Правила составления
Удобнее всего вести его на одном и том же бумажном носителе (например, выделить для этого одну большую тетрадь или подшивать распечатанные протоколы в одну папку).
Перед началом заседания или в начале учебного года следует выбрать человека, который будет секретарем однократно или на постоянной основе. Желательно, чтобы у него (нее) имелся опыт в подобном деле.
Бывает краткая и расширенная форма протокола родительского собрания в детском саду – последний вариант выбирают при обсуждении неоднозначных вопросов, когда важно любое слово.
Рекомендуем оформлять его сначала на черновике, а после окончания мероприятия переписать начисто или напечатать на компьютере.
Для экономии времени следует заранее выработать шаблон протокола родительского собрания в детском саду и использовать его в дальнейшем. Шаблон состоит из следующих частей:
- заголовок;
- повестка дня;
- решение;
- заключение.
Рассмотрим подробнее, какие пункты должны содержаться в каждой части.
Структура документа
Элементы, которые включаются в него, следующие:
- Справочная информация о мероприятии (дата, время, место и проч).
- Повестка дня.
- Решение.
- Подписи.
Повестка дня
Без повестки мероприятия ни один образец протокола родительского собрания в детском саду не обойдется – это ключевая составляющая.
Здесь фиксируются:
- список вопросов к обсуждению. Здесь вкратце описывается ход повествования, заданные вопросы — все, что важно;
- данные о докладчике;
- результаты голосования. Если было принято решение не голосовать, пункт исключают.
В конец части можно добавить пункт «Разное». Туда вписывают дополнительные вопросы и предложения.
Решение
Решения, принятые по ходу мероприятия, делятся на три вида.
- общие, они затрагивают всех участников;
- индивидуальные, для отдельных исполнителей;
- вопросы, по которым участники не смогли прийти к единому мнению. Повторное рассмотрение переносится на следующую встречу, что и отражают в протоколе.
Обязательно впишите граждан, ответственных за выполнение поставленных задач и сроки их реализации.
Для экономии времени примерный план реализации разумно составить еще перед мероприятием, а по ходу – скорректировать.
Результаты обсуждения должны прочитать все участники.
Для отсутствовавших родителей итоги обязательно вывешиваются на информационном стенде ДОУ.
Заключение
После того как всё утверждено и прочитано заинтересованными лицами, документ заверяют подписями секретаря и председателя собрания. Иногда требуются подписи всех присутствующих.
Инструктивно-методическое письмо по оформлению протоколов родительских собраний
В соответствии с едиными требованиями в оформлении документации вводятся единые правила:
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности. Главным его предназначением является:
- согласование, координация и интеграция усилий ДОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка;
- повышение педагогической культуры родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности детского сада;
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению обоих родителей в жизнедеятельность ДОУ;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Родительское собрание проводится, один раз в квартал (4 раза в учебном году), но при необходимости может проходить чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы педагогов и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
- выбор темы собрания;
- определение целей родительского собрания;
- изучение педагогами и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
- проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
- приглашение родителей и других участников собрания;
- разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
- оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Рассмотрим каждый из перечисленных элементов подготовительной работы более подробно.
Приглашение родителей и других участников собрания
.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2 – 3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3 – 4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Рекомендуется использовать изготовленные воспитанниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания «Уважаемые Евгений Николаевич и Лариса Леонидовна (обязательно обоих родителей), приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «Роль семьи в формировании нравственного воспитания»
, которое состоится 20 марта в 18 часов в группе (или музыкальном зале и т.д.). Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Наталья Викторовна и члены родительского комитета».
Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации ДОУ, педагог — психолог, учитель – логопед), работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и другие.
Родительское собрание состоит из трёх частей:
- вступительная;
- основная;
- заключительная.
Вступительная часть.
При входе в группу педагог встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ воспитанников.
Родительское собрание открывает и ведёт один педагог или председатель родительского комитета: объявляется тема, повестка собрания, называются задачи, представляются приглашённые на собрание. Это сообщение должно быть непродолжительным, но содержательным. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители были мобилизированы, заинтересованы и готовы к активному участию.
Основная часть.
Эта часть связана с реализацией главной идей собрания. Именно в этой части излагается наиболее важная информация, происходит коллективное обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Не допускается публичное обсуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, лучше обратить внимание родителей на эти недостатки в индивидуальной беседе.
Заключительная часть.
Эта часть собрания включает:
- принятие решения;
- анализ происшедшего на собрании.
В данный момент дорабатывается предварительно подготовленный проект реше-
ния собрания, затем оно утверждается. Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе. Формирование сотрудничества происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых педагоги благодарят родителей за успехи в воспитании, отмечают тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился опытом семейного воспитания (целесообразнее вручать медали, призы и т.д., подготовленные воспитанниками).
Оформление повестки в протоколе родительского собрания:
Повестка:
1. Семинар-практикум «Речевые игры с детьми».
Отв.: учитель-логопед Ф.И.О.
2. Беседа «О рациональном питании».
Отв.: технолог по питанию Ф.И.О.
Оформление хода в протоколе родительского собрания:
1. По первому вопросу учитель-логопед (указать Ф.И.О.) рассказала о важности использования игр в целью развития…
2. Аналогично.
Внимание! Сколько пунктов указано в повестке, столько же должно быть в ходе и в решении.
Разработка решения собрания.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии пе-
дагоги и члены родительского комитета иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и ДОУ. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому педагоги должны за 2 – 3 дня до собрания составить проект решения родительского собрания. Решение прописывается в виде перечня планируемых действий с обязательным указанием ответственных и сроков исполнения, например:
- Сделать чесночные бусы.
Ответственные: родители.
Срок: до 10.12.2008г.
- Приобрести единую спортивную форму.
Ответственные: родительский комитет.
Срок: до 20.09.2008г.
- Осуществлять закрепление навыков счёта в повседневной деятельности.
Ответственные: родители.
Срок: постоянно.
При разработке решения целесообразно воспользоваться помощью педагога — психолога, учителя – логопеда, учителя-дефектолога и других работников детского сада.
ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — УСПЕХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ВАМ ГАРАНТИРОВАН!
Список использованных источников и литературы:
- Н.М.Метенова «Родительское собрание в детском саду», «ЯрПК», 2000 г.
- О.Л.Зверева, Т.В.Кроткова «Родительские собрания в ДОУ», «Айрис Пресс», 2006 г.
- Е.Н.Степанова «Калейдоскоп родительских собраний», «Сфера», 2005 г.
- Н.А.Алексеевой «Калейдоскоп родительских собраний», «Сфера», 2005 г.
Порядок ведения протоколов родительского собрания в детском садике
В перечень обязательных документов и важных бумаг всегда входит журнал, в котором ведутся все протоколы родительских собраний. В некоторых случаях ее заводят новую ежегодно, но это неверно. Будет лучше, если в саду в течение нескольких лет будет объемный журнал, в котором будут вестись все записи. В садике родители участвуют и помогают, чем могут: в оформлении и ремонте помещения группы, постановке утренников, сопровождении и организации мероприятий, экскурсий, обеспечивают ребятишек игрушками и материалами для творчества. Малыш чувствует в этой группе себя особенно хорошо, если его родители интересуются моментами, происходящие в садике.
Существует несколько видов активного участия родителей в жизни группы, которые важно постоянно обсуждать, а, следовательно, вносить их статус в протокол. Заполняет сей протокол назначенный секретарь, избранный в начале года. Будет замечательно, если в родительском коллективе есть исполнительный человек, который имеет возможность заполнять протокол на каждом общем собрании. Поначалу все пишут в черновике, а после переносят в журнал. Составление такого протокола не должно в обязанности педагога-воспитателя. Всё, что в его силах – это предоставить образец секретарю. Для наглядного примера можно попросить журнал протоколов у соседней группы вашего детского образовательного учреждения. Старайтесь придерживаться такого же стиля заполнения.
Когда составляется протокол родительского собрания и зачем нужен
Каждая коллективная встреча родителей и воспитателей требует закрепления обсуждаемых тем и принятых решений на бумаге – эту роль выполняют протоколы родительских собраний в ДОУ по ФГОС: они фиксируют решения, принятые коллективом учреждения и родителями воспитанников в ходе встречи.
Зачем его составлять? Зачем такая бюрократия? При возникновении претензий со стороны родителей этот документ — доказательство того, что администрация учреждения действовала в рамках закона, а оформление протоколов родительских собраний в детском саду является обязательной процедурой, к выполнению которой стоит подойти со всей серьезностью.
Как правильно составить протокол
Каждую встречу стоит начинать с подведения итогов и выполненных задач. Если эти сведения заносятся в журнал, то каждый раз писать данные о детском саду нет смысла, так как они обозначены на обложке. Просто посередине пишется название документа, а ниже указывается дата проведенного родительского собрания. После этого пишите, какой вопрос рассматривался на повестке дня, какое было принято решение. Ниже обязательно должен быть перечень присутствующих и отсутствующих родителей. В правом верхнем углу указывается «шапка», в которой содержатся данные о ДОУ , характеристика группы (на какой возраст рассчитана), ее руководитель. В нижнем правом углу после текста секретарь ставит свою подпись, после чего передает на подписание воспитателю.
Как видите, особых премудростей в ведении протокола собраний в детском саду нет. Все довольно просто и доходчиво. Правильное ведение этого журнала поможет родительскому коллективу не упускать из виду важные моменты жизни группы и вовремя решать возникшие вопросы. Старайтесь регулярно заполнять протокол по вышеуказанным требованиям, и вы сможете систематизировать накопившиеся и решенные задачи. Храните журналы каждого года, вплоть до выпуска детей вашей группы из детского сада.