Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО


Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Методические рекомендации

по организации

театрализованной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

2017

Введение.

Сегодня в связи с введением ФГОС ДО широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и образования, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ. Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к воспитательно — образовательному процессу в доу

.Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ. На слайде отмечено

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства Театр – это синтез всех видов искусства. Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», — А. Асмолов. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Программы, рекомендованные для организации театрализованной деятельности в ДОУ

Современная дифференциация дошкольного образования, мно­гообразие видов ДОУ предполагают вариативность в использова­нии программ и педагогических технологий при реализации со­циально-педагогического процесса. Закон РФ «Об образовании» предоставил право детскому образовательному учреждению само­стоятельно разрабатывать авторские программы или из комплек­са вариативных выбирать максимально учитывающие конкретные условия работы ДОУ и учреждений дополнительного образова­ния детей.

В последние годы получили развитие два вида программ:

    ос­новные дополнительные.

Основные, в свою очередь, подразделя­ются на:

    комплексные (общеобразовательные) специализиро­ванные (парциальные, или локальные).

В комплексных программах одним из центральных направ­лений в развитии детей является художественно-эстетическое вос­питание, где особое место занимают театрализованная деятель­ность в образование ребенка.

КОМПЛЕКСНЫЕ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ) ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . Комплексные программы — это программы, включающие все ос­новные направления воспитательно-образовательной работы до­школьных образовательных учреждений, одно из направлений кото­рых — художественно-творческое развитие детей раннего и дош­кольного возраста. Его цели и задачи органично интегрируются с общими задачами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, образуя целостную систему образовательного процесса.

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией

Раздел «Театрализованная игра»

В разделе изложены задачи по использованию театрализованных игр во всех возрастных группах в виде пожеланий воспитателю

2.Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста

Авторы: , , АН. Давидчук, , ­хова, , ЛА Парамонова, ВА Петрова, , НА Рыжова, ЕА Сагай-дачная, КВ. Тарасова, , ЕА Тимофеева и др. Под редакцией .

Раздел «Театрализованная игра»

В разделе изложены задачи по использованию театрализованных игр во всех возрастных группах в виде пожеланий воспитателю

3. Программа воспитания и обучения в детском саду

Авторы: , , -паненкова, .

Под редакцией: , ,

Раздел «Игровая деятельность. Театрализованные игры» Губанова.

4. Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги»

Авторы: , , СЮ. Мещерякова. Из детства — в отрочество:

5.Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4—7 лет

Авторы: , , НА. Гордова, , ЗА. Гриценко, ЕА. Дубровская, , ЕА. Петрова, , .

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ (ПАРЦИАЛЬНЫЕ) ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специализированные программы, как правило, имеют одно несколько направлений деятельности: художественно-эстетическое, познавательное, здоровьесохраняющее и здоровьеукрепляющее, нравственное и т. д. Большинство из данных программ имеют музыкально-эстетическую направленность или раздел в программе.

1.Педагогическая система «Росинка»

Авторы: , СИ. Мерзлякова.

Раздел «Театр и театрализованная деятельность»

Задачи:

    создавать психолого-педагогические условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; приобщать детей к театральной культуре; обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной других видов культурно-досуговой деятельности в педагогическом процессе; создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектакле участием дошкольников, родителей, сотрудников, организация выступления ребят старших групп перед младшими и пр.)

Эти задачи рассматриваются авторами в программе «Театральная азбука» как основополагающие, но в то же время они их конкретизируют с учетом возрастных групп и видов театрализованных игр.

2.Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания под редакцией .

Коллектив авторов считает, что важнейшая задача дошкольно­го образования — сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик; развивать способ­ность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоциональ­но-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять са­мого себя от окружающей действительности.

В соответствии со сказанным, они полагают важным строить всю педагогическую работу по художественно-эстетическому вос­питанию, исходя из понимания педагогом самобытности дошколь­ного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеоб­разия. Поэтому на первый план выдвигается художественно-эсте­тическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой пол­нее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Авторы считают, что такой деятельностью для дошкольника становится прежде всего театрализованная, поскольку:

    основывается на театральном искусстве, являющемся син­тетическим (объединяющим все виды искусства: художе­ственное слово, музыку, пластику, декоративно-художествен­ное оформление и т. п.). Кроме того, ребенок воспринимает окружающий мир синкретически; близка игре — наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми игра­ми имеет общую основу, являясь одним из видов творчес­ких игр.

Авторы акцептируют положения о том, что театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсо­рики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, вни­мания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигатель­ных и т. д.).

Программа разработана с учетом новейших технологий, опи­санных в современной психолого-педагогической литературе по данной проблематике.

Цель: формировать художественно-эстетическое развитие лич­ности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начиная с 1996 г., в дошкольных образовательных учреждениях стали организовываться студии дополнительного образования детей. Они создаются на основе запроса родителей, детских интересов и потребностей, возможностей ДОУ. Работа студий направлена на рас­ширение и углубление знаний детей в той или иной области музы­кального искусства. Работа студий музыкально-эстетической и художественной на­правленности осуществляется на основе дополнительных образо­вательных программ, приведенных ниже.

Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного и младшего школьного возраста. епихова.

Цель: всесторонне развивать личность ребенка через театрали­зованную деятельность.

Программа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности». Щеткин. «Театральные ступеньки». Савина. Программа « Чудо по имени Театр» Авторы: Н. В. Д одокина, Е. С евдокимова Программа» творчество — театр — дети». Авторы: Н. Ф Сорокина, . Программа « Арт — фантазия». Автор Э. Г Чурилова. Программа « Волшебный мир театра» . Автор С. И. Мерзлякова.

Цель данного пособия — оказать помощь будущим воспитателям ДОУ в расширении воз­можностей выбора программ по художественно-эстетическому вос­питанию детей. В нем сделан краткий обзор содержания разнооб­разных по своей направленности программ по театрализованной деятельности: комплексных, парциальных и дополнительных (элек­тивных). Хотелось вызвать ин­терес и желание найти интересную программу и подробнее познакомиться с содержанием, наиболее полно соответствующей имеющемуся практическому опыту.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в ДОУ

Роль педагога в организации театрализованной деятельности велико и важно. Предлагается использовать ин­новационные технологии, а методический материал при необхо­димости перерабатывать, проявляя творчество и мастерство. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики. Обязанности педагога:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

4. Во время занятий необходимо:

— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

— если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

— спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

— в заключении различными способами вызывать у детей радость.

5.Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И. Зимина):

1. Содержание и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности ():

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (, ).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов.

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора, по желанию детей Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут ().

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели – одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы ().

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Организация театрализованной деятельности в ДОУ

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС, • в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.); • в образовательную деятельность в ходе режимных моментов; • в самостоятельную деятельность детей; • Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляется через театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. ,через игрового персонажа например: Незнайки, Буратино и другого, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре. • Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов? это совместная деятельность детей на прогулке, вне НОД Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования любимых театральных персонажей на свободную тему, строительные игры с драматизацией. • Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей? в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). — Подробно остановимся на том, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.

Социально-коммуникативное развитие • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; • развитие эмоций; • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата. Речевое развитие • содействие развитию монологической и диалогической речи • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.; • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; • развитие воображения; • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; • создание выразительного художественного образа; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие • согласование действий и сопровождающей их речи; • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; • выразительность исполнения основных видов движений; • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Организация предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности включает в себя следующее:

Виды театров:

1. Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания 4-5 сказок)

2. Настольный театр. (5 комплектов сказок)

3. Фланелеграф. (6 комплектов, сделан своими руками)

4. Конусный театр. (6-7 комплектов)

5. Пальчиковый театр. (5 комплектов, сделан своими руками из соленого теста, ткани)

6. «Театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны. (для 7 сказок, частично сделан своими руками)

7. Театр «Козявочка» (7 персонажей, сделан своими руками на основе картона, раскрашен красками гуашь)

8. Теневой театр (5 сказок, сделан своими руками)

9. Театр на трубочках (5 сказок, сделан своими руками, с использованием трубочек, иллюстраций из старых книг)

10. Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами (1 сказка)

Ширма. (1 штука)

Атрибуты для ряженья (изготовлены с помощью родителей).

Каждый из перечисленных видов театра вводится постепенно. Реализация театрализованной деятельности в группе, проводится соответственно перспективному планированию. Перспективное планирование составляется сроком на один год при участии обоих педагогов группы, в соответствии с основной программой детского сада.

Первым видом театра, с которыми познакомятся дети, плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр Би-ба-бо и настольный театр. Знакомство происходит в I-младшей группе, дети смотрят театральные представления показываемые воспитателями. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Затем дети знакомятся с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступают в роли актёров, конечно, их роль ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички; но ведь и возраст в I-младшей группе всего 2 года.

Таким образом, ко II-младшей группе дети уже знакомыми с 4 видами театра. На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются, как потешки или стихи во время прогулки, повторяются не однократно, так ребёнок получает уверенность, становится способен на импровизацию.

Следующие виды театра, с которыми следует знакомить детей это конусный театр, плоскостной театр для индивидуальной работы, театр на трубочках. Каждый вид театра сначала демонстрируется педагогом, причём не однократно показываются театрализованные представления и, только потом привлекаются для постановок дети (в следующей очередности: педагог и 1 ребенок; педагог и несколько детей, дети и педагог-наблюдатель, дети показывают самостоятельные представления). На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья.

Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего возраста – теневой театр. Очень трудно научить детей играть в теневой театр, поэтому подготовительный этап и совместный этап будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.

В средней группе вводятся пальчиковый театр, театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него ребенок тренирует мелкую моторику. Не важно из чего он изготовлен: материи или из соленого теста, дерева или пластика – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить что бы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев». Таким образом, пальчиковый театр можно назвать универсальным.

Что касается театра «Марионеток», это трудная и ёмкая работа по обучению детей кукловождению и одновременному сопровождению голосом, но детям очень нравится управлять куклой, они получают массу удовольствия проводя время за игрой с марионетками. Этот вид театра так же помогает тренировать способность ориентироваться в пространстве, развивает общую и мелкую моторику. Знакомство с театром «Марионеток» можно начать со сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Сначала прочитать сказку, затем просмотреть фрагменты сказки и мультфильм, и однажды в группу пусть придет в гости весёлый Арлекин. После его появления, дети очень оживятся и с огромным удовольствием станут учиться искусству кукловождения.

В среднем и старшем дошкольном возрасте, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно Би-ба-бо и марионетки. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Необходимо оценивать самостоятельно поставленные пьесы, непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительная мотивация важна во всех видах деятельности детей дошкольного возраста, и в театрализованной деятельности её значение не стоит принижать. Положительный отклик педагога способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.

Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям – дети полны новых идей, предложений. Самостоятельно начинают рисовать эскизы будущих декораций.

Остановимся подробнее на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя.

Основными видами работы с родителями могут быть :

• Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

• Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм», фото выставка «Моя семья в театре», «Домашний спектакль»)

• Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Я и папа», «Расскажем стихотворение вместе»)

• Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

Не менее важным направление в системе организации посредством театрализованной деятельности, является сотрудничество воспитателей группы и педагога-логопеда, а также музыкального руководителя.

Работа с этими специалистами должна проводиться по следующим направлениям:

• Консультирование воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи)

• Индивидуальные занятия педагогов-специалистов с детьми, в том числе совместно с воспитателем

• Рекомендации педагогов-специалистов по работе с детьми (составлялись ежемесячно) .

Как отмечено в ФГОСДО основными результатами театрализованной деятельности или целевыми ориентирами являются следующие:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, научится проявляеть инициативу и самостоятельность

— у ребенка сформируется установка положительного отношения к миру, к людям и самому себе, научится активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства,

ребенок будет способен обладать развитым воображением,

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка р он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в театрализованной деятельности.

Таким образом, организуя театрализованную деятельность мы успешно реализуем основные направления ФГОС ДО, развиваем личность дошкольника, его индивидуальные особенности ,ребенок переносится в сказочный, увлекательный мир, познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию. Закончить свое выступление замечательными словами : «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” Памятка для детей и родителей

    Перед началом спектакля или концерта знакомятся с его на­званием, содержанием спектакля, программой концерта. В фойе разговаривают не громко. Ходят спокойно. Внимательно рассматривают предложенную выставку, порт­реты актеров, исполнителей. Вовремя находят свое место в зрительном зале. Не входят в зрительный зал после третьего звонка — это за­прещено. В зрительном зале внимательно смотрят и слушают то, что происходит на сцене. Не разговаривают в зрительном зале во время театрализован­ного действия. Обмениваются впечатлениями только во время антракта или после завершения действия на сцене. Не мешают другим следить за происходящим на сцене. Не жуют, не шуршат фантиками. Благодарят артистов за предоставленное удовольствие апло­дисментами.

Получить текст

Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОСстатья на тему

Кряжева Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7 города Няндома» филиал «Детский сад № 2 «Сказка»

Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС

“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Начиная работу по данной теме, я изучила литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я стараюсь решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

В своей работе с детьми я использую различные приемы: упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; театральные этюды; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.

Для выявления интересов детей в группах были сделаны выставки книг со сказками, проведена викторина « В гостях у сказки».

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Мною были пополнены театральные уголки в группах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок, кукол би-ба-бо.

В своей работе я использую разные виды театра:

  1. Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
  2. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.)
  3. Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
  4. Куклы-марионетки, куклы с «живой рукой
  5. Люди-куклы и тростевые куклы.

Для детей младших групп были показаны спектакли: «Кошкин дом»,

«Три медведя», «Теремок», «Лиса и заяц», спектакли «Золушка», «Колосок» (по украинской народной сказке).

Интересные сценарии в стихах дополняли песенки героев и яркие танцы. Дети увлеченно выполняли свои роли, демонстрировали выразительность речи и движений и даже удачно импровизировали в ходе сценария. Успех спектакля зависел так же и от родителей, многие из которых постарались и сшили для детей замечательные костюмы. Удовольствие от спектакля получили как зрители, так и сами актеры.

Театрализованная деятельность – один из любимых видов детской деятельности, занятия театром всегда несут детям радость, пользуются у них неизменной любовью, но не только в этом их ценность. Театрализованные представления способствуют формированию выразительности речи и движений, формирует привычку к публичным выступлениям, необходимую современному члену общества, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Выступление артистов театрального кружка из 3 школы было встречено овациями. Сказка «Свинопас « Ганса Христиана Андерсена была исполнена выразительно с детской непосредственностью. Юные зрители остались очень довольны и отблагодарили артистов аплодисментами.

Положительный эмоциональный отклик у детей старших групп вызвали театрализованная игра «Цирк зверей», экскурсии в библиотеку, в Центр культуры и спорта «Театр и профессия в нем». С нетерпением дети ждут выступлений кукольного театра из города Вельска.

Артисты всегда привозят интересные и поучительные сказки. Большой интерес вызвала встреча с няндомской поэтессой Н. А. Теплухиной, она рассказала о своей театральной деятельности.

Участвуя в праздниках в качестве ведущей, в роли сказочного персонажа, я на собственном примере стараюсь показать детям, как интересно перевоплощение.

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

В своей работе по театрализованной деятельности я активно привлекаю родителей и других членов семей воспитанников, так как считаю это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды, я предлагаю им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.

Знакомлю родителей с разными видами театров, рассказываю из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома на консультациях, ширмах-передвижках («Что такое театр», «Первые шаги к сцене»). Родители активно помогают во всём, благодаря чему в каждой группах и в музыкальном зале имеется всё необходимое для театрализованной деятельности.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме. Это нас сплачивает, родители и педагоги полны оптимизма, заинтересованности, дети получают от процесса колоссальное удовольствие. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

Результаты моей работы:

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]