Раннее детство. Познавательное развитие. 1-3 года. Методическое пособие
Ознакомление с окружающим
Познавательная деятельность детей, прежде всего младенческого возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого.
Во-первых, она не выделяется как особая, специфическая деятельность, а проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т. д. Именно поэтому задача развития познавательной активности малыша не менее значима, чем укрепление его здоровья и создание необходимых условий для полноценного физического и эмоционально-психического развития.
Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия, закономерности. Ребенок первого года жизни не способен к такой сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему.
Внимание младенца привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами. Но наибольший интерес ребенок проявляет не к предметам, а ко взрослому человеку, который берет его на руки, переносит с места на место, разговаривает с ним, улыбается ему, показывает игрушки, совершает различные действия с разными предметами. Установлено, что лицо человека, его речь являются для ребенка наиболее значимыми по сравнению со всеми другими «сигналами» из окружающего мира, т. е. уже на первом месяце жизни ребенок выделяет из всей многообразной действительности человека, особым образом реагируя на его эмоциональные проявления, речевое общение, действия.
Первые проявления познавательной активности ребенка связаны с ориентировочными реакциями,
на основе которых возникают сначала отклик на воздействие извне, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается таким свойством ориентировочных реакций, как способность возникать при появлении каждого нового объекта. Не случайно ориентировочные реакции иначе называются «реакциями на новизну». Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый интерес ребенка к окружающему его миру, который для него так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребенка представляет собой цепь бесчисленных, сменяющих друг друга ориентировочных реакций.
Первые знания об окружающем мире у детей складываются в процессе освоения близлежащего пространства (кроватка, манеж, комната, детская площадка и т. п.), поэтому так важна организация предметной среды. Ориентировочные реакции возникают у ребенка уже на первом месяце жизни и являются объективным условием его полноценного развития. Взрослые замечают, как день за днем меняется выражение глаз младенца, с каким упорством и настойчивостью тянется он ко всему, что привлекает его внимание, хотя и не может выразить свое желание. И не только потому, что не умеет говорить, но и потому, что пока не осознает его (желание).
Проследим особенности ориентировочного поведения ребенка на протяжении первого года жизни
.
Нервная система и органы чувств новорожденного ребенка обеспечивают не только восприятие зрительных, слуховых, тактильных, температурных раздражителей, но и элементарный анализ их качества и силы. Это и помогает младенцу выделять все новое и новое в окружающем, а со временем и более дифференцированно анализировать его.
Можно сказать, что первое «знание» возникает у младенца на девятый день рождения, когда образуется, как свидетельствуют ученые, первый условный рефлекс. На основе пищевой и ориентировочной реакций формируется относительно сложное ориентировочное поведение: стоит ребенка положить в позу, характерную для кормления («положение под грудью»), и он открывает рот. Так он ведет себя и видя бутылочку с едой для него. А в течение первого месяца жизни ребенок начинает отличать, например, бутылочку с водой от бутылочки с молочной смесью, т. е. реагировать на цвет.
К концу первого месяца младенец начинает узнавать маму, пытается отвечать на ее улыбку, а в конце третьего месяца реагирует на появление матери всем своим существом (комплекс оживления
), выражая ей свою любовь и желание общаться. (Кстати, такое отношение может сформироваться у младенца к любому человеку, который ухаживает за ним и любит его.)
Очень важна эмоциональная реакция взрослого на потребность ребенка познавать окружающий мир. Если он потерял из виду погремушку, которую рассматривал, не оставляйте это без внимания: встряхните или перекатите цветные шарики, и ребенок вновь обратит на игрушку свой взгляд. (Так ребенок реагирует не только на игрушки, но и на предметы быта, картинки и т. д.)
Малыш, еще не умеющий переворачиваться на живот, уже способен в часы бодрствования занять себя: он рассматривает свои руки, «прислушивается» к себе, реагирует на смену положения тела в пространстве (его пеленают, укладывают, переворачивают на бок или живот), на прикосновение своих ладоней к телу, движения пальчиков.
У ребенка 2,5–3 месяцев уже можно наблюдать элементарную познавательную деятельность. Покажите ему какой-либо яркий предмет, не привлекая к нему внимание. Малыш заулыбается, потянет к нему руки, попытается захватить его. Вначале безуспешно, но он будет делать это снова и снова.
В освоении близлежащего пространства особое значение имеет кожная чувствительность. Ребенок еще не умеет удерживать в руке предметы, но, прикасаясь к ним, ощущает своеобразие их поверхности. В первые месяцы жизни ребенок не способен к сознательному обследованию предмета: он вступает в контакт с предметом, случайно прикасаясь к нему рукой, но уже к 3–4 месяцам может захватывать его руками.
Хватание
— первое доступное младенцу действие познавательного характера, связанное с освоением предметного мира и пространства. На протяжении первого года жизни действия руки постоянно усложняются, играя первостепенную роль в познании свойств предметов.
Когда ребенок начинает самостоятельно садиться, то видимый мир предметов предстает перед ним по-новому. Теперь ему удобнее рассматривать все, что его окружает. Ребенок всматривается в действия и движения взрослых, в перемещения предметов в пространстве. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира.
Лежа на боку, спине, животе; сидя, стоя, ребенок по-разному видит окружающий его мир. Он обнаруживает многоликость предметов: пирамидка, матрешка выглядят иначе, если на них смотреть сверху, а не сбоку.
Множество новых предметов предстает перед младенцем, когда он начинает ходить. Хотя он еще неуверенно держится на ногах, его трудно удержать на месте — так сильно желание познакомиться с окружающим миром. Поэтому, изменяя и расставляя по-новому предметы, взрослые побуждают ребенка делать первые самостоятельные шаги. С каждым днем мир все шире открывает перед ним свои горизонты. Постепенно младенец овладевает разными действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца со стержня пирамидки и вновь надевает их и т. д.
У ребенка первого года жизни интерес к предмету обусловлен прежде всего возможностями практических действий с ним: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т. д.), и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребенка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.
В действиях ребенка проявляются первые познавательные реакции на предмет и его свойства. Трудно понять, играет ребенок или исследует предмет, когда он рассматривает его, переворачивает, ударяет им, берет в рот и т. д. Так он поступает и с любой игрушкой, поэтому его деятельность можно назвать ознакомительной игрой, а действия являются исследовательскими по содержанию. Ребенка может довольно долго занимать предмет в том случае, если в нем обнаруживаются все новые и новые свойства. Тогда возникает цепь следующих друг за другом ориентировочных и познавательных реакций, которые продлевают интерес к предмету. В этом и заключается своеобразие ранней познавательной деятельности.
Сравните поведение ребенка 6 и 12 месяцев, и вы увидите, что годовалый ребенок способен играть в течение более долгого времени, более избирательно реагировать на окружающее, чем шестимесячный: он 5–10 минут занимается одной игрушкой; у него появляется любимая игрушка, которой он отдает предпочтение.
Исследуя предмет, ребенок часто бросает его на пол, стучит им, лижет его, кусает. Стремление «познать» предмет ртом возникает у него очень часто, поэтому в «игрушечном хозяйстве» не должно быть опасных предметов: колючих, мелких, окрашенных вредными красителями и т. п. Кроме того, набор игрушек должен соответствовать возрасту, а познавательная деятельность при обследовании их свойств должна организовываться, направляться и контролироваться взрослыми. Это необходимо еще и потому, что у младенца нет чувства страха перед неведомым.
Общение со взрослым — необходимое условие познавательного развития ребенка, его умственного воспитания.
Чтобы помочь ребенку расти любознательным, взрослый должен прежде всего позаботиться об организации его бодрствования и самостоятельной деятельности. Время бодрствования необходимо использовать рационально: разговаривать с малышом, показывать игрушки и приемы действия с ними.
Игры-занятия,
проводимые взрослым, должны способствовать своевременному и гармоничному развитию ребенка (физическому, умственному, нравственному, эстетическому и т. д.). Они формируют у детей умения, которые не могут возникнуть в процессе самостоятельной деятельности, т. е. на занятиях обучают тому, что ребенок самостоятельно освоить не может.
Взрослому необходимо заботиться о воспитании устойчивости действий
ребенка в ходе предметно-игровых ситуаций. У младенца еще не развито произвольное внимание, и он быстро отвлекается с одного предмета на другой. (Вместе с тем следует знать, что годовалый ребенок способен сосредоточиваться на предмете в течение 8–10 минут, и это является показателем нормального нервно-психического развития.)
Какие же педагогические условия способствуют развитию устойчивости действий с предметами?
Прежде всего это отсутствие любых отвлекающих факторов в момент, когда малыш занят своими «исследованиями», а такими факторами могут стать новые предметы, резкие звуки (громкий разговор, шум).
Иногда взрослый считает возможным в любой момент прервать деятельность ребенка, не понимая, что это один из источников познания мира: ему важнее накормить его, уложить спать, погулять с ним и т. д. Несомненно, обеспечение жизненных потребностей ребенка необходимо, но не менее важно и его душевное состояние для его психофизического благополучия. Именно поэтому следует бережно относиться к деятельности ребенка.
Если он способен сам себя занять, рассматривая предметы, манипулируя ими, пытаясь познать их свойства, и может обойтись без помощи взрослых, не следует вмешиваться в его «дела». Таким «невмешательством» взрослый будет способствовать развитию активности и самостоятельности ребенка.
Другое дело, если ребенок не знает, как действовать с новой игрушкой. Тогда надо включиться и показать приемы обращения с предметом. Но и в этом случае следует попытаться активизировать поисковые действия самого малыша. Не надо сразу открывать все «секреты».
Желательно предъявить игрушку таким образом, чтобы ребенок получил возможность самостоятельно делать «открытия»: пусть он сам обнаруживает скрытые свойства игрушки и варианты игры с ней. Проблемность ситуаций формирует такие черты характера, как целеустремленность и упорство в достижении цели.
Взрослый должен быть внимательным ко всем проблемам, которые возникают у младенца при действиях с предметами. И если ему долго не удается получить положительный результат, если он нервничает и в конце концов отбрасывает игрушку, то взрослый обязан «разрядить» ситуацию, т. е. включиться в активные игровые действия и помочь прийти к финалу с победой. При этом необходимо похвалить малыша, а затем предложить самостоятельно повторить то, что у него сначала не получалось.
Взрослые должны знать: видимый результат деятельности усиливает интерес ребенка к предмету и желание овладеть способами действий с ним. Следовательно, проблемные ситуации очень полезны: они способствуют формированию целенаправленности и активности в познавательной деятельности.
Но ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс, т. е. путь к его достижению. Ситуации «поиска» привлекают малыша. Важно, чтобы они заканчивались успешно и сопровождались радостными эмоциями: это поддержит стремление и далее продолжать обследование предмета или игрушки.
Следует знать: прежде чем начать играть какой-либо новой игрушкой, ребенок «обследует» ее — это ориентировочно-исследовательская деятельность, предшествующая игровой. Иначе говоря, прежде, чем приступить к игре, ребенок выясняет, чтоc этой новой игрушкой можно делать, исходя из тех свойств, которые ему удается в ней обнаружить. Ориентировочно-исследовательский этап деятельности
заключается в обнаружении, исследовании, констатации игровых свойств объекта. Эти действия переходят затем во второй этап —
игровые действия с игрушкой.
В условиях семейного воспитания у ребенка возникает гораздо больше возможностей для ознакомления с окружающим, чем в условиях общественного воспитания. Находясь на руках у одного из взрослых, он наблюдает за всем происходящим вокруг. Как правило, ребенка привлекают предметы яркие, блестящие, цветные, контрастирующие с общим фоном комнаты (например, утюг или чайник, дуршлаг или бидончик, настольная лампа или бра и т. п.). Мало того, эти и другие предметы в руках взрослых меняют свое положение в пространстве и предстают перед ребенком по-разному. Это поддерживает его ориентировочную и познавательную деятельность, вызывая интерес к самым обыкновенным вещам. Например, бабушка взяла утюг, и он «поехал» по ткани вперед — назад, вправо — влево. Или: висящий на стене хрустальный «фонтанчик» (бра) озарился всеми цветами радуги. Ребенок 3–4 месяцев с интересом рассматривает рисунок обоев (не это ли заставляет его позднее с удовольствием рисовать на обоях, несмотря на запреты?!). В ванной комнате он разглядывает флакончики, баночки, тюбики, щеточки. Его привлекает зеркало, и он с интересом вглядывается в его поверхность и в свое собственное отражение, не осознавая, что видит самого себя. В этой ситуации полезно поменять положение ребенка перед зеркалом. Например, если он сидит на плече у папы, переместить его на другое плечо, поднять его руку, помахать ею, приговаривая: «Где дед? Вот дед! А где Вася? Вот Вася», — и показать его ручкой на деда, а затем на него самого.
Чем раньше приступают к ознакомлению младенца с предметами ближайшего окружения, тем богаче будет его чувственный опыт. Однако необходимо выделить ряд предметов, которые не следует давать ребенку: это дорогие вазы, статуэтки, золотые украшения и бижутерия, комнатные растения, чайные и столовые сервизы, хрустальные бокалы и т. п. Их ребенок может рассматривать только на расстоянии. И это должно стать правилом для всех членов семьи.
Когда ребенок начинает самостоятельно садиться, он на руках у взрослого принимает более удобную позу — «лицом к нему». С этого момента они становятся партнерами в ознакомлении с окружающим. Малыш не только смотрит на то, что показывает взрослый, но и вслушивается в название, эмоционально обогащается, чувствуя отношение взрослого к тому, на что обращено их внимание. Например, рассматривая статуэтку, взрослый поясняет: «Это девочка. На ней платье, платок. Что делает девочка? Она кормит курицу и цыплят. Цып-цып-цып! Вот цыплятки… Где девочка? Где цыплятки? Девочка… Цыплятки…». Рассматривание длится 1–1,5 минуты. Взрослый говорит лаконично, четко называя предметы. Речь его несколько замедлена, с паузами.
В 7–8 месяцев ребенка привлекают картины, книги с яркими крупными иллюстрациями. Он с интересом их рассматривает, иногда пытается «изучить» материал, из которого они сделаны, т. е. смять или разорвать картинку. Взрослый должен предвидеть это и не допустить этого, строго сказав: «Нельзя!» — и на какое-то время забрав книгу или картинку у ребенка. Затем вместе с ребенком еще раз рассмотреть их, комментируя то, что они видят.
Особый интерес у детей вызывают предметы декоративно-прикладного искусства: изделия из дерева (ложки, матрешки, различные игрушки — «клюющие курочки», «медведь-дровосек» и т. п.), из ткани (рушники, фартуки, платки с вышивкой). Расписные платки (в том числе павлопосадские шали) можно использовать для игры в прятки и для ряжения. Вначале стоит привлечь внимание к рисунку («Цветочки! Где цветочки?»), погладить его рукой ребенка, накинуть на себя платок, спросить: «Где мама?» Сняв платок, воскликнуть: «Вот мама!» «А где Вася?». «Прятки» помогают ребенку узнать свое имя (запомнит он его несколько позже — примерно к одному году). Помогает этому и ряжение: нарядив в платок ребенка, поднесите его к зеркалу и спросите: «Где мама? А где Оля в платочке?»
Можно вместе с ребенком рассмотреть жостовский поднос, называя то, что на нем изображено, отмечая цвет. Главное, произвести впечатление на ребенка, обогатить его эмоциональный мир.
Для этого полезны и дымковские, и гжельские игрушки. Их аккуратно подносят к ребенку и рассматривают вместе с ним с пояснениями: «Это лошадка! А это петушок! Ку-ка-ре-ку!»
Как правило детей привлекает телевизор, но находиться им перед экраном телевизора не рекомендуется. С расстояния 4–5 м можно посмотреть мультфильм длительностью не более 5–8 минут, сдержанно комментируя происходящее («Девочка поет», «Зайчик скачет» и т. п.).
В Новый год 6–7-месячный ребенок обязательно заинтересуется елкой, украшенной игрушками и расцвеченной огоньками. Взяв его на руки, взрослый подносит ребенка к елке и дает возможность ее рассмотреть: «Это елка, елочка!» Затем он приводит в движение какую-нибудь игрушку: «Это шар. Красный шар. Это шишка. Это волчок» и т. п. Затем можно задать вопросы: «Где шар? Где шишка?» На вопрос «где» ребенок реагирует, взглядом ища названный предмет и показывая его рукой.
В 11–12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги. Помните: его нельзя оставлять без присмотра. Интерес к окружающему может привести малыша к травмам: ведь он не знает еще своих возможностей, не подозревает некоторых коварных свойств вещей. Он может тянуться к горячему чайнику, острым и бьющимся предметам. Вот почему в дошкольных учреждениях детей в возрасте 8–12 месяцев помещают в специально оборудованные для них пространства (отгороженные части комнаты).
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности
метки:
Предмет, Ребенок, Развитие, Активность, Деятельность, Возраст, Ранний, Действие СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность познавательной активности и ее проявление у детей…….. 7
1.2 Особенности развития познавательной сферы в раннем возрасте……. 12
1.3 Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей раннего возраста……………………………………… 18
1.4 Предметная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста………………………………………. 23
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика познавательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………….. 32
2.2 Опытно-практическая работа по развитию познавательной активности детей раннем возрасте.»>раннего возраста в процессе предметной деятельности и ее результаты……………………………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 54
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии и современной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
14 стр., 6654 слов
Влияние методов использования наглядности на формирование познавательной …
… на развитие у учащихся высокой активности и самостоятельности мышления. Цель работы — описать роль наглядных пособий и дидактических материалов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста. Объект … времен. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности — без ее теоретического обоснования. …
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей, она определяет, “ведет” за собой психическое развитие. Именно в предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка — речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности, поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами — первая задача образовательного процесса в раннем возрасте. Предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве с взрослым.
Предметная деятельность и познавательная активность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. К концу раннего детства важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом.
Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, то познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.
Познавательная активность важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир. И это не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.
Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо), проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л.Рубинштейн), особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека (Л.А.Гордон), готовность к энергичному овладению знаниями (Н.А.Половников), проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П.Аристова).
Ребенка интересуют предметы и объекты окружающего мира, он стремится понять, как они используются в жизни, кому нужны, в каких связях друг с другом находятся. Это внутреннее состояние готовности ребенка к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующиеся в познавательных действиях и операциях, определенно детским психологом М.И.Лисиной как познавательная активность.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Исследовательская активность ребенка раннего возраста является основой для успешного интеллектуального развития дошкольников, она является важной составляющей познавательного и творческого развития личности.
4 стр., 1675 слов
развитие активности и самостоятельности школьников в процессе …
… у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.СЯкиманский и др. Познавательная … проверить комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности школьников на уроках технологии. Объект исследования – развитие активности и самостоятельности школьников в …
Цель исследования: определить эффективность развития познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста.
Предмет исследования: предметная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей раннего возраста;
2) изучить сущность познавательной активности и особенности ее проявления у детей;
3) изучить влияние предметной деятельности на развитие познавательной активности детей раннего возраста;
4) провести диагностику познавательной активности детей раннего возраста;
5) организовать опытную работу по развитию познавательной активности детей третьего года жизни и проанализировать ее результаты.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста будет проходить более успешно, при соблюдении следующих условий:
— создание предметно-развивающей среды;
— использование игр развивающих познавательную активность;
— целенаправленном руководстве развитием предметной деятельности детей третьего года жизни;
Методы исследования:
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— педагогический эксперимент;
— наблюдение;
— методы математической обработки данных.
Теоретической основой исследования являются труды таких ученых: Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, Е.О.Смирновой, Л.Н Галигузовой.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность познавательной активности и ее проявление у детей
Познавательная активность, по словам Е.А.Лобановой [16], — важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. И это не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.
Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо), проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л.Рубинштейн), особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека (Л.А.Гордон), готовность к энергичному овладению знаниями (Н.А.Половников), проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П.Аристова).
2 стр., 576 слов
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным …
… делом. Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! … эксперимент, и заставляли детей делать то же самое – одергивали детей, «шикали» на них, если дети начинали проявлять какую-либо активность. Вторые начинали активно воспитывать своего ребенка – посмотри …
Познавательная активность — это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.
Признание дошкольного возраста сенситивным не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Для этого необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса. При этом важнейшими условиями формирования познавательной активности детей, по мнению Е.А.Лобановой, являются внутренняя активность самого ребенка и грамотное руководство этой активностью со стороны педагога.
Е.О.Смирнова [21] отмечает, что в раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся “проблемой для ума”. Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающими, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Исследовательская активность ребенка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития познавательной сферы.
Как отмечает Е.О.Смирнова [25], предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все психические процессы. Развитие психических процессов представляет собой целостный процесс, который характеризуется не столько совершенствованием отдельных психических функций, сколько изменением их взаимосвязей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должно быть развитие и “тренировка” отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только в процессе целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и, прежде всего — ведущей предметной деятельности, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи.
22 стр., 10633 слов
Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности
… парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков: -чрезмерная активность может привести к изнурению, -безумная веселость сменяется унынием, … зависимости. Также он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, — это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое …
В целостной системе психических функций в раннем возрасте доминирует восприятие. Ребенок познает окружающий мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным.
А.А.Люблинская [17] указывает, что на протяжении первых трех лет жизни ребенка возникают новые многообразные потребности. Среди них особое значение имеют социальные потребности в активной познавательной деятельности и общении с людьми. В раннем возрасте активность ребенка имеет ярко выраженный ориентировочно-исследовательский характер. Она мотивируется желанием ребенка узнать “что это такое?”. Такое отношение нельзя рассматривать как проявление подлинно познавательного интереса, однако результатом активности ребенка является то, что он обнаруживает новые качества предметов и устанавливает новые для него связи и отношения между ними.
Потребность ребенка в активной деятельности и ярко выраженное ориентировочно-исследовательское отношение к окружающему быстро формирует его познавательные чувства: сначала ребенок только удивляется новому, т.е. проявляет любопытство, а затем в дошкольном возрасте уже отчетливо проявляет любознательность, т.е. желание узнать то, что можно воспринять как новое, удивительное.
Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов. К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним социальные и педагогические.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Как отмечает Т.М. Землянухина [11], источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой — последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности ребенка.
Познавательная активность является природным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех, и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …
… пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с …
В развитии любознательности детей дошкольного возраста, по мнению В.Г. Каменской [12], решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность. Именно она стимулирует возникновение познавательной установки. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, не обычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений, подчеркивает А.А. Люблинская [17]. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям.
Итак: познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интерес к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. И поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.
1.2. Особенности развития познавательной сферы в раннем возрасте
Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простейших причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развиваются его мышление, память, воображение.
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
По словам Л.С. Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия…ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития».[6]
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …
… пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с …
Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.
Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы, и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он познает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.
Как отмечает Е.О. Смирнова [21], развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называются соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение и прочее. Уже в конце младенчества дети начинают совершенствовать действия с двумя предметами — нанизывают, ставят одно на другое, складывают и прочее. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов — не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно эти действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.
Как указывает Л.А.Венгер [4], в 2-2,5 года для ребенка, становится доступным зрительный подбор по образу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем, как отмечает Е.О. Смирнова [26], сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.
4 стр., 1597 слов
Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
… помочь друг другу; — направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой … и животных, вызывает живой интерес к ним. Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, …
В раннем возрасте ребенок может достаточно точно определить форму, величину и цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, подчеркивает О.А. Шаграева [29], ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любым карандашом, или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.
На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения — это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Таким образом, могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет “как домик”, а круглые предметы “как мячик”. Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов, по мнению Л.Р.Болотиной [3], необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлением мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке).
В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, — он связывает и соединяет их в своих практических действиях, отмечает С.А. Козлова [13].
В процессе предметной деятельности, как отмечал Д.Б.Эльконин [30], ребенок выполняет соотносящие и орудийные действия. В процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но и на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.
Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков и звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Этот опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практичеких-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего, в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.
3 стр., 1016 слов
«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего …
… 5.Список литературы………………………………………………………..стр.21 1.Комплекс педагогических факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей 1.Стрессовая педагогическая тактика. 2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным … характеристику двигательных способностей. Определите связь развития двигательных способностей у детей с особенностями их возрастного, физического и нервно-психического развития С …
Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.
Как отмечает Л.А.Венгер [4], мышление, как внутренняя психическая функция, вначале отстает о практической деятельности ребенка. В раннем возрасте оно существует и развивается внутри этой практической деятельности: ребенок “мыслит”, действуя одним предметом на другой, соотнося размеры и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметных действий и формируя образ своих действий. Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием речи.
Овл……..
Примеры похожих учебных работ
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …
… и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально — творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе …
4073-1 Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста …
… психических процессов и познавательных способностей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. Таким образом, проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим …
Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
… эффективность занятия как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи …
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
… активности у детей дошкольного возраста 3. Изучить проблему развития познавательной активности дошкольного возраста. 4. Определить диагностические методы к проблеме познавательная активность. 5. Выявить влияние познавательной активности на детей …
Трудности сепарации у взрослых созависимых детей и их связь с ранним детским опытом
… и автономии. Трудности сепарации, которые переживает ребенок на ранней стадии своего развития, влияют на появление у него во … – Воронеж: МОДЭК. – 2000. 16. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). – М: Просвещение, …
Память и её развитие в учебной деятельности
… создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за … по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на … ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. …
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.
В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.
Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:
а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?
б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?
в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…
Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.
Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».
Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и «откликается» в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
- Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
- Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
- Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
- Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
- Учить малыша выражать словами свои впечатления.
- Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
«Разноцветные шарики»
Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Взрослый обращает внимание на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая и на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Затем ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, взрослый показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Обращается его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, их можно вложить в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.
«Волшебные краски»
Цель: Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого — оранжевый; красного и синего — Фиолетовый (сиреневый); красного и черного — коричневый и т.п. Материал: Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана.
Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус», наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? — Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце игры рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал.
«Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал: Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание. Данная деятельность может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух играх.
Взрослый беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие — цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Во второй части экспериментальной деятельности используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослый в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.
«Найди колокольчик»
Цель: Научить находить заданный предмет по слуховому восприятию.
Материал: Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой.
Взрослый показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной — ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», — поясняет взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, взрослый помогает. В последующем у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка.
«Солнечный зайчик»
Цель: Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.
Материал: Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре)
Игра проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» называют луч от зеркальной поверхности, предлагается малышам посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в комнате). Игра разворачивается ситуативно по желанию детей: они могут просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самим поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого т.п.
«Где ночует солнышко?»
Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.
Утром, в солнечный денек взрослый предлагает детям «поздороваться» с солнышком и предлагает протянуть солнышку ладошки: «Здравствуй, здравствуй, солнышко!
А теперь с солнышком поздороваются игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все наши любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!». В течение дня, если у детей сохраняется интерес к наблюдению, взрослый обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет». Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку: «До завтра». Мы утром опять будем встречать Солнышко!» — поясняет взрослый.
Следующая > |