Трудовая деятельность во время зимней прогулки.
«Место и значение труда на зимней прогулке».
(консультация)
Труд имеет большое значение в воспитании детей. Одним из видов трудовой деятельности в детском саду, является труд на зимней прогулке.
Желание участвовать в трудовой деятельности воспитывается с младшей группы. Воспитатель выносит лопаточки, метелки, предлагает вместе с воспитателем очистить дорожки от снега, размести его метелкой. Можно предложить сделать маленькую горку для катания кукол. Дети вместе с воспитателем свозят на санках снег, прихлопывают его лопаткой, с помощью воспитателя делают небольшую горку. Катание с горки кукол на игрушечных санках доставит детям большую радость. В теплые дни воспитатель организует лепку из снега, дает формочки, лопатки. Дети узнают, что из снега можно лепить. Надо показать, как скатать небольшие шары и делать снеговика, как лепить снежки. С помощью воспитателя малыши кормят птичек.
Дети средней группы могут активнее участвовать в уборке участка от снега. Воспитатель учит их, как разгребать снег лопаткой на дорожках. Дети нагружают санки и свозят снег под деревья и кусты, сваливают в кучи для игр. На участке с помощью воспитателя подкармливают птиц.
В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. В старших группах на прогулке значительное место должен занимать труд. Дети могут активно участвовать в сооружении сложных построек (снежного вала, горки, ледяной дорожки, снежного дома), а так же в очистке участка от снега, украшении его. Следует обучить детей некоторым приемам работы со снегом: катать снежный ком, вырезать лопатой из слежавшегося снега кирпичи, делать из них простейшие постройки, сгребать снег лопатой, разметать метлой. Хорошо, если очистка участка станет постоянной обязанностью детей. Для этого надо установить очередность. После снегопада можно организовать коллективную уборку участка от снега: одни дети сгребают лопатками снег, другие увозят на санках, а кто-то разметает метлой. Детям доступно участие в приготовлении цветных льдинок: накладывать подкрашенный снег в металлические формочки и опрокидывать их. Льдинками дети под руководством воспитателя украшают снежные клумбы, постройки и т.д. В процессе труда воспитатель привлекает внимание детей к свойствам снега в разную погоду: дети узнают, что в теплую погоду снег хорошо лепится, а в сильный мороз рассыпается.
После метели обратить внимание детей на снежный покров, рассказать о его значении в жизни растений зимой, поэтому, убирая участок, дети сносят его к деревьям и кустарникам. Воспитатель учит их окучивать деревья, делать около них высокие снежные холмики, что лучше защищает корни от морозов. Это дает больше влаги весной, убережет деревья от солнечных ожогов. Дети узнают, что слишком большое количество снега может повредить дереву. После больших снегопадов, под тяжестью снега, ветки могут сломаться, поэтому снег с веток надо стряхивать, т.е. во время труда на зимней прогулке идет активный познавательный процесс.
Дети старших групп уже сами кормят птиц, без помощи воспитателя. При подкормке зимующих птиц уточняются представления детей об этих птицах, их повадках, питании. Дети наблюдают, какие птицы постоянно прилетают, какие редко, какой больше любят корм. Если птиц не подкармливать, то они будут клевать почки плодовых деревьев и вместо пользы принесут вред.
В процессе трудовой деятельности на прогулке, дети под руководством воспитателя овладевают рядом умений, учатся сравнивать и обобщать наблюдения, понимая некоторые зависимости между ними. У детей формируется любознательность, наблюдательность. Способность самостоятельно мыслить. В труде наибольшее значение имеет формирование нравственных сторон личности. В труде они учатся доброжелательно договариваться друг с другом о распределении обязанностей, инвентаря, учатся помогать друг другу, если кто-то устал или не справляется. Воспитывается чувство ответственности за порученное дело, стремление настойчиво добиваться результатов, доводить дело до конца. Развивается желание браться за работу по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, воспитывается уважение к труду.
В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, особенно на зимней прогулке при уборке снега. Воспитатель должен следить, чтобы не было перегрузки. Перегрузка вызывает у ребенка быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, или отказываются ее выполнять до конца. Учащенное дыхание, пот, покраснение лица – признаки перегрузки, поэтому воспитатель должен остановить ребенка, предложить ему другой, спокойный вид деятельности.
Зимний труд доставляет детям много радости, способствует укреплению здоровья, помогает расширить представление о свойствах снега и льда, воспитывает любовь к природе.
Картотека прогулок. Декабрь
Транскрипт
1 Картотека прогулок Декабрь Прогулка 1 Наблюдение «Как узнать ель». Показать детям ель, объяснить, чем она отличается от березы (зеленая, колючая), обратить на красоту ели. (Цикл наблюдений — см. С. Н. Николаева, «Юный эколог») Д/ игра «Кто внимательный?» — развивать остроту слуха, умение воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят. П/ игра «Перебежки догонялки» — учить согласовывать свои действия с действиями товарища. Труд. Собрать сухие веточки привлекать к выполнению трудовых поручений. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Прокати шар по горке» 2) «Построй домики» (кубики). Прогулка 2 Наблюдение «Что изменилось на улице?» — формировать элементарные представления о зимних изменениях в природе, развивать речь, умение отвечать на вопросы. П/ игра «Зайка беленький сидит» — учить детей слушать текст и выполнять движения по тексту. Д/ игра «Где позвонили?» — развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. Труд. «Подметём на веранде» — привлекать детей к выполнению простейших поручений. Индивидуальная работа. 1) И/ упр. «Сбей кегли». 2) Д/упр. «Кого не стало?» (игрушки). Прогулка 3 Наблюдение за снегопадом формировать представления о зимних погодных явлениях, расширять кругозор детей, активизировать словарь: «снег», «снежинки», «зима», «холодно». П/ игра «Бегите ко мне» — упражнять детей в беге в указанном направлении. Д/ игра «Громко — тихо» — развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки учить трудиться всем вместе. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Догони шар». 2) Повторить стих. М. Познанской «Снег идёт». Прогулка 4 Труд. Развешивание кормушек воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем. Наблюдение за птицами, кормление птиц воспитывать заботливое отношение к птицам. П/ игра «Воробушки и автомобиль» — учить выполнять движения по сигналу. Д/ игра «Что в мешочке?» — учить наощупь определять, какие зёрна находятся в мешочке.
2 Индивидуальная работа. 1) Потешка «Большие ноги». 2) Д/упр. «Один — много». Прогулка 5 Наблюдение за кошкой привлекать к наблюдениям за домашними животными, воспитывать желание заботиться о них. П/ игра «Воробушки и кот» — учить действовать по сигналу. Д/игра «Поручения» — продолжать развивать умение понимать речь взрослого, учить выполнять несложные поручения, учить ориентироваться в пространстве. Труд. «Подметём на веранде» — привлекать детей к выполнению простейших поручений. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Вокруг санок» 2) Д/у «Кто как кричит?» (дом. жив.) Прогулка 6 Наблюдение «Что есть у ели?» формирование представлений о строении ели (ствол, ветки), похожа на пирамидку П/ игра «Воробушки и автомобиль» — учить выполнять движения по сигналу. Д/ игра «Один много» — учить различать количество предметов. Труд. Собираем игрушки учить самостоятельно собирать игрушки после прогулки. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Поймай снежинку». 2) Д/упр. «Кого не стало?» (дом. жив.). Прогулка 7 Наблюдение«Как снег становится водой?» — показать, что снег в тепле тает и становится водой, в ней есть мусор, она грязная (набрать снег в ведерко и занести в группу). П/ игра «Снежиночки пушиночки» — учить детей выполнять движения по тексту. Д/ игра «Где позвонили?» — развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. Труд. Собираем ветки в кучу, расчистка дорожек от снега воспитывать желание трудиться. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Прокати шар по горке». 2) «Построй домики» (кубики). Прогулка 8 Наблюдение за одеждой прохожих. Почему люди так тепло оделись? продолжать формировать представление детей о том, что зимой холодно. П/ игра «Зайка беленький сидит» — продолжать учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте и т.д. Д/ игра «Поручения» — продолжать учить выполнять несложные поручения. Труд. «Подметём на веранде» — привлекать к выполнению простейших поручений.
3 Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Перешагни через палку» (принести султанчики). 2) Повторить стих. Н. Саконской «Где мой пальчик?» Прогулка 9 Наблюдение за птицами. Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать желание помогать птицам зимой. П/ игра «Воробушки и кот» — учить действовать по сигналу. Д/ игра «Большая маленькая» — учить расставлять машинки по размеру. Труд. Кормление птиц воспитывать желание заботиться о птицах. Индивидуальная работа. 1) Ходьба по извилистой дорожке. 2) Д/упр. «Кто как кричит?» (птицы). Прогулка 10 Наблюдение за играми старших дошкольников закреплять правила поведения во время прогулки. П/ игра «Веселые зайчата»- упражнять в беге, прыжках, развивать ловкость. Д/ игра «Спрячь мячик» — формировать у детей навыки понимания предложений. Труд. Подмети дорожку учить трудиться вместе со старшими дошкольниками. Индивидуальная работа. 1) И/ упр. «Сбей кегли». 2) Катание куклы Кати на саночках. Прогулка 11 Наблюдение «Поможем ёлке — она живая» — воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели: стряхнуть снег с ветвей, прикопать корни снегом. П/ игра «Бегите ко мне» — упражнять детей в беге в указанном направлении. Д/ игра «Назови ласково» — учить образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. Труд. Сгребание снега в кучу подготовка к изготовлению построек из снега. Индивидуальная работа. 1) Ходьба по извилистой дорожке. 2) Д/упр. «Большой-маленький». Прогулка 12 Наблюдение на тему: «Зима холодная» — формировать связные представления о зиме. П/ игра «Дед Мороз» — прививать детям умение выполнять характерные движения (зайчик, мишка, лисичка, птички). Д/ игра «Да и нет» — закреплять правила поведения на прогулке зимой. Труд. Посыпание дорожек песком воспитывать желание помогать взрослым.
4 Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Прокати шар по горке». 2) Повторение стихотворений к новогоднему празднику. Прогулка 13 Наблюдение за снегом. Формировать представления о свойствах снега (белый, пушистый, сыпучий, холодный). П/ игра «Снежиночки пушиночки» — учить детей выполнять движения по тексту. Д/ игра «Один много» — учить различать количество предметов. Труд. Помочь расчистить дорожки от снега поддерживать желание детей помогать взрослым. Индивидуальная работа. 1) Ходьба по снежному валу. 2) Катание игрушек на саночках. Прогулка 14 Наблюдение «Что происходит с водой на морозе?» познакомить детей с природным явлением льдом (изготовление цветных льдинок). П/ игра «Веселые зайчата»- упражнять в беге, прыжках, развивать ловкость. Д/ игра «Покажи, кого назову» — учить детей находить, показывать и называть имена сверстников. Воспитывать дружелюбие, развивать общительность и хорошие отношения с окружающими. Труд. Собрать снег в кучу для постройки горки привлекать к выполнению поручений. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Вокруг санок» 2) Д/упр. «Большой-маленький». Прогулка 15 Наблюдение «Сравнение живой и игрушечной ёлки» — показать отличие живой ели от искусственной ёлки. П/ игра «На ёлку» — учить детей выполнять характерные движения животных. Д/ игра «Поручения» — продолжать учить выполнять несложные поручения. Труд. Украсим постройки цветными льдинками воспитывать желание украшать свой участок. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Перешагни через палку» (принести султанчики). 2) Вспомнить стихотворение Е. Ильиной «Наша ёлка высока» Прогулка 1 Январь Наблюдение за деревьями в зимнем наряде учить замечать красивое вокруг, закреплять представления о зиме. П/ игра «Зайки и лисичка» — учить детей выполнять движения по тексту.
5 Д/игра «Кто позвал?» — развивать слуховое восприятие, учить узнавать сверстников по голосу. Труд. «Строим горку для куклы Кати» — учить выполнять трудовые поручения. Индивидуальная работа. 1) Ходьба по снежному валу. 2) Д/упр. «Один — много». Прогулка 2 Наблюдение «Как одеты прохожие?» — продолжать формировать представления о зиме, закреплять в словаре названия предметов зимней одежды. П/ игра «На ёлку» — учить детей имитировать характерные движения животных. Д/игра «Большой и маленький» — учить строить домики для мышки и мишки. Труд. Сгребание снега лопатками (для большой горки) учить работать сообща. Индивидуальная работа. 1)Прыжки «Из кружка в кружок». 2) Катание куклы Кати с горки. Прогулка 3 Наблюдение за работой дворника зимой формировать знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду. П/ игра «Красный, желтый, зеленый» — учить бегать, не наталкиваясь, действовать по сигналу. Д/ игра «Где котёнок?» (игрушка) формировать умение детей ориентироваться в пространстве. Труд. Посыпание дорожек песком воспитывать желание помогать взрослым. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Сбей кегли снежком». 2) Д/упр. «Кто как кричит?» (дом. жив.). Прогулка 4 Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку?» учить замечать птиц в ближайшем окружении; учить выделять их действия (прыгают, клюют, вспорхнули, улетели). П/игра «Вороны» — развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Д/ игра «Назови ласково» — продолжать учить образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. Труд. Строим горку, снеговика воспитывать желание участвовать в совместном труде. Индивидуальная работа.1) И/упр. «Вокруг санок». 2) Катание игрушек на саночках. Прогулка 5 Наблюдение за снегом продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, рассыпчатый, хрустящий). П/ игра «Убежим от медведя» — учить выполнять действия по тексту стих -я «Как на горке снег, снег».
6 Д/игра «Найди шарики красного цвета» — учить различать цвета (из предложенных 4 осн. цветов). Труд. Расчистка дорожек от снега, изготовление цветных льдинок. Индивидуальная работа. 1) И/ упр. «Донеси кубики». 2)Разучивание двустишия: «Раз шажок, два шажок под ногою снежок». Прогулка 6 Наблюдение «Морозный солнечный денёк» — развивать интерес к окружающему, формировать представления о зиме. П/ игра «Дед Мороз» — прививать детям умение выполнять характерные движения животных. Д/ игра «На нашем участке» — учить ориентироваться на своём участке. Труд. Украшаем постройки цветными льдинками воспитывать желание украшать территорию детского сада. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Поймай снежинку». 2) Катание куклы Кати с горки. Прогулка 7 Наблюдение за снегопадом. Учить замечать красоту природных явлений, формировать представления о свойствах снега снег тает на ладошке. П/ игра «Зайки и лисичка» — учить детей выполнять движения по тексту. Д/ игра «Сколько предметов?» — формировать понятие «один много». Труд. Расчистка дорожки к беседке от снега, подкормка птиц. Индивидуальная работа. 1) И/ упр. «Донеси кубики». 2) Д/упр. «Кто как кричит?» (птицы). Прогулка 8 Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?» — учить различать птиц по размеру и окраске (воробьи летают стайкой, садятся на кормушку; ворона летает одна, на кормушку не садится). П/игра «Вороны» — развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Д/ игра «Кто позвал?» — развивать слуховое восприятие, учить узнавать сверстников по голосу. Труд. Строительство туннелей для игрушек воспитывать умение трудиться вместе. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Сбей кегли снежком». 2) Заучить чистоговорку «Ой — ой — ой — зайке холодно зимой». Прогулка 9 Наблюдение «Сосульки на крышах» — знакомить детей с природными явлениями, объяснить, что под крышами ходить опасно, если с крыш свисают сосульки. П/ игра «Лохматый пёс» — учить передвигаться по площадке, быстро реагировать на сигнал.
7 Д/ игра «На нашем участке» — учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения. Труд. Насыпать корм в кормушки для птиц воспитывать заботливое отношение к птицам. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Перешагни препятствие» 2) Д/упр. «Кого не стало?» (игрушки) Прогулка 10 Наблюдение за деревьями формировать представления о деревьях, воспитывать бережное отношение к природе. П/игра «Воробышки и автомобиль» — учить действовать по сигналу. Д/ игра «Найди шарики жёлтого цвета» — учить различать заданный цвет. Труд. Расчистка дорожек от снега воспитывать желание трудиться. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Вокруг санок». 2) Д/упр. «Большой-маленький». Прогулка 11 Наблюдение за снегом продолжать знакомство со свойствами снега: холодный, белый, пушистый, нелипкий, рассыпчатый. П/ игра «Красный, желтый, зеленый» — учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Д/игра «Один — много» — учить различать количество предметов. Труд. Подкормка птиц на участке, постройка снежных башен. Индивидуальная работа. Вспомнить потешку «Большие ноги шли по дороге». Прогулка 12 Наблюдение за погодой закреплять знания о зиме, об особенностях зимней погоды. П/ игра «Лохматый пес» — учить передвигаться по площадке, быстро реагировать на сигнал. Д/ игра «Кто позвал?» — развивать слуховое восприятие, учить узнавать сверстников по голосу. Труд. Носим снег в ведёрках на клумбу воспитывать желание участвовать в совместном труде; объяснить, что весной снег на клумбе растает, увлажнит землю, а это полезно для роста цветов. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «По коридорчику» (из кубиков). 2) Катание куклы Кати по дорожкам. Прогулка 13 Наблюдение за небом развивать познавательную активность детей, речь, расширять кругозор. П/ игра «Птички, раз! Птички, два!» — упражнять детей в выполнении движений.
8 Д/игра «Назови ласково» — продолжать учить образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. Труд. Расчистка беседки от снега выполнение поручений. Индивидуальная работа. 1) И/ упр. «Донеси кубики». 2) Заучить чистоговорку «С горки сани едут сами». Прогулка 14 Наблюдение за птицами воспитывать желание заботиться о птицах. П/ игра «Воробышки и автомобиль» — учить действовать по сигналу. Д/ игра «Да и нет» — закреплять правила поведения на прогулке зимой. Труд. Кормление птиц, расчистка дорожек от снега. Индивидуальная работа. Повторение стихотворения Е. Ильиной «Наша ёлка высока» Прогулка 15 Наблюдение за погодными изменениями продолжать формировать представление о зиме. П/ игра «Убежим от медведя» — учить выполнять действия по тексту стих -я «Как на горке снег, снег». Д/ игра «Узнай по голосу» — развивать слуховое внимание. Труд. Строительство туннелей для игрушек воспитывать умение трудиться вместе. Индивидуальная работа. 1)Метание снежков на дальность. 2) Д/упр. «Один — много». Прогулка 1 Февраль Наблюдение «Как снег становится водой?» — вспомнить, что происходит со снегом в тепле (тает, становится водой, она грязная; набрать снег в ведерко и занести в группу). П/ игра «Веселые зайчата»- упражнять в беге, прыжках, развивать ловкость. Д/ игра «Снежный городок» — учить выбирать дом для маленьких и больших игрушек. Труд. Подметём дорожку — учить выполнять простейшие поручения. Индивидуальная работа. Повторение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Прогулка 2 Экскурсия по участку детского сада: рассматривание построек, выполненных старшими детьми способствовать развитию отношений между малышами и старшими дошкольниками, приобщать элементарным нормам и правилам взаимоотношений; обогащать словарь детей.
9 П/ игра «Убежим от медведя» — учить выполнять действия по тексту стихотворения «Как на горке снег, снег». Д/ игра «Помоги зайчику добраться до дома» — учить выбирать узкую дорожку для зайчика (по широкой ходит медведь). Труд. Почистим дорожку от снега, подкормка птиц. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Поймай снежинку». 2) И/упр. «Построй домики». Прогулка 3 Наблюдение «Следы на снегу» — учить определять следы: детей, взрослых, животных и птиц. П/ игра «Мыши водят хоровод» — знакомить детей с русскими народными подвижными играми, упражнять в выполнении движений по тексту потешки. Д/игра «Один — много» — учить различать количество предметов. Труд. «Строим дом из снега» — развивать желание детей строить из снега. Индивидуальная работа. 1) И/ упр. «Перешагни препятствие». 2) Катание игрушек на саночках. Прогулка 4 Наблюдение «Что происходит с водой на морозе?» продолжать знакомить детей с природным явлением льдом (изготовление цветных льдинок). П/ игра «Зайка» -учить выполнять имитирующие действия по тексту. Д/ игра «Повторяй за мной» — формировать навыки правильного звукопроизношения. Труд. Кормление птиц воспитывать заботливое отношение к птицам. Индивидуальная работа.1) И/упр. «По коридорчику» (из кубиков). 2) Повторить чистоговорку «Ой — ой — ой — зайке холодно зимой». Прогулка 5 Наблюдение за ветром знакомить детей с доступными явлениями природы, развивать умение отвечать на вопросы: «Почему ветки деревьев качаются? Как дует ветер? Как качаются деревья?» П/ игра «Птички, раз! Птички, два!» — упражнять детей в выполнении движений. Д/ игра «Много мало» — учить определять количество снега в ведёрке. Труд. Строительство домика из снега воспитывать желание сооружать постройки из снега. Индивидуальная работа. 1) Метание снежков. 2) Д/упр. «Кого не стало?» (игрушки) Прогулка 6 Наблюдение за играми старших детей продолжать знакомить со взаимоотношениями между людьми.
10 П/ игра «Поезд» — учить согласовывать свои движения с движениями своих товарищей. Д/ игра «Кто что умеет?» — активизировать употребление в речи глаголов (собака умеет лаять, бегать, кусаться; воробей умеет прыгать, летать, чирикать и т.д.) Труд. Подметём на веранде, расчистим дорожки воспитывать желание трудиться. Индивидуальная работа. Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге». Прогулка 7 Наблюдение за берёзой полюбоваться берёзкой, рассказать, что зимой она отдыхает, т.к. очень холодно, мало солнца расширять представления детей об объектах живой природы. П/ игра «Веселые зайчата»- упражнять в беге, прыжках, развивать ловкость. Д/ игра «Какой? Какая?» — активизировать в речи употребление прилагательных. Труд. Расчистим дорожки от снега воспитывать желание трудиться вместе. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Вокруг санок» 2) И/ упр. «Тихо громко». Прогулка 8 Наблюдение за погодой дня, беседа по вопросам: «На улице тепло или холодно? Идёт ли снег? Дует ли ветер? Светит ли солнышко?» — развивать умение отвечать на вопросы. П/ игра «Мыши водят хоровод» — знакомить детей с русскими народными подвижными играми, упражнять в выполнении движений по тексту потешки. Д/ игра «Один много» — учить различать количество предметов. Труд. Подметём дорожку привлекать к выполнению поручений. Индивидуальная работа 1) И/упр. «Сбей кегли снежком». 2) Упр. «Кто как кричит?» (дом. жив.) Прогулка 9 Наблюдение «Птицы зимой» — воспитывать желание заботиться о птицах, развивать умение отвечать на вопросы. П/ игра «Птички в гнёздышках» — учить действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь. Д/ игра «Найди шарики синего, зеленого цвета» — учить различать заданный цвет. Труд. Кормление птиц воспитывать заботливое отношение к пернатым. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «Попрыгаем, как зайки». 2) Д/упр. «Один — много». Прогулка 10 Наблюдение за сосульками: обратить внимание детей на сосульки, поразмышлять, почему они появились привлекать детей к наблюдениям за явлениями природы.
11 П/ игра «Автомобили» — закреплять правила дорожного движения (ехать на зелёный цвет, на красный остановиться). Д/ игра «Короткие и длинные сосульки» — учить детей различать сосульки по длине. Труд. Собрать сухие веточки привлекать к выполнению трудовых поручений. Индивидуальная работа.1) И/упр. «По узенькой дорожке» (нарисованной на снегу). 2) Повторить чистоговорку «С горки сани едут сами». Прогулка 11 Наблюдение за постройками на участке детского сада обратить внимание детей на то, что снежные постройки подтаяли, подумать, отчего они тают. П/ игра «Зайка» -учить выполнять имитирующие действия по тексту. Д/игра «Большой маленький» — учить подбирать дом для мишки и мышки. (Домики нарисовать заранее на снегу.) Труд. Носим снег в ведёрках на клумбу воспитывать желание детей участвовать в совместном труде, объяснить, что весной снег на клумбе растает, увлажнит землю, а это полезно для роста цветов. Индивидуальная работа. 1) Метание снежков. 2) Д/упр. «Кто как кричит?» (птицы). Прогулка 12 Наблюдение за работой дворника привлекать к наблюдениям за трудом взрослым, обогащать речь глаголами. П/ игра «Поезд» — учить согласовывать свои движения с движениями своих товарищей. Д/ игра «Найди шарики зеленого цвета» — учить различать заданный цвет. Труд. Расчистка дорожек, кормление птиц поддерживать желание детей помогать взрослым. Индивидуальная работа. Повторить чистоговорку «Ой — ой -ой — зайке холодно зимой». Прогулка 13 Наблюдение за снегом. Экспериментирование: «На варежке снег не тает, а на ладошке — тает» — продолжать закреплять представления о свойствах снега. П/ игра «Птички в гнёздышках» — учить действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь. Д/ игра «Повторяй за мной» — формировать навыки правильного звукопроизношения.
12 Труд. Очистим столик от снега выполнение поручений. Индивидуальная работа. 1) И/упр. «По узенькой дорожке» (нарисованной на снегу цветными красками). 2) Катание игрушек на саночках. Прогулка 14 Наблюдение за транспортом продолжать знакомит детей с видами транспорта: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, трактор, снегоочистительная машина и т.д.; знакомить с элементарными правилами дорожного движения: по проезжей части едут машины, по тротуару ходят пешеходы. Переходить дорогу нужно только вместе со взрослыми, в строго отведённом месте. П/ игра «Автомобили» — закреплять правила дорожного движения (ехать на зелёный цвет, на красный остановиться). Д/игра «Принеси предмет такого же цвета» — закреплять умение различать цвета. Труд. Очистим снег вокруг беседки воспитывать желание трудиться вместе. Индивидуальная работа.1)и/упр. «Вокруг санок» 2) И/ упр. «Тихо громко». Прогулка 15 Наблюдение за погодой дня продолжать знакомить детей с особенностями зимней погоды, активизировать словарь по теме. П/ игра «Веселые зайчата»- упражнять в беге, прыжках, развивать ловкость. Д/ игра «Много мало» — учить определять количество снега в ведёрке. Труд. Кормление птиц, расчистка дорожек от снега воспитывать желание трудиться. Индивидуальная работа. 1) И/пр. «Попади в лунку». 2) И/упр. «Построй домики»
Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие в зимний лес»
«Прогулка в зимнем лесу»
Тема:
Зимушка-зима
Программное содержаниеЗадачи:Образовательные
Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
Развивающая
Развивать навыки общения, диалогическую речь.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе
Словарная работа:
лёгкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя.
Предварительная работа:
беседа о признаках зимы, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца, дидактическая игра «животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой),снежки. ноутбук, музыкальные композиции.
Методика проведения
Этапы Содержание Примечание
Вводная частьВоспитатель:
— Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок! Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу! — Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал реветь медведь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Дети:
Зимой — Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла. Воспитатель в костюме зимы входит в группу(установление эмоционального контакта). Основная часть — Сейчас я с вами поделюсь частичками снега
gazprombank.ru
— Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся, как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые. Воспитатель:
— Ребятки, а вы слышали какая красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала сейчас, а как ещё можно о ней сказать? Какая она?
Дети:
Зимняя, снежная
Воспитатель:
Правильно, а еще она лёгкая, радостная — Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что вы любите делать зимой?
Дети:
Гулять, лепить снеговика, кататься на санках
Воспитатель:
— А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко.
Воспитатель:
Давайте все вместе встанем вокруг нашего облака и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели
Воспитатель:
— Вот мы с вами и на лесной полянке. 3.
БЕСЕДА «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»Воспитатель:
— Садитесь на полянку Ребятки, скажите мне, что происходит зимой в природе? Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки, которые вам помогут.
Воспитатель:
— Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке? Что происходит в природе?
Дети:
идёт снег
Воспитатель:
— Реки покрыты льдом. Что на этой картинке произошло с речкой? — Солнце светит, но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко свети , но снег не тает, почему?
Воспитатель:
Солнце греет не так сильно как летом и по этому снег зимой не тает — Деревья без листьев. Птиц стало меньше.
Воспитатель:
Птицы на зиму улетают в теплые страны, а прилетают только ,когда зима отступает и тает снег
Воспитатель:
— Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз, два, три — посмотрите, наши снежинки превратились в снежки. Давайте соберем их все в один большой сугроб снега
Воспитатель:
Молодцы , просмотрите какой красивый белоснежный сугроб у нас получился, а сейчас нам нужно сесть за столы Отгадайте загадку, кто это спрятался под деревом? -Летом шубу серую, а зимою белую Носит попрыгайчик, боязливый……. Дети: заяц
Воспитатель:
— А теперь давайте с вами расскажем про зайца, а картинки нам помогут. — Где живёт заяц? А Серёжа выберет нужную картинку и покажет ребятам — Как выглядит заяц? — Чем питается? — Как приспосабливается к зиме?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРИ»Воспитатель:
— Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете? (ответы детей) — Возьмите в руки только животное леса. И покажите мне его Как вы догадались, что это животное живет в лесу?
Воспитатель:
Молодцы, ребята все справились с заданием Раздаю снежинки Дети встают в круг и кружатся звучит аудиозапись»Серебристые снежинки» Выслушиваю все ответы детей На ковре лежит вырезанное из ватмана облако Дети встают вокруг него Взмахиваю волшебной палочкой, звучит музыка Дети сидят на ковре . Беседую с детьми Показываю по очереди картинки детям за правильные ответы даю снежинки незаметно меняю коробки В коробке вата в виде снежков Дети по очереди складывают снежки( вату) в один большой сугроб Дети садятся за столы Загадываю загадку Показываю игрушку — зайца. Дети выходят и показывают нужную картинку Провожу дидактическую игру На столе у каждого ребенка по 2 картинки: одна лесного животного одна домашнего Детей наталкивает на ответ изображение животного и леса вокруг него
Заключительная частьВоспитатель:
На этом наше путешествие заканчивается, Давайте опять встанем вокруг облака и окажемся в детском саду
Воспитатель:
— Сегодня, мы побывали в зимнем лесу, вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям. — Мне Зимушке — зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы.
Подвожу итог занятия
Дарю снежинки детям Дети встают вокруг облака и возвращаются в группу