Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье


Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье

Консультация для родителей. Тема: «Трудовое воспитание в семье»
Автор: Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №90», город Череповец. Описание материала: Данный материал составлен в виде рекомендаций по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация будет полезна воспитателям и родителям детей от 4 до 7 лет.


Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома. Ход: Трудовое воспитание
– важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье. Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.


На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.


Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту. Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.


Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. [ Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.


Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание и развитие дошкольников. Советы для родителей Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Развлечение в старшей группе детского сада «Труд людей»

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Консультация для родителей. Приобщение дошкольников к труду

Методика трудового воспитания дошкольников

В детском саду происходит формирование начальной основы трудолюбия. Воспитатели приучают малышей к деятельности, которая полезна для общества. Обучение обязательно проводят в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для дошкольников.

Малышей нужно с раннего возраста приучать к необходимости помогать родителям

Воспитывать ребенка нужно постепенно, так как ему придется освоить несколько этапов. Ему предстоит выработать навыки, уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу и достигать результата.

Важно! В дошкольном возрасте у детей только внешняя мотивация, т.е. они нуждаются в материальном поощрении.

В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда. Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания.

Роль семейных традиций

Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям – помогающая. Например, если малыш просит зашнуровать себе ботинки, то родителю не нужно сажать его на стул и делать это за него. Правильно будет показать ему как это делается и помочь самому справиться с этим.

Необходимо формировать у малыша социально-бытовые навыки

Воспитание трудолюбия у дошкольников зависит от разных факторов. Овладевание простыми навыками начинается с наблюдения за взрослым человеком. Если родители часто убираются, моют посуду и т.п., то малыш начнет пытаться повторять за ними.

В 3 года у малыша формируется потребность «Я сам». Именно с этого момента можно начинать обучение.

Актуальность правильной позиции взрослого

Воспитатели могут предложить брошюру «Трудовое воспитание в семье», консультация для родителей содержит практические советы и частые ошибки. Мамы и папы должны систематически приучать детей к выполнению обязанностей по дому.

Некоторые взрослые ошибочно просят ребенка помогать только по высказанной просьбе. Подобная позиция мешает правильно обучать. Иногда родители занимают чрезмерно опекающую позицию. Они все делают за малыша, пресекают его самостоятельность и инициативность.

Близкие люди должны помогать ребенку справляться с разными задачами. Например, давать ему самостоятельно одеваться и собираться на прогулку.

Важно! Не стоит ждать от малыша идеального выполнения с первого раза.

Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять.

Если взрослый начнет чрезмерно опекать малыша, то он быстро привыкнет лениться и у него не будет стремления к личной деятельности.

Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

Практические советы

Педагоги не просто так разрабатывают консультации для родителей «Трудовое воспитание для дошкольников». Именно этот период очень важен для формирования первых представлений о социально-бытовых навыках.

Когда надо начинать

Не только при нахождении в коллективе ребенок должен следовать правилам. Дома он также выполняет поручения, занимается разным трудом. С раннего возраста его приучают складывать игрушки на место, убирать за собой и помогать родителям.

В детском саду воспитатели тоже развивают самостоятельность, но этого бывает недостаточно. Поэтому родители тоже являются полноправными участниками процесса.

Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников проходит под контролем взрослых. Именно они помогают вырабатывать привычки и навыки. Этот процесс занимает несколько лет, поэтому нужно заниматься им с первого года малыша.

Важно! Единых методов обучения не существует, но стоит придерживаться двух принципов – последовательность и систематичность. В таком случае удастся добиться поставленных целей.

Как научить дошкольника трудиться

В первый год жизни ребенка родители постепенно учат его складывать игрушки на свои места. Для этого ему показывают, как их складывать в ящик или контейнер. Проводить это нужно в игровой форме.

После выполнения задания малыша обязательно поощряют

В образовательных учреждениях могут проводить родительские собрания «Семейные традиции и способность ребенка трудиться». Все это направлено на то, чтобы взрослые получали практические советы по воспитанию.

До начала хождения в детский сад дети должны научиться себя обслуживать. Для этого их учат умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и т.п.

Важно! Сначала родитель показывает, как это делать, потом помогает выполнять действия.

Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п.

Задания должны быть посильны возрасту. Компоненты деятельности – это цель, мотив, средства и результат. На основе них строится процесс воспитания. Например, ребенку рассказывают, что игрушки нуждаются в помощи и их нужно расставить по местам.

Средство – это то, что помогает осуществлять деятельность. Чтобы поесть, ребенку нужно использовать столовые приборы. Поэтому ему пригодятся разные навыки и умения в жизни.

Образовательный потенциал трудовой деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать ее полезной для общества. Именно от этого зависит, каким человек будет в будущем. У него должно быть сформировано правильное отношение к работе.

Успешность человека напрямую зависит от трудолюбия

Немного иначе стоит работать со школьниками. С первого класса им можно уже поручать разные дела. Все их лучше записывать в список, который поможет ему все запомнить.

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Важно! Выработка привычки учиться тоже требует особого подхода. Поэтому если ребенку поручили писать реферат, то родитель может подсказать ему, где искать информацию. Но не пытаться сделать работу за него.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]