Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность


В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основных принципов обучения и воспитания , т.к. от степени освоения связной речью зависит благополучное обучение в школе, способность к коммуникации и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня в большинстве случаев степень речевого развития детей дошкольного возраста ниже положенной нормы.

Театрализованная деятельность вносит многообразие в жизнедеятельность ребёнка в детском саду, дарит ему радость и считается одним из наиболее результативных методов влияния, в котором более чётко выражается принцип обучения – учить играя.

В ходе театрализованной деятельности:

— об окружающем мире знания детей становятся более шире;

— развиваются психические процессы: память, восприятие, воображение;

— стимулируются мыслительные операции;

— активный словарный запас начинает совершенствоваться, улучшается грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, скорость, чёткость речи;

— улучшается моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

— развивается эмоционально-волевая сфера;

— развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

-формируется стимул для развития творческой, поисковой активности, самостоятельности;

— участие в театрализованной деятельности приносит детям хорошее настроение , растёт активная заинтересованность данным процессом, увлекает их.

Все разделы программы, в которые входит развитие речи, тесно связанны с содержанием театрализованных игр, вплоть до младшего школьного возраста. Театрализованные игры детей старшего дошкольного возраста воздействуют на активизацию различных сторон речи:

-словаря;

-грамматического строя;

-диалогической и монологической речи;

-совершенствованию звуковой стороны речи.

Активному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая содержит в себе не только лишь сам процесс игры ребёнка с куклами, либо персонажами, или собственные действия согласно ролям, но так же художественно – речевую деятельность:

-подбор темы;

-предоставление знакомого содержания;

-сочинение;

-исполнение от лица персонажей.

Становление выразительной речи, считается одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности. Выразительность речи формируется на протяжении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

При создании условий, в которых ребёнок мог бы выражать свои эмоции, чувства, стремления, при этом не только в обычно беседе, но и публично, не стесняясь наличия других слушателе, развитие выразительно стороны речи будет стремительно расти. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать известные и любимые сказки, которые концентрируют в себе целый комплекс выразительных средств русского языка и дают ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно инсценированные сказки могут обучить пользоваться различными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Примерный проект деятельности: (в деятельность включены):

— музыкально-ритмическая разминка;

— дыхательная и речевая гимнастика;

— литературно-художественная практическая деятельность (связная речь);

— игры, минута шалости, физическая минутка;

— театрализованная деятельность.

Участие детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх положительно воздействует на обогащение активного словарного запаса, на развитие речевых способностей.

Использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствование звуковой стороны и социально – эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:

-целостности социально – эмоционального и познавательного развития;

-насыщении этой деятельности интересном и эмоционально значимым для детей содержанием;

-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

-наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;

-совместного участия в данном процессе детей и взрослых.

Дети стремятся к загадочному миру сказок. Так как сказка не только лишь пробуждает фантазии, но и помогает творить, обогащает жизнь позитивными эмоциями, объединяет людей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности

Речевое развитие детей тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Особое внимание в работе с детьми в театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция голоса). Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. Психическое состояние некоторых детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании. Вначале детям читают маленькие тексты, разбирают содержание, объясняют непонятные слова, обсуждают поступки персонажей, затем делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини – сценки, сказки). Следующий этап работы – пересказывание по ролям. Дети становятся участниками маленького спектакля. Детям были предлагаются разные виды театра по одному и тому же произведению. В процессе работы педагоги постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью пересказа. Детям с ОВЗ необходимо дать возможность адаптироваться, не навязывать участие в театрализованных играх, но приглашать, например, дать кукол для свободного манипулирования ими. Работая над выразительностью речи очень важно заниматься артикуляционной гимнастикой: 1.Почистим зубки языком, и верхние, и нижние. 2.Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали. 3.Нарисуйте закрытыми глазами солнце и т.д. Поскольку эти упражнения проводятся в игровой форме, большинство детей с удовольствим выполняют артикуляционную гимнастику. Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому развитию детей. Например, этюд «Любящие родители»: Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается. Потом мама передает папе сына. Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка. Этюд «Бабушка заболела». Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения: 1. «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе) 2. «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными) 3. «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты) 4. «Цветы» (то же, но пальцы разъединить) Речевое развитие детей происходит в процессе индивидуальной работы с детьми. Эта работа помогает в дальнейшем принять участие в совместной игре, так как ребенок чувствует себя увереннее. В данное время мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии детей, повысился интерес к театрализованной деятельности, самостоятельность. В игре с детьми выбираем спокойный, доброжелательный тон, что помогает наладить контакт с детьми, расположить их к себе, дать почувствовать уверенность в себе. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей. Один из видов музыкально – игрового творчества в театрализованной деятельности — инсценирование песен — очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из песенного репертуара, народных попевок, шуток — прибауток, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Дети учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Опыт убеждает, что совместная работа музыкального руководителя и всех педагогов может привести к желаемому результату: позволит решить многие педагогические задачи, касающиеся речевого развития детей. Вместе с педагогами я обсуждаю те или иные проблемы в речевом развитии детей, которые встречаются в работе. Поэтому наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, я использую ряд дополнительных упражнений, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Эффективное взаимодействие педагогов — это совместная разработка и проведение логоритмических занятий, основанных на связи движения, музыки и слова. Например, ходьба под музыку разного характера: как волки, как ёжики, как лисички. Дети беседовали с педагогом о признаках этих животных, слушали музыку соответствующую характеру этого персонажа и самостоятельно выполняли движения со сменой частей музыки. Беседуя с детьми о музыке, я активизирую в их словаре такие определения как » музыка- спокойная, ласковая, задушевная, вдохновенная» или «музыка — задорная, искристая, радостная, игривая». Изучая симфоническую музыку, дети знакомятся со звучанием различных музыкальных инструментов и их названиями. Например, в ритмопластических этюдах по музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк», дети закрепили названия музыкальных инструментов симфонического оркестра- «флейта», «кларнет», «гобой», «фагот». Имея сложности произношения, не все дети могут обогатить свой словарный запас такими сложными словами, но показать на иллюстрации данный музыкальный инструмент, изобразить с помощью музыкально – игрового творчества, используя мимику, жесты характер и жанр музыки не только возможно, но и очень интересно для детей. Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция позволяет развивать индивидуальные способности и становление самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей. Развивая творческие способности детей совместно с педагогами, объединяя наши усилия, мы не ставим задачи сделать из них художников, артистов или музыкантов. А ведь в последующей их жизни перед каждым из них откроется возможность творческого труда. И очень важно, чтобы ребенка не покидала эмоциональная отзывчивость, восхищение прекрасным, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]