Семинар «Современные игровые технологии в ДОУ»
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии
— создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии
:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)
; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии
не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
знания методики игровой деятельности;
профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
; как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»
Ершова Елена Викторовна
воспитатель высшей категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Республика Коми, г. Сыктывкар
Методические рекомендации
«Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»
Тезис
Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Правильно организованная игровая деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.
Методические рекомендации адресованы специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям.
Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Именно игра становится сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.
«Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту».
Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий «…для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», «… для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности «(пункт. 3.2.5 ФГОС ДО), что подразумевает «поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства».
Детство и игра – это две половинки единого целого. Проблема организации творческих игр детей дошкольного возраста всегда волновала воспитателей, но сегодня волнует по-особому. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. По данным Е.О.Смирновой уровень развития игры современных детей невысок – лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности. Прямым следствием недостаточного развития игровой деятельности является ряд проблем, которые фиксируются как специфические характеристики современных детей: — недостаточная социальная компетентность детей – неумение наладить отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей; — трудности коммуникации: бессодержательное общение, детям неинтересно общаться друг с другом; — снижение энергичности детей, желания активно действовать; — не сформирована потребность играть, дети не проявляют инициативы в игровой деятельности; — несформированность воображения, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности; — недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения; — несформированность психических процессов. Учитывая всё вышеуказанное, постараемся выстроить алгоритм встраивания игры в целостный образовательный процесс. В первую очередь нужно правильно определить место игры в режиме дня и структуре образовательной программы. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию дидактических игр (подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала и т.п.) в соответствии с содержанием работы по образовательным областям.
На прогулках. либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, народные, театрализованные игры, игры с правилами и пр. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, педагог передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не «фронтально» со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте.
В режиме дня выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий и во вторую половину дня), ценное время для творчества, когда дети имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную») игру (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-экспериментирования, и пр.), о необходимости которой говорится в стандарте. Воспитатель наблюдает за играми детей, чтобы оценить уровень их развития, продумать, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Поощряет проявления разнообразной игровой активности, творчества, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности. Важно использовать разнообразные формы организации игровой деятельности в режиме дня: «День игры», «Час игры», «Час творчества», «День театра», «Поиграем в сказку» и др. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.
Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку из двух-трёх многократно повторяющихся действий. По мере накопления впечатлений и игрового опыта у малышей формируются и развиваются игровые действия, они начинают словом обозначать свою роль, понимать условности игровой ситуации. Сюжет игры малышей несложен: в нём дети преимущественно отражают быт семьи, детского сада. Всё это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Руководство играми детей среднего возраста проявляется в обогащении содержания возникающих игр, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Возникают новые темы, связанные со знаниями, полученными ребёнком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из мультипликационных фильмов и др. Одна игра включает в себя несколько взаимосвязанных игр («Путешествие с доктором Айболитом», «Мини маркет», «Морское путешествие», «Детское кафе», «Цирк»), что способствует расширению тематической направленности сюжетных игр, служит формированию высокого уровня игровой деятельности детей. У детей старшего дошкольного возраста обогащается игровой опыт, появляются более сложные игры. Их содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни. В играх дети отражают специфику деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг другу в процессе труда («Салон красоты», «Ветеринарная лечебница», «Ателье мод», «Фотостудия», «Олимпиада», «Исследователи», «Аэропорт», «ГИБДД», «Служба спасения», «Путешествие во времени» и др.),. Свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки перехода к играм-диалогам, играм фантазированиям, играм в самодеятельной предметной среде. На данном этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, организовать собственное игровое пространство.
В-третьих, следует использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Мы педагоги используем в своей работе традиционные методики: метод поэтапного формирования способов игры (Н.Я.Михайленко, Н,А,Короткова), метод комплексной поддержки самодеятельных игр (С.П. Новосёлова, Е.В. Зворыгина)
Комплексный метод включает в себя четыре компонента:
обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
создание развивающей предметной среды;
активизирующее общение взрослых с детьми.
Если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом: а с чем они будут играть? Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления о предметном мире и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причём эти знания должны иметь не столько «энциклопедический», сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребёнок мог бы применить на практике.
Непревзойдённой по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжетов детских игр была и остаётся хорошая детская художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами.
Художественные тексты, а также мультфильмы заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и темой игры. Так, игровая комната может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей; в опушку леса, где живёт Вини-Пух или Баба-Яга. Требования современной жизни заставляют нас постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Но одних только знаний и впечатлений для появления игры будет недостаточно. Детям нужно освоить способы реализации, воплощения этого опыта в игровой форме. Эту задачу решает второй компонент метода.
Этапы развития игровых умений детей подробно раскрыты в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой: в 2-3 года — формирование у детей условного игрового действия, в 3-5 лет — формирование ролевого поведения; в 5-7 лет — формирование способов творческого сюжетосложения.
Обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или «играющими» взрослыми). Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день всё новые и новые их варианты. Принцип «Дайте детям наиграться» применим не только к дошкольному возрасту, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития: индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание значимых событий. овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.
Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группе предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить; показать детям, как можно использовать в игре предметы-заместители. В старших — отказаться от стандартных игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки — самоделки.
Большую помощь в пополнении предметной игровой среды могут оказать родители, вовлеченные в образовательный процесс через проектную деятельность.
Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь, подсказанная идея, предложенный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий. Активизирующее общение со взрослым позволяет решать эти задачи.
Для обогащения содержания детских игр младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи, а в старших группах хорошей стратегией, которую отмечали Е.Е. Кравцова, Л.В. Логинова и др., будет — «мешать игре», т.е. создавать критические ситуации, разрушать привычные игровые шаблоны, провоцировать на поиск новых игровых задач.
Вообще в самодеятельные игры старших дошкольников вмешиваться, как правило, не стоит. Исключение составляют случаи, когда они сами приглашают взрослого в свою игру или игра «разваливается» на глазах. Всё, что нужно, дети перенесут в свою игру сами.
Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность, где ребенок ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Учитывая наших детей, от нас, педагогов, требуется другое сочетание методов и приёмов в режиме дня. Проектная технология наиболее эффективно позволяет объединить комплекс условий, направленных на формирование сюжетно-ролевых игр. В ФГОС среди «психолого-педагогических условий необходимых для успешной реализации образовательной программы в детском саду выделяют поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». Это является обязательными составляющими проектной деятельности детей.
Именно проектная технология позволит на протяжении всего дня активно вовлекать детей в игровой процесс, где действительно обучающие дидактические игры, проблемные ситуации, активизирующее общение по настоящему связаны с формированием сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе. Любой проект включает в себя комплекс форм, методов и приёмов, направленных на повышение роли игр.
Основные этапы метода проектов включают:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра («Играют мальчики. Играют девочки», «Наши сюжетно- ролевые игры», и др.), дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. Понимая важность игровой деятельности в развитии детей наши родители — активные участники образовательного процесса и формирования сюжетно-ролевой игры.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс следует использовать разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, день «Родитель-воспитатель», родительский день «Гость группы». конкурс семейных талантов «Минута славы мам и пап», «День матери», «ТВ-ШОУ счастливый миг», «В мастерской художника», дни добрых дел и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков играть со своими детьми.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Итак, одним из главных условий становления и развития игры является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.
3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.
Концептуальные основы игровых технологий
Концептуальными основами игровых технологий в дошкольный период являются:
- Психологические механизмы игровых технологий являются фундаментом потребности личности ребенка в самовыражении, самоопределении, саморегуляции, самоутверждении и самореализации.
- Игровые технологии позволяют каждому ребенку проецировать собственное психогенное поведение на конкретные жизненные ситуации.
- Игра – это один из уникальных методов социализации ребенка. Она позволяет с раннего детства усваивать правила поведение и общепринятые нормы.
- Игра способствует развитию свободы личности в воображении. Выступает первой школой жизни ребенка.
- Умение включаться в игру не связано с возрастом, однако в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
- Содержание детских игр развивается и усложняется в соответствии с возрастом ребенком. Игры не просто усложняются, они удовлетворяют возрастные потребности детей.
- Важное значение, в игровой технологии, имеет ведущая деятельность каждого возрастного периода. Это связано с тем, что для каждого возраста игра должна иметь конкретное содержание, в соответствии с психическими новообразованиями ребенка.
Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»
Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром.
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
В своей работе я использую дидактические игры, которые заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и т.д.
В детском саду большое внимание уделяется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Для выработки практического навыка деления слов на слоги я провожу с детьми дидактические игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?». Я произношу первый слог, а дети — второй (ШИ-НА, МИ-НА, ШУТ-КА, ПЕ-НА, СУМ-КА).
В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (НЕЗА-БУДКА, дети — БУДКА, БУДКА; БАЛА-ЛАЙКА, дети — ЛАЙКА, ЛАЙКА и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (СМЕХ — МЕХ, ЭКРАН — КРАН, ОЛЕНЬ — ЛЕНЬ, КЛЕЩ— ЛЕЩ, КОСА — ОСА).
При установлении изучаемого звука в словах использую игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, предлагаю им пофантазировать: на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например ж (жук) получается из к, ф из р, т — г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на магнитной доске.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика, в которой заложены огромные возможности для развития мышления детей. Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, провожу такие дидактические игры; «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей», «Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления состава числа проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру».
Большой популярностью у детей пользуются игры-соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навыки счета, внести в занятия элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности, заставляет детей быть более четкими, собранными, быстрыми. Например, даю детям самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». А раз это игра, то дети чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе.
При ознакомлении детей со временем провожу дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации придерживаюсь следующих требований:
— простота и точная формулировка правил игры;
— простота изготовления и использования дидактического материала;
— участие всех детей в игре;
— справедливое и четкое подведение ее результатов.
В младшем дошкольном возрасте активно использую пальчиковые игры.
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Работу над тонкими движениями рук провожу во всех возрастных группах, с постепенным усложнением заданий. Упражнения провожу в течение 1—3 мин. на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.
Начинаю занятия пальчиковой моторики с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот, кто затрудняется самостоятельно выполнить движения, выполняет движения пальцами вместе со мной. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в моей помощи.
При затруднениях помогаю принять необходимую позу, позволяю поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом постоянно одобряю и подбадриваю действия детей.
На занятиях и в повседневной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте использую игры сотрудничества.
Игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.
В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.
Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
При помощи игр сотрудничества обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других.
Я всегда помню, что дети играют ради веселья. При отсутствии ощущения веселости, ребенка ожидает безрадостная игра. В играх сотрудничества появляется элемент веселья, зато исчезают элементы поражения и отверженности.
В своей работе использую игры сотрудничества для детей от 3 до 7 лет:
музыкальные объятия, музыкальные обручи сотрудничества, баланс с надувными мячами.
В старшем дошкольном возрасте применяю игры с квадратом.
На каждого ребенка заготавливаю комплект квадратных сеток. Работу с детьми начинаю с выполнения заданий в квадратной сетке из четырех клеток. Отрабатываем понятия: верх-низ, лево-право, вверх-вниз, слева-справа.
Постепенно задания усложняются и используются квадратные сетки с большим количеством клеток.
В подготовительной к школе группе заполняем клетки буквами, составляем слова по вертикали и горизонтали. Дети с огромным интересом выполняют задания в «квадрате».
По моим наблюдениям, к концу обучения дошкольники хорошо ориентируются на листе бумаги, усваивают пространственные понятия. Кроме того, у детей расширился объем зрительной памяти и внимания, развился зрительный анализ и синтез, что в дальнейшем окажет им несомненную помощь при овладении школьными навыками чтения и письма.
Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребенка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.
Игровое занятие «Построй домик»
Игровое занятие «Бабочки»
Игровое занятие «Хлопки»
Игровое занятие «Сравни и запомни»
Вывод: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Задача воспитателя — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.