Лекция «Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению»


Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Правила эвакуации

Едкий густой дым при пожаре бывает опаснее, чем огонь. Он снижает видимость, затрудняя эвакуацию, к тому же отравляет дыхательные пути. Поэтому инструкция при пожаре для детей учит позаботиться о защите органов дыхания.

Для этого использовать любой подручный материал: шарф, футболку, полотенце. Ткань смочить в воде и приложить к лицу.

Дым поднимается вверх, поэтому для выхода из горящего помещения перемещаться ползком или на четвереньках.

Покинув квартиру, входную дверь плотно закрыть, чтобы не допустить распространение огня по подъезду и не пустить в квартиру кислород.

Главная задача в экстренной ситуации – спасти жизнь. Поэтому не стоит тратить время на поиск и сбор ценных вещей!

Организация класса, уголка пожарной безопасности

Одна из самых часто встречающихся чрезвычайных ситуаций это пожар. Как правило, в экстремальных условиях люди теряют способность адекватно реагировать на происходящее. Поэтому, во избежание трагедии, необходимо заранее информировать людей о действиях во время пожара. Эта информация должна быть наглядна, доступна и легко запоминаться. С этой целью в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации могут быть созданы классы, уголки пожарной безопасности. При этом их создание и функциональное наполнение не регламентируется нормативными правовыми актами и нормативными документами.

В классе пожарной безопасности могут быть размещены:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, листовки, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Один из эффективных методов достижения цели информирования людей о действиях во время пожара — оформление и размещение на видном месте с хорошей проходимостью уголка пожарной безопасности.

Существует многообразие типов, видов, вариантов оформления уголков пожарной безопасности, методов их печати, способов размещения (напольный, настенный, мобильный).

Уголок пожарной безопасности должен отражать специфику деятельности организации и может содержать как методический, так и раздаточный материал.

На стендах уголка пожарной безопасности может быть представлена следующая информация: план эвакуации, инструкции о мерах пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, порядок действий при пожаре, требования пожарной безопасности, инструкции по использованию первичных средств пожаротушения, знаки пожарной безопасности и т.п.

Примеры оформления уголка пожарной безопасности представлены на рисунках 1 – 3.

Рис. 1. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Рис. 2. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Рис. 3. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Действия при пожаре в квартире для детей

Часто причинами пожаров становятся действия малышей, оставшихся без присмотра родителей. Поэтому первые уроки должны начинаться с обсуждения профилактических мер и правил безопасности при пожаре для детей.

Маленьким детям с раннего возраста важно объяснять, почему нельзя трогать провода, розетки, электроприборы, приближаться к зажженной плите или играть с огнем. Незнание элементарных правил приводит к плачевным последствиям.

Ребята старшего возраста, оставаясь дома одни, должны понимать уровень ответственности, возложенный на них. А в задачи родителей входят такие действия:

  • Научить правильно пользоваться электроприборами;
  • рассказать об опасности игр с огнем;
  • провести инструктаж первых действий в случае возгорания.

Важно объяснить, как вести себя во время пожара детям, а также убедиться, что ребенок знает номера спасательной службы и свой домашний адрес. Это поможет в экстренной ситуации сэкономить время на вызов пожарной бригады.

Оставляя детей дома одних, необходимо убрать из зоны досягаемости пожароопасные вещества и предметы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
  2. Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  3. Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645?
  4. Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
  5. Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
  6. Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
  7. Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  8. Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  9. Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
  10. Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
  11. Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  12. Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
  13. Что учитывается при проведении обучения мерам пожарной безопасности?
  14. Что является основой обучения мерам пожарной безопасности?
  15. Укажите последовательность действий персонала, воспитанников и обучающихся дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация

Памятка правил обращения с электроприборами

Сегодня почти все дети умеют пользоваться микроволновкой, компьютером или утюгом. Но ошибки в обращении с техникой часто становятся причиной пожаров.

Не стоит запрещать пользоваться электроприборами, но инструктаж по технике безопасности необходим:

  • Отключать прибор сразу после использования.
  • Не оставлять без присмотра нагревательную технику (утюг, плойку, электропечь).
  • Следить, чтобы рядом с нагревательными элементами не было легковоспламеняющихся материалов.
  • После отключения прибора от сети дать ему полностью остыть, прежде чем убирать из виду.
  • При любом нарушении работы сразу отключать устройство от сети.
  • Нельзя ни в коем случае самостоятельно ремонтировать электрические приборы.
  • Не допускается подключение нескольких приборов к одной розетке.

Правила безопасности при пожаре для детей, как и правила использования бытовых приборов, необходимо прививать с раннего детства.

Как вести себя при пожаре детям, если рядом нет взрослых

Дети должны знать признаки, указывающие на начало пожара. Услышав запах дыма, нельзя его игнорировать. Нужно обойти жилище и найти возможный источник возгорания. Если в квартире ничего не горит, возможно, что запах идет с улицы или от соседей. Поэтому рекомендуется посмотреть в окно и на лестничную площадку.

Ребенок должен знать соседей, чтобы в опасный момент обратиться к ним за помощью.

Если источник огня обнаружен дома, можно приступать к тушению только в том случае, если возгорание небольшое. Для этого использовать воду, плотное одеяло, песок, соду или землю. Тушить водой электрические приборы запрещено!

Как потушить небольшое возгорание

Зная, как вести себя во время пожара детям, можно адекватно оценить ситуацию и предпринять правильные действия. Возможно, что с небольшим возгоранием ребенок может справиться сам, без обращения в экстренную службу.

  • Если на кухне загорелась прихватка или полотенце, их бросить в раковину и открыть кран с водой.
  • Возгорание в мусорном ведре залить водой.
  • Вспыхнувшее масло на сковороде тушить водой запрещено! От этого оно начнет брызгать во все стороны и оставит серьезные ожоги на коже. В таком случае сковороду накрыть крышкой и выключить конфорку.
  • При возгорании электроприборов или проводки отключить электричество. Для тушения источника использовать плотный натуральный материал, землю или стиральный порошок.
  • Если огонь появился на балконе, тушить его аналогично – при помощи воды, песка, земли или других негорючих материалов.

При быстро разрастающемся пожаре все силы направить на спасение, воспользовавшись следующей памяткой поведения при пожаре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». — «Российская газета», № 3, 05.01.1995;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». — «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2415;
  3. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2008;
  4. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. (Утв. МЧС России 20.06.2014). Документ опубликован не был;
  5. Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. (Утв. МЧС РФ). – «Библиотека инженера по охране труда», №N 1 — 2, 2007;
  6. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (Утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 года № 1-4-60-10-19);
  7. Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства. ч. 3. Организационно-технические мероприятия. Под общ. ред. В.И. Козлачкова. – Минск: «ФОИКС», 1998. — 317 с;
  8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед. соч.: в 3-х т. — М., 1979, т. 1, с. 33.
  9. Интернет-ресурс https://ddt2mariinsk.ucoz.ru/index/pozharnajabezopas nost/0-16;
  10. Интернет-ресурс https://www.profi-ra.ru/agit/stend1/;
  11. Интернет-ресурс https://marina-tcherepanina.narod.ru/index/0-4.

Что делать при пожаре детям

К сожалению, никто не застрахован от критических ситуаций. Поэтому кроме профилактических бесед, полезно рассказывать о конкретных действиях при наступлении пожара. Памятка правил поведения для детей звучит так:

  • При возгорании позвонить в пожарную службу, назвать свое имя, адрес;
  • быстро покинуть квартиру;
  • обратиться к соседям за помощью;
  • сообщить прибывшим пожарным о месте и источнике возгорания.

Отдельным списком идет перечень действий, которые категорически запрещены при пожаре:

  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, или любые другие места. Это затруднит поиски прибывшей пожарной бригаде.
  • Запрещено использовать лифт для покидания здания. Если в доме отключится электричество, лифт застрянет.
  • Загоревшийся электроприбор нельзя тушить при помощи воды.
  • При пожаре нельзя открывать окна, поскольку это только усилит горение.

Если случилось так, что выйти из горящего помещения невозможно, нужно защитить от дыма дыхательные пути тканью, смоченной в воде. При помощи воды, имеющейся в распоряжении, можно создать вокруг себя безопасную зону, выливая жидкость на пол. Это поможет выиграть время в ожидании пожарной службы.

Для лучшего усвоения правил поведения при пожаре, лучше вести диалог в игровой форме, приводя подробные примеры.

Что делать при пожаре в лесу

Ребята школьного возраста могут выезжать с классом или друзьями на отдых в лес. Но назвать это место безопасным нельзя, ведь лесные пожары считаются разрушительным стихийным бедствием.

Поэтому, отпуская ребенка в лес, важно провести для него инструктаж по технике безопасности.

  • Если огонь из костра перекинулся на сухую траву, тушить ее нужно при помощи веток, песка, одежды или воды. На этом этапе важно не допустить распространения пламени.
  • Если справиться с возгоранием не удалось, и огонь со скоростью распространяется дальше, необходимо покинуть зону пожара, предупреждая встречных людей об опасности.
  • Спасаясь от лесного пожара, стоит учитывать направление ветра, и двигаться ему навстречу.
  • Отойдя на безопасное расстояние, позвонить в МЧС.

Обучение правилам безопасности при пожаре призвано сохранить жизнь детям. Поэтому в школах проводятся открытые уроки и учебные эвакуации, а на видных местах размещаются памятки поведения при пожаре. В свою очередь, родители обязаны с раннего детства заботиться о грамотности ребят, рассматривать различные ситуации и возможные варианты решения проблем.

Правильно усвоить материал поможет обучающий мультфильм:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]