Дидактическая настольно-печатная игра по сенсорному развитию «Подбери по цвету»
Тарасова Любовь Валерьевна
воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №13 «Солнечный» (компенсирующий) г. Соликамск
Номинация: Создание программно-методического обеспечения образовательного процесса
Название конкурсной работы: Конспект дидактической настольно – печатной игры по сенсорному развитию «Подбери по цвету» для детей 2-3 лет с ЗРР
Автор: Тарасова Любовь Валерьевна
Дидактическая настольно-печатная игра по сенсорному развитию
Название: игра-лото «Подбери по цвету»
Возраст детей: 2-3 года
Цель игры: обогащение чувственного опыта детей с дидактическим материалом по сенсорному развитию. Формирование умения различать и называть основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный)
Тарасова Любовь Валерьевна, воспитатель группы раннего возраста МАДОУ «ЦРР – Детский сад №13 «Солнечный»
г. Соликамск
Игра – лото «Подбери по цвету»
ИГРАЮТ 1-4 РЕБЕНКА
Задачи:
—дидактическая:
упражнять в умении соотносить различные однородные предметы по одному из сенсорных признаков: по цвету;
— развивающая
: развивать умения различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
—воспитательная:
поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию.
Игровая задача:
поможем Маше и Мише подобрать картинки похожие по цвету.
Игровые правила:
—организационные:
игра проводиться в групповом помещении, количество игроков от 1 до 4 детей, игру ведет педагог;
—дисциплинарные:
взрослый показывает карточку с изображением предмета определённого цвета, ребёнок должен зрительно увидеть, кому принадлежит данная карточка (контроль – соответствие цвета основной карты и маленьких карточек);
—игровые:
кто будет самым внимательным, соберёт все карточки первым, кто поможет Маше и Миш, тот и победил.
Содержание (сюжет) игры:
-Ребята, к вам в гости пришли Маша и Медведь, скажите, пожалуйста, в каком мультфильме вы их видели?! (Ответы детей). Правильно, «Маша и медведь». Они пришли к вам не с пустыми руками, принесли они с собой игру, которая называется «Подбери по цвету», но они ребята, перепутали все карточки и просят вас помочь им найти всем карточкам, свои домики. На карточках изображены разные предметы, они разных цветов. Давайте посмотрим, в какие же цвета раскрашены их домики (Ответы детей: красный, синий, жёлты, зелёный). Правильно. Теперь выберите себе по одной карточке. Я буду показывать вам карточку, на которой нарисован предмет, кто знает, тот может говорить какого он цвета, и мы ищем для него домик такого же цвета. Кто будет самым внимательным, кто первым собер1т все карточки и поможет Маше и Мише, тот и победил. Давайте начнём (идёт игра, где воспитатель показывает картинку с изображением предмета определённого цвета, дети кто знают, называют изображенный предмет на карточке и цвет данного предмета и ищут для него домик такого же цвета, соотнося изображение и цвет).
Молодцы ребята, вы справились с заданием и помогли Маше и Мише.
Дидактические игры по формированию у детей представлений о цвете предмета
Цель:
- научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету;
- развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
«Найди предметы такого же цвета»
Воспитатель раздает детям карточки, на которых нанесены различные изображения красного, синего, желтого, зеленого цвета. Определив какого цвета изображение на карточке, дети подходят к столу и выбирают фигуры заданного цвета, называют цвет.
«Назови цвет предмета»
Воспитатель предлагает определить цвет игрушки, овощей и т.п.
«Разложи предметы по цвету»
Воспитатель выкладывает дидактический набор для свободной игры (мозаику, кубики) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.
«Воздушные шары»
Ребенку предлагается карточка с изображением разноцветных ниточек и набор кругов – шариков. Надо шарики «привязать» к ниточкам подходящего цвета.
Веселый поезд
Ребенку предлагается карточка с изображением паровозика. В паровозик кладется карточка-ориентир с изображением цвета. Ребенок выбирает фигуры такого же цвета и «рассаживает» их по вагончикам.
«Найди чайную пару»
Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести цвет чашки и блюдца.
«Где ошиблась Белоснежка?»
Воспитатель расставляет чайные пары по цвету и при этом допускает ошибку и говорит: «К Белоснежке должны прийти гости. Она очень спешила и ошиблась, когда расставляла чайные пары. Помогите Белоснежке расставить правильно по цвету чайную посуду.»
«Машинки едут по домам»
У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребенку найти для каждой машины свой гараж.
«Машина заблудилась»
Воспитатель расставляет все карточки по парам, при этом допускает ошибку и предлагает ребенку самому найти, какая машина «заехала» не в свой гараж — гараж другого цвета.
«На ремонт»
Воспитатель раскладывает в ряд все машинки, а затем убирает одну. Ребенок должен вспомнить, машины какого цвета не хватает.
«Цвета»
Вариант 1.
Отберите 3 элемента игры, чтобы 2 из них составляли общую пару. Предложите ребенку соединить подходящие элементы в одну карточку. При этом, он должен называть цвет изображенного карандаша. Предложите ребенку далее самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.
Вариант2.
Все половинки карточек с изображением предметов сперва кладут лицевой стороной вверх в центре стола, затем переворачивают. Элементы с изображением карандашей делят поровну между игроками. Право первого хода определяется жеребьевкой или считалкой. Игрок, получивший право хода, берет со стола один из элементов, называет, каким цветом изображен предмет, и оставляет у себя, если у него есть второй элемент карточки с изображением карандаша. Проверкой служит замок Puzzle, разный у каждой пары элементов. Если подходящей половинки нет, элемент смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.
«Рассели по домам»
(дидактическая игра «Большой — маленький»)
Разложите перед ребенком карточки картинками вверх.
Расскажите сказку, например такую.
В одной сказочной стране все предметы одного цвета так крепко подружились друг с другом, что решили поселиться на одной улице в домике такого же цвета. А чтобы братики и сестрички — большие и маленькие — жили на одном этаже, их нужно сразу соединить парами.
Предложите ребенку по очереди построить домики, у которых картинки на карточках будут одного цвета с крышей. В результате получатся следующие дома: красный — 5-этажный; коричневый — 3-этажный; желтый — 3-этажный; синий — 2-этажный; зеленый 2-этажный.
Когда дома будут построены, попросите ребенка сосчитать, сколько этажей в красном домике, сколько в зеленом, сколько в синем и г. д., назван, и показать соответствующие цифры.
Спросите у ребенка, кто живет или что находится, например, на втором этаже зеленого домика или па нервом коричневого и т. д. Попросите ребенка показать самый высокий и самый низкий лома, найти дома, одинаковые по высоте. Пусть он расскажет, сколько в них этажей и какого цвета крыша.
«Разноцветные поляны»
Ребенку предлагается игровое поле — поляна, разделенное на разноцветные квадраты и силуэтные изображения игрушек, цветов разного цвета. На поляну можно класть предметы такого же цвета на соответствующие квадраты.
«Что художник раскрасил неверно?»
Воспитатель предлагает детям фрукты и овощи, которые раскрасил художник. Дети должны найти, что художник раскрасил неверно и назвать правильный цвет предмета.
«Собери поезд по цвету»
(дидактическая игра «Паровозик для зверят»)
На столе лежат карточки с изображением 6 разноцветных паровозиков и карточки-вагончики с изображением насекомых, рыб, птиц, дом. И диких животных. Воспитатель предлагает к паровозику подобрать вагончики с пассажирами того же цвета и выложить их в ряд.
Дидактические игры с геометрическими фигурами Дьенеша:
- «Найди все фигуры как эта» (по цвету)
- «Найди не такую фигуру как эта» (по цвету)
Информационные ресурсы:
1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.
2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.
3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.
Дидактические игры и упражнения по цветоведению
Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин. Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону. 2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется … (пейзаж) Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это … (натюрморт)
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется … (портрет). Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.) Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы) Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки. Материал: репродукции картины. Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка. Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению. Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова: « Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины ( ошибоч-ное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
Дидактическая игра «Угадай картину» (словесная игра)
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину. Материал: репродукция картины. Описание игры: 1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине. 2 вариант. Под музыку воспитатель подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д. Описание игры: воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.
Дидактическая игра «Найди недостаток в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши. Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками. Описание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Дидактическая игра «Собери пейзаж»
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний). Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе. Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.
Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр
В игре развивается сообразительность, находчивость, инициатива.
Надежда Константиновна Крупская
Игра есть потребность растущего детского организма. Как помочь детям узнать, чем уникальны дидактические игры? Перед началом работы по ознакомлению дошкольников с дидактическими играми раннего возраста поставила цель:
Систематизировать материал одидактических играх доступных для усвоения детьми дошкольного возраста, используя разнообразные формы работы.
Знакомство с дидактическими играми начала с решения комплекса задач, которые реализуют поставленную цель:
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различие объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Учить выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца.
Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине, ориентироваться на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».
Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.
Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.
Чтобы выполнить поставленные цели изадачи, начала работу вследующих направлениях:
систематизация материала о дидактических играх доступных для усвоения детьми раннего возраста, используя разнообразные методы работы;
пополнение развивающей среды;
привлечение и активизация родителей в сенсорном воспитании малыша.
Основными принципами моей работы по ознакомлению дошкольников сдидактическими играми стали:
учет возрастных особенностей при отборе содержания, тем занятий;
создание эмоционально-психологического комфорта;
уважение к личности каждого ребенка.
Формы работы по ознакомлению детей с дидактическими играми:
занятие;
чтение художественной литературы;
рассматривание цветных картин и картинок;
цветной план — карта;
бесцветный план — карта;
продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование);
загадывание и отгадывание загадок;
картотека дидактических игр;
совместная работа с родителями;
мини-музей М. Монтессори.
Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами и пособиями, атрибутами к играм, иллюстративными и демонстрационными материалами.
Знакомство детей с дидактической игрушкой начала с младшего возраста. Сенсорное воспитание направила на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве). Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем, и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащенного чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Все предметы и явления обладают комплексом свойств (размером, цветом, формой). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заполнить характеризующие его свойства. Ребенок, воспринимая, выделяет какие-либо свойства и признаки, но обычно это именно те, которые невольно бросаются в глаза. Поэтому поставила перед собой задачу: учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах.
В начале года проводила диагностирование детей на различение цвета и цветовых оттенков. Выяснила, что лишь небольшая часть из них различала основные цвета. В процессе игр учила детей решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, опираясь на цветной план-карту, правильно называть их.
Работа проводилась поэтапно. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление, восприятие цвета. Для этого предлагала дидактические игры: «Подбери правильно», «Воздушные шары». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключение: «Такой же шарик», «такая же палочка», «Рыбка такого же цвета», «Матрешки разного цвета». Конечно же, не все дети справились с поставленной задачей. Часть из них не могли подобрать машинки, шарики, палочки по признаку цвета. Старалась использовать разнообразный дидактический материал, игры-самоделки. Например, размещение грибков двух цветов при выборе из 4-х, они увлеченно рассматривали грибочки, сопоставляли их, подбирали к эталону.
Учитывая особенности восприятия цвета детьми, использовала сначала хроматические цвета: красный, желтый, синий, зеленый, а потом ахроматические: черный и белый. В затруднительных случаях обращалась к цветному плану. Старалась подбирать игрушки и предметы интенсивной окраски. Дошкольники научились простейшим умственным операциям, а именно — сравнивать, сопоставлять цвета. Главная задача дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Знания детей, полученные в дидактических играх, закрепляла при проведении развивающих игр, которые помогли сделать родители. Эти игры представляют собой набор логических задач, возрастающей сложности. При выполнении задания предоставляла малышам самостоятельность. На первых порах, знакомя детей с играми, особое внимание уделяла цветному плану-карте, поддерживала их эмоциональными репликами. Это окрыляло детей, вселяло в них надежду в свои возможности. Дети старательно складывали узоры-дорожки по графическому изображению из кубиков, которые окрашены в красный, синий, желтый, зеленый цвета. Справившиеся с заданием детям давала машину того же цвета, что и дорожка для обыгрывания. Игра вызывала большой интерес у детей.
Наряду с дидактическими игрушками использовала и настольно-печатные игры «Лото», «Цвета», «В мире сказок», «Наш огород» — рамки-вкладыши. В них ребята подбирали маленькие карточки с изображенными предметами к большим картам по словесному содержанию. Маленькие карточки и большие карты, связанные между собой имели один цветовой фон.
Хорошо развивает умственные способности, логическое мышление, восприятие хроматических цветов настольная игра «Мозаика». Дети любят заниматься этой игрой во второй половине дня и в утренние часы.
Для проведения дидактических игр во время занятий и вне занятий, направленных на восприятие хроматических и ахроматических цветов, умственных способностей разработала, изготовила и систематизировала следующие дидактические пособия: божьи коровки больших и маленьких размеров, дидактические коврики «Веселая поляна», «Во саду ли, в огороде», настенный коврик «На солнечной полянке», «Украсим нашу елочку», «Цветик — семицветик».
Ознакомление детей с формой начинала позднее, чем ознакомление с цветом. Учила детей играть в «Цветовое лото» — заполнять карты с цветовыми полями трех видов геометрических фигур, подбирая их по цвету. Готовила цветовой план — большие карты с тремя полями белого цвета. На одном поле начерчен контур круга, на другом — квадрата, на третьем — треугольника — бесцветный план. Они такого же размера, как меньшие по величине геометрические фигуры разного цвета. В начале игры давала задание: искать фигурки такой же формы, как нарисованы на картах. Объясняла, что круг без углов, гладкий, а треугольник имеет острые углы. Просила ребят провести по контуру каждой фигуры пальчиком. Учила накладывать каждую выбранную фигуру на контурное изображение и убеждаться в их совпадении. В следующий раз давала фигурки большого размера. В этой игровой ситуации прикладывание не поможет, нужно решать задачу на глаз. Усложняла вариант этой игры — с пятью фигурами (добавляла овал, прямоугольник). Далее дети подбирали к образцам — фигурки пяти форм реальных предметов.
Ознакомление с величиной одновременно начинаю с ознакомления с цветом. Дети строили башни из трех одноцветных кубиков, существенно различающихся между собой по величине.
Огромное внимание уделяю в своей работе сенсорным материалам М. Монтессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют развитию речи. Дидактический материал постоянно совершенствуется в практике — это рамки — вкладыши. Ребенок учится соотносить форму с прорезями.
Объединение зрительного восприятия и мускульно-тактичного использовала в играх с карточками (цветной план). Ребенок по моей просьбе накладывал определенную форму, нарисованную на карточке, так, чтобы они полностью совпали. Для восприятия хроматического чувства использую шнуровки, застежки, плетение косичек из разноцветных шнурков. От ярких цветов перехожу к оттенкам.
Для распознавания оттенков шума использую коробочки, оклеенные в разные цвета, наполненные более или менее природным материалом. Встряхиванием их и производится шум. Особенно дети любят играть с газовыми разноцветными платочкам: подбрасывают вверх, ловят двумя руками, танцуют, называют цвета газовых платочков.
Для закрепления знаний у дошкольников, полученных в детском саду, параллельно вела работу с родителями. Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть эффективным только при условии активного привлечения родителей. Оформила стенгазеты, папку-передвижку, подготовила консультации «Воспитание сенсорной культуры у детей двух-трех лет», «Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста» и другие. Подключала родителей и к организации продуктивной деятельности детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Предлагала детям задание, которое они совместно с родителями выполняли (нарисовать новогоднюю елку, вылепить на картоне силуэты елок, применяя при этом пластилин разных цветов).
Для закрепления знаний о дидактических играх, цвете и форме продумала и организовала предметную среду в группе. Создала мини-музей дидактических игр по М. Монтессори.
Коллективная работа детей с родителями, педагогами дала им возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, способствовала развитию коммуникативных качеств, творчеству и самостоятельности. Дети научились воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — об их оттенках, сформировалось умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею.
Литература:
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова. — М.: Просвещение, 1985,. — 144 с.
- Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.