Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС


Доклад «Создание проекта для вовлечения родителей в воспитательный процесс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.С. Егорова»

Егоровские педагогические чтения

Доклад на тему:

«Создание проекта для вовлечения родителей в воспитательный процесс»

Учителя начальных классов:

Андреева Дария Викторовна

Чиряева Айталина Айаловна

Нюрба, 2022 г.

Введение

Детство – это тот сосуд, который взрослые пытаются наполнить лучшим. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, воспитание полноценного члена общества невозможно без участия родителей, как бы он ни старался.

Проблема:

После наблюдения детей и семей, пришли к выводу, что стало больше одиноких мам воспитывающих сыновей, а так же мальчики воспитывающиеся в полной семье по стечению обстоятельств стали очень изнеженными, капризными. А девочки в свою очередь наоборот стали мужественнее, боевыми. Анализ воспитательной работы показал, что на все мероприятия приходят мамы и бабушки, иногда дедушки и очень редко папы. Чтобы активизировать пап и привить интерес в воспитании мальчиков, а так же для воспитания нежных и хозяйственных девочек, мы решили внедрить и реализовать проект «Главное — ВМЕСТЕ»!».

Причины:

Загруженность родителей;

Потребительское отношение к школе;

Возложение воспитания детей, не зависимо от пола, на мам и бабушек.

Нежелание родителей;

Актуальность

На сегодня взаимодействие ОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании младших школьников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должна заниматься школа. Т. е. полностью подготовленного к взрослой жизни ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой школы, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии со школой. Педагоги недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний совсем незначительное.

Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»» Бавлинского муниципального района РТ

Выступление на КМО

«Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС»

Подготовила: воспитатель Яруллина Э.С.

Сентябрь 2016 г.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.

К.Ушинский Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. В.А Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Основной целью

является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих
задач
: — установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка

-объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. — Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Основные принципы

, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка: — Принцип преемственности, согласованных действий. — Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. — Принцип открытости. — Принцип индивидуального подхода к каждой семье. — Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. — Принцип обратной связи.
Формы работы с родителями
Традиционные формы работы с родителями

; родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.

Нетрадиционные формы работы с родителями

; круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, походы, видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, ,нарисовали красочные картины, помогли оформить прогулочные участки, принимают участие во всех мероприятиях детского сада и района. В своей работе мы применяем различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников. Это «круглые столы», консультации, беседы, дискуссии, смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты; участие родителей в образовательной деятельности; кружки; встречи с интересными людьми; праздники и развлечения; дни открытых дверей; распространение лучшего семейного опыта; походы, тематические прогулки; мастер-классы; родительские вечера; вечера вопросов и ответов; дни добрых дел. А чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются

равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-

педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Моей целью было привлечь и сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь близким. В течение года в группе были проведены мероприятия с детьми согласно недельному тематическому планированию. Совместно с родителями и детьми реализовали проект «Огород на окне».

При помощи родителей организовали выставку «Дары леса», «Творчество из картона»,

кормушки для птиц, экологический конкурс «Весенний звон», конкурс открыток посвященное ко дню Победы, папку – раскладушку посвященное ко дню Победы, семья Зияровых предоставила материалы о своем дедушке, который воевал на фронте. Фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Герб моей семьи», «Природа просит помощи». При помощи родителей (которые предоставили автобус) посетили Бавлинский краеведческий музей. Проведены родительские собрания на тему: «Вредные привычки у ребенка», «Подготовка детей к школе», «Знаете ли вы своего ребенка» И.Т.Д. Родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была представлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах. Воспитанники подготовительной группы были награждены грамотами:- за участие в районном конкурсе «Весенний звон»- Аджалова Самира занявшая 2 место. За лучший рисунок «Произведения Тукая в душе моей» — Аджалова Самира-2 место (сертификаты участника –Вильданова Алсу, Садыкова Сюмбель, Мухтасипова Лина, Ганеева Эмилия, Ахметханов Айдамир, Наумов Кирилл). Дипломом 3 степени «Живая ель» — награждена семья Ахметхановых. — дипломом участника в районных спортивных соревнованиях по шахматам награждена Мухтасипова Лина, Садыкова Сумбель. В течение года дети приняли участие в развлечениях и мероприятиях: «Осень золотая», «День Матери», «Новогодняя сказка», «Поможем зимующим птицам», «23 февраля »,« 8 марта», «Масленица», «День Семьи», «День смеха», «День космонавтики», «Навруз», конкурс скворечников.На тематической неделе по ПДД была проведена совместная с родителями выставка рисунков, наши дети показали сценарий тематического театрализованного выступление по ПДД. В феврале месяце наши дети показали театральное представление по мотивам сказки «Төремкәй». Спектакль был так же показан детям других групп. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]