Викторина с ответами по творчеству Л.Н.Толстого
Л. Н. Толстой(1828—1910)
Вопросы
1. Толстой гордился своим происхождением из рода Рюриковичей, основатель рода — Михаил Рюрикович, князь Черниговский. По отцовской или материнской линии? 2. Черты внешности и характера двух дедов — с материнской и отцовской стороны — в какой-то мере воплотились в героях «Войны и мира». В ком? 3. Как называлось родовое имение, где родился Л. Толстой, и знаете ли вы, почему оно так называется? 4. Как шутливо прозвали маленького Леву за слезливость? 5. О каком муравейном братстве и зелёной палочке сохранил писатель память на всю жизнь? 6. Чей портрет он носил в юности вместо нательного креста? 7. Поступив в Казанский университет, юноша за два года сменил два факультета. Какие и закончил ли он университетский курс? 8. Упорно занимаясь самовоспитанием и самосовершенствованием, какие правила составлял себе юный Толстой? 9. Будучи в Казани, он начал вести дневник и с некоторыми перерывами вел его всю жизнь (13 томов). Сколько лет? 10. Какие недостатки больше всего осуждал он в себе, выставляя в дневнике самому себе баллы за поведение? 11. Какому идеалу пытался следовать в юности Толстой, но потом разочаровался в нем? 12. Он пробовал вести светскую жизнь, играл в карты и имел репутацию «самого … малого». Какого? 13. Когда Толстой впервые прочитал роман Пушкина «Евгений Онегин», перечитал дважды и не мог заснуть всю ночь? 14. Вот как юноша определял цель жизни своей и вообще человеческой: «Цель жизни человека есть всевозможное способствование к всеобщему … всего существующего». К чему? 15. В каких войнах участвовал Толстой, отправившись на первую волонтёром? 16. Какие документы рода Толстых сгорели в Московском пожаре 1812 г., из-за чего он долго не мог получить офицерского чина? 17. Какое первое печатное произведение Толстого появилось под псевдонимом «Л. Н.» в «Современнике» (1852)? А что означают буквы Г. Л. Т., которыми он часто подписывал свои письма? 18. Чем был огорчен и возмущен начинающий писатель, прочтя заглавие своей повести в журнале «Современник»? 19. С какими грустно-возвышенными словами обращается автор в первой повести к «поре детства»: «Счастливая, счастливая, … пора детства! Как не любить, не … воспоминания о ней…»? 20. У Толстого был замысел написать большой автобиографический роман «Четыре эпохи развития»: «в … теплота и верность чувств, в … скептицизм, сладострастие, самоуверенность», «в … красота чувств, развитие тщеславия и неуверенности в самом себе»; «в … эклектизм в чувствах», самолюбие, «узнание своей цели и назначения». Что за эпохи имеет в виду писатель и был ли осуществлен этот замысел? 21. Фамилия Нехлюдов трижды встречается в произведениях Толстого. В каких? 22. Будучи уже автором «Детства» и «Отрочества», Толстой даёт себе резко негативную характеристику, упрекая в необразованности, нетерпимости, нескромности, раздражительности, неловкости, и заканчивает: «Я почти … ». Какой приговор произнёс себе молодой писатель? 23. Тогда он мечтал о подвиге, о славе («Есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»). Кому из своих героев передаст он свои мечты? 24. Какой из ранних военных рассказов Толстой посвящает Тургеневу, давая в духе «Записок охотника» (лучшей, по его мнению, тургеневской вещи) очерк разнообразных солдатских типов? 25. В чём видит автор «Севастопольских рассказов» причину героизма участников обороны: «Эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — … …»? 26. Штурм какого кургана показан в «Севастопольских рассказах»? 27. Кто, по словам автора, является главным героем этих рассказов? 28. Во время Крымской войны Толстой сочинял сатирические «солдатские песни» и задумал издавать журнал. Какой? 29. Кто написал молодому Толстому, что рад дать ему простор в «Современнике»: «…вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему»? 30. А кто впервые определил сущность толстовского психологизма как «диалектику души»? 31. О ком Толстой отозвался по первому впечатлению: «умён и горяч»? 32. «Утро было совершенно ясное. Вдруг он увидал — шагах в 20 от себя, как ему показалось в первую минуту, — чисто-белые громады с их нежными очертаниями и причудливую, отчетливую воздушную линию их вершин и далёкого неба». Кто он и где происходит действие? 33. Кого из героев предшествующей литературы напоминает Оленин, который покидает свой мир ради чужого, но не приживается в нём? 34. Какое открытие совершает Оленин: «Счастье в том, чтобы жить …» и воплощает ли он эту формулу в жизнь? 35. «Казаки» писались долго, 10 лет, менялись названия, герои, сюжет. Первое заглавие повторяло название лермонтовской поэмы. Какой? 36. Толстой вывел в повести колоритный образ старого казака — дядю Ерошку, имевшего в жизни прототипа со сходным именем, внешностью и биографией. Можете ли вы его назвать? 37. Убеждённый, что «всё одна фальшь», Ерошка верит только в одно, в чём нет греха. Во что он верит? 38. Чуть не попав в плен к горцам на Кавказе, Толстой заинтересовался темой «русский среди чеченцев» и написал рассказ. Какой? 39. Как преобразил Толстой сюжет пушкинской поэмы на ту же тему? 40. Есть ли у Толстого произведения о музыке и музыкантах? 41. Какое потрясение пережил Толстой в Париже, потеряв веру в западную свободу и разум? 42. Через какие горы пешком прошёл по примеру Руссо, повторив его путь, Толстой? 43. Кто из современников, общаясь с молодым Толстым, сравнивал его с Руссо и считал его существом высоконравственным, но не симпатичным, видя в нём смесь поэта, фанатика и барича? 44. В свою очередь Толстой сравнил этого человека с «фонтаном из привозной воды: всё время боишься, что он кончится», а об одном его романе сказал, что напрасно писать тем, кто не знает, чего хочет от жизни. Какой роман имел в виду Толстой? 45. Что сделал Толстой для осуществления своей мечты о новой системе воспитания человека? 46. На чьи идеи опирался Толстой, утверждая, что «человек родится совершенным»: «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра»? 47. Кого пригласил Толстой для преподавания в яснополянскую школу, в которой учились дети из крестьянских семей? 48. С кем поссорился Толстой, вызвав на дуэль (поводом послужил спор о методах воспитания), и примирение состоялось только через 17 лет? 49. От какой болезни, которой боялся Толстой и неоднократно лечился, умерли два его брата — Дмитрий и Николай? 50. На каком суде выступал Толстой в качестве защитника, но его подзащитный был осуждён и расстрелян (1866)? 51. Какое произведение написано от имени лошади как её исповедь? 52. Были ли у толстовского Холстомера предшественники — герои лошадиного государства? 53. Для встречи с кем приехал Толстой в Лондон? 54. О замысле какого романа, в котором герои Пётр и Наталья возвращаются из Сибири после ссылки, советовался Толстой с Герценом? 55. Встреча с кем из декабристов послужила толчком для возникновения этого замысла? 56. Публикация «Войны и мира» совпала с выходом в свет другого известного романа. Какого? 57. Под каким названием печаталось начало «Войны и мира» в журнале «Русский вестник» (1865—1866)? 58. Сколько лет охватывает действие в романе-эпопее «Война и мир»? 59. К какому году относятся события в эпилоге? 60. Кого из исторических лиц вывел Толстой в романе? 61. Почему Безухова зовут не Пётр, а Пьер? 62. Называет ли автор своего героя просто по имени — Андрей? 63. Если Андрей Болконский обычно выступает под титулом, то Пьер, Наташа, Николай — без. Разве они не имеют титулов? 64. Лев Толстой, с одной стороны, признавал, что отразил в Наташе черты двух близких ему женщин (кого?), а с другой стороны, отрицал прототипы: «Князь Андрей — … , как и всякое лицо романиста, а не писателя личностей или мемуаров». Какое слово пропущено? 65. Какую «мысль» любил Толстой, по его словам, в «Войне и мире» и «Анне Карениной»? 66. Какие семьи показаны в «Войне и мире»: благородно-наивная, чуждая расчета, «дурацкая порода»; «бессердечная, подлая порода»; аскетически-строгая, высоко интеллектуальная? 67. Есть ли в «Войне и мире» «любовные треугольники» и какие? 68. Что больше всего ценит писатель в людях — рядовых и великих: «…нет величия там, где нет простоты, … и … »? 69. О ком сказано, что это «человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени»? 70. В чём видел Толстой основной порок «призрачной» жизни петербургского светского круга? 71. С чем сравнивается салон Анны Шерер? 72. В ком из героев автор разоблачает актёрство и фальшь? 73. Каким символическим образом передаётся в романе постижение жизни в ее непрерывном движении, течении, развитии? 74. Два события названы «торжественным таинством»: «Таинство, торжественнейшее в мире, продолжало совершаться» и они «плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства …, совершившегося перед ними». О чём идёт речь? 75. Почему, по мнению Толстого, сгорела Москва? 76. Что сделал Толстой, прежде чем описывать Бородинское сражение? 77. Кто и в связи с чем произнес фразу: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»? 78. В чём можно обнаружить перекличку между «Войной и миром» и «Преступлением и наказанием» Достоевского? 79. Через какие искушения проходят князь Андрей и Пьер? 80. А какие потрясения и катастрофы переносит Наташа, чтобы наконец обрести счастье? 81. С кем Наташа в первый раз в жизни поцеловалась? 82. В каком лице любила думать о себе юная Наташа? 83. В какой момент на её лице вдруг проступила улыбка, «как будто отворяется заржавленная дверь», и кто увидел эту улыбку? 84. В чём разница между самопожертвованием Наташи и жертвенностью Сони? 85. Когда князь Андрей приходит к выводу: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь», «чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе»? 86. Встретился ли Андрей Болконский с Анатолем Курагиным и отомстил ли ему? 87. Когда две любящие князя Андрея женщины встретились у его постели, то почувствовали друг в друге «поэзию покорности и самоотвержения» и «поэзию веры в жизнь и наслаждения жизнью». Кто в ком и какую поэзию? 88. На какую особенность в портрете маленькой княгини неоднократно обращает внимание автор? 89. Кто с кем и из-за чего стрелялся на дуэли и чем она закончилась? 90. Что это за роковое число 666, которое высчитывает Пьер? 91. «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось …» О каком убийстве идёт речь? 92. Кем решает стать Пьер, ощутив в себе «скрытую теплоту патриотизма»? 93. Парадоксально, что плен принёс Пьеру не столько потери, сколько приобретения и чувство освобождения. От чего? 94. О ком из героинь говорится, что она «не удостаивает быть умной» и что «сущность её жизни — любовь»? 95. Каким наукам обучал старый князь Болконский свою дочь? 96. Назовите имена-отчества представителей трёх поколений Болконских по мужской линии. Какая традиция соблюдалась в их роду? 97. В какой праздник молодые Ростовы играли в ряженых и кем нарядилась Соня? 98. Кто из героев увидел комету и какие чувства она у него вызвала в отличие от остальных увидевших её людей? 99. У кого из предшественников Толстого тоже можно найти упоминание об этой комете: «Вина кометы брызнул ток»? 100. В ком Толстой видит «ту высшую человеческую высоту», с которой он «направлял все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их»? 101. Чьими глазами мы видим Кутузова во время военного совета в Филях? 102. Какое распоряжение отдает он на совете: «…властью, вручённой мне моим государем и отечеством, я — приказываю …»? 103. Толстой пренебрежительно описывает почётные трофеи и называет маршальский жезл «какой-то…». Какое слово использует писатель? 104. Какую метафору народной, партизанской войны создаёт Толстой? 105. Сколько прослужил в армии и при ком служил Платон Каратаев, если ему уже за 50 лет? 106. Кто из героев-партизан когда-то убил помещика и похож на пугачёвца? 107. Есть ли среди партизан женщины? 108. В «Войне и мире» исход сражений решают не Андрей Болконский и Николай Ростов, а рядовые, скромные, незаметные офицеры. Кто они? 109. О ком и по поводу чего в романе сказано: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер»? 110. Сны толстовских героев обычно близки к яви: та же действительность, те же мысли и переживания, но более яркие и отчётливые, чем наяву. Кто и какие сны видит? 111. В эпилоге Пьер говорит: «Пока есть жизнь, есть и … ». Что? 112. Как подчеркивает писатель повторяемость семейных черт в подрастающем поколении Ростовых и Болконских в эпилоге? 113. По каким вопросам полемизировал Толстой в «Войне и мире» с революционерами-шестидесятниками? 114. Относя «Войну и мир» к эпосу, с какими другими эпическими творениями предшествующей мировой литературы сравнивал Толстой на склоне лет свою эпопею? 115. В отличие от Достоевского, у которого дети символизируют страдания и несправедливость мира, что олицетворяют собой детские образы Толстого? 116. Как называется художественный прием, с помощью которого вещи и явления, казалось бы привычные, вдруг представляются необычными и странными (оперный спектакль, увиденный глазами Наташи)? 117. С кем из писателей-современников не был лично знаком Толстой, хотя жены их общались и учились друг у друга издательскому делу? 118. Какой язык изучил зрелый Толстой, чтобы помочь сыну-гимназисту, и стал читать в подлиннике великого поэта? Какого? 119. О чьей критической работе Толстой писал: «Статья о Пушкине — чудо. Я только теперь понял Пушкина»? 120. Толстой любил пушкинское стихотворение «Воспоминание»: «И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, И горько слёзы лью, Но строк печальных не смываю…», но считал, что вместо эпитета «печальных» он бы поставил другой. Какой? 121. О каких русских общественных деятелях недавнего прошлого Толстой писал: «Они, как и мы, через нянь, кучеров, охотников полюбили народ»? 122. Какой тезис К. Маркса, работы которого были в библиотеке Толстого, он категорически оспаривал? 123. Каков любимый девиз писателя, которому он следовал всю жизнь: «Делай, что … , и пусть будет, что … »? 124. Кого из великих зарубежных писателей Толстой критиковал за «вычурный, неестественный язык», которым не могли говорить действующие лица и вообще «живые люди»? 125. Как назывался большой вяз возле господского дома в Ясной Поляне, на котором висел медный колокол и стояла скамейка для просителей? 126. О каком толстовском произведении Тургенев сначала отозвался как о «плохом, скучном и неудачном», а потом изменил мнение, назвав «великим произведением великого писателя»? 127. Какую сказку Андерсена Толстой любил и часто рассказывал, применяя к литературе? 128. Кто из художников одновременно сделал два портрета Толстого — один для Третьяковской галереи, другой для семьи Толстых? 129. Не любя железных дорог, Толстой считал их символом того, что вторгается в жизнь и разрушает её. Какую роль они играют в его романах? 130. Вот как сформулировал писатель свои требования к творчеству: «Обдумать мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них … , ужасно трудно». Не напоминают ли вам эти слова высказывания поэта XX в.? 131. О замысле какого романа Толстой писал: «…он пришёл мне невольно и благодаря божественному … , которого я случайно взял в руки и с новым восторгом перечёл всего»? 132. Какой эпиграф предпослал автор своему роману? И как его расшифровать? 133. В чем необычность зачина романа? 134. О каких несчастливых и счастливой семьях повествуется в «Анне Карениной»? 135. Как на английский лад зовут двух героинь? А каковы их русские имена? 136. На кого автор сделал похожей внешне свою главную героиню? 137. Кого из героинь этого романа напоминает С. А. Толстая? 138. Почему Толстой настаивал, чтобы фамилия «Лёвин» писалась через «ё»? 139. Вслед за Тургеневым Толстой вывел в «Анне Карениной» нигилиста, который хочет переделать весь мир, но умирает от чахотки. Кто этот герой, в судьбе которого отразились моменты биографии брата писателя Дмитрия? 140. О ком из толстовских героев можно сказать так: прожил состояние жены и постоянно ей изменяет, служит и получает хорошее жалованье, ничего не делая, а в обществе всеми уважаем? 141. Какие два героя носят одно имя? 142. Кто говорит о себе: «Я как голодный человек, которому дали есть. Может быть, ему холодно, и платье у него разорвано, и стыдно ему, но он не несчастлив»? 143. Что поразило Анну во внешности мужа после встречи с Вронским? 144. Кто ведёт разговоры о коммунизме, о частной собственности, о капитале и заработной плате, об организации артелей? 145. Как одним словом, которое никак не может произнести Каренин, автор показывает, что машина превращается в человека? 146. Какие похожие сны видят Анна и Вронский? 147. Что прячет от себя «счастливый семьянин» Лёвин? 148. Кто из героев объяснялся в любви с помощью одних букв вместо слов, как это пытался делать и Толстой со своей невестой? 149. Как звали лошадь Вронского и как её судьба предвещала трагическую развязку? 150. Каким физическим трудом занимался Л. Толстой и кому из героев он передал свои увлечения? 151. Кто из толстовских героев, так же как и он, рано потерял мать? 152. Каков основной жизненный принцип Толстого: «…постоянное, непрерывное, бесконечное … »? 153. Какому литературному жанру писатель дал определение «лабиринт сцеплений»? 154. Какой свой роман Толстой называл «Коневской повестью» и почему? 155. Чем закончилась реальная история, положенная в основу «Воскресения»? 156. А как собирался Толстой завершить свой роман, над которым работал 10 лет? 157. Прототипом Нехлюдова был человек, называвший себя первым толстовцем и организовавший издательство «Посредник». Кто он? 158. О глазах Катюши говорится, что они «странные». В чём их странность? 159. Какие природные образы сопровождают Катюшу Маслову? 160. Какое имя взяла она себе, став проституткой? 161. Кого из современных писателей дает Нехлюдов читать юной Катюше, образовывая её? 162. Какое обвинение бросает в лицо Нехлюдову Маслова в ответ на его предложение жениться на ней: «Ты мной в этой жизни … , мной же хочешь и на том свете … »? 163. С финалом какого романа современника Толстого перекликается концовка «Воскресения»: «Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее» (ср.: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека»)? 164. В пользу кого пожертвовал Толстой деньги, полученные за издание «Воскресения»? 165. В какое христианство верил Толстой? 166. Какое описание в «Воскресении» послужило одной из причин отлучения Толстого от Православной церкви? 167. В определении Святейшего синода, подписанном Победоносцевым, говорилось, что Лев Толстой — «новый лжеучитель», посвятивший свой талант «на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви». Кто такой Победоносцев, о котором поэт начала XX в. писал: «Победоносцев над Россией Простер совиные крыла»? Чьи это строки? 168. Кто из писателей откликнулся на отлучение Толстого, написав рассказ? 169. Чей это отзыв о «Воскресении»: «Писать, писать, а потом взять и свалить всё на текст из Евангелия, — это уж очень по-богословски»? 170. По какому поводу написана статья «Не могу молчать!»? 171. Кого из зарубежных писателей-современников Толстой считал несравненным за то, что тот «любит слабых и бедных и везде презирает богатых»? 172. Для каких поздних толстовских произведений характерен сюжет «ухода» — резкого и коренного перелома в жизни героя, бегства из своей среды? 173. В каком произведении герой рассказывает об одном случае, перевернувшем всю его жизнь и заставившем отказаться и от военной карьеры, и от любви? 174. В чём проявилось отречение Толстого от прежнего образа жизни в начале 80-х гг., о котором он писал: «Счастье в том, чтобы довольствоваться малым и делать добро другим»? 175. По какому поводу Толстой писал, что доволен, не получив крупной суммы денег, так как «это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло»? 176. О ком в эти годы Толстой отозвался так: «Если бы он жил в России, его влияние, я думаю, спасло бы нашу революционную молодёжь от многих ошибок»? 177. Как использовал Толстой в своей публицистике 80-х гг. название романа Чернышевского, размышляя об угрозе рабочей революции? 178. В сюжете какой толстовской пьесы ощущается перекличка с романом «Что делать?» — герой тоже симулирует самоубийство? Зачем? 179. Полемизируя с Чернышевским, Толстой устами одного из персонажей называет его роман скучным и перепутывает имя героя, «сделавшего вид, что утопился», назвав его Рахметовым. В чём ошибка? 180. О ком из современников Толстой говорил: «Ах, какой милый, прекрасный человек: скромный, тихий, точно барышня!»? 181. О каком чеховском рассказе Толстой сказал, что, желая унизить женщину, он её возвысил, показав какой она должна быть? 182. Широко известна фотография Толстого с молодым Горьким. Кто их фотографировал? 183. Кто из известных индусских общественных деятелей переписывался с Толстым? 184. Судьбу какого шекспировского героя, считая её неправдоподобной, во многом повторил сам Лев Николаевич? 185. Из-за чего произошёл раскол в семействе Толстых? 186. Куда отправился Толстой, уйдя из дома 28 октября 1910 г.? 187. Кто сопровождал Толстого в его последнем путешествии и закрыл ему глаза? 188. Не любивший железную дорогу, Толстой скончался на железнодорожной станции. На какой? 189. Какое место для своей могилы выбрал сам Толстой? 190. Какие воспоминания о Толстом его близких вы знаете? 191. Кто, будучи секретарём Толстого, стал его биографом? 192. Чьё это высказывание: «Смотришь на него, и ужасно приятно чувствовать себя тоже человеком, сознавать, что человек может быть Львом Толстым»? 193. Какой толстовской формулой назвал свою последнюю книгу В. Шкловский?
Ответы
1. По материнской линии. 2. Генерал-аншеф князь Н. С. Волконский — старый князь Болконский и казанский губернатор, хлебосольный помещик, граф И. А. Толстой — граф Ростов. 3. Ясная Поляна — и рядом деревня Ясенки (много росло ясеней). 4. Лёва-рева. 5. Игры братьев Толстых в муравейных братьев и зелёную палочку, на которой написана тайна и которую надо закопать на краю оврага и загадать желание. 6. Ж.-Ж. Руссо. 7. Восточный и юридический, не закончены. 8. «Правила для развития воли телесной», «Правила для развития воли чувственной», «Правила для развития воли разумной», «Правила для развития памяти», «Правила для развития деятельности» и др. 9. Больше 60 лет. 10. Ложь и трусость. 11. Comme il faut (комильфо) — согласно правилам светского приличия. 12. «…пустяшного». 13. В 18 лет. 14. «…развитию». 15. В Кавказской и Крымской — с горцами и турками. 16. Свидетельство из Герольдии о дворянском звании и графском титуле. 17. Повесть «Детство». Граф Лев Толстой. 18. Вместо «Детства» — «История одного детства», т. е. вместо общих закономерностей — частная история, единичная. 19. «…невозвратимая», «…лелеять». 20. «…детстве», «…отрочестве», «…юности», «…молодости». Последняя часть не была написана. 21. «Юность», «Утро помещика» и «Воскресение». 22. «…невежда». 23. Андрею Болконскому. 24. «Рубка леса». 25. «…любовь к родине». 26. Малахова кургана. 27. Правда. 28. «Военный листок». 29. Н. А. Некрасов. 30. Н. Г. Чернышевский в рецензии на «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы». 31. О Чернышевском. 32. Оленин в «Казаках», на Кавказе. 33. Пушкинского Алеко из «Цыган». 34. «…для других». Стать альтруистом не удается. 35. «Беглец». 36. Епишка — Епифан Сехин. 37. В любовь. 38. «Кавказский пленник» 39. Вместо любви безымянной черкешенки к русскому — привязанность девочки Дины к офицеру, который лепит для неё игрушки из глины. 40. Рассказ «Люцерн», повести «Альберт» и «Крейцерова соната». 41. Видел казнь на гильотине. 42. Через Швейцарские Альпы. 43. И. С. Тургенев. 44. «Накануне». 45. Организовал школу для крестьянских детей, издавал педагогический журнал «Ясная поляна», написал «Азбуку». 46. Руссо. 47. Студентов, исключенных из Московского университета за участие в студенческих волнениях. 48. С Тургеневым — спорили о воспитании его дочери. 49. Туберкулез — чахотка. 50. На военном суде над солдатом Шибуниным, который дал пощёчину оскорбившему его офицеру. 51. «Холстомер». 52. В романе Свифта «Путешествие Гулливера» — гуигнгнмы. 53. С Герценом. 54. «Декабристы». 55. С князем С. Г. Волконским и его женой Марией Николаевной. 56. «Преступление и наказание». 57. «1805 год, роман графа Л. Н. Толстого». 58. Семь лет — с 1805 по 1812 г. 59. К 1825 г. 60. Александр I, Кутузов, Наполеон, Багратион, Сперанский, Растопчин, Аракчеев. 61. Вероятно, потому что воспитывался во Франции, к тому же по отцу принадлежал к высшему свету, где изъяснялись исключительно по-французски. 62. Нет, обычно князь Андрей, как бы подчёркивая его родовитость и аристократизм. 63. Они графы и менее родовиты, чем Болконские. 64. Своей жены Софьи Андреевны и её сестры Татьяны Кузминской. «Никто». 65. «Народную» и «семейную». 66. Ростовых, Курагиных и Болконских. 67. Андрей Болконский — Наташа — Анатоль Курагин, Соня — Николай — Марья. 68. «…добра и правды». 69. О Наполеоне. 70. В оторванности от национальных корней, от народа. 71. С прядильной мастерской. 72. В Наполеоне, Сперанском, Растопчине, в Василии Курагине и Анне Шерер. 73. Водной стихии — моря, реки. 74. Рождение ребёнка — сына князя Андрея и смерть Болконского. 75. Потому что её покинули жители — она «должна была сгореть, как всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей». 76. Поехал на Бородинское поле и два дня ходил по нему, составляя план местности. 77. Наполеон накануне Бородинского сражения. 78. Разоблачение «наполеоновской идеи» всевластия и вседозволенности. 79. Один через тщеславие, военную и политическую карьеру, другой через кутежи, масонство, филантропию. 80. Разрыв с женихом, неудачный побег из дома и крушение любви к Анатолю, попытка отравиться, смерть Андрея, гибель брата, разорение семьи. 81. С Борисом Друбецким. 82. В третьем лице — «она». 83. Пьер, встретившись с Наташей после долгой разлуки, после плена, после смерти князя Андрея и гибели Пети. 84. Наташа, в отличие от Сони, не ощущает себя несчастной. 85. После встречи с Наташей и зазеленевшим дубом. 86. Встретился в госпитале, но отказался от мщения. 87. Наташа в княжне Марье — «поэзию покорности», а Марья в Наташе — веру в жизнь. 88. Оттопыренная нижняя губка. 89. Пьер с Долоховым из-за Элен и ранил его, хотя и не умел стрелять. 90. Апокалиптическое число — означает, по мнению Пьера, гибель Наполеона. 91. Казнь мнимых поджигателей в захваченной французами Москве. 92. «Солдатом быть, просто солдатом». 93. От немилой жены и богатства, от чувства вины. Приобрел понимание жизни и любви. 94. О Наташе. 95. Математике и особенно геометрии. 96. Давались два имени: Николай и Андрей (Николай Андреевич — Андрей Николаевич — Николенька). 97. В святки. Гусаром. 98. Пьер со слезами восторга, у других она вызвала мрачные предчувствия. 99. У Пушкина в «Евгении Онегине». 100. В Кутузове. 101. Крестьянской девочки Малашки, называющей Кутузова «русским дедушкой». 102. «…отступление». 103. «…палкой». 104. «Дубина народной войны». 105. Больше 25 лет, служил при Суворове. 106. Тихон Щербатый. 107. Старостиха Василиса. 108. Тушин, Тимохин, Дохтуров. 109. О Кутузове, когда Россия была освобождена и война продолжалась в Европе. 110. Сон Пьера в Можайске (размышления о солдатах), бред князя Андрея в избе (предчувствие смерти), дрема Николая в ночь перед Аустерлицем. 111. «…счастье». 112. Николенька Болконский похож на князя Андрея, у Николая подрастает дочь-любимица «черноглазая Наташа», живая и смелая. 113. Об отношении к патриархальной Руси, о возможности совпадения интересов помещиков и крестьян, об эмансипации женщин. 114. С «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера. 115. Истинность и естественность бытия. 116. Остранение (термин В. Шкловского). 117. С Достоевским. 118. Древнегреческий. Гомера. 119. О статьях Белинского «Сочинения Александра Пушкина». 120. «Постыдных». 121. О декабристах. 122. «Бытие определяет сознание» — по мнению Толстого, начало всего есть сознание, а не материя. 123. «…должно», «…будет». 124. Шекспира. 125. «Дерево бедных». 126. О «Войне и мире». 127. «Новое платье короля», литература должна доказывать, что король голый. 128. И. Н. Крамской в 1873 г. 129. В «Анне Карениной» с железной дорогой связано и появление героини в романе, и начало её любви, и трагическая развязка. В «Воскресении» поезд увозит Нехлюдова от Катюши; везёт их в Сибирь. 130. «1/1000000». В. Маяковский: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». 131. «…Пушкину». «Анна Каренина». 132. «Мне отмщение, и Аз воздам» — вначале мщение Анне от лица Господа за попрание нравственного долга, материнского чувства, а потом воздаяние автора современному обществу и его морали во имя новой нравственности. 133. Роман начинается сентенцией: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». 134. Каренины, Облонские, Левины. 135. Китти и Долли — Екатерина и Дарья. 136. На дочь А. С. Пушкина Марию Александровну Гартунг. 137. Китти. 138. Связывая фамилию Лёвин со своим именем Лёва. 139. Николай Лёвин, брат Константина. 140. Стива Облонский. 141. Алексей Каренин и Алексей Вронский. 142. Анна Каренина. 143. Оттопыренные уши. 144. Николай Лёвин в разговоре с братом. 145. «Пеле… пере… пелестрадал». 146. О маленьком мужике с взъерошенной бородой, который что-то делает нагнувшись. 147. Шнурок и ружьё, чтобы не повеситься и не застрелиться. 148. Китти. 149. Фру-фру во время скачек упала с проломленным хребтом. 150. За сохой ходил, сапоги тачал и рубахи шил. Старик Болконский работал за токарным станком, Левин косил. 151. Николенька в «Детстве» и «Войне и мире». 152. «…совершенствование». 153. Роману. 154. «Воскресение». Сюжет дал сенатор А. Ф. Кони, рассказав об одном судебном деле. 155. Соблазнённая девушка, ставшая проституткой, даёт согласие на брак с соблазнителем, но умирает в тюремной больнице. 156. Нехлюдов женится на Катюше, они уезжают в Англию, где он будет заниматься религиозной пропагандой, а она станет огородничать. 157. В. Г. Чертков, аристократ и богач, ставший последователем Толстого. 158. Один глаз косил — «косой таинственный взгляд», «косящие глаза», «странный косой взгляд». 159. Голуби, прохаживающиеся перед нею, а один пролетел возле самого её уха; цветущая сирень, вскрывшаяся река, луна, грозно висящая над землей. 160. Любовь. 161. Тургенева и Достоевского. 162. «…услаждался», «…спастись». 163. «Преступление и наказание» Достоевского. 164. Духоборов, которые подвергались в России гонениям; помогал им переселиться в Канаду. 165. Без чудес и пророчеств. 166. Церковных обрядов и богослужения. 167. Обер-прокурор Святейшего синода. Александра Блока из поэмы «Возмездие». 168. А. Куприн. «Анафема». 169. Тургенева. 170. По поводу введения смертной казни в России (1908). 171. Диккенса. 172. «Воскресение», «Отец Сергий», «Живой труп». 173. «После бала». 174. «Жизнь, пища, одежда — всё самое простое», вегетарианство, отказ от прежних произведений как «барской забавы», от прав на литературную собственность (с 1881 г.), охлаждение к художественному творчеству, желание жить собственным физическим трудом. 175. По поводу неприсуждения ему Нобелевской премии (1902). 176. Об А. И. Герцене. 177. Назвал статью «Так что же нам делать?», когда «одни дичают от голода, а другие — от сытости». 178. В пьесе «Живой труп» Федя Протасов устраняется, чтобы освободить жену, любящую другого. 179. Речь идёт о Лопухове. И не Рахматов, а Рахметов — «особенный человек». 180. Об А. П. Чехове. 181. «Душечка». 182. С. А. Толстая. 183. С. Ганди. 184. Короля Лира — раздал имущество и отправился в изгнание. 185. Из-за завещания, по которому произведения после 1881 г. передаются в собственность народа. Дочери были на стороне отца, сыновья — матери. 186. В Оптину пустынь и Шамордино, где жила его сестра Мария Николаевна. Хотел уехать на Кавказ или в Болгарию. 187. Личный врач и секретарь Д. П. Маковицкий. 188. Астапово Рязанской железной дороги. 189. В лесу в окрестностях Ясной Поляны, близ оврага, где, по услышанной в детстве легенде, была зарыта зелёная палочка. 190. Т. А. Кузминская. «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», Т. Л. Сухотина-Толстая. «Друзья и гости Ясной Поляны», И. Л. Толстой. «Мои воспоминания», А. Л. Толстая. «Отец», С. Л. Толстой «Очерки былого», Н. Н. Гусев. «Два года с Толстым», А. Б. Гольденвейзер. «Вблизи Толстого», В. Г. Чертков. «Уход Толстого», Д. П. Маковицкий. «Яснополянские записки». 191. Н. Н. Гусев. 192. М. Горького. 193. «Энергия заблуждения» (1987).
Викторина по произведениям Л. Толстого
Ольга Смирнова
Викторина по произведениям Л. Толстого
Цель: закреплять знания детей о жизни и деятельности Л. Н. Толстого
• учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы
• развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты
• развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление
Предварительная работа: беседы о жизни Л. Н. Толстого, чтение произведений Л. Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям.
Воспитатель Сегодня мы с вами проведем литературную викторину по произведениям Л. Толстого. Вам предстоит отвечать на вопросы. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишку. Мы много читали произведений Л. Н. Толстого. Чему учат нас его рассказы?
Дети добру, справедливости, честности.
Задание №1 Вопросы о жизни и деятельности Л. Н. Толстого
1. Кем был Л. Н. Толстой? (Л. Н. Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)
2. Где он провел свое детство? (в Ясной поляне)
3. Чем занимался отец Л. Н. Толстого? (служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)
4.О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?
(это имена братьев и сестры Л. Н. Толстого)
5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич? (Николая)
6. Кто был любимым поэтом Толстого? (А. С. Пушкин)
7. Какую музыку любил Л. Н. Толстой? (русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)
8. Как относился Толстой к крестьянским детям? (он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)
9. Какие учебники написал Толстой для детей? (он написал «Азбуку»
,
«Арифметику»
,
«Книгу для чтения»
)
10. Чем кроме написания книг еще занимался Л. Н. Толстой? (он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)
Воспитатель А сейчас я хотела бы определить хорошо ли вы знаете произведения Л. Н. Толстого. Я буду читать вам отрывки из произведения Толстого, а вам нужно отгадать названия этих произведений.
Задание №2 Отгадай названия произведений
1.«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах,то все расхохотались: она несла большую куклу» («Пожарные собаки»
)
2.«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку» («Пожар»
)
3. «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер;но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары» («Акула»
)
4. «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла» («Три медведя»
)
5. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» («Филиппок»
)
6. «Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти» («Котёнок»
)
7. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились» («Косточка»
)
8. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье» («Лев и собачка»
)
9. «У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые» («Булька»
)
Воспитатель Вы справились с этим заданием и правильно назвали произведения, из которых я зачитала вам отрывки. Молодцы!
А сейчас, дети вы должны определить, герои каких произведений Л. Н. Толстого могли потерять эти предметы
– блины в узелке («Липунюшка»
)
– кукла («пожарные собаки»
)
Воспитатель Молодцы! И с эти заданием вы справились!
Воспитатель Вот и выполнили мы все задания, ответили на все вопросы. Как мы с этим справились мы сейчас узнаем, посчитав фишки. Так правильно и точно выполнить все задания вам удалось благодаря тому, что вы много читали книг, рассматривали альбомы, иллюстрации.
Путешествие по сказкам Л. Толстого «Лесные диалоги» Лесные диалоги (Путешествие по сказкам Льва Толстого). Герои сказки: Белки 2 Волк. Сорока Заяц. 3 ежа. Легкая музыка, летит сорока. Сорока:.
Сценарий литературной гостиной по произведениям Л. Н. Толстого «Великий писатель — наш земляк» Литературная гостиная по произведениям Л. Н. Толстого (старший возраст) ЦЕЛЬ: Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. ЗАДАЧИ:.
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания о многочисленных произведениях.
Проект «Творчество Л. Н. Толстого для детей» Проект «Творчество Л. Н. Толстого для детей» Вид проекта: познавательно-творческий. Срок реализации : краткосрочный (2 недели) Цель: совершенствовать.
Викторина по произведениям К. Чуковского в старшей группе ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ К. И. ЧУКОВСКОГО (Старшая группа) Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Развивать.
Литературная викторина по теме: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»материал по чтению на тему
Литературная викторина по теме:
«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
Цели:
- Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
- Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
- Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
- Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
- Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Оборудование:
- Этнокалендарь;
- Выставка книг по произведениям Л.Н. Толстого;
- Пословицы;
- Названия произведений;
- Выставка детских рисунков;
- Жетоны с изображением героев произведений Л.Н. Толстого;
- Кроссворд;
- Конкурсы;
- Грамоты для награждения команд.
Ход урока
- Орг. момент
II. Вступительное слово учителя. (На фоне плавной музыки учитель рассказывает).
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их в усадьбу! По всем деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Выходит граф (мальчик с бородой)
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась в их сердцах на всю жизнь.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
Граф: «Не называйте меня «ваше сиятельство», — сказал он, — а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».
- Постановка целей.
Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы проведём викторину по жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). У каждой команды есть своё название, свой капитан.
Условия викторины: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Кто больше наберёт жетонов, тот и выиграл. Готовы?
- Викторина.
- Конкурс «Библиографический»
( Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ сразу даётся жетон)
- В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828г.)
- Где родился писатель? (В усадьбе Ясная Поляна Тульской обл.)
- «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати…» Какой? (Он был граф)
- С кем воспитывался маленький Лёва? ( С тётей)
- Сколько детей было в семье? (Пятеро)
- Какое братство создали братья? (Муравьиное братство)
- Что написано было на таинственной зелёной палочке? ( То, что должно уничтожить всё зло в людях, и дать им то, что она обещает)
- Где и для кого Л.Н. Толстой открыл школу? (В Ясной Поляне для крестьянских детей)
- Как назывались книги, созданные им для обучения детей чтению? ( «Азбука», «Новая азбука». «Четыре русские книги для чтения»)
- Конкурс «Вспоминай-ка»
- Назовите 3 сказки, написанные Львом Николаевичем ( «Липунюшка», «Три медведя», «Два брата»)
- Назовите 3 рассказа ( « Косточка», «Птичка», «Филиппок»)
- Назовите 3 басни ( «Два товарища», «Лев и собачка», «Лев и мышь», Муравей и голубка»)
- Конкурс «Домашнее задание». (Инсценировки по произведениям Л.Н. Толстого)
- «Косточка»
- «Лев и мышь»
- «Два товарища»
- Конкурс «Научи меня»
- Какие качества характера воспитывают рассказы Л.Н. Толстого? ( Трудолюбие, честность, смелость, доброту)
- Чему учат сказки писателя? ( Рассуждать и делать правильные выводы)
- Чему учат басни Толстого? ( дружбе, заботе, взаимовыручке)
- Конкурс «Угадай-ка» (Чёрный ящик)
Из какого произведения эти вещи?
- Блины («Липунюшка»)
- Дерево и верёвка («Лев и мышь»)
- Сливы («Косточка»)
- Три чашки («Три медведя»)
- Корабль («Акула»)
- Клетка («Птичка»)
- Конкурс «Узнай героя»( Из чёрного ящика достаются игрушки).
- Серёжа («Птичка»)
- Ваня («Косточка»)
- Маша («Три медведя»)
- Мышь (« Лев и мышь»)
- Собачка («Лев и собачка»)
- Медведь («Два товарища»)
7. Конкурс «Детективный».
Вам предстоит узнать, из какого произведения эти слова.
- «…Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть…» («Косточка»)
- «…Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки.» («Птичка»)
- «…Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал…» («Два товарища»)
- «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь.» («Липунюшка»)
- «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.» («Филиппок»)
- «Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
— Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)
- Конкурс «Подбери пословицу»
На карточках для каждой команды написана своя пословица. Необходимо назвать произведение, для которого она подходит.
- Тайное всегда становится явным.
- Мал, да удал.
- Друг познаётся в беде.
- Конкурс «Прочитай-ка!»
Составьте названия рассказов, написанных Л.Н. Толстым ( выдаётся каждой команде по одной карточке).
- Аксчотоке («Косточка»)
- Фипломик («Филипок»)
- Ечкпакти («Птичка»)
- Конкурс «Кроссвордный»
Отгадай кроссворд(см. Приложение)
Ответы:
- По вертикали: 1. Ясная Поляна; 2. чиж; 3. мышь; 4. Муравей.
- По горизонтали: 5. Липунюшка; 6. сливу; 7. «Азбука»; 8. медведь.
V. Итог урока. Награждение победителей. Выставление оценок.