Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства
Авторы – Наталия Феликсовна Сорокина, музыкальный руководитель, Людмила Григорьевна Миланович, заведующая ГОУ Детский сад № 790, Москва
Программа одобрена ведущими методистами, учёными, практиками и прошла успешную апробацию в детском саду. Представляет собой одну из первых работ, нацеленную на развитие творческого потенциала ребёнка раннего возраста.
В публикации содержатся задачи программы, учебный план на год, виды художественно-игровой деятельности, репертуар и др.
Рекомендуемый возраст: вторая группа раннего возраста (от одного года до двух лет); первая младшая группа (от двух до трёх лет)
Перечень публикаций
Кукольный театр – малышам//2006. – № 4. – С .10.
Театральные занятия с куклами
Автор – Наталия Феликсовна Сорокина, заслуженный учитель РФ, автор программ, книг, статей, посвящённых кукольному театру для детей раннего и дошкольного возраста.
Эти материалы помогут педагогам и родителям создать в детском саду и дома кукольный театр, изготовить кукол различных систем и научить детей управлять ими. В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять куклами различных систем. Большой практический материал (кукольные спектакли, театрализованные игры) помогут педагогам и родителям в увлекательной форме провести утренники, досуги, развлечения, семейные праздники дома и в детском саду.
Перечень публикаций
Театральные занятия с куклами//2007. – № 6. – С. 11; № 7. – С.13; № 8. – С. 26.
Новогодний кукольный спектакль для детей младшей группы
Кукольный спектакль «Как звери елку наряжали» в новогоднем празднике для самых маленьких.
Автор: Лейко Галина Анатольевна, МКДОУ детский сад №8 г. Острогожск, музыкальный руководитель.
Материал предназначен для показа малышам в новогодний праздник. Им могут воспользоваться педагоги дошкольники и родители для показа в домашних условиях. Ребенок двух лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Именно в этом возрасте, когда ребенок только впитывает информацию и в большей степени является зрителем, сложно организовать новогодний праздник так, чтобы он дал возможность сконцентрировать внимание ребенка и доставить малышу радость. Но есть вариант, под силу которому решить поставленные задачи это театр кукол. Я продумываю действие сказки так, чтобы её герои на протяжении всего праздника, могли общаться с детьми, играть с ними, побуждать к действию. Таким образом, происходит не статичное, а активное восприятие детьми спектакля, демонстрация полученных навыков. Рекомендую всем, кто работает с такими малышами. Музыкальный материал по выбору педагога, с учетом способностей и активности воспитанников. Куклы мастерила сама.
Цель: доставить радость и вызвать эмоциональный отклику ребенка. Задачи: побудить к подпеванию, игре, выполнению по показу взрослого элементарных танцевальных движений. Атрибуты: Ширма
Куклы Би-Ба-Бо: Дед Мороз, Снегурочка, Заяц, Лиса, Медведь, Белка. Маленькая елка с гирляндой, закрепленная ни ширме. Игрушки на елку: барабанчики, шишки, грибочки, шарики. Погремушки.
Ход праздника. Дети стайкой заходят в залВедущий обращает внимание детей на украшенный зал, на большую елкуВедущий. Подойдите к елке ближе, посмотрите выше, ниже. Сколько здесь на ней игрушек, ярких шариков, хлопушек. (Дети рассматривают елку, игрушки на ней. Вдруг на елке загораются огоньки)Ведущий. Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Елочка сверкает! Посмотрите, малыши, красота какая!
Ведущий. А давайте поиграем с елочкой. Все вместе подуем на огоньки, они и погаснут. (Дети дуют на елку, огоньки гаснут)
А теперь дружно похлопаем в ладоши.
(дети хлопают в ладоши, огоньки загораются)Ведущий: Ярко звездочки блестят, Ярко лампочки горят, Бусы разные висят — Замечательный наряд! Да и детки наши тоже все нарядны, хороши. Нашей елочке расскажут новогодние стишки. Дети: 1. Елочка большая, Вот она какая. 2. Огоньки блестят, сверкают, Полюбуйтесь, как мигают. Ведущий. Здравствуй, наша елочка! Здравствуй Новый год! Под елкой начинаем мы веселый хоровод! (Дети встают в круг перед елкой)Песня Елка из лесу пришла. Да! Да! Да! (идут по кругу)
Детям радость принесла. Да! Да! Да! Высока, пушиста. Да! Да! Да! Детям очень нравится. Да! Да! Да! Шарики цветные. Да! Да! Да!
(фонарики)
Бусы золотые. Да! Да! Да!
(качают кистями рук перед собой)
Дождик серебристый. Да! Да! Да!
(встряхивают кистями рук)
И снежок искристый. Да! Да! Да!
(стучат пальцем руки по ладошке другой руки)Ведущий. Ой, ребятки, малыши, как плясали от души. Тихо-тихо! Ведь сейчас сказку мы начнём для вас! В лес Снегурочка идет, Свою песенку поет. (Звучит «Песенка Снегурочки» на ширме появляется Снегурочка)
Снегурочка. Здравствуйте, ребятки. Ведущий. Здравствуй, Снегурочка. Снегурочка. Я Снегурочка, внучка дедушки Мороза. Вашу песню услыхала, Вас ребята, увидала. Рады праздник все встречать, Дружно петь и танцевать. А вы, ребятки, умеете плясать? Ведущий. У детишек наших ножки не стоят, Поплясать у елочки они хотят. Танец «Ручками мы хлопнем» Снегурочка. До чего же хороши, Все плясали от души. Как у вас весело. (слышен плач)Снегурочка. Ой, а кто это плачет, кто такой грустный? (прислушивается и подходит к маленькой Ёлочке на ширме)
Это ёлочка не спит, грустно в темноту глядит. Почему ты такая грустная, елочка?
Ёлочка. Скоро праздник новый год, Дети встанут в хоровод. А меня не наряжают! Обо мне не вспоминают! Видно, празднику не быть! Как же тут не загрустить? (Ёлочка плачет)Снегурочка. Очень скоро Новый год В каждый дом и в лес придёт. Надо ёлку нарядить, Огоньки на ней включить, Не плачь, елочка, мы тебе поможем. Колокольчиком звеню, Всех зверей к себе зову (звенит в колокольчик)
Эй, зверята, прибегайте, Елочку вы наряжайте.
(Снегурочка уходит)Ведущий. Вы тихонько посидите, Кто спешит к нам, посмотрите. По дорожкам, по снегам, по лесным лужайкам, Прискакал тут к елочке длинноухий зайка. (звучит музыка Зайчика.)
Зайчик. Прыг да скок, прыг да скок, Прыгаем мы, зайчики. Посмотрите, я принес Для елки барабанчики! Красивые, блестящие, Как будто настоящие! (Ведущий берет у зайца барабанчики и вешает их на елку)Зайчик. Посмотрите, у меня Ушки, лапки, хвостик! Нынче очень храбрый я, Раз пришел к вам в гости. Ведущий. Чей пушистый рыжий хвостик? Это кто идет к нам в гости?… Лисичка Зайчик. Ой, боюсь, боюсь, лису, лучше в лес я убегу (зайчик убегает)(звучит музыка Лисы)
Лиса: Я лисичка-лиса всему свету я краса, Черный носик, рыжий хвостик. К вам пришла я через мостик. Шары для елки принесла, Ах, какая красота. Так сверкают и блестят, Каждый будет очень рад! (Ведущий хвалит лисичку, берет шарики и вешает их на елку)(Лиса бегает, наклоняется и «принюхивается»)Лиса Чую, зайчиком здесь пахнет, Где же он, ребятки? Ведущий. Лиса, ты зайчат не обижай, Лучше с ними поиграй. Девочки и мальчики Прыгают как зайчики. Лиса. С удовольствием друзья, Поиграю с вами, я. (Ведущий снимает куклу-Лису с ширмы, надевает её себе на руку, играет с детьми в заключение песенки Лиса «ищет зайчиков», затем куклу незаметно убирают)Танец зайчиков Ведущий. Лиса зайчиков искала, Не нашла, в лес убежала. Кто так топает, идёт, Что он елочке несет? (Звучит музыка Медведя)
Ведущий. Вышел мишка косолапый, Топнул он косматой лапой. Медведь. Берегите, дети ноги, Вылез мишка из берлоги. Ведущий. Мишка, ты детей не пугай, Лучше с ними пошагай. Наши ребятишки Топают как мишки. Упражнение «Большие ноги шагают по дороге»Медведь. Ох, какие ребятишки. По дорожкам шли как мишки. Новый год веселый, яркий, Приберёг и я подарки. Примите от мишки, Красивые шишки. Пусть на веточках висят, Вот для елочки наряд. (Ведущий благодарит Медведя и вешает игрушки на елку)(Звучит музыка Белочки)
Ведущий. Прыгает по веточкам рыженькая белочка. Белочка: А я грибочки принесла Их я с лета запасла! Ёлочке сейчас дарю, «С новым годом» — говорю! (Ведущий наряжает елку и слышит за ширмой звук погремушки)Ведущий. Дети, что такое, что шумит?.. Погремушка тут гремит. Белочка. Погремушки получайте, Пойте дружно и играйте. (Белочка убегает)Игра-танец с погремушками (Звучит музыка, выходит Снегурочка)Снегурочка. Ах, как елку нарядили, ничего не позабыли. Ёлочка: Вот спасибо вам, друзья! Украшенью рада я! Снегурочка. Наступает новый год. Дедушка Мороз идет. На поляну Дед Мороз Сказочный мешок принёс, В нём подарки для ребят, И лесных друзей, зверят. (Звучит музыка Деда Мороза)
Дед Мороз. Здравствуйте, ребятки. Здравствуй внученька моя, Снегурочка. (Дед- Мороз подходит к Ёлочке)Дед — Мороз. Эта елочка, на диво, Разукрашена красиво. Огоньки зажгу на ней, Станет елка веселей. Огоньками засверкай, Ну-ка, елочка, сияй! А теперь, ребятишки, спойте песенку порадуйте, Дедушку-Мороза. Песня «Дед Мороз, деткам елочку принес». Дед мороз. Какая хорошая песенка, и про шарики и про фонарики, как на вашей большой елке. (Подходит к маленькой Ёлочке).Дед — Мороз. А маленькую елочку кто так украшал, А маленькую елочку кто так наряжал? Снегурочка. Дедушка Мороз, Звери ёлку наряжали, Тебя в гости ожидали. Ты подарки им принес, Добрый Дедушка Мороз? Дед Мороз. Всех зверят я угостил, Никого не позабыл. Ваш теперь черед, ребятки! Получать свои подарки. У меня в мешке для вас, Вкусных сладостей припас. В группу все сейчас пойдете И подарки там найдете. Ведущий. Спасибо, Дедушка Мороз Мы с ребятками пойдем, и подарки все найдем. Дед Мороз. Ну, а нам идти пора, Дед Мороз и Снегурочка. До свидания, друзья! Ведущий и дети. До свидания! Ведущий выводит детей из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Подготовка к Новому году в детском саду. Сценарий Сценарий Новогоднего праздника для 1 младшей группы Сценарий Новогоднего праздника в первой младшей группе Сценарий новогоднего утренника в детском саду для детей младшей группы 3-4 лет
Похожие статьи:
Сценарий Нового года в первой младшей группе
Сценарий Новогоднего утренника во второй младшей группе
Кукольный театр в вариативных формах дошкольного образования (ГКП, ЦИПР и др.)
Авторы – Наталия Феликсовна Сорокина, Людмила Григорьевна Миланович
Каждое музыкальное занятие в группе кратковременного пребывания (ГКП) авторы предлагают начинать небольшим кукольным спектаклем, который разыгрывает музыкальный руководитель. Это нужно для того, чтобы малыши сразу включились в творческий процесс восприятия, понимания и осмысления увиденного. Кукольный спектакль разыгрывается педагогом на нескольких музыкальных занятиях, чтобы дети лучше поняли содержание сказки, научились эмоционально реагировать на происходящее, чтобы у них сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Таким же образом в течение месяца малыши знакомятся с другими кукольными спектаклями.
Предлагается сценарий кукольного спектакля «Репка» по мотивам русской народной сказки.
Перечень публикаций
Кукольный театр в вариативных формах дошкольного образования (ГКП, ЦИПР и др.)//2015. – № 6. – С. 17.
Конспект НОД для детей раннего возраста «Театрализованный показ сказки «Теремок»
Оля Елизарова
Конспект НОД для детей раннего возраста «Театрализованный показ сказки «Теремок»
Конспект НОД для детей раннего возраста театрализованный показ сказки «Теремок»
(в обработке М. Булатова)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели: повторить содержание русской народной сказки «Теремок»
в обработке М. Булатова; помочь запомнить
сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать детей в инсценировку сказки; активизировать речь; вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными героями; закрепить умение работать с пластилином, раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, любоваться готовыми изделием.
Планируемые результаты: с интересом слушают русскую народную сказку в исполнении воспитателя, следят за развитием действий в театрализованном показе (с помощью игрушек, владеют основными движениями при выполнении подражательного упражнения «Кто в тереме живет?»
,принимают активное участие в продуктивной деятельности (лепка палочек-бревнышек, проявляют эмоциональную отзывчивость на
сказку
Материалы и оборудование: оборудование для театрализованного показа сказки (игрушки — мышка, лиса, лягушка, заяц, волк, мишка, декорации, иллюстрации к сказке, фланелеграф, фигурки к фланелеграфу (бревнышки, крыша, пластилин, салфетки, дощечки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети садятся на ковёр и готовятся слушать сказку. На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Теремок»
, выставляет фигурки героев представления.
Воспитатель. Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам недавно читала. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется. (Ответы детей)
Конечно, это
«Теремок»
.
Давайте расскажем ее вместе.
2. Основная часть. Рассказывание сказки.
Воспитатель рассказывает сказку «Теремок»
, выставляет фигурки персонажей на столе по ходу действия и побуждает
детей назвать ее героев, досказывать за ним отдельные фразы, слова, звукоподражания животным, рассказать, что они делают.
Воспитатель.
— Кто нашел теремок? (Мышка-норушка.)
— Как мышка бежала по полю? (Дети берут игрушку и показывают.)
— А знаете, как пищит мышка? (Дети проговаривают «Пи-пи-пи.»
.)
— Кто вторым прискакал к теремку? (Лягушка-квакушка.)
— Покажите, как скакала лягушка? (Дети берут игрушку и показывают.)
— А как разговаривает лягушка? (Дети произносят «Ква-ква-ква.»
.)
— А как прискакал зайчик? (Дети берут игрушку и показывают.)
— Кто следующим нашел теремок? (Лисичка-сестричка.)
— Как она бегает? (Дети берут игрушку и показывают.)
— А кто был следующим? (Волчок — серый бочок.)
— Зверюшки жили дружно? (Ответы детей.)
Вечерами они с удовольствием собирались вместе, пели песни и танцевали.
Вот так весело жилось зверятам.
— Кто услышал песни и пришел к теремку? (Медведь косолапый.)
— Что он сделал? (Сломал теремок.)
Да, теперь придется друзьям строить новый теремок.
Физкуль
Воспитатель предлагает детям показать, как бежит мышка, прыгает лягушка, скачет зайчик, бегут лисичка и волк, идет медведь косолапый. Дети во время выполнения упражнений могут произносить звукоподражания.
3. Лепка палочек для крыши.
Воспитатель. Стены теремка звери уже построили. Осталось построить крышу — и теремок будет готов. (Прикрепляют к фланелеграфу изображения стены, крыши.)
Но у зверюшек не хватает палочек — бревнышек для строительства. Поможем им. Сделаем палочки из пластилина. Для палочек-бревнышек нужен пластилин коричневого цвета. Возьмем из коробочки пластилин коричневого цвета, разомнем его. Затем раскатаем из комочка палочку. (
Показывает приемы раскатывания палочек. Дети повторяют движения педагога, выполняя прямые движения ладонями.)
— Если каждый из вас сделает по одной палочке, то зверятам как раз хватит, чтобы сделать крышу. Давайте поторопимся, а то вдруг дождик начнется. Принимайтесь за работу.
Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
4. Рефлексия.
Вылепленные изделия раскладываются детьми на дощечках. Воспитатель кладет палочки одну к одной.
Воспитатель. Посмотрите, вот так, бревнышко к бревнышку, и у нас получится красивая крыша. Полюбуйтесь на нее.