Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска
Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ
(педагогическая копилка из опыта работы)
Жаркова М.А.,
учитель-логопед
МАДОУ №77
Индивидуализация
– это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .
Цель педагога:
создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи педагога:
-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
-индивидуализация образования каждого ребенка;
-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:
1. Механизмы (обязательные требования) :
-диагностика способностей и склонностей ребенка;
-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:
• целенаправленное использование метода проб и ошибок;
• расширение спектра материалов, способов деятельности;
• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования) ;
-алгоритмы последовательности действий:
• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованная деятельность в кружках,
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети) », «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети) ».
Результаты индивидуализации ребенка:
1. Диагностика траектории успешности
2. Детское портфолио
3. Детские проекты
4. Родительско – детские проекты
5. Презентация продуктов детской деятельности.
В ДОУ №82 представили индивидуальное портфолио
ребенка, которое формируется 3 года. Начиная со средней группы. Портфолио каждой группы отличается своей наполняемостью, но структура единая для всего сада: генеалогическое древо, мое окружение, индивидуальный образовательный маршрут на 1 учебный год, интересы ребенка, любимые игры, праздники, самый радостный день. Мои страшилки, пожелания и мечты на будущее, награды ребенка (грамоты). Само портфолио заполняется 1 раз в неделю в группе или дома. Все странички предлагаются детям в черно-белом варианте, картинки обобщенные, а детям предлагается разукрасить по своему усмотрению и желанию. В данном ДОУ, ведется и групповое портфолио, которое наполняют воспитатели совместно с детьми, достижения всей группы.
Индивидуализация процесса в ДОУ № 82 реализуется через уголки успешности.
Эти уголки помогают каждого ребенка оценить объективно и субъективно, как воспитателю, так и ребенку. Уголки успешности оформлены в каждой группе на усмотрение воспитателей. Сам уголок представляет экран с кармашками, над каждым кармашком фото или имя ребенка. В кармашек вставляется карточка, разлинованная на 5 частей по дням недели. Каждый цвет недели обозначен определенным цветом. Уголок успешности заполняется ежедневно во второй половине дня. В средней группе уголок заполняется совместно с воспитателем, а в старшей и подготовительной группе дети заполняют самостоятельно. Успешность ребенка оценивается по видам деятельности, которая изображена схематично или в виде картинки. Ребенок выбирает картинку с той деятельностью, в которой считает себя успешным за день и наклеивает картинку на карточку. Таким образом, педагог может отследить деятельность, которой ребенок занимается и при необходимости предложить другую деятельность, чтобы ребенок развивался всесторонне. В конце месяца воспитатель заполняет сводную таблицу, по которой видно, что нравится ребенку и чем он был заинтересован. Даются рекомендации родителям по развитию ребенка.
Таким образом, ребёнок в группе развивается по своему индивидуальному маршруту и педагогам легко отследить интересы и трудности ребенка.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
Современная школа ориентирована на то, чтобы сделать принцип индивидуализации основой образовательного процесса. Технология индивидуализации обучения предполагает, что личностно-ориентированный подход к ребенку становится приоритетным. Классическими примерами методик индивидуализированного обучения можно считать:
- адаптивную систему А.С. Границкой;
- технологии продуктивного сотрудничества;
- проектный метод;
- обучение на базе индивидуального учебного плана В.Д. Шадрикова.
Часто они применяются совместно с дифференцированным подходом. Под дифференциацией понимается способ учета индивидуальных личностных особенностей при построении учебного процесса. Это может быть разделение учащихся на группы, содержание, цели и методы обучения которых будут различны. Каждый член команды при таком варианте достигает максимального для себя уровня в развитии и познании.
Индивидуальный подход в дошкольном образовании
Технология индивидуализации обучения в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) является одним из ключевых компонентов федерального стандарта. Это отражается в вариативности образовательных программ, видов детской деятельности. При выборе методов и форм взаимодействия педагога и воспитанника учитывается изначальный уровень интеллектуальных способностей, эмоциональных особенностей ребенка.
Индивидуализация происходит на нескольких уровнях.
В масштабе группы формируется своя микросистема (интересы, занятия, правила поведения), в рамках которой ребенок может выбирать партнера по игре, материал для творчества, темп работы.
На уровне подгруппы, если воспитатель определил склонность нескольких ребят к тому или иному виду деятельности. В этом случае могут быть подключены ресурсы дополнительного образования.
Индивидуальный подход бывает необходим при работе с конкретным ребенком в группе, в случае если уровень его способностей заметно отличается от принятой нормы.
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни, заняв особую нишу в образовательном процессе: доступ к информации, возможность заниматься дистанционно, осуществлять сетевые проекты. Информатизация является одной из самых эффективных технологий индивидуализации обучения на сегодняшний день, позволяя сформировать образовательную траекторию и для одаренных, и для отстающих учеников. В сфере интернет-обучения выделяют ряд основных моделей дистанционного взаимодействия:
- «интернет – школа» (использование информационных ресурсов на очных занятиях);
- «ученик – интернет – педагог» (сочетание очных занятий в школе и дистанционной работы с преподавателями);
- «школа – учащийся – интернет» (школьные уроки дополняются сетевым самообразованием).
При работе с сетевыми ресурсами учащемуся задаются общие векторы поиска информации, а уровень ее сложности и творческого применения зависит от его способностей.