоторое время после начала просмотра нажмите на паузу и предложите ему рассказать свою версию развития дальнейшего сюжета. Можно при этом помогать наводящими или уточняющими вопросами. Затем досмотрите фильм и вместе обсудите настоящий финал истории и версию ребёнка.

Обсуждайте с ребёнком свои запреты и предложите ему самостоятельно определить, почему ему что-то делать нельзя. Например, «Как ты думаешь, почему я не разрешаю тебе гулять по лужам?».

При развитии мышления у детей дошкольного возраста важно помнить, что делать это нужно в разных направлениях. Нельзя воспитать полноценную личность, если, например, заниматься только логическим или творческим мышлением.

При выборе игр и упражнений обязательно учитывайте возраст и особенности характера вашего ребёнка. У самых маленьких детей занятия должны длиться не более 5 минут, а к 6-7 годам их можно продлить и до получаса.

Комментарии экспертов

Зачем развивать самостоятельно, если есть школа

Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.

Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:

  • Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
  • Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
  • Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
  • Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.

В какие развивающие игры играть с ребёнком — рассказала Екатерина Патрина, педагог

Некоторые из предложенных выше игр потребуют от родителей больше времени и внимания, в то время как некоторые другие игры можно выполнять, не выделяя им специально времени. В любом случае родители должны понимать, что всё это – неоценимый вклад в жизнь ребёнка и в его будущее. Например, в игру «Ассоциации» можно играть по дороге в садик, в школу или просто на прогулке.

Среди предложенных игр все важны и всем им нужно уделять одинаковое количество времени, чтобы вырастить полноценную личность. Однако исходя из опыта работы со студентами и взрослыми, я бы порекомендовала родителям уделять особое внимание играм, развивающим критическое мышление. Если не развивать его в самом детстве, его будет ещё труднее развить во взрослом возрасте.

На занятиях по английскому языку мне часто приходится работать с людьми, у которых есть высшее образование, престижная работа, семья, круг интересов. Но почти на каждом уроке они испытывают трудности с развёрнутым ответом на вопрос, часто обходясь короткими «да» и «нет», хотя темы для обсуждения могут быть очень простыми: кино, путешествия, работа, друзья. Без развёрнутых ответов научиться говорить на иностранном языке невозможно, именно поэтому на своих занятиях я часто учу студентов критически мыслить, хотя всему этому можно гораздо легче научиться в детстве.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Как развивать детей дошкольного возраста — рассказала Майя Макиева, детский психотерапевт

Дети дошкольного возраста активно познают мир и поэтому обладают огромным любопытством ко всему, что происходит вокруг. Они с жадностью впитывают всю информацию, которую им предлагают взрослые, так как они мечтают скорее повзрослеть, стать умными и сильными. Поэтому переоценить роль родителей в формировании мышления ребёнка просто невозможно.

Игры имеют большое значение в жизни малыша. Именно во время игры происходит наиболее быстрое и качественное развитие воображения ребёнка, активная работа всех мыслительных процессов и усвоение новой информации, так как ребёнку хочется узнавать и делать что-то новое именно через игру. Именно через игру родители имеют возможность доносить до ребёнка важную информацию, формировать ценности и правила жизни своего чада, так как в игре ребёнок готов вас слушать и слышать.

В данной статье представлены прекрасные варианты для кратковременных игр, которые позволят развивать все виды мышления, разнообразить ваше общение с ребёнком, а также с пользой и интересом проводить с ним время. Но помните о том, что эти игры должны быть строго дозированы, и если вы видите, что ребёнок начинает уставать, заканчивайте игру вовремя.

Мыслительные операции

Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение.

На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).

На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.

Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.

Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В наглядно-образном мышлении активно участвует речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки.

Т.е. наглядно-образное мышление помогает решать задания мысленно, без участия практических действий. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]