Читать: 3 мин.
Сегодня в мире насчитывается более 400 тысяч самых разных профессий, из них только в промышленности и строительстве – более 3 тысяч. Причем, этот круг постоянно меняется. Ответ на вопрос о том, кем будет ребенок, также будет разным в зависимости от возраста детей, ситуации в стране и мире.
На выбор будущей специальности влияют увлечения, уровень развития, советы педагогов, родителей, старших братьев и сестер, товарищей, престижность выбранного направления, спрос на рынке труда.
Важно помнить, что, рассказывая детям о профессиях, нельзя озвучивать негативную сторону любого труда. Это может вызвать у ребенка отрицание. Информация, полученная по каждой специальности, расширит кругозор, и он самостоятельно оценит положительные и отрицательные моменты.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Выбор профессии
– это личное решение любого человека. Зачастую он зависит от предметов, изучаемых в школе, углубленного преподавания отдельных наук.
Обязанность взрослых
– создавать наполненную душевным теплом и уютом атмосферу, в которой комфортно развиваться и искать свое предназначение.
Как понять какая профессия доставит удовольствие и финансовое благополучие ребенку в будущем?
Для этого нужно постараться изучить информацию о специальностях и их актуальности, в том числе на пару десятилетий вперед, смотреть ролики, документальные фильмы, читать блогеров-экспертов, посещать конференции, форумы и лично общаться с представителями из той или иной сферы.
Какая профессия мне подходит? ПРОЙТИ ТЕСТ БЕСПЛАТНО >>
Что ты любишь делать?
Достаточно вспомнить о хобби или подумать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время. Он затрудняется ответить? Ничего страшного, на помощь ему придёт зависть: спросите, кому из своих друзей он завидует и почему. Однокласснику‑футболисту или, может быть, подруге, которую мама научила шить стильную одежду. Вы можете узнать много интересного. Нелишним будет вспомнить, на каких уроках в школе ребёнок слушает учителя с интересом.
Ещё один хороший способ — поиграть в «10 жизней». Предложите ребёнку придумать 10 сценариев, в одном из которых он может быть моряком, в другом — киноактёром или представителем более приземлённой профессии — юристом. Возможны любые варианты. Когда наберётся нужное количество сценариев, меняем правила: теперь из 10 жизней нужно выбрать только три.
В итоге у вас появится несколько любимых или желаемых занятий. Выпишите их на лист бумаги.
Характерные ошибки при выборе специальности
Частая ошибка – отказ детей определить свои интересы, слабые и сильные стороны. А способствует этому ряд факторов: закомплексованность, заниженная самооценка, нерешительность. Не допускайте погрешностей при выборе профессии. Для этого учтите следующее:
✔ Откажитесь от деления специальностей на «топовые» и «не топовые» ✔ Не навязывайте личное мнение о той или иной профессии ✔ Не заставляйте учиться ради диплома ✔ Не откладывайте в долгий ящик определение специальности ✔ Не бойтесь перспективных направлений
Старайтесь не допускать ошибок, разберитесь в ребенке: его способностях, возможностях, талантах, интересах. Оцените спрос на профессию и запрос общества. Определите сильные и слабые направления по отношению к предстоящей работе.
Где пересекаются «люблю», «могу» и «буду полезен»?
Фил Найт, основатель компании Nike, очень любил бег («люблю»), поэтому он начал заниматься продажей беговых кроссовок и даже придумал вместе со своим тренером Биллом Бауэрманом новую удобную подошву — вафельную. Воспользовавшись своим даром убеждения («могу»), Фил заручился поддержкой знаменитого бегуна Стива Префонтейна и попросил его выступить на Олимпийских играх в кроссовках Nike. Это был оглушительный успех. Так любовь Фила к бегу вдохновила миллионы людей заниматься спортом («буду полезен»).
На примере этой истории найдите с ребёнком пересечения между его «люблю», «могу» и «буду полезен», а затем назовите несколько профессий, которые будут сочетать все три фактора.
Практические рекомендации предотвращения ошибок
На основе представления о мире профессий необходимо создать полную картину о рынке труда. Изначально важно подготовить список требований к выбираемому ремеслу. В этом перечне наряду с желаемой профессией важны следующие пункты: • Род занятий, склонности, интерес, самооценка • Взгляды и убеждения, цели • Проблемы на пути к профессии • Возможность трудоустройства по специальности и условия работы
Определите, в каком вузе хотел бы получить профессиональное образование по той или иной специальности ребенок, какие там условиях. Стоит также уточнить требования к абитуриентам, продолжительность обучения.
Что у тебя получается хорошо?
На этот вопрос бывает сложно ответить даже взрослому при заполнении резюме. Потребуется участие родителей, друзей и, возможно, школьного учителя. С какой просьбой вы обратились бы к своему ребёнку: помочь с компьютером, придумать классную подпись для поста в Instagram? Математика или литература даётся вашему чаду легче? Обратите внимание, что речь идёт уже не о любимых предметах, а именно о тех, где ребёнок показывает лучшие результаты, быстро выполняет домашнее задание. Всё, что вам удалось вспомнить вместе, запишите рядом со столбцом любимых занятий.
Чем чаще вы будете напоминать ребёнку о том, что у него получается хорошо, тем больше у него будет мотивации продолжать этим заниматься. А ещё таким образом вы формируете у него реалистичное представление о своих возможностях.
Советы родителям
Выбрать профессию, найти будущее призвание, будучи еще ребенком, нелегко, но возможно. Вот несколько важных советов родителям: ✔ При общении с ребенком наблюдайте за увлечениями и поведением, определите сильные стороны, раскройте потенциал. ✔ Прислушивайтесь к желаниям и стремлениям чада. ✔ Участвуйте в исследованиях малознакомых профессий, откройте вместе с ребенком перспективы, о которых могли даже не подозревать. ✔ Посещайте экскурсии, дни открытых дверей в вузах и на предприятиях. ✔ Предоставьте самостоятельное право выбора специальности сыну или дочери, считайтесь с мнением.
Мир быстро меняется, и какие профессии будут востребованы по окончании учебного заведения, трудно сказать. Поэтому надо развивать в ребенке различные навыки и искать способы их применения. Помогут в этом беседы с педагогами, психологами, курсы, кружки, секции, семинары и мастер-классы.
Багаж коммуникативных навыков и знаний позволит легко общаться и поддерживать беседу, правильно вести себя в коллективе, поднимет самооценку и понимание желаний. Уверенность в своих силах не заставит себя долго ждать. Ребенок будет лучше чувствовать окружающих, он станет открытым и дружелюбным.
ТЕСТЫ НА ПРОФЕССИИ БЕСПЛАТНО >>
Чем ты мог бы быть полезен миру?
Попросите ребёнка вспомнить эпизод из жизни, где он оказался полезен благодаря своим врождённым качествам. Например, вернул в библиотеку задержанную на две недели книгу вместо стеснительного друга, потому что легко находит общий язык с людьми любого возраста. Это качество можно использовать осознанно, и есть масса профессий, где оно пригодится.
С первого взгляда названная особенность может показаться нейтральной или даже негативной. Как в случае с мальчиком Джимом, у которого была очень активная мимика и который мог корчить самые невообразимые рожицы. Такая способность могла бы просто раздражать учителей. Но Джим заметил, что его кривляния смешат людей, и начал делать это специально, чтобы заставить их взбодриться и получить положительные эмоции. Сегодня мы знаем его как популярного комика и актёра Джима Керри, а живая мимика стала его визитной карточкой.
Вспомните несколько таких выделяющихся качеств, присущих вашему ребёнку, и придумайте для них полезное применение. Устройте мозговой штурм. Пусть это будут самые безумные идеи для стартапов или даже новых профессий. Главное правило — обосновать, почему это может быть полезно людям и почему именно он может это сделать. Всё, что у вас получится, запишите в третий столбец.
Как рассказать ребенку о профессиях
По мере взросления меняются желания и предпочтения. Что интересно малышу, то не вызывает восторга у подростка. Родителям важно предоставить ребенку возможность проверить себя в той или иной сфере. Не стоит навязывать свое мнение, желательно давать советы и поддерживать.
В мир профессий начинают посвящать с двух лет. В детском саду кругозор ребенка расширяется за счет общения с другими взрослыми и детьми. Расскажите о часто встречающихся профессиях. Они есть в повседневной жизни, наглядных примеров для малыша достаточно: ✎
Воспитатель в детском саду
✎
Продавец в магазине
✎
Водитель троллейбуса
✎
Врач в поликлинике
✎
Повар
✎
Музыкальный руководитель
В 3-4 года ребенок имеет более углубленное представление об окружающих предметах: столярские инструменты, инвентарь, посуда, одежда, автомобиль скорой помощи и другие. Он начинает понимать профессии родителей, людей вокруг. Чтение художественной литературы с параллельным просмотром иллюстраций также расширит кругозор ребенка. Малышу важно дать знания о специальности, ее важности. Конкретные примеры позволят легче и быстрее усвоить информацию.
Дети подражают папам и мамам, братьям и сестрам, мультяшным героям, хотят стать врачами, полицейскими, учителями, пожарными. Их выбор искренен и ориентирован на благо окружающим.
В период обучения в начальных классах перед школьником открывается еще больше профессий, а в средних классах знания углубляются за счет первых профориентационных занятий, тестов на определение интересов. Профориентация
– это инструмент, позволяющий понять, какое направление принесет человеку успех и удовлетворение.
Подростки, в большинстве своем, ответственно относятся к выбору будущей профессии: поступают в профильные школы с углубленным изучением отдельных предметов, используют новые возможности для поступления в вуз. В числе таких мероприятий: ✔ Трудовые отряды ✔ Детские лагеря – в качестве вожатого, помощника ✔ Стажировки ✔ Мастер-классы
С 14 лет ребенок может начать зарабатывать, стать самостоятельным, уверенным в себе, независимым от родителей. Временная подработка поможет в становлении ответственной личности. Варианты трудоустройства: курьером, промоутером, раздача и расклейка листовок и объявлений, выкладка товаров, онлайн-заработок (создание контента, плата за клики, комментарии, продажа поделок, рукоделий и пр.).
Что ты можешь сделать уже сейчас?
Мечтая стать писателем или бизнесменом, мы часто представляем себе только положительные стороны этих профессий. Эта ошибка восприятия свойственна даже взрослым, что уж говорить о детях. Например, писатель видится человеком, который сидит у камина с ноутбуком и сочиняет романы. Он зарабатывает творчеством и не должен ходить каждый день на работу. В жизни же известными писателями редко становятся сразу, а иногда и не становятся вовсе — и совмещают творчество с работой журналиста, копирайтера или переводчика.
Чтобы узнать о том, что на самом деле представляет собой дело, которое выбрал ребёнок, нужно попробовать. У подростка есть много возможностей: волонтёрство, курсы с проектной деятельностью и так далее. Можно поработать где‑то неофициально.
Для детей помладше лучший вариант — это книги и фильмы, которые рассказывают о жизни настоящих космонавтов, писателей и бизнесменов. Прочитайте биографии выдающихся людей из той сферы, которая интересна ребёнку. Предложите поиграть в выбранную им профессию, давайте простые задания (например, написать статью о том, как вы сходили в театр). Если есть возможность, познакомьте ребёнка с настоящим бизнесменом, юристом или журналистом. Пусть он расскажет, из чего состоит его рабочий день.
Обязательно ли выбирать профессию раз и навсегда?
Когда я задаю этот вопрос на мастер‑классе, десятилетние дети отвечают «Нет». Они видели, как их родители полностью меняли свою жизнь, уходили с постоянной работы и начинали заниматься своим делом или получали второе образование. Но не у всех есть перед глазами такой пример, поэтому важно рассказать ребёнку, что изменить своё решение тоже можно. Остыть к когда‑то любимому делу и начать заниматься чем‑то совершенно новым — это нормально. Зная это, выбирать профессию будет легче.
Доказано, что 90% навыков, которыми владеет взрослый (умение играть на инструменте, знание языков и другие), было получено в подростковом возрасте, в основном между 11 и 16 годами, когда наши когнитивные способности сосредоточены на внешнем мире. Чем больше вы позволите ребёнку попробовать в этот период, тем шире будут его горизонты.
Развивающие задания
Знакомясь с различными специальностями, включите фантазию. Дети любят головоломки и ролевые игры. При этом незаметно происходит обучение. Например, играя в магазин, приходится расплачиваться деньгами за покупки и подсчитывать сдачу. Строитель должен возводить дома по схеме, строго соблюдая ее. Будущий капитан отлично ориентируется в географических картах. Журналист умеет делать красивые фотографии и брать интервью.
Профессия врача для детей очень привлекательна, они с удовольствием лечат кукол и дают витамины маме. Но ведь настоящий специалист должен быть хорошо эрудирован и назубок знать внутреннее строение человека. В игре подобная информация усваивается легко. Малыши готовы неоднократно ставить диагноз, выискивая на схеме человеческого тела правильное название больного органа. При этом они начинают понимать важность профессионального образования.
Простые правила
Существуют родители, которые готовят для своих детей подробнейшие лекции о профессиях. Однако малышам не интересны специальные термины, исторические факты и долгие рассказы. Описание профессий для детей может строиться по следующей схеме:
- Название специальности, приносимая польза, выполняемые действия (в обобщенном виде, без деталей).
- Знакомство ребенка с местом работы персонажа, используемыми инструментами, спецодеждой. На этом этапе рекомендуется задействовать наглядность (картинки, презентации, мультфильмы, экскурсии).
- Эмоциональное проживание профессии. Дети с удовольствием послушают стихи или рассказы, в которых описаны интересные случаи из жизни геологов, пожарных, летчиков, археологов. Им нравится включаться в сюжетную игру, готовя настоящий обед в образе повара или делая прическу куклам.
- Описание конечного результата. Для стоматолога им будет вылеченный зуб, для швеи — новое платье, для фермера — выращенные овощи и надоенное молоко.
Как это сделано?
Дети весьма любопытны, и этим необходимо пользоваться. Предложите ребенку провести совместное расследование, чтобы узнать, как появилась на свет любимая кукла, новая пижама, вкусная конфета или столовый сервиз. Конечно, сильно глубоко углубляться в процесс не стоит. Малышу вполне хватит тех сведений, которые печатают в детских энциклопедиях. Но и этого достаточно, чтобы понять, как много человеческих усилий потребовалось для создания обычных предметов.
Рассказывая ребенку о профессиях, подчеркивайте, что конечный продукт — плод работы многих специалистов. Например, чтобы появилась одежда, нужно сначала вырастить лен или хлопок, собрать урожай, с помощью специальных машин обработать его, разделив стебли на отдельные волокна. Из них на прядильной фабрике скрутят нитки. Из ниток ткачихи соткут полотно. Швея сошьет одежду, которую шофер развезет по магазинам. Продавец поможет посетителям выбрать самый красивый наряд. Бережно относясь к вещам, мы выказывает уважение ко всем людям, трудившимся ради их появления.
Сказка по профориентации для детей 6-12 лет
Профориентационная сказка для детей от 6 до 12 лет «Легенда о мальчике»
Автор: Коротаева Ирина Владимировна педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 п.Маслова Пристань».
Профориентация начинается с детства, когда мы еще играем в куклы, чертим узоры, катаем машины и выбираем для игр множество различных форм деятельности. И вырастая, выбираем профессии педагогов, архитекторов, водителей и многие другие. В связи с актуальностью данной темы предлагаю вашему вниманию профориентационную сказку, которая может быть использована воспитателями, психологами и педагогами в работе с детьми от 6 до 12 лет «Легенда о мальчике». Цель: донести до детей важность профессионального самоопределения. Задачи: — показать детям важность самостоятельного выбора; — прививать стремление к достижению цели. ***** Когда то в Древнем Риме жил мальчик Арон, который был очень способный. За что бы он не брался, все ему удавалось выполнить с небывалой легкостью, будь то тяжелая физическая работа или умственная, требующая логики и рационального решения. В Древнем Риме обучение строилось по трем ступеням. Первая ступень обучения была доступна каждому ребенку, вне зависимости от социального статуса и материального положения. Вторая ступень – зависела уже от того на сколько твои знания высоки и качественны, а так же, соответствуют дальнейшему обучению. Но требования на второй ступени были очень высоки, что в редких случаях и лишь единицы продолжали обучение вместе с теми, кто был из знатных семей. А что тут говорить о третьей ступени… на ней обучали только отпрысков знати. Подходил уже конец обучения Арона и нужно было делать дальнейший очень важный выбор, который прокладывал неизбежный путь в жизни… Семья Арона была достаточно бедной, чтобы он продолжал обучение на дальнейших ступенях и родители Арона настаивали на том, чтобы он занялся ремесленным делом, которое по сути предполагало огромную затрату сил и малую прибыль… Друзья мальчика звали его с собой и выбрать профессию стеркорариуса. Она предполагала уборку отходов из канализаций. На тот момент времени эта профессия была новой и еще не распространена. Учителя говорили ему о работе кубикулярия из-за его покладистого характера и умения находить общий язык со всеми. На сегодняшний день эта профессия слывет под названием прислуги. Арон был долгое время раздумьях, ему было трудно сделать выбор не только из-за того, что на него давили со всех сторон и уговаривали и потому, что были и другие профессии. Но в скором времени Арон сделал свой выбор. Ведь выбор профессии должен делать сам человек, это его дальнейшая жизнь и он сам решает: будет ли она в радость либо несчастна… Закончив первую ступень обучения, он поступил на вторую. И во время обучения на второй ступени Арон работал в свободное от занятий время. Таким образом, он копил на обучение на высшей ступени. Выбранный им путь был очень труден. Прошло некоторое время, и Арон успешно закончил обучение. В дальнейшем он был помощником правителей, а потом и самим правителем… Суть легенды гласит: делай самостоятельный выбор, стремись к достижению цели и пусть путь не легок, добивайся своего. Ведь ты способен на многое и это твоя жизнь.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по развитию речи в 1 классе на тему: Профессии Сказка про Ежика для детей 5 — 10 лет Сказка на русском и английском языках для начальной школы Приключения Фиалки и Сирени. Сказка для детей на двух языках
Похожие статьи:
Классный час. Профориентация, 3 класс
Игровая программа по профориентации в начальной школе
Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны», 4 класс
Детям о профессии артист
Детям о профессии бухгалтера
Произведения о врачах
Доктор – очень важная профессия. Дети знакомятся с ней одной из первых, ведь именно доктор сопровождает их практически с рождения. Малышей привлекают пузырьки с лекарствами, стетоскоп и белый халат. Игра в доктора – одна из самых любимых у детей дошкольного возраста.
К. Чуковский. «Айболит»
Самый известный и любимый доктор всех поколений. Он лечит зверей. Но под ними подразумеваются дети. Айболит отзывчив, всегда готов прийти на помощь, а звери очень благодарны ему за труд.
Д. Хэрриот. «Из воспоминаний сельского ветеринара»
Ветеринар – это доктор, который лечит животных. Книга английского писателя Д. Хэрриота повествует о начале карьеры сельского ветеринара. Дети узнают интересные подробности о животных, а также знакомятся с трудом ветеринара.
Л. Разумова. «На уколы, на уколы!»
Стихотворение от лица детского доктора. Описывается работа доктора им самим. Вкратце затрагиваются обязанности. Фигура врача не вызывает страха, напротив, она представляется доброжелательной и приветливой. Стихотворение рекомендуется для снятия тревоги перед посещением поликлиники у некоторых детей.
Полезные книжки
Замечательные поэты писали стихи о профессиях для детей. Например, В. Маяковский «Кем быть?» и Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Отдельным рабочим специальностям посвящены стихотворения А. Барто, Б. Заходера, В. Михалкова, С. Черткова. Этот материал необходимо использовать при работе с ребятишками.
Современные издательства выпускают красочные энциклопедии, посвященные труду взрослых. Так, у издательства «Фома» вышла серия книг «Кем быть?», у издательства «Аркаим/Урал ЛТД» серии «Отчего? Зачем? Почему?» и «Когда я стану взрослым». Цветные иллюстрации привлекают внимание детей, позволяют глубже вникнуть в специфику профессии.