Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников.консультация по теме
Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.
Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.
Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:
- Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
- Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
- Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).
Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д. Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.
Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.
Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.
Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо нее чурочку, завернутую в одеяльце. Играя с такой «куклой», ребенок показывает отсутствующие, но представляемые им основные части тела человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной куклой и постепенно слово все чаще начинает обозначать и заменять отсутствующие, но необходимые для игры предметы, их качества, воображаемые свойства и состояния.
Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.
Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).
Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».
Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», — обычная реакция ребенка.
Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).
Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для возникновения игры, но самостоятельная игра детей определяется соответствующей организацией предметно-игровой среды и активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей. Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель). Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.
Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
ВИДЫ ИГРУШЕК.
- Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода).
- Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).
- Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).
- Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.
- Дидактические игрушки и игры.
- Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
- Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения).
- Игрушки-забавы.
- Звучащие музыкальные игрушки.
- Игровые материалы и игрушки-самоделки.
- Игровое оборудование (домики, макеты).
- Компьютерные игрушки и игры.
- Развивающие игрушки (игры-головоломки).
Для детей от года до трёх
Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.
А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.
Цель взрослого при совместном рукоделии – это направить, дать идею и предоставить необходимые инструменты, материалы. На протяжении работы взрослый должен не просто показывать, что и как делать, но и обговаривать все совершающие действия. При этом чётко озвучивая все наименования и названия процессов.
Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.
На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.
Мышка из втулки
Необходимые инструменты и материалы:
- втулка;
- картон;
- цветная бумага;
- краски;
- клей;
- ножницы.
Ход работы:
- Раскрасить втулку в серый цвет и дать высохнуть. Это будет туловище мышки-норушки.
- Из серого картона вырезать уши и лапки.
- Во втулке сделать надрезы, чтобы в них зафиксировать картонные элементы.
- Из розовой бумаги вырезать овал — и приклеить к основе. Это будет животик.
- Осталось нарисовать глазки с ресничками, носик и два зубика.
Развивающие поделки для малышей могут стать хорошими помощниками в изучении многих тем. Например, при изучении фигур можно сделать комод из спичечных коробков и каждый обозначить определённым значением: круг, треугольник, квадрат. Затем вырезать данные фигуры из цветного картона. Так ребёнок научится не только вырезать простейшие фигуры, но и правильно их сортировать.
Примеры
Далее предложено несколько вариантов развивающих поделок для детей разного возраста. Их можно выполнять как дома, так и в группе детского сада.
Советы для успешной работы
Прежде чем приступить к выполнению выбранной работы стоит прислушаться к следующим советам:
- Заранее подготовить все требуемые материалы.
- Ножницы для детей должны быть в первую очередь безопасными, поэтому подойдут только с закруглёнными концами.
- Подумать о защите рабочей поверхности. Лучше покрыть её клеёнкой, а для лепки положить специальные пластиковые доски.
- При рисовании красками стоит следить за тем, чтобы вода была не сильно замутнённая. По завершению рисунка хорошо закрыть краски для предотвращения их высыхания, и хорошо вымыть руки.
- При лепке, если нет цели высушить материал, нужно его завернуть в подходящий материал: глину – в лоскут влажной материи, пластилин – в обычную бумагу.
- Фломастеры должны храниться с хорошо закрытыми колпачками.
- Карандаши хорошо заточить точилкой.
Пещера
Понадобится:
- толстый картон из-под коробки;
- большой лист бумаги;
- клеевой пистолет.
Пошаговая инструкция:
- Из картона вырезать три элемента: основу произвольной формы и две кривых дуги разного размера.
- Установить дуги перпендикулярно к основанию и зафиксировать горячим клеем.
- Бумагу смять и накрыть ей получившуюся конструкцию, оставив с одной стороны вход.
- Объёмная эффектная поделка готова. Внутрь можно поместить фигурки животных, расположив их на кучке соломы или на гальке.
Для детей от трёх лет
Большинство детей идут в детский сад в три года. В этом возрасте они уже более самостоятельные, поскольку многое умеют делать сами: рисовать конкретные предметы, вырезать элементы с прямыми сторонами.
Мелкая моторика развита уже довольно-таки неплохо. В связи с этим они способны справиться с более сложными поделками. На первых этапах могут возникнуть сложности, но с каждым разом будет получаться всё лучше. Движения станут более гармоничными и уверенными.
Развивающие поделки в детский сад могут быть выполнены из различного материала: бумаги и картона, пластилина, блёсток и мелких бусин, перьев, шишек и желудей. Работа с мелкими элементами помогут в будущем с практичными вопросами, такими как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц на кофточке и так далее.
Акула из прищепки и бумаги
Необходимые материалы:
- прищепка;
- цветная бумага;
- клеевой пистолет;
- зубочистка;
- фломастер.
Ход работы:
- Вырезать из бумаги голубого цвета две детали: верхнюю часть акулы и нижнюю. На верхней нарисовать глазик.
- Из оранжевой бумаги вырезать маленькую рыбку. Такую, чтобы помещалась в рот акуле.
- От зубочистки отрезать небольшую палочку и к её верху приклеить оранжевую рыбку. А свободную часть палочки приклеить с края внутренней стороны нижней части акулы.
- Взять прищепку и приклеить к её концам голубые детали, чтобы получилась акула. Выйдет, что при раскрытии прищепки, акула начнёт открывать рот, а рыбка пробовать ускользнуть. Но при закрытии она снова будет съедена хищной рыбой.