Опыт работы «Мастерская как форма работы с детьми»
В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста. Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта. Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления. Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество. От чего зависит новизна творческих решений? Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании. Чему же способствует творческая деятельность детей? Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами. «Творческие мастерские» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская» — это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей: например, театральные мастерские, в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний, таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками. Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы. При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т.е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется. Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей. Занятия в «мастерской» помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской. Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников. Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными: краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания Творческий процесс — это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении
Библиографическое описание:
Аксененко, С. В. Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Аксененко, О. И. Русанова, Л. В. Рязанцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (37). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5708/ (дата обращения: 25.01.2022).
Статья посвящена идее создания творческих мастерских в детском саду в рамках реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Анализируется опыт работы студий и творческих мастерских в дошкольной организации с привлечением дошкольников разных возрастов. Доказано, что детские студии и творческие мастерские решают проблему личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: студия, творческая мастерская, дошкольники, воспитатели.
Введение. В современной педагогической науке проблема воспитания творческой личности является одной из самых важных. Вопросам творческого развития детей в разных видах деятельности обращались многие ученые. Авторы А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Короткова, Л. В. Лидак, Н. С. Махина, И. А. Мухина, В. А. Радченко, Е. О. Смирнова и др. уделяли внимание игровой деятельности как фактору развития креативности и самостоятельности. Н. А. Ветлугина, Жиренко О. Е., Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, и др. видели творческое развитие детей через художественную деятельность. Ученые О. В. Акулова, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, Н. Б. Крылова, С. А. Шмаков Л. С. Фурмина и др. считали театральные мастерские в наибольшей степени развивают творческие способности детей.
Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, а творческие студии и творческие мастерские — это формы образовательной деятельности, позволяющие детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.
Деятельность в творческих студиях и в творческих мастерских направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его способностей и возможностей, на развитие креативной личности, и отчасти, на осуществление ранней профессиональной ориентации.
Основными задачами организации кружковой или студийной работы в детском саду являются: создание условий для творческого потенциала детей, начиная с раннего возраста; удовлетворение запросов родителей (законных представителей) в творческом развитии детей; повышение квалификации педагогов и формирование новых профессиональных компетенций в области художественно-эстетического, культурно-просветительного, творческого и экологического воспитания дошкольников.
Для реализации идеи создания творческих мастерских и студий необходимо создание условий образовательной среды для проявления личностных качеств ребенка, развития его потенциала, поиска самого себя через когнитивное развитие и культурные ценности, формирование гражданской идентичности ребенка.
Изучение материала по теме исследования позволило сформулировать цель исследования — создание педагогических условий для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования — организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования — педагогические условия для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.
Поставлены задачи для достижения цели: создание особой развивающей предметно-пространственной среды с учетом образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения работы студии и творческих мастерских; разработать образовательные программы для студии и творческих мастерских с учетом применения инклюзивного образования; учитывать национально-культурные условия; создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья, а также эмоционального благополучия детей.
Для решения поставленных задач разработаны мероприятия, вошедшие в образовательные программы «Изостудия», «Театральная студия», творческая мастерская аппликация, коллаж, лепка пластилином и тестом, квиллинг (плетение из скрученной бумаги). С детьми подготовительной группы педагоги работают в арт — студии.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие воспитанники младших и подготовительной групп МКДОУ Павловский детский сад № 11 Павловского муниципального района Воронежской области. Создание и организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении началась с 2022 года и продолжается до настоящего времени.
В качестве методов исследования являлись творческие задания, которые усложнялись по мере освоения техник или приобретение опыта в художественной или театрализованной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве результатов созданных педагогических условий для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении являются работы, выполненные детьми и педагогами.
Рис. 1. Изображения работ, выполненных детьми совместно с воспитателями в творческих мастерских
Образовательная деятельность в творческих мастерских и студиях осуществляется по следующему алгоритму: мотивация, обусловленная потребностью к творческой деятельности; обсуждение объекта для создания; совместное с детьми планирование предстоящей деятельности; распределение трудовых ролей по желанию детей в зависимости от вида деятельности (индивидуальная или групповая); совместная деятельность воспитателя и детей; анализ результатов деятельности.
Алгоритм деятельности в арт-студии и театрализованной студии отличается от творческих мастерских, так как ведущая роль в выборе материала для деятельности принадлежит воспитателю, музыкальному руководителю или художнику.
В том и другом случае детям подготовительной группы предлагается образовательная деятельность, предполагающая достижение собственного целостного продукта каждым ребенком, а дети младших групп выполняют работу совместно с воспитателем. В итоге у детей младшей группы образовывается общий продукт, например, тряпичная кукла. Каждый ребенок готовил для куклы предмет одежды и, если ребенку удалось самостоятельно завязать косынку или фартук, — это большое достижение для детей такого возраста. Результатом работы в творческих мастерских становится не только реальное умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Однако, воспитателями отслеживаются достижения дошкольников и мониторинг осуществляется посредством метода наблюдения в младших группах и при помощи диагностики специальных способностей у дошкольников подготовительной группы. В младших группах наблюдение проводится по следующим параметрам: усидчивость; внимание; развитие мелкой мускулатуры пальцев; подвижность кисти; мотивация; развитие интереса; уровень познавательной активности.
У дошкольников подготовительной группы диагностика специальных способностей, развиваемых в творческих мастерских и студиях, проводится по следующим параметрам: усидчивость; мотивация; переключаемость и стабильность интересов; развитие когнитивных процессов; коммуникативные способности; тайм-ориентация; самоанализ.
Выводы: исходной идеей организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении является позиция творческого преобразования предметно-развивающей и зрелищно-игровой среды, которая приводит к развитию совместного творческого воображения воспитателей и воспитанников. Такая среда является способом установления связи с художественной и эстетической культурой личности и составляет часть целостного процесса воспитания.
Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении опирается следующие компоненты: коммуникативный, как фактор социализации ребенка; художественно-эстетический; духовно-нравственный (формирует индивидуальное сознание); физический (культура здоровья); игровой; познавательный; трудовой; психологический (ребенок — субъект деятельности).
Таким образом, организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении необходимое условие для общего развития ребенка.
Литература:
- Финк М., Бостельман Антже. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Серия «Антология дошкольного образования». Национальное образование, 2016–108 с.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатель Герман Галина Петровна Юго-Восточное управление МО и НСО Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)
Детский сад «Солнышко» с. Алексеевка с декабря 2017года является пилотной площадкой по аппробации программы «Мозаика» УМК «Мозаичный парк».
В соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013г №1155 родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
В ходе реализации программы «Мозаика» УМК «Мозаичный парк» педагогами группы «Солнышко» использовались и внедрялись разнообразные формы работы с семьей.
Наиболее успешно и эффективно была реализована такая форма работы, как «Творческая мастерская».
Цель работы «Творческой мастерской»:
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, повышение их компетенции.
- Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
- Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.
Задачи:
- Способствовать сплочению детско-родительского коллектива и коллектива педагогов.
- Развитие творческих способностей детей и родителей.
- Развитие эмоциональной сферы у детей.
Встречи в «Творческой мастерской» проводились 1 раз в месяц. Сначала мастер-классы для детей и родителей показывали педагоги группы. Далее по мере проведения встреч, к проведению мастер-классов присоединились и родители, которые стали делиться друг с другом своими знаниями и творческим опытом.
Были проведены такие мастер-классы: «Травянчик», где дети вместе с родителями и педагогами участвовали в проведении экспериментальной деятельности по проращиванию семян пшеницы. В мастер-классе «Бумага своими руками», дети и родители изготовили экологически чистый продукт — бумагу из салфеток и воды, далее они изготавливали красивые картины и дарили их друг другу. Мастер-класс «Лозоплетение» был проведен родителем Павленко А.В., где в ходе творческой деятельности было рассказано о древнем промысле — лозоплетении. Из веток ивы дети, родители и педагоги плели корзинки, поэтапно узнавая технологию приготовления лозы для изготовления корзин.
С большим интересом был проведен мастер-класс «Театр-ложек своими руками» родительницей Николаевой С.А., где дети, родители, педагоги участвовали в изготовлении театра и участвовали в проведении театрализованной деятельности вместе с детьми. Так же с большим интересом дети и родители рисовали нетрадиционными способами и участвовали в мастер-классах «Рисуем солью» и «Рисование мятой бумагой». В мастер-классе «Волшебный коврик» дети узнали о работе с бумагой в технике торцевания и скручивания бумаги.
Особым волшебством отличалась творческая мастерская «В гостях у Деда Мороза», где родители вместе с детьми украшали группу поделками из бумаги в технике «вытынанки» и изготовили «Рождественский венок».
Одним из циклов нашей творческой мастерской были «Встречи на участке детского сада». Родители вместе с детьми и педагогами принимали участие в создании развивающей среды на участке детского сада: создали «Птичью столовую» в стиле деревянного зодчества, сплели кормушки для птиц из лозы, украшали цветник и принимали участие в акции «Посади цветок-подари нежность!». В зимний период времени принимали участие в постройке горки вместе с детьми, что способствовало здоровому образу жизни детей.
Таким образом, творческая мастерская-как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной творческой деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей, родителей и педагогов.
Литература:
- Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. – метод. пособие». – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2017.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 128с.
- Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций /сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Следующая > |