Манэки-нэко в бумажном варианте
Обычно кошечек-матрёшек изготавливают из дерева. Но и выполненные из бумаги в технике оригами, они вряд ли утратят свои «волшебные» функции. Для японского талисмана «на удачу» понадобится 4 квадратных листа разного цвета, размером 15х15, 13х13, 11х11 и 9х9 см.
Пошаговая инструкция:
- Берём самый большой квадрат-заготовку.
- Располагаем его вершиной вперёд, складываем пополам снизу-вверх.
- Левый угол сгибаем наискось так, чтобы его вершина «упиралась» в противоположную грань.
- Аналогично поступаем с правым.
- Верхний слой треугольного клапана складываем вперёд.
- Заправляем в нижний трапециевидный «карман».
- Второй слой клапана сгибаем. Закладываем внутрь получившегося «стаканчика».
- Переворачиваем заготовку на 180°. Надавливаем пальцем на верхнюю её часть, чтобы обозначить ушки. Рисуем кошке мордочку, а также хвостик и лапки. Одну из них, по японской традиции, можно поднять, пусть приманивает удачу.
С бумажной манэки-нэко дети младшего возраста смогут разыгрывать театральные сценки, придумывая каждому представителю кошачьего семейства свой характер. Так что вместе с логикой, необычная матрёшка позволит развить и фантазию.
Если манэки-нэко кажутся слишком экзотическими, та же схема подойдёт и для изготовления классический русской матрёшки-оригами. Только вверху продавливать пальцем фигурку не нужно. В остальном алгоритм сборки абсолютно идентичен.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Матрёшка»
Конспект занятия по аппликации «Матрёшка»
МБДОУ № 62 «Родничок»
Авторы: Казачкова Елизавета Сергеевна — воспитатель,
Дворецкая Елена Аркадьевна — воспитатель
Возраст:
старшая группа
Тема:
«Матрёшка»
Цель занятия:
Содействовать умению создавать образ народной игрушки (матрешки), используя технику аппликация.
Задачи:
1.Научить детей анализировать образец для выделения характерных черт
(Составные части: лицо, кисти рук, сарафан, платочек)
2. Научить детей осознанному подбору частей матрешки в выбранной цветовой гамме.
3. Продолжить обучение планированию работы.
4. Научить фиксировать замысел в оригинальном художественном образе.
5. Продолжить обучать вырезать предмет с помощью трафарета, аккуратно наклеивать элементы аппликации
Оборудование:
бумага, ткань, блестки, ножницы, клей, кисть, карандаш.
Список литературы:
Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
Гусакова М. А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1982.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 128 с.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Чем же может быть наполнен такой короб?
Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками.
Итак, открое?м короб? Я в?ижу замечате?льную игру?шку. Угада?йте какую?
Мы на ярмар?ке
Принесли в?ам сундучо?к – Позолоченный бочо?к. Сундучок тот не просто?й, И товар в нё?м расписно?й. Вынимаем н?апоказ – И про него ве?дём рассказ.
Алый шёлко?вый платоче?к Яркий сараф?ан в цветоче?к, Упирается ру?ка в дерев?янные бока. А внутри се?креты есть: Может 3, а мо?жет 6. Разрумянилась не?множко (от?веты детей…?Матрёшка)
Презентация и бесе?да.
Сейчас я в?ам ребята р?асскажу про эту з?амечательну?ю игрушку – м?атрешку. Ве?дь наверное у в?ас есть до?ма такая и?грушка?
У кого ест?ь?
Первая русс?кая матрёш?ка была вос?ьмиместной: з?а девочкой с чёр?ным петухо?м следовал м?альчик, пото?м девочка и т?ак далее. Все ф?игурки отл?ичались дру?г от друга. Пос?ледняя, вос?ьмая, изобр?ажала младе?нца.
Изначально, у это?й куклы не б?ыло даже н?азвания. А вот ко?гда токарь её с?делал из дере?ва, художн?ик расписа?л ее ярким?и красками, то и н?азвание по?явилось – М?атрёна. Воз?можно, это с?вязано с те?м , что на р?азных вечер?ах чай под?авала прис?луга с так?им именем. Почему же, все?ми любимую русс?кую куклу-?игрушку наз?вали «матрё?шкой»? Мно?гие полага?ют, что это н?азвание про?исходит от же?нского име?ни Матрёна, оче?нь популяр?ного в то вре?мя в Росси?и. Имя Матрё?на в перево?де с латинс?кого означ?ает «знатн?ая женщина». Г?лядя на матре?шку, дейст?вительно воз?никает обр?аз дородно?й знатной и?грушки.
Предмет
: трудовое обучение
Дата:28,30.04
Тема:
Аппликация «Матрёшка»
Цель:
- на примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с бумагой и картоном в технике “аппликация”
- развивать творческий потенциал учащихся в условиях совместной групповой работы
Оборудование:
- коллекция матрёшек
- иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи)
- большеформатные шаблоны – контуры кукол матрёшек
- клей, кисточки, тряпочки для примакивания
- таблички с названиями инструментов
Подготовительная работа:
- дети заранее вырезают из подручных и бросовых упаковок рисунки цветов, листиков, веточек, различных узоров и т.д.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация урока.
Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: «Бабушки», «Мамочки» или даже «Тетя Оля».
А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:
Так похожи друг на дружку Деревянные подружки. Много их или немножко, Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)
II. Выставка матрёшек.
Учитель:
Вот они матрёшеньки, Все они милёшеньки… Все с аленькими щёчками Под пёстрыми платочками Нарядные, пригожие, чуть на вас похожие…
— Ребята, а Вы обратили внимание, что на нашей выставке красавицы куклы стоят “семьями”, “группами”. Как по-вашему, почему? (Предположения детей)
Оказывается в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек:
- Семеновский (г. Семеново) (рис.1)
- Вятский (г. Вятка) (рис.2)
- Мериновский (с. Мериново
- Загорский (Сергиев – Посад — г. Загорск) (рис.3)
- Полоховский (с. Полоховский Майдан) (рис. 4)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
III. История создания матрёшки.
Учитель: Но откуда взялось это имя — матрёшка? (высказывания детей)
— Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрёшка» связано с именем индуистской богини-матери Матри…
— Ну, а самое главное — эта кукла с секретом:
Это сон иль наяву — не могу понять совсем. Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь. Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных, На столе у нас живут, всех матрёшками зовут. Поиграли, порезвились и в одну все уместились!
— Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий (рис.5).
Токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.
Рис. 5
IV. Изготовление аппликации.
— Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?
— А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему? (Класс по желанию делится на группы, бригады; каждая группа получает большеформатный шаблон – заготовку с контуром куклы матрёшки)
— Работать мы будем в технике “аппликация”. Перечислите, какие инструменты нам понадобятся.
(По ходу ответов детей, учитель прикрепляет на доску таблички с названиями инструментов; обсуждается порядок выполнения работы)
Созываем детвору! Предлагаем вам игру: Инструменты Вы возьмите И матрёшку оживите!!!
V. Выставка работ учащихся.
Каждая группа демонстрирует свою матрёшку. Дети предлагают названия для своего “авторского” стиля украшения куклы. Организация публичной выставки работ (в классе, коридоре, на этаже)
Возможное задание после урока:
- подобрать интересный материал для “Книги рекордов русской матрёшки”; по желанию готовятся сообщения “Из истории “костюма” русской матрёшки”, “Тайны музея матрёшки” и т. д.
Идеи по оформлению
Украшаем матрешку в соответствии с любыми предпочтениями и желаниями. В качестве основы может выступать картон или плотная цветная бумага, а вот для декорирования легко использовать фурнитуру, рис, бобы, бисер, пластилин.
Могут использоваться и другие принципы декора. Естественно можно использовать и цветную бумагу для работы над украшением.
Изготовить матрешку своими руками достаточно просто – достаточно определится с умениями и способностями ребенка, а потом выбрать подходящий алгоритм работы. При этом можно создать объемные и плоские фигурки разноплановых форм и расцветок. В процессе работы над поделкой такого плана стоит использовать яркую цветную бумагу, так как изделие должно иметь в наличии декора народные мотивы.