Игровые упражнения по развитию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Давным-давно жили-были дети. Они бегали босиком по траве и песку, лазили по деревьям, купались в ручье, строили замки из песка, качались на качелях до темноты, прыгали в озеро с тарзанки, срывали и ели фрукты в саду, собирали грибы, пробовали дикий мед, катались с ледяных гор… Многие ли современные дети могут похвалиться таким богатым жизненным опытом?

Технический прогресс и развитие мегаполисов порождает дефицит множества факторов, позитивно влияющих на естественное развитие ребенка. В незатейливой игре маленький человек получает те навыки и способы обработки информации, которые впоследствии служат базой для более сложных умений и навыков, в свою очередь позволяющих формировать речь, регулировать поведение. Дети вне образовательного учреждения зачастую лишены значимой группы сверстников, в которой может формироваться подражательная игра. Ребенок в мегаполисе практически лишен полноценной игры с природными материалами и получения базы сенсорного опыта (например, игра с песком, водой, глиной, снегом и т.д.). Родители далеко не всегда могут позволить малышу кувыркаться, качаться, бегать и прыгать столько, сколько диктует естественная потребность, а не общие режимные моменты.

Курс развития творческого мышления для детей 5– 8 лет Программа развивающих занятий для детей (5 — 8 лет)

3000 руб

ПОДРОБНЕЕ

Создать оптимальную развивающую среду, сформировать действительно полезную игровую активность ребенка педагогу поможет понимание механизмов функционирования детского организма в естественных условиях. И умение моделировать их в условиях игрового занятия.

Игры с элементами сенсорной интеграции

Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:

  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развитие высших психических функций;
  • совершенствование моторики;
  • стимуляция познавательной активности;
  • формирование и развитие всех компонентов речи;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
  • помощь в адаптации ребенка к новым условиям.

Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.

Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.

Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольников 5-6 лет

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, ПО ПРОБЛЕМЕ: «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Описание: Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 5-6 лет, с ограниченными возможностями здоровья. Цель: познакомить родителей с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов: Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ¬войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: Зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: — является основой для интеллектуального развития; — упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; — развивает наблюдательность; — готовит к реальной жизни; — позитивно влияет на эстетическое чувство; — является основой для развития воображения; — развивает внимание; — дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; — обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; — влияет на расширение словарного запаса ребенка; — влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Определение: Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста. Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей. Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как: форма и размер; цвет и качество; вкус и запах; звук, музыка. Что такое сенсорные эталоны? Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами». «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны: — Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. — Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер. — Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. — Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. — Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. В среднем дошкольном возрасте: — формирование сенсорных эталонов; — обучение детей способам обследование предметов; — обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; — развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты). Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Как знакомить ребенка с признаками предметов? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори): 1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета). 2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»). 3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»). Работа с сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме. В развитии ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Роль развития слухового внимания в подготовке к школе Особое внимание следует уделить развитию слухового внимания. Этот фактор немаловажен для дошкольников, которым предстоит быть сосредоточенными на уроках в общеобразовательной школе. Хороший фонематический слух немаловажен для обучения дошкольников письменности. Искажение одного-двух звуков слова может в значительной степени искажать смысл слова. А от будущего первоклассника требуется произносить слова так, чтобы учитель и одноклассники могли их понимать. Да и если ребенок не путает звуки, ему будет легче впоследствии ориентироваться в написании букв, которые обозначают эти звуки.
Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников
I. Подготовительный этап работы 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу…). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.) Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //… 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Дифференциация голосов по тембру: Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал. Игра «Внимательные ушки» Вариант 1 — Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки: сом – дом – лом мак – рак – лак кот – кит – кит – кот крыша – крыса – крыса – крыша – крыса коза – коса – коса — коса Вариант 2 — Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон… «Угадай, чей голосок » Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолёт, кошку, собаку). Ребёнок угадывает. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия. . Игры на развитие умения следить глазами. Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация. • «Лабиринты» Развитие ориентирования во времени Важно развивать у малыша ориентировку во времени и научить его различать времена дня; давать представление о месяцах года. Знание эталонов времени помогают ребенку проложить четкую последовательность происходящих событий, причинно-следственной связи между ними. Это впоследствии поможет ему при восприятии временных отношений в текстах различной сложности, то есть будет способствовать развитию способностей языкового анализа. В свою очередь, эти знания очень нужны в процессе чтения и письма. Игры на развитие пространственного восприятия: Счетные палочки – игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческие воображения. Представления о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания: (для детей 3–4 лет) • Выложить треугольник, квадрат, прямоугольник. • Назвать геометрические фигуры, сколько треугольников, сколько квадратов. • Построить фигуру по образцу. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике. Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой. Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей: • сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия; • обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики; • словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются; • при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой); • обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.
Игры на развитие тактильного восприятия:

1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку. 2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами. 3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д. Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?» Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи. Игровое упражнение «Поможем обезьянке». Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное. Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста. Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты. «Что приготовил повар на обед?» Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда. Цель: развитие обоняния, вкуса. Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда. Игры для развития восприятия для дошкольников – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Такие занятия существенно облегчат первые школьные годы ребенка. Резюме Итак, сенсорное воспитание дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни. Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных. Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и усидчивости. Вся работа проходила чрезвычайно интересно, как для меня, так и для моих воспитанников. Перечисленные ранее методы, приёмы и формы работы учили детей сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними. А сейчас я предлагаю вам посмотреть некоторые отрывки занятий, как же я знакомлю ваших детей с некоторыми сенсорными представлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Авторская программа

Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

Участвовать

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник)

. Развивать мелкую моторику рук, цветовое
восприятие, внимание.
Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Для развития тактильного восприятия можно использовать:

  • бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
  • баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
  • тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
  • тактильные мешочки и дорожки;
  • сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
  • крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
  • материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
  • природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
  • сортеры с различными наполнителями.

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но внешне. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона)

.

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»

(столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики»

.

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький)

; развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые)

и разной величины
(большие и маленькие)
. Показывает, как они ритмично подпрыгивают,и приговаривает: Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую –и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч)

.Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка.Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик.
Воспитательпредлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
«Спрячь мышку»

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат( 8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера — цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Развитие обоняния у детей до года и знакомство со вкусами

Для ребёнка важно получить информацию о различных запахах и вкусах с самого рождения. При грудном вскармливании вкус и запах молока немного варьируется в зависимости от питания матери. Если раньше кормящим мамам советовали исключить из питания не только аллергенные, но и продукты, обладающие ярко выраженным привкусом (например, лук или чеснок), то теперь педиатры рекомендуют по возможности сохранять вкусовые привычки мамы (конечно, если у ребёнка нет аллергии, непереносимости лактозы или других заболеваний, определённых педиатром). Такое разнообразие рациона даёт малышу возможность привыкать к тому, что принято есть в семье.

С первого прикорма для детей открывается новый мир сенсорных ощущений. И именно от нас зависит, как они воспримут этот мир, станут ли ощущения приятным опытом или постоянной пыткой. В Монтессори-педагогике родителям предлагают отнестись серьёзно к началу прикорма. Ребёнка усаживают на удобное кресло или стульчик для еды. Взрослый садится напротив. Не стоит путать прикорм с кормлением грудью или из бутылочки, поэтому не сажайте малыша на колени. Покажите то, чем собираетесь кормить, предложите понюхать, а после поднесите ложку к губам и подождите, пока ребёнок сам откроет рот. Нет никакой нужды скармливать целую тарелку. Помните: всё самое необходимое для малыша до года содержится в молоке. Расценивайте кормление в это время как опыт знакомства с продуктами и часть сенсорного развития.

Поэтому больше заботьтесь не о питательности и количестве, а о вкусе пищи. Попробуйте сами то, чем собираетесь кормить.

  • Насколько это приятно?
  • Принято ли в вашей семье есть подобные продукты?
  • Не вызвал ли он негативной реакции в прошлый раз?
  • Приятно ли пахнет блюдо?

Только если вы отвечаете положительно на эти вопросы, предлагайте блюдо малышу.

Когда кроха слегка подрастёт, предлагайте маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Совместные трапезы для развития вкуса

В Монтессори-классах уделяется большое внимание совместной трапезе. Завтрак или обед — обязательная часть даже для кратковременных занятий в группе. Кроме навыков самообслуживания, дети получают новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с малышом хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме).

Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после малыш сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: mamontenok-tula@cp9.ru