Каким образом организовывается процесс обучения
Исходя из эмоциональных, физиологических или психологических потребностей дошколят, занятия делятся на две формы: индивидуальные и групповые. С точки зрения психологического и педагогического воздействия, обычно выделяются следующие направления:
- Нейропсихологическая коррекция. Она применяется чаще всего для детей, у которых отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению новой информации, в том числе и познанию окружающего мира.
- Коррекция и психокоррекция поведения. Как показывает практика, ее лучше всего использовать для детей, у которых наблюдаются частые вспышки гнева, а также замкнутость и неуверенность в себе. Кроме этого такие занятия показывают прекрасные результаты, если необходимо вывести малыша из гипперактивного или наоборот, пассивного состояния. Исходя из конкретной проблемы, используются успокаивающие либо стимулирующие мероприятия. В результате ребенок учится справляться с контролем собственных эмоций, находить общий язык с другими, а также избавляться от навязчивых состояний.
- Коррекция неврологических проблем и психотерапия. Занятия такого рода особенно эффективны, когда ребенок заикается, ощущает страхи, а также испытывает нарушения психоневрологического и психического характера. Такие обучения обычно проводятся или индивидуально, либо в группах по 2-3 ребенка.
- Занятия на развитие. Чаще всего используются для малышей возрастом 1-3 года. Могут также применяться и для ребят постарше, особенно если у них наблюдаются проблемы со вниманием, памятью, речью, фантазией или образным мышлением. Вследствие такого обучения дети учатся запоминать различную информацию, а также существенно расширяют словарный запас.
Говоря о старших группах в детских садах, для них сенсорные комнаты часто используются, как эффективный инструмент при подготовке к школе. Для этого у детей вырабатываются навыки к самостоятельному мышлению, стрессоустойчивости, мотивации к учебе и другим важнейшим моментам.
Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.
По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.
Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори
- Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
- Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
- Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
- Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
- Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.
Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:
Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.
Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?
Зрительная информация
- Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
- Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
- Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков
Тактильная информация
- Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
- Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
- Масса: весовые цилиндры и таблички
Стереогностика
- Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
Звуковая информация
- Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
- Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты
Вкусовые качества и запах
- Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
- Баночки с запахами
Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:
- Биноминальный куб
- Триномиальный куб
- Конструктивные треугольники
- Квадраты Монтессори
- Цилиндры без ручки
Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:
- Наборы листьев разных растений
- Тематические пазлы
- Карты и глобус
- Флаги
- Наборы с природным материалом
- Репродукции художников и фотографий природы
Зачем нужна сенсорная комната
Каждое мгновение наш организм получает сигналы — зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Через органы восприятия информация поступает в мозг, который ее обрабатывает. Если восприятие притупляется или наоборот обостряется, то мозг неправильно интерпретирует полученную информацию. У детей это часто приводит к нарушениям сенсорной интеграции — организации сенсорных сигналов, которая позволяет мозгу формировать адекватные реакции тела и поведения.
Если у ребенка все в порядке с обработкой сенсорных сигналов, то колючий свитер или тесные колготки станут лишь поводом пожаловаться маме и попросить купить другие. У малыша с нарушением сенсорного восприятия любые незначительные факторы провоцируют истерику.
Именно поэтому все специалисты по детскому развитию и психологи рекомендуют развивать детям мелкую моторику, давать трогать и пробовать на вкус все в пределах разумного, ходить босиком по траве и камням. К сожалению, в условиях урбанизации сделать это становится все сложнее. Поэтому нейропсихологи рекомендуют создавать такую среду искусственно — в сенсорных комнатах.
Каким детям поможет сенсорная комната
Сенсорная комната — это место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой. На таких занятиях дети получают богатый опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции.
Сенсорный опыт особенно необходим детям с:
- нарушениями речи, развития, поведения;
- расстройством аутистического спектра;
- детским церебральным параличом;
- синдромом дефицита внимания.
В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, выбрать те ощущения, которые им необходимы. Например, походить босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или покидать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.
Для нормотипичных детей (то есть без особенностей развития) такая комната тоже станет «местом силы». Малышам нравятся необычные игры с разными текстурами, они любят отдыхать на мягкой мебели или забавляться с водой.