Оснащение сенсорного уголка для детей младшей группы доу


Каким образом организовывается процесс обучения

Исходя из эмоциональных, физиологических или психологических потребностей дошколят, занятия делятся на две формы: индивидуальные и групповые. С точки зрения психологического и педагогического воздействия, обычно выделяются следующие направления:

  1. Нейропсихологическая коррекция. Она применяется чаще всего для детей, у которых отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению новой информации, в том числе и познанию окружающего мира.
  2. Коррекция и психокоррекция поведения. Как показывает практика, ее лучше всего использовать для детей, у которых наблюдаются частые вспышки гнева, а также замкнутость и неуверенность в себе. Кроме этого такие занятия показывают прекрасные результаты, если необходимо вывести малыша из гипперактивного или наоборот, пассивного состояния. Исходя из конкретной проблемы, используются успокаивающие либо стимулирующие мероприятия. В результате ребенок учится справляться с контролем собственных эмоций, находить общий язык с другими, а также избавляться от навязчивых состояний.
  3. Коррекция неврологических проблем и психотерапия. Занятия такого рода особенно эффективны, когда ребенок заикается, ощущает страхи, а также испытывает нарушения психоневрологического и психического характера. Такие обучения обычно проводятся или индивидуально, либо в группах по 2-3 ребенка.
  4. Занятия на развитие. Чаще всего используются для малышей возрастом 1-3 года. Могут также применяться и для ребят постарше, особенно если у них наблюдаются проблемы со вниманием, памятью, речью, фантазией или образным мышлением. Вследствие такого обучения дети учатся запоминать различную информацию, а также существенно расширяют словарный запас.

Говоря о старших группах в детских садах, для них сенсорные комнаты часто используются, как эффективный инструмент при подготовке к школе. Для этого у детей вырабатываются навыки к самостоятельному мышлению, стрессоустойчивости, мотивации к учебе и другим важнейшим моментам.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

  • Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
  • Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
  • Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
  • Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
  • Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

Зрительная информация

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков

Тактильная информация

  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички

Стереогностика

  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек

Звуковая информация

  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

Зачем нужна сенсорная комната

Каждое мгновение наш организм получает сигналы — зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Через органы восприятия информация поступает в мозг, который ее обрабатывает. Если восприятие притупляется или наоборот обостряется, то мозг неправильно интерпретирует полученную информацию. У детей это часто приводит к нарушениям сенсорной интеграции — организации сенсорных сигналов, которая позволяет мозгу формировать адекватные реакции тела и поведения.

Если у ребенка все в порядке с обработкой сенсорных сигналов, то колючий свитер или тесные колготки станут лишь поводом пожаловаться маме и попросить купить другие. У малыша с нарушением сенсорного восприятия любые незначительные факторы провоцируют истерику.

Именно поэтому все специалисты по детскому развитию и психологи рекомендуют развивать детям мелкую моторику, давать трогать и пробовать на вкус все в пределах разумного, ходить босиком по траве и камням. К сожалению, в условиях урбанизации сделать это становится все сложнее. Поэтому нейропсихологи рекомендуют создавать такую среду искусственно — в сенсорных комнатах.

Каким детям поможет сенсорная комната

Сенсорная комната — это место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой. На таких занятиях дети получают богатый опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции.

Сенсорный опыт особенно необходим детям с:

  • нарушениями речи, развития, поведения;
  • расстройством аутистического спектра;
  • детским церебральным параличом;
  • синдромом дефицита внимания.

В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, выбрать те ощущения, которые им необходимы. Например, походить босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или покидать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.

Для нормотипичных детей (то есть без особенностей развития) такая комната тоже станет «местом силы». Малышам нравятся необычные игры с разными текстурами, они любят отдыхать на мягкой мебели или забавляться с водой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]