Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Игра-ситуация «Профессия «парикмахер» (средняя группа) Игра-ситуация: «Красивая стрижка»
. В средней группе Задачи: Развивать интерес и уважение к
профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Методика проведения. (воспитатель берет расческу и проводит ей по волосам)
— У меня сегодня волосы плохо…
Дидактическая игра «Третий лишний». Куб-трансформер «Мы в профессии играем» для детей 3–4 лет младшей группы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 Колпинского района г. СПб Методическая рекомендация по использованию Куба-трансформера «Мы в профессии играем»
для детей 3-4 лет младшей группы Дидактическая игра
«Третий лишний»
Подготовила…
Статья об ознакомлении детей средней группы с трудом взрослыз
Ознакомление с трудом взрослых в средней группе.
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику продолжается. Работу по ознакомлению с трудом взрослых в зоне ближайшего окружения необходимо продолжать .Дети этого возраста уже более самостоятельные, у них больше развита наблюдательность и поэтому богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка, повар, хореограф, физрук и т.д… ) Кроме того, при ознакомлении с трудом младшего воспитателя, прачки, повара, дворника и других сотрудников детского сада уделяется внимание формированию представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья; приготовление пищи и т.д.) .
Следует знакомить детей с профессиями понятными для них ( продавец, парикмахер, шофер, строитель, врач,) но у детей 4 – 5 лет более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни. Все это позволяет несколько изменить характер педагогической работы не только по содержанию, но и по форме. С детьми средней группы необходимо вводить экскурсии для ознакомления с профессиями взрослых, а во второй половине учебного года детей средней группы при знакомстве с трудом повара, знакомят с простейшими процессами приготовлений пищи: винегрет, блины, котлеты. Необходимо обратить внимание, что для приготовления разных блюд повар использует разные инструменты и продукты, готовят по – разному. Знания о трудовых процессах по приготовлению пищи закрепляются в дидактических играх. Можно использовать фотографии с изображением трудовых действий повара (5-6) . Дается представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению).
Разрабатывается несколько новых тем: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает в колхозе», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически ценным тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, т. е. непосредственно или через художественную литературу он знакомит детей с человеком
определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.
Раскрывая каждую тему, воспитатель продумывает два аспекта: ознакомление с содержанием труда и ознакомление с деловыми и личностными качествами трудящегося человека.
Детей в этом возрасте необходимо знакомить бытовой техникой, широко используемой дома и в детском саду. Принципом, лежащим в основе конструирования образовательной ситуации , является сравнение безмашинного труда, с трудом при использовании машины. Важно показать, что машина ускоряет получение результата, повышает его качество, облегчает труд человека. При ознакомлении с бытовой техникой используются беседы, модели, загадки. Предметы бытовой техники, широко используются дома и в детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.).
В средней группе дети впервые приобретают элементарные знания о коллективном труде сотрудников детского сада ( н.п.: повар работает не один, у него есть помощник и т.д. )
Труд людей транспортных профессий (например, труд шофера, водителя автобуса, кондуктора и др.) соприкасается с трудом милиционера-регулировщика, который управляет движением. Он не только следит за порядком, он активный помощник окружающих его людей. В наше время труд диспетчера тесно связан с трудом врача, либо шофера – таксиста, шофера грузовых перевозок…
Необходимо обращать внимание детей на особенности выполнения отдельных действий, способы контроля проверки качества.
Наиболее эффективное освоение знаний наблюдается в процессе учебной деятельности, на занятиях. Закрепление полученных детьми представлений организуется в дидактических играх, сюжетно – ролевых играх.
Наша программа « От рождения до школы» рекомендует знакомить детей с деньгами и возможностями их использования, что тоже тесно связано с ознакомлением детей с профессиями.
Раскрыть детям понятие «профессия» помогут беседы, которые строятся на наглядном материале. Для формирования обобщенного представления можно использовать модель трудового процесса, разработанную под руководством В. И. Логиновой – «Лесенка». Модель наглядно показывает, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбранный материал и инструменты, если делали все по – порядку. Можно использовать игровой персонаж, разыграть смешную ситуацию, когда невозможно понять, что и как он делал.
Пытаясь ему помочь, воспитатель дает ему помощника – лесенку, с изображением трудового процесса. Каждый игровой персонаж пытается подняться по лесенке и рассказать о том, как он трудился.
Знакомя дошкольников с трудом взрослых, воспитатель стремится к тому, чтобы вызывать у них не только интерес к профессии, уважение к трудящемуся, но и привязанность к конкретным людям. Поэтому если есть возможность знакомить с профессией конкретного человека, то упускать эту возможность никак нельзя. Привязанность к взрослому человеку формируется у детей на основе не эпизодического, а постоянного содержательного общения. Причем это общение полнее и значительнее происходит в совместной деятельности. Формы и содержание совместной деятельности детей и взрослых должны быть различными. Если труд, который наблюдают дети, позволяет им непосредственно в нем участвовать, то воспитатель не должен пропустить и этой возможности и предлагает детям помочь взрослому. Например, дети помогают помощнику воспитателя в уборке помещения ( вытереть пыль на подоконнике…), дворнику – расчистить дорожки от снега…
Большую роль в ознакомлении детей с трудом взрослых, в воспитании эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку играет искусство и литература. В средней группе можно использовать те литературные произведения, с которыми дети познакомились раньше. Кроме того, при разработке тем: «О том, как трудятся наши папы и мамы», «Кто работает в колхозе», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей» — используются следующие стихи и рассказы: «А что у вас?» С. Михалкова, «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского, «Мамина работа» Е. Пермяка, «Ольга Павловна» Н. Найденовой, «Земля» и «Руки человека» Я. Дягутите, «Пожар» С. Маршака, «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы» Н. Калининой, «Светофор» (из книги «Что я видел») Б. Житкова.
Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.
Читая и рассказывая рекомендуемые произведения, проводя беседы по ним, воспитатель акцентирует внимание детей на деталях, характеризующих образ человека-труженика. Например, чтобы подчеркнуть значимость труда взрослых, он особенно выделяет строки: «Моя мама — пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто» (В. Сухомлинский. «Моя мама пахнет хлебом).
Затрагивает чувства детей образ врача, чей труд нередко связан с опасностью. Так, с большим вниманием ребята слушают рассказ Б. Житкова «Обвал». Несмотря на то что рассказ рекомендован для чтения старшим дошкольникам, он может быть прочитан и в средней группе, так как понятен детям по содержанию. Чтобы донести до их сознания основную идею рассказа, достаточно спросить: «Почему доктор хотел идти пешком? Разве нельзя было подождать, когда расчистят дорогу?» На этот вопрос дети нередко отвечают возмущенно: «Нельзя было ждать, Валя могла умереть». Воспитатель подтверждает: «Вы правы, доктор очень боялся за Валю, поэтому, когда произошел обвал и нельзя было проехать машине, он решил пойти пешком».
Дошкольники среднего возраста должны уметь охарактеризовать врача как человека смелого, готового прийти на помощь, добросовестно относящегося к своему делу, проявляющего заботу о других людях.
В средней группе дети уже лучше рисуют и могут изображать даже некоторые сюжетные ситуации, причем не только те, что они видели сами, но и те, которые узнают из художественных произведений, при рассматривании картин. Здесь так же, как и в младшей группе, используются творческие занятия.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель продолжает учить дошкольников отражать свои впечатления о труде взрослых.
Большой интерес вызывает у детей ознакомление с трудом колхозников (животноводов, трактористов — в зависимости от местных условий).
Воспитатель внимательно следит за содержанием изобразительной деятельности детей в повседневной жизни, когда они по собственному побуждению начинают рисовать, лепить то, что видели на экскурсиях.
Рекомендуем темы обязательных занятий по изобразительной деятельности в средней группе по ознакомлению с трудом взрослых и формированию эмоционально-положительного отношения к человеку-труженику.
Труд дворника, няни. Рисование или аппликация на тему «Что нужно дворнику или няне для работы?».
Труд повара. Рисование или лепка посуды (для работы повара), а также овощей и фруктов.
Труд шофера. Рисование на тему «Машина привезла продукты в детский сад».
Труд строителя. Рисование на тему «Дома на нашей улице».
Труд животновода. Рисование фермы, где живут коровы, лошади (в сотворчестве с воспитателем).
Темы обязательных занятий могут стать темами изобразительной деятельности в повседневной жизни. Они служат закреплению полученных знаний и представлений детей.
К концу года, когда у детей накопятся общие и конкретные представления о людях-тружениках, представителях различных профессий, можно провести занятие, позволяющее выявить, сформировалось ли у дошкольников положительное отношение к трудящемуся человеку.
Компоненты трудовой деятельности:
Конспект по теме «Труд взрослых»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы Образовательная область «Познание» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Тема: «Труд взрослых»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
— продолжать формировать представления детей о профессиях; — учить образовывать форму Дательного падежа существительных через игру «Кому что нужно?»; — учить отвечать на вопросы полным предложением; — продолжать знакомить с цифрами;
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать мелкую моторику; — развивать связную речь; — развивать ориентировку в макропространстве; — развивать наглядно-образное мышление на основе игры «Кто что делает?»;
Воспитательные задачи:
— воспитывать уважение к труду взрослых; — воспитывать умение отвечать, подняв руку. Материалы: картинки предметов помощников, солнышко с лучами.
Ход
1. Вводная часть. Беседа
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о профессиях. Давайте вспомним, какие профессии вы знаете?» (Повар, врач, продавец, воспитатель т.д.) Воспитатель: «Правильно, на свете существует очень много профессий все они очень нам нужны и важны. У каждого человека той или иной профессии есть свои предметы, которые мы называем предметы-помощники». Воспитатель: «Скажите, какое сейчас время года? Как вы это поняли? Назовите признаки осени».
(Стало холоднее, дни стали короче, ночи длиннее, небо хмурое, часто идет дождь, насекомые прячутся в щелки и под кору деревьев, перелетные птицы улетают на юг, люди стали теплее одеваться, листья краснеют, желтеют и падают на землю.)
Воспитатель: «Как светит солнце осенью?» (Осенью солнце светит тускло, слабо.) Воспитатель: «Вот и к нам в группу заглянуло солнышко, но оно грустное, а грустное оно от того, что потеряло все свои лучики. Давайте мы поможем ему? Для этого надо найти лучик и выполнить задание, которое на нем написано. На каждом лучике написана цифра. Будьте внимательны».
2. Д/и «Кто что делает?»
Воспитатель: «Посмотрите вокруг себя и найдите лучик с цифрой 1. На этом лучике написаны вопросы, нам нужно на них ответить. Не забудьте отвечать, только подняв руку. Что делает водитель?»
(Водитель возит груз, людей)
Воспитатель: «Что делает повар?» (Повар готовит завтрак, обед, ужин и т.д.) Воспитатель: «Что делает врач?» (Врач лечит, выписывает лекарства, назначает уколы.) и т.д.
3. Д/и «Кому что нужно?»
Воспитатель: «Посмотрите внимательно вокруг и найдите лучик с цифрой 2. Сейчас я буду называть профессию, а вам нужно будет подобрать и назвать предмет помощник. Что нужно портному? Что нужно врачу? Что нужно строителю? Что нужно продавцу и т.д. Молодцы!!! Вы справились и с этим заданием и уже два лучики мы помогли найти солнышку».
4. Д/и «Исправь ошибку»
Воспитатель: «Ищем лучик с цифрой три. Так, здесь написаны предложения, вам нужно внимательно послушать и сказать это так или нет? Повар лечит, а врач готовит. Это так?» (Трик-трак это не так.) Воспитатель: «А как?» (Повар готовит, а врач лечит.) Воспитатель: «Парикмахер шьет, а портной подстригает. Это так?» (Трик-трак это нет так.) Воспитатель: «А как?» (Парикмахер подстригает, а портной шьет.) и т.д.
5. Речевая подвижная игра «Космонавт»
Воспитатель: «Найдите теперь следующий лучик. С какой цифрой будете искать? На этом лучике написано, что нам нужно выполнить физкультминутку и отгадать загадку: Не шофер и не пилот, Водит он не самолет, А огромную ракету. Дети, кто скажите это?» (Космонавт) (Дети выполняют задание, проговаривают слова.)
6. Воспитатель:
«Теперь давайте найдем последний лучик с цифрой 5. На нем написано, что нам нужно отгадать загадки. Будьте внимательны. Кто догадался – поднимает руку. Мы в профессии играем, По душе их выбираем И мечтаем поскорей Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть – решить и стать.
Саша гордо самолет На веревочке везет, Он готовится к полетам, Значит вырастет… (пилотом).
У пилота Боря друг Красит краской все вокруг, На окне рисует дождик, Значит вырастет… (художник).
У Бориса есть соседи – Близнецы Денис и Федя, Воду варят вечерами Значит будут… (поварами).
Также Боря дружит с Дашей, Даша кормит с ложки кашей Куклу-капризулю Катю Подрастает… (воспитатель).
Дашу Ксюша с Жанной Заразили кашей манной, А потом лечили щами, Стать хотят они… (врачами).
Врачи лечили и Олега, Крепостей Олег лепитель, Он потомственный… (строитель).
Труд строителя всем нужен, Нужен всем и вкусный ужин, Доктор, чтобы всех лечил, И учитель, чтоб учил, Летчик нужен, чтоб летать, Ну а ты кем хочешь стать?»
7. Воспитатель:
«Ну вот мы помогли солнышку найти все лучики, оно сразу заулыбалось, поблагодарило нас и подарило нам свое тепло».
Автор материала МБДОУ Детский сад № 32, г. Архангельск, 2013, воспитатель: Иванова Александра Васильевна
Также по теме:
Как приучить ребёнка к труду. Как знакомить детей с трудом взрослых