Индивидуальная работа в подготовительной группе: картотека с целями
Содержание статьи:
Когда ребенок переходит из старшей в подготовительную группу детского сада, это означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым.
Ребенок должен получить новые знания и умения для того, чтобы быстро влиться в школьный коллектив и адекватно воспринимать школьную программу. Важную роль в этом играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.
При планировании работы с детьми педагог продумывает взаимодействие с конкретным ребенком. Как правило, такая индивидуальная работа педагога с ребенком в подготовительной группе — одна из самых эффективных.
На момент проведения игры или занятия все внимание педагога отдается одному малышу, и он может вовремя заметить трудности, направить воспитанника, подсказать, скорректировать.
Картотека индивидуальной работы в подготовительной группе
Для оценки эффективности работы педагога необходимо разработать план, по которому в дошкольном учреждении будут проводиться занятия, тренировки и познавательные мероприятия. Незаменимую помощь воспитателям в качестве руководства окажет разработанная картотека индивидуальной работы в подготовительной группе.
Именно картотека индивидуальной работы педагога с воспитанниками содержит необходимые данные о последовательности занятий, экскурсий и другой нагрузки, которую необходимо организовать дошкольникам в подготовительной группе.
Скачать картотеку с целями по индивидуальной работе в подготовительной группе Скачать в .pdf
Формы индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе
Существует большое разнообразие форм работы с дошкольниками подготовительной группы. Это игры, экскурсии, беседы, эксперименты, целевые прогулки, специальные занятия, чтение книг, разглядывание иллюстраций и т.д.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа «Компетенции воспитателя». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений используются дидактические игры:
- Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Воспитанники, играя в дидактические игры “Какой цифры не стало?”, “Путаница”,“Исправь ошибку”, учатся без труда оперировать числами и словесно сопровождать свои действия. Подобные игры помогают детям, отстающим по программе, усваивать материал.
- Игры — путешествия во времени. Помогают дошкольникам закрепить знания о времени, днях недели, названии всех месяцев года. Это такие игры, как “Назови скорее!”, “Живая неделя”, “Сколько времени?”, “Двенадцать месяцев”.
- Игры на ориентирование в пространстве. Их задача: научить или закрепить умение воспитанников ориентироваться в пространственных ситуациях, специально созданных, и определять свое местонахождение по условию задачи. Это игры — “Расскажи про свой узор”, “Найди похожую”, “Путешествие по комнате”, “Художник” и др. Дети посредством этих игр учатся находить слова для обозначения положения предметов.
- Игры с геометрическими фигурами. Воспитанникам дается задача узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. Такие игры, как “Составь квадрат”, “Танграм”, “На что похожи” и т.д.
- Игры на логическое мышление. Примеры: “Мельница”, “Чем отличаются”. Они нацелены на тренировку мышления детей при выполнении действий.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе
по развитию речи используются:
- Словесные игры. Развивают у детей сообразительность, внимание, связную речь, быстроту реакции. Воспитанники в таких играх должны сами находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по свойствам, описывать, отгадывать предметы по описанию, выделять присущие им признаки. Это народные игры типа “Черное и белое”, “Краски” и т.д.
- Настольно-печатные игры. Способствуют систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию мыслительных процессов и операций. Примеры таких игр: “Парные картинки”, “Лото”, “Домино”, складные кубики и разрезанные картинки, “Лабиринт”.
- Игры с предметами. Можно использовать не только игрушки, но и реальные предметы. С помощью таких игр воспитанники узнают признаки и свойства предметов, учатся их классифицировать. Это игры с народными дидактическими игрушками (матрешками, бочонками, грибками, шарами), бирюльками, мозаикой, природными материалами.
- Мнемотаблицы, схемы. Это система различных приемов, облегчающих процесс запоминания у детей, и увеличивающих объем их памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию используются:
- Игры с предметами. Дошкольники знакомятся со свойствами различных предметов и их признаками: цветом, размером, формой, качеством. Примеры таких игр: “Создай портрет”, “Лесная полянка”, “Занимательная палитра”, “Составь букет”.
- Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино. Решают различные задачи развития. Дети любят такие игры, для них это увлекательное занятие.
- Словесные дидактические игры. Учат воспитанников обобщать явления, классифицировать и относить предметы к той или иной категории.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук детей педагоги применяют пальчиковые игры, лепку, конструирование из бумаги, просто конструирование, мозаику, пазлы.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе в области развития логического мышления, стимулирования психических процессов у детей, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры. Примеры таких игр: “Знатоки сказок”, “Сказка за сказкой” (ассоциации), “Кто в доме живет?”, “Часть и целое”, “Назови одним словом”, лото “Дикие и домашние животные”, “Профессии”, “Подбери по цвету и форме”.
Индивидуальная работа узких специалистов в подготовительной групп
В штате практически каждого дошкольного учреждения присутствует музыкальный руководитель, учитель-логопед (дефектолог), педагог-психолог, специалист по физическому воспитанию и по изодеятельности. В их планы также включается индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе
Учитель-логопед занимается развитием речи дошкольников, при необходимости ставит отдельные звуки. Педагог по физическому воспитанию оценивает двигательное развитие детей и корректирует в случае отставания. Музыкальный руководитель формирует общую музыкальность воспитанников (сенсорные способности, чувство ритма, ладовысотный слух), развивает выразительность движений, певческий голос.
Планомерная работа всех специалистов в совокупности выступает гарантом всестороннего развития дошкольника. А если ребенок развивается, значит подготовка к школе происходит наилучшим образом. Еще один бесспорный плюс индивидуальной работы в подготовительной группе — личный контакт воспитателя с ребенком, в ходе которого решаются помимо образовательных еще и воспитательные задачи.
План индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе на год
План индивидуальной работы в подготовительной группе с детьми на год — это подробно разработанная педагогом программа под каждое направление развития дошкольника. Если рассматривать, например, физическое воспитание, то в плане будут расписаны дни и часы проведения тренировочных занятий, пробежек, гимнастических упражнений. Будут зафиксированы нужные нормативы.
Индивидуальная работа проводится также во время прогулок в подготовительной группе. На свежем воздухе замечательно проходят занятия по изобразительному искусству, когда дети рисуют то, что видят во время прогулки.
www.resobr.ru