Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей


Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей

Надежда Рязанова

Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей

Предлагаю Вашему вниманию подборку игр и пособий для сенсомоторного развития детей, которые я использую в работе. При желании их легко сделать своими руками.

Игры с использованием резинок для волос.

1. Игра «Ладошки»:

Игра развивает мелкую моторику, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, умение считать и различать цвета.

Для игры нужны 32 карточки с заданиями, резинки (6 цветов по 12 штук, звоночек.

Количество игроков от 2до 6. Возраст от 4 лет.

Для тех, кто еще не знаком с этой игрой, напишу ее правила: звонок размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг звонка, карточки лежат рубашками вверх.

Первый игрок переворачивает одну карточку, кладет ее, чтобы всем было хорошо видно. Игроки стараются как можно быстрее подобрать резинки по цвету и надеть их на пальцы, как показано на карточке. Тот, кто первым выполнил задание, звонит в звонок. Остальные игроки проверяют правильность выполнения задания. Если игрок все сделал правильно, он забирает карту себе. Если ошибся, он пропускает ход. Побеждает тот, кто первым наберет 5 карт.

Вариант игры: карта с заданием открывается только на 5 сек. Затем она переворачивается, и игроки по памяти выполняют задание.

2. Игра «Цветные столбики»:

Пособие представляет собой цветные столбики, закрепленные на доске и резинки для волос. Резинки могут различаться не только цветом, но оттенками одного цвета. Пособие можно использовать в самостоятельной деятельности детей, а так же в индивидуальной работе с детьми (совместная деятельность педагога и ребенка)

1. Для младших дошкольников.

Задачи: формировать представления о цвете, развивать мелкую моторику.

Задание: надень резиночку на столбик соответствующего цвета.

2. Для старшего возраста.

Задачи: формировать представления об оттенках цвета, упражнять в счете, закреплять пространственные представления.

Дополнительное оборудование – карточки с цифрами или точками.

Ребенок надевает на столбик столько резинок, сколько точек на карточке (на один больше, меньше и т. д.)

Или: на левый столбик надеть три резинки, на средний и на правый столбики на одну больше. Вариантов может быть столько, сколько Вы сможете придумать в зависимости от возраста детей и обучающих задач.

Игры с использованием камешков, фасоли, макарон, пуговиц, счетных палочек.

Все представленные игры и пособия могут быть использованы, начиная с младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности.

Задачи: развивать тактильные ощущения, формировать представления о форме предмета, о размере, о положении в пространстве; учить анализировать, находить сходство и различия.

Игра «Найди два одинаковых мешочка»:

Одинаковые мешочки заполняются попарно разными наполнителями: шарики, бусины, шуршащая упаковка, детали конструктора и т. п. Дети ищут два одинаковых мешочка на ощупь.

Пособие с использованием пуговиц «Цифры и геометрические фигуры»

Способствует запоминанию образа цифры, развитию умения различать цифры и геометрические фигуры.

Игра «Угадай на ощупь»

Ребенок определяет на ощупь, какая цифра или геометрическая фигура «спряталась» в мешочке.

Игра «По образцу»:

Ребенку предлагается образец, по которому он выполняет задание (выкладывает из палочек или пишет на манке узор, цифру, букву, геометрическую фигуру).

Вот такие карточки — задания можно использовать для игр с палочками, они способствуют развитию пространственно-образного мышления.

Игра «Сортер»:

Ребенок сортирует макароны или камешки или пуговицы по определенному признаку (по цвету, по размеру, форме и т. п.)

Игра «Крестики – нолики»:

Для детей старшего дошкольного возраста.

Набор предметов для развития тактильных ощущений.

С детьми младшего возраста рассматриваем, исследуем предметы на ощупь, рассказываем об ощущениях. В дальнейшем играем в игру «Чудесный мешочек».

Пособие «Сенсорный зонтик»:

Используются прищепки, ленты разной длины, ширины, цвета, шнурки. Шнурки для обучения плетению косички, ленты для закрепления цветов и оттенков, для обучения детей умению находить одинаковые ленты по длине и ширине, умению сравнивать, находить общие признаки и различия.

Пособие «Башмачок».

Кроме перечисленных выше задач дети учатся шнуровать обувь, завязывать бантик.

Пример задания: зашнуруй ботинок самым длинным шнурком, а бантик завяжи самой короткой ленточкой.

Игры на развитие слуха.

а) с использованием баночек с разными наполнителями

б) с использованием колокольчиков, погремушек.

Задание: найди два одинаково звучащих предмета.

Игры на закрепление счета, цифр и алфавита:

На таких карточках можно написать цифры пятерками, парами, до 50, до100, можно алфавит, можно только гласные.

Карточку помещаем в пластиковую папку или ламинируем, ребенок фломастером соединяет цифры или буквы по порядку и дописывает недостающие.

Игры с использованием математического планшета:

Задачи: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; закреплять цвет, форму; определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Можно рисовать по образцу и по замыслу палочки, предметы, цифры, буквы, лабиринты, углы.

А можно использовать разнообразные карточки – задания.

Игры, формирующие умение сравнивать и находить общие признаки:

«Осьминожки», «Совы», Найди животное» (по фрагменту найти животное).

Игры, формирующие пространственные представления, умение ориентироваться на листе бумаги, умение выполнить задание по образцу:

«Повтори узор»:

Ребенок обводит по контуру фломастером или пластилиновыми жгутиками или выкладывает фасолью.

Есть еще два пособия, которые постоянно обновляются: «Весовые баночки» и «Баночки с запахами».

Использованные источники: блог Натальи Чистоклетовой.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-sensorike-sdelanye-svoimi-rukami.html https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-po-sensornomu-vospitaniyu https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-po-sensorike-1247589.html https://gotovluskshkole.ru/igry/igry-dlya-sensornogo-razvitiya-detej-2-3-let

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]