ЛЕКЦИЯ на тему:» Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

МДОУ «Д/с № 121 к.в.» г. Магнитогорска

  • Биктимирова Айгуль Рифовна Воспитатель,
  • Куланина Елена Сергеевна старший воспитатель
  • Прохорова Марина Михайловна заведующий

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком». В.А. Сухомлинский

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. На конкретных примерах разъяснять, как надо поступать, учитывать нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Обязательно нужно оценивать нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Помогает решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Учить детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками.

Дежурства -форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Надо учить ребенка соблюдать последовательность в работе, контролировать его, приходить на помощь, учитывать его индивидуальные особенности.

Оценивая работу дежурных, подчеркивать их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Осуществляя широкую программу трудового воспитания, формируя знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) необходимые для участия в труде умения и их направленности (получение общественно полезного продукта) — все это обеспечивает успешность самостоятельного труда детей. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например, самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место, но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Список литературы:

  1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. — 3-е изд., исп., доп. — М., 1983
  2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988
  3. Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер. — М., 1980
  4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М., 1990
  5. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М., 2003
  6. Труд и наблюдения в природе. — М., 1987
  7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности //
  8. Вопросы психологии. — М., 1990. — №6. – С. 10-21
Следующая >

Художественные средства

Художественными средствами считаются: живопись, литература, музыка и практически все другие направления художественного искусства. Эти произведения вызывают эмоциональный интерес, желание становиться похожим на того, чьи произведения дошли к нам через года, века; на того, кто работает, трудится, помогают понять важность, показывают всю значимость трудолюбия как важнейшего качества личности. Особенно важным использование художественных произведений становится в ДОУ.

В педагогическом процессе эффективны все художественные средства. Их роль своеобразна. Слушая музыку просто так, рассматривая картины, трудиться не научить. Только с соблюдением отдельных принципов средства начинают действительно работать и оказывать помощь при формировании важнейших трудовых качеств.

Литература предоставляет начальные знания о возникновении профессий, процессе изготовления повседневных вещей, знаменитых людях, внесших огромный вклад в историческое развитие человечества. Художественные произведения дают обобщение роли, пользы труда, взаимопомощи профессий. У детей складываются позитивные образы, к которым они начинают стремиться, создавая себя.

Произведения изобразительного искусства показывают процесс труда и обладают определенным эмоциональным настроением. Иногда это радость, подъем эмоций, в другом случае – спокойная передышка, наслаждение результатом работы.

Труд нелегок и непрост. Дети должны это понимать, чтобы научиться сформировать отношение к людям, трудящимся на благо общества с уважением, сочувствием, гордостью. Для этого воспитатель может порекомендовать родителям посетить с ребятами картинную галерею, выставку или посмотреть репродукции картин дома, побеседовать о содержательном смысле произведений.

Помогает появлению желания трудиться и музыка. Музыкальные записи можно положительно использовать в группе, на участке. Они способны поднять настроение, придать текущей рутинной работе последовательный ритм. Под музыку работа становится приятнее и намного легче. Ее рекомендуется применять при проведении коллективной уборки групп, классных кабинетов, во время элементарного ручного труда, при работе на участке.

?

Все средства художественного профиля приносят максимальный эффект в педагогическом процессе при их использовании систематически, во взаимодействии друг с другом, и при наличии их организации.

Собственная деятельность

Самостоятельную трудовую деятельность считают главным средством воспитания. Так дети обучаются элементарным трудовым навыкам, приобретают возможность добиваться ожидаемого результата, удовлетворяют потребность в приобщении к взрослому миру.

Деятельность ребенка – эффективное средство воспитания. Ему предшествует обучение элементарным навыкам. Ребенок самостоятельно осваивает значимую деятельность. Она включает участие в общественно-полезной работе, самообслуживание. Такое средство помогает развитию значимых мотивов, форм поведения, формированию заботы о людях, живой природе, окружающих предметах.

Деятельность ребенка оказывает воспитательное влияние при условии, что она имеет организованную форму, иначе значение ее становится нейтральным.

Для реализации задач воспитания создаются условия, способствующие развития основных качеств с раннего возраста, формирующие культуру воспитания личности, отношение к труду, его результату, трудящемуся человеку.

Самостоятельная деятельность ребенка используется на всех этапах воспитания. В длительный школьный период формы самостоятельной деятельности разнообразны. Среди них выделяются:

  • трудовые акции, помощь ветеранам, иные волонтерские формы;
  • мероприятия, направленные на благоустройство, ремонт;
  • производственную практику.

Самостоятельный труд дошкольников имеет определенные требования. Используется два его вида: индивидуальный, коллективный.

Индивидуальные формы характеризуются тем, что большая часть работы выполняется ребенком индивидуально, но обязательно под контролем воспитателя. Это создает оптимальные условия для понимания, осознания общественной направленности, значимости достигнутого результата, для качественного освоения результативных действий, а затем сложных процессов под руководством воспитателя-взрослого.

Материал дополнит статья о проблемах трудового воспитания детей.

В индивидуальной работе внимание уделяется постоянному контролю за правильностью, точностью выполнения, качеством результата, аккуратностью, дисциплинированности при работе, контролю за порядком, темпом, деловитостью.

В дошкольном возрасте появляется первая возможность коллективного труда с характерными особенностями: значимая цель, разделение обязанностей, коллективный результат, ответственность участников трудового процесса, зависимость детей друг от друга. В коллективной работе возникают условия для проявления взаимопомощи, требовательности друг к другу, взаимной ответственности.

Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

С приобретением начальных навыков, умений работать совместно организация коллективной формы значительно усложняется.

Цели трудового воспитания

?

Воспитание трудом – непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой – нравственные качества личности.

В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.

Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение

Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности. Для школьников труд – необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде. В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.

В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:

  • Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности;
  • Формирование позитивного отношения к труду у школьников;
  • Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность;
  • Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда;
  • Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.

По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.

Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.

В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]