План — конспект прогулки в подготовительной группе


Теоретическая база

Прогулка — это средство приобщения детей к природе родного края. Досуг на свежем воздухе является обязательным элементом воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Цели прогулки

Основная цель прогулки — это повышение иммунитета ребёнка за счёт адаптации организма к условиям внешнего мира. Но любое времяпрепровождение в дошкольном детском учреждении имеет триединую цель организации: учебную, развивающую и воспитательную. Пребывание на свежем воздухе исключением не является. Выделяют 4 основные цели проведения досуга на улице в подготовительной группе.

  • Получение опыта природоохранного поведения.
  • Фиксация и анализ сезонных изменений во внешней среде.

    Во время прогулок дети понимают, что такое смена времён года

  • Развитие умений и навыков отслеживания изменений в окружающем мире.
  • Воспитание позитивного отношения, направленного на сохранение и заботу о флоре и фауне, что является основой экологического компонента образования.

Задачи

Для реализации поставленных целей необходима систематическая работа по решению задач, которые стоят перед педагогом, организующим прогулку.

  • Показать малышам красоту и совершенство мира, созданного природой.
  • Познакомить с достопримечательностями родного города, трудом взрослых, озеленяющих улицы, строящих дома и асфальтирующих дороги.

    Детей подготовительной группы часто выводят на прогулку за территорию детского сада

  • Продемонстрировать сезонные перемены, а также связанные с этим изменения гардероба.
  • Научить детей наблюдать и анализировать происходящее вокруг.
  • Повышать уровень культуры заботы о здоровье, в том числе гигиены (например, приучать чистить нос и ходить в туалет до прогулки, а также мыть руки, ноги и умываться после).
  • Воспитывать уважительное и ответственное отношение к окружающей среде, друг другу и к самому себе.

Формы работы

Для организации прогулок в детском саду используются стандартные для всех видов деятельности формы работы с детьми:

  • беседы,
  • игры,
  • прослушивание и пересказ сказок,
  • выполнение творческих заданий и т. д.

Требования к организации досуга на улице

Поскольку прогулка занимает важное место в структуре процесса образования в детском саду, то и требования к оснащению и санитарному состоянию участка предъявляются серьёзные.

  1. Наличие озеленённого, тщательно спланированного участка для каждой возрастной категории.
  2. Оборудование мест для проведения игр — подвижных и спокойных — с горкой, качелями, заборчиками для прыжков и т. д., забав с водой, песком и материалом для строительства (кубиками, пазлами и пр.).

    Горку можно использовать не только в тёплое время года, но и зимой

  3. Возможность скрыться от дождя или солнца в закрытых беседках весной, осенью, летом, а также соорудить ледяные тропинки, снежные конструкции зимой.
  4. Ежедневная уборка территории. 2–3 раза это делает дворник, а воспитатель и его помощник поддерживают чистоту в течение дня.

Виды прогулок

В зависимости от времени проведения досуг на улице может быть:

  • утренним (до обеда) и вечерним (после дневного сна) – организуются ежедневно,
  • зимним и летним.

По первостепенности той или иной цели выделяют:

  • спортивные прогулки (для организации соревнований в конкретном виде спорта, например, лёгкой атлетике, проводятся в зависимости от объективных обстоятельств — сезона и погоды — 1–2 раза в неделю),
  • целевые (организующие наблюдения за явлениями природы и общественной жизни вне участка, например, в ближайших парках — проводятся 2 раза в неделю).

Подготовка

Рациональный подход к организации выхода на улицу не даст малышам утомиться подготовкой и предотвратит перегрев. Перед тем как отправиться на прогулку, необходимо, чтобы все дети почистили нос и сходили в туалет. Ребята делятся на две подгруппы: те, у кого низкие навыки самообслуживания, и те, у кого они в норме. После того как малыши сходили в туалет, воспитатель выводит в приёмную первую подгруппу детей, помогает им одеться. Помощник воспитателя в это время занимается проведением гигиенических мероприятий и экипирует вторую подгруппу, после чего отправляет ребят на улицу. Следует помнить, что недомогающих малышей выводят со второй партией, а заводят с первой.

При одевании малышей — особенно зимой — необходимо учитывать их высокую двигательную активность

Компоненты прогулки и организация деятельности с детьми

Для того чтобы пребывание на улице не было бесцельным, необходимо знать и соблюдать структуру комбинации компонентов досуга на улице.

Наблюдения

Фиксация и анализ изменений природных явлений, жизни общества проводятся как с целым коллективом детей, так и с отдельными ребятами. В работе с шести-семилетками на эту деятельность отводится от 15 до 25 минут каждый день. При этом для рассмотрения предлагаются разные объекты, среди них:

  • представители флоры и фауны,
  • природные явления (дождь, снег, туман и пр.),
  • труд человека, например, дворника, убирающего территорию (такая работа организуется не чаще 1–2 раз в месяц).

По типу выделяются наблюдения:

  • кратковременные (формируют представления о цвете, форме, размерах, положении вещей в пространстве),
  • длительные (помогают накопить информацию о росте и развитии растений, животных, показывают преобразования в природе, связанные со сменой времён года).

Для адекватного восприятия наблюдаемых явлений необходимо соблюдать определённую последовательность получения информации:

  • установить факты,

    Для получения объективной информации необходимо наблюдение

  • сформировать связи между элементами одного наблюдаемого объекта (ветер усиливается, солнце не так припекает, листья желтеют — приближается осень),
  • накопить представления о том или ином явлении,
  • сопоставить факты (услышанные, увиденные и уже известные),
  • сделать выводы и установить связи между уже известной и новой информацией.

Видео: наблюдение во время прогулки в подготовительной группе

Трудовая деятельность

Цель этой работы заключается в формировании у дошкольников умения взять себе задание, понять его конечный результат, проследить последовательность операций, а также подобрать нужные рабочие инструменты. В работе с детьми 6–7 лет роль педагога сводится к формулированию задачи и некоторой помощи, если в ней возникнет необходимость.

Виды деятельности:

  • собрать мусор с территории площадки (это задание будет носить символический характер, так как территория убирается дворником, но следить за тем, чтобы дети не поранились, всё равно необходимо),
  • протереть от пыли уличные игрушки,

    Мытьё игрушек — отличный вариант организации трудовой деятельности в летний период

  • полить цветы на участке (или помочь воспитателю принести воду),
  • подобрать инструмент для изготовления кормушки для птиц, скворечника, а также подготовить рабочее место, то есть убрать всё лишнее.

Это важно. Стоит выбирать только простейшие модели кормушек для пернатых, чтобы не провоцировать травмоопасные ситуации.

Видео: как быстро сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки

Движение — это жизнь

Учитывая возрастные особенности, ведущее место в процессе прогулки занимают подвижные игры. Подборка будет зависеть от времени года и погоды. Так, в прохладную погоду осенью и весной или тёплую, жаркую летом стоит уделить внимание подвижным играм с бегом, прыжками и пр. Например, салки, футбол, волейбол, теннис (большой или настольный) или игры с водой в июне-июле. Если же на улице слякотно, то лучше поиграть в игры, не требующие активных движений и большого пространства, — в городки, кегли, кольцеброс, бадминтон. Поскольку в 6–7 лет у малышей появляются элементы соревновательности, можно проводить игровые состязания.

На подвижные игры в подготовительной группе отводится 20–25 минут утром во время прогулки и 12–15 минут во время послеобеденной. Что касается количества игр, которые должны быть освоены малышами, то обычно это разучивание 2–3 забав ежемесячно.

Завершать этап подвижных игр нужно ходьбой, снижением физической нагрузки (за 30 минут до завершения прогулки). Перед тем как зайти в группу, ребята складывают игрушки, вытирают ноги.

После игры со снегом нужно обязательно вымыть руки и просушить одежду

Индивидуальная работа

Педагог должен организовать досуг детей так, чтобы каждый из них был вовлечён в данный этап образовательного процесса. Для этого нужно учитывать темперамент ребёнка, его настроение. Для кого-то, возможно, будет интересно побегать с мячиком, в то время как для другого — выполнить упражнения на удерживание равновесия, а для третьего — перешагивать через препятствия-брёвна. Стоит также учитывать и тот факт, что для некоторых детей гораздо продуктивнее понаблюдать за насекомыми и птицами, нежели играть в спортивные игры.

Это интересно. В некоторых методических источниках выделяется ещё один компонент — самостоятельная работа. Однако по решаемым задачам его можно присовокупить к индивидуальной работе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]