Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» старшая группа на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» для детей старшей группы — образовательная область «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» — составлена на основе авторского планирования «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», «Мозаика-Синтез», 2011г. и авторской программы «Ознакомление с природой в детском саду». Список используемой литературы по экологическому воспитанию детей прилагается.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа рассчитана на 30 занятий в год, длительность одного занятия 25 минут.
Количество занятий, запланированных в рабочей программе и в календарном плане воспитательно-образовательной работы может незначительно не совпадать в связи с праздничными нерабочими всероссийскими днями, в связи с праздниками и развлечениями внутри сада и карантинными мероприятиями. При недостатке запланированных занятий берутся занятия на закрепление пройденного материала.
На шестом году жизни введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и групповых. Детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
Цель программы: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 марта, день защиты Отечества, день Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начало экологической культуры.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. В основе приобщения ребёнка к миру природы лежит помощь ребёнку к осознанию себя как активного субъекта природы.
2. Календарно — тематическое планирование
Месяц | Тема | Целевые ориентиры | Методическое обеспечение |
Сентябрь | 1.Предметы, облегчающие труд человека в быту. | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относится; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | О. В,Дыбина Стр.20 |
сентябрь | 2.Моя семья | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | О. В,Дыбина Стр.22 |
Сентябрь | 3.«Во саду ли, в огороде» | Расширять представления детей о многообразии мира растений. Учить узнавать и правильно называть овощи, фрукты и ягоды; формировать представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии различных блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями. | Стр.36 |
сентябрь | 4.«Экологическая тропа осенью» | Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. | Стр.38 |
Октябрь | 1. Что предмет расскажет о себе | Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. | О. В,Дыбина Стр.24 |
октябрь | 2.О дружбе и друзьях | Расширить знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому – то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. | О. В,Дыбина Стр.25 |
октябрь | 3. Берегите животных! (4 октября – всемирный день животных) | Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять представления о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Развивать творчество, инициативу. Умение работать в коллективе, в процессе создания плаката «Берегите животных». | Стр.41 |
октябрь | 4. Прогулка по лесу. | Расширять представления о разнообразии растительного мира. Рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный. хвойный. Смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. | Стр.42 |
октябрь | 5.Коллекционер бумаги | Расширить представления детей о различных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. | О. В,Дыбина Стр.27 |
ноябрь | 1.Детский сад | Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так ( потому что «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. | О. В,Дыбина Стр.28 |
ноябрь | 2. Осенины | Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах. Фруктах и грибах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Создавать положительное эмоциональное настроение. | Стр.45 |
ноябрь | 3.Пернатые друзья | Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. | Стр.49 |
Ноябрь | 4.Наряды куклы Тани | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года. | О. В,Дыбина С.31 |
декабрь | 1.Игры во дворе | Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на санках, лыжах; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»). | О. В,Дыбина Стр.32 |
декабрь | 2. Покормим птиц | Расширять представления о зимующих птицах, обитающих в наших краях. Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду, формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им; заботиться о птицах в зимний период. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать эмоциональную отзывчивость. | Стр.53 |
декабрь | 3. Как животные помогают человеку | Расширять представления о животных разных стран; о том, как животные могут помогать человеку. Показать способы содержания животных, прирученных человеком. Развивать интерес к миру животных. Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них. | Стр.55 |
декабрь | 4.В мире металла | Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. | О. В,Дыбина Стр.34 |
январь | 1.В гостях у кастелянши | Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. | О. В,Дыбина Стр.35 |
Январь | 2. Зимние явления природы | Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. | Стр.57 |
Январь | 3. 1.Путешествие в прошлое телефона | Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление. Сообразительность. | О. В,Дыбина |
январь | 4.Экологическая тропа в здании детского сада | Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учит узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношении к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы. Развивать творческую активность. | Стр.59 |
Февраль | 1.Песня колокольчика | Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | О. В,Дыбина Стр.37 |
февраль | 2.Российская армия | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. | О. В,Дыбина Стр.38 |
февраль | 3. Цветы для мамы | Расширять знания о многообразии комнатных растений. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. учить высаживать рассаду комнатных растений.. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким (маме) | Стр.62 |
февраль | 4.Экскурсия в зоопарк | Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери(млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. | Стр.63 |
март | 1.Путешествие в прошлое лампочки | Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. | О. В,Дыбина Стр.41 |
март | 2.В гостях у художника | Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты труда художника отражают его чувства, личностные качества, интересы. | О. В,Дыбина Стр.43 |
март | 3. Мир комнатных растений | Расширять представление о многообразии комнатных растений. Учит узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. | Стр.66 |
март | 4.Водные ресурсы Земли | Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. | Стр.69 |
Апрель | 1.Путешествие в прошлое пылесоса | Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. | О. В,Дыбина Стр.45 |
апрель | 2.Россия – огромная страна | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например, из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. | О. В,Дыбина Стр.46 |
апрель | 3. Леса и луга нашей родины | Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга; о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. | Стр.71 |
апрель | 4. Весенняя страда | Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас детей ( весенняя страна, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, творчество, инициативу. | Стр.73 |
3. Планируемые промежуточные результаты освоения программы
—
различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;
—
классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;
—
знает название родного поселка, страны, ее столицу;
—
называет времена года, отмечает их особенности;
—
знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Объект мониторинга – достижения детей.
Периодичность мониторинга —
2 раза в год, месяцы : сентябрь и май.
Критерии | Ф. И. ребенка |
Сентябрь | Май |
Ребенок умеет: | |
различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту | |
классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны | |
знает название родного поселка, страны, ее столицу | |
знает о взаимодействии человека с природой в разное время года; | |
называет времена года, отмечает их особенности |
1 — начало года, 2 — конец года. Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла — отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствует возрасту, 4 балла – высокий
Получить текст